Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Характеристика и эволюция налога на имущество организаций в налоговой системе Российской Федерации).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
Налоговая база облагаемого налогом по ставке 2,2% за девять месяцев 2018 г. составила 916 000 940 руб.
Налоговая база необлагаемого налогом по ставке 2,2% за девять месяцев 2018 г. составила 59 396 847 руб.
Налоговая база облагаемого налогом по ставке 1,9% за девять месяцев 2018 г. составила 2 189 160 537 руб.
Таким образом, изменения в Налоговом Кодексе РФ, существенно повлияли на определение налоговой базы в организации. С 1 января 2013 г. ОАО «Кемеровская генерация» приходится определять налоговую базу по разным налоговым ставкам.
2.3. Льготы по налогу на имущество организаций, исчисление и уплата налога ОАО «Кемеровская генерация»
ОАО «Кемеровская генерация» за 2016-2018 гг. применяет налоговые льготы, которые представлены в таблице 12.
Таблица 12
Налоговые льготы, применяемые ОАО «Кемеровская генерация» за 2016-2018 года
Год |
Основания применения льготы |
|
2016-2017 гг. |
В отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. |
|
2018 г. |
В отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Р Ф, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества |
Льгота в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, предоставляется организациям, которые имеют на балансе железнодорожные пути и федеральные автомобильные дороги общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи. Для таких организаций льгота по налогу предоставляется по имуществу, из которого состоят указанные объекты. Эти основные средства должны быть включены в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации. Учитывая, что эта льгота действует с 1 января 2004 года, организации, имеющие на балансе льготируемое имущество, не применяли данную льготу, так как перечень не был утвержден. Указанный Перечень имущества Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 504» О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».
ОАО «Кемеровская генерация» в 2016-2018 гг. использовала код налоговой льготы 2010238, которая относится к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, коды указаны в порядке заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций.
Федеральным законом от 29.11. 2012 года № 202-ФЗ п. 11 ст.381 НК РФ льгота в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, была изменена и в ней линии энергопередачи, не упомянуты. Теперь эту льготу используют организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
ОАО «Кемеровская генерация» в 2018 г. использует льготу по налогу - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Организация будет пользоваться этой льготой в течение трех лет со дня постановки на учет.
Ставки налога на имущество в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, расписались до 2018 года, они представлены в таблице 13.
Таблица 13
Налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотьемленной технологической частью указанных объектов
Год |
Размер налоговой ставки |
2016 г. |
1,3% |
2017 г. |
1,6% |
2018 г. |
1,9% |
ОАО «Кемеровская генерация» применяет налоговую ставку 2,2%. А с 1 января 2013 г. начала использовать налоговую ставку 0,4%. То есть в 2018 г. организация использует налоговые ставки в размере 2,2% и 1,9%.
При этом отметим, что указанная ставка с 1,9 до 2,2% увеличивается (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ) предельные налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Расчет налога на имущество организаций по разным ставкам производится отдельно.
Рассмотрим порядок расчета суммы налога на имущество организаций подлежащий уплате в бюджет ОАО «Кемеровская генерация» за 2016-2018 гг. Расчет суммы налога за налоговые периоды, 2010-2012 гг. представлены в таблице 14.
Таблица 14
Расчет суммы налога ОАО «Кемеровская генерация» за налоговые периоды, 2016-2018 гг.
Налоговый период |
Расчет налога (НБ*2,2%) |
Сумма налога за налоговый период, руб. |
2016 год |
581 355 006 руб. * 2,2% |
12 789 810 |
2017 год |
567 387 960 руб.* 2,2% |
12 482 535 |
2018 год |
785 557 616 руб. * 2,2% |
17 282 268 |
Источник: таблица составлена автором по данным налоговых деклараций за 2010-2012 гг.
ОАО «Кемеровская генерация» уплатила налог на имущество, за налоговые периоды, в следующих размерах:
1) в 2016 г. - 12 789 810 руб.;
2) в 2017 г. - 12 482 535 руб.;
3) в 2018 г. - 17 282 268 руб.
Рассмотрим порядок расчета авансовых платежей организации за первый квартал, полугодие, девять месяцев 2013 г. Организация рассчитывает авансовые платежи в 2018 г. по ставке 2,2% и по льготной ставке 1,9% Расчеты суммы авансового платежа за отчетные периоды 2018 г. представлены в таблице 15.
Таблица 15
Расчеты суммы авансового платежа ОАО «Кемеровская генерация» за отчетные периоды
Отчетные периоды |
Расчет авансового платежа ((СрСт - СрСтл) x 2,2%)/ 4+ ((СрСт x 1,9%)/4) |
Сумма авансового платежа подлежащая уплате в бюджет, руб. |
Первый квартал |
((937 945 555-61 889 023)*2,2%) /4 + (2 254 084 839*1,9%) / 4 |
7 072 396 |
Полугодие |
((926 980 261-60 642 935)*2,2%) / 4 + (2 222 009 772*1,9%) / 4 |
6 986 865 |
Девять месяцев |
((916 000 940-59 396 847)*2,2%) / 4 + (2 189 160 537*1,9%) / 4 |
6 900 484 |
ОАО «Кемеровская генерация» в 2018 г. уплатили авансовые платежи в следующих размерах:
1) первый квартал - 7 072 396 руб.
2) полугодие - 6 986 865 руб.
3) девять месяцев - 6 900 484 руб.
ОАО «Кемеровская генерация» начисляет и уплачивает налог на имущество, а также авансовые платежи по налогу в бюджет по местонахождению организации и местонахождению объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации, исходя из балансовой принадлежности имущества.
Декларация по налогу на имущество организаций представляется ОАО «Кемеровская генерация» в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи по установленным форматам с электронной цифровой подписью в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок заполнения декларации по налогу на имущество предусмотрен Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.
В крупных компаниях таких как ОАО «Кемеровская генерация» движение основных средств идет постоянно, отсюда возникают причины для ежеквартального уточнения декларации по налогу на имущество. Такими причинами могут служить позднее предоставление документов, несвоевременное оприходование основных средств, человеческий фактор, ошибка программного обеспечения и другие.
Если бы структурные подразделения предоставляли декларацию по налогу на имущество каждый от своего имени и в каждый налоговый орган по месту нахождения имущества, то каждая поданная декларация на увеличение сопровождалась бы уплатой пени, а это дополнительные невозмещаемые расходы.
Единая декларация по налогу на имущество позволяет единовременно учитывать все возможные изменения в структурных подразделениях относительно основных средств и избегать массовых уплат пени. Не редки случаи подачи налоговой декларации на уменьшение исчисленной ранее суммы налога. Исходя из практики применение единой налоговой декларации сумма уплаченной пени по налогу на имущество в течение календарного года снизилась в несколько раз, так как декларации на уменьшение суммы налога порой перекрывают суммы на увеличение налога, тем самым итоговая декларация подается на уменьшение и к компании не применяются налоговые санкции.
Исключение составляют объекты имущества, по которым, согласно законодательства, исчисление налога на имущество осуществляется исходя из кадастровой стоимости объекта. По таким объектам налоговая декларация предоставляется в индивидуальном порядке, в которой каждое основное средство отражено по своей кадастровой стоимости и к которому применяется определенