Файл: «Учетная политика для целей налогообложения: цель, задачи, формирование, применение».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы продиктована реформированием бухгалтерского учета коммерческой организации, в ходе которого учетная политика из формального атрибута финансовой отчетности превращается в эффективный инструмент финансового менеджмента, способ финансово-экономического выживания. Способы учета, закрепленные в этом документе, оказывают непосредственное влияние на финансовый результат хозяйственной деятельности. От выбора принципов учетной политики зависит финансово-экономическая безопасность бизнеса (финансовая устойчивость, платежеспособность и другие показатели качества менеджмента). Влияние различных способов учета на себестоимость продукции, работ, услуг и на финансовый результат может быть довольно значительным.

Цель исследования формирования учетной политики заключается в обобщении подходов к организации бухгалтерского учета, выделении основных направлений учетной политики и факторов, влияющих на принятие решения о том или ином способе ведения бухгалтерского учета, а также в анализе влияния учетной политики на движение финансовых ресурсов организации.

Задачами представленной работы являются:

  • раскрытие сущности, функций и значения учетной политики;
  • обоснование применяемого порядка ведения бухгалтерского учета;
  • анализ законодательства и нормативных документов, регулирующих методику формирования учетной политики;
  • проведение анализа применяемой организацией учетной политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Изучение учетной политики позволяет сделать выводы о состоянии бухгалтерского учета организации, проанализировать адекватность учетной политики по каждому разделу бухгалтерского учета, оценить влияние применяемых методов учета на достоверность показателей отчетности, а также рациональность избранных методов с точки зрения трудоемкости учета.

Представленная работа написана на фактических материалах ООО Производственно-инвестиционная компания «ГазНефтеМаш». Основным видом деятельности ООО ПИК «ГазНефтеМаш» является оптовая торговля запасными частями к оборудованию для нефтяной промышленности.

В работе проводится проверка соответствия учетной политики требованиям действующего законодательства; полноты положений учетной политики; соответствия положений учетной политики специфике деятельности субъекта. В ходе анализа учетной политики выясняется адаптивность учетной политики при изменении законодательства.


При написании работы использованы труды российских ученых, нормативно-законодательные документы, учредительные документы организации, содержащие сведения об организации, приказ об утверждении положения об учетной политике организации, первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность ООО ПИК «ГазНефтеМаш».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования учетной политики организации, основополагающие базовые экономические принципы, на которых строится учетная политика; раскрываются ее основные элементы, этапы формирования и возможности изменения учетной политики

Во второй главе приведена краткая экономическая характеристика ООО ПИК «ГазНефтеМаш», проведен анализ учетной политики для целей бухгалтерского учета, объясняется выбор того или иного варианта учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техника ведения и организации бухгалтерского учета исходя из особенностей деятельности ООО ПИК «ГазНефтеМаш».

В третьей главе на основе проведенного исследования даются рекомендации по устранению замечаний к действующей учетной политике и совершенствованию учетной политики объекта изучения.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. Сущность учетной политики

Согласно п.3 ст.5 Закона «О бухгалтерском учете» [3.] организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В настоящее время основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, устанавливаются ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» [6].

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [6].


Все существующие предписания нормативных документов, касающиеся специальных вопросов бухгалтерского учета, т.е. определяющие правила учета конкретных фактов хозяйственной жизни, можно разделить на две группы:

  • одновариантные;
  • многовариантные.

Одновариантные предписания нормативных актов определяют один, единственно возможный порядок бухгалтерского учета соответствующих фактов. В этом случае бухгалтер должен действовать в строгом соответствии с единственным, устанавливаемым нормативными документами, вариантом.

Второе основание формирования учетной политики организации создается тем, что по целому ряду вопросов бухгалтерского учета, связанных с конкретными хозяйственными операциями организаций, нормативные документы вообще не содержат никаких специальных предписаний.

Относительно данных ситуаций ПБУ 1/98 [6] содержит специальное правило, согласно которому, если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из данного и иных положений по бухгалтерского учету (п.8 ПБУ 1/98).

Третьим основанием возможности для организаций самостоятельно формировать учетную политику является норма Закона «О бухгалтерском учете» [3.], придающая всем специальным предписаниям бухгалтерского законодательства диспозитивный характер, т.е. свойство действия только в сочетании с волей применяющего их лица.

Речь идет о содержании п.4 ст.13 Закона «О бухгалтерском учете» [3.], согласно которому в пояснительной записке «должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием».

Таким образом, формируя свою учетную политику, организация может:

1. выбрать один из предлагаемых нормативными документами вариантов ведения бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций;

2. самостоятельно разработать методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни, в случае, когда таковая нормативными документами не установлена;

3. применять методику бухгалтерского учета, отличную от предписанной нормативными документами, если, по мнению бухгалтера, содержащаяся в нормативных документах по бухгалтерскому учету методология не позволяет достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной жизни. Такое отступление от предписаний нормативных документов должно быть раскрыто и обосновано в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.


Учетная политика любой организации должна строиться на основополагающих принципах и допущениях бухгалтерского учета. Схематично они приведены в приложении 2.

Предполагается также, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, то есть необходимость изменений, вносимых в учетную политику, должна быть обоснована и подкреплена результатами анализа сложившейся хозяйственной ситуации.

Закон «О бухгалтерском учете» устанавливает перечень случаев, в которых организация может изменять свою учетную политику. Согласно п.4 ст.6 Закона изменение учетной политики может производиться в случаях:

1) изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;

2) разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) существенного изменения условий ее деятельности.

В соответствии с разделом IV ПБУ 1/98 изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Такое дополнение к учетной политике вследствие того, что оно не считается изменением, может быть внесено в течение отчетного года.

Законом «О бухгалтерском учете» указывается, что в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Содержание и направление учетной политики предприятия должны способствовать такой организации бухгалтерского учета, при которой этот учет максимально воздействует на финансовые результаты деятельности организации, повышает его ликвидность и помогает избегать различного рода разногласий с налоговой инспекцией при документальных проверках и тем самым позволяет оградить себя от финансовых санкций.


1.2. Этапы разработки, организационные и методологические аспекты учетной политики

Разработка учетной политики – сложный многоэтапный процесс, значение которого нельзя преуменьшать. Автоматическое дублирование учетной политики от одного отчетного периода к другому не только неэффективно, но и опасно, так как изменившаяся хозяйственная ситуация, подвижки во внешней и внутренней среде организации способны стать причиной ухудшения финансового состояния организации, если учетная политика не корректируется.

Обязанность формирования учетной политики лежит на руководителе организации и главном бухгалтере, однако эта работа не должна быть полностью возложена на них. В разработке отдельных элементов учетной политики, особенно на подготовительном этапе, могут участвовать все подразделения предприятия.

Можно выделить следующие этапы разработки учетной политики.

1. Комплексная оценка среды организации:

  • оценка сложившейся системы документооборота: эффективность, быстрота, выполнение графика;
  • оценка применяемого рабочего плана счетов: достаточность, соответствие нормативной базе;
  • анализ форм применяемых первичных учетных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности: необходимость, достоверность, наличие необходимых реквизитов, полнота информации, существенность содержащихся в форме данных, трудоемкость заполнения, удобочитаемость;
  • оценка существующего порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации: полнота информации, периодичность проведения, состав инвентаризационной комиссии;
  • экспертиза методов оценки активов и обязательств: соответствие нормативной базе, соответствие целям организации, экспертиза системы внутреннего контроля и аудита, эффективность, достаточность, оперативность.

2. Разработка изменений к действующей учетной политике.

3. Контроль внедрения и применения.

Согласно п. 9 ПБУ 1/98 [6] принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются в соответствии с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.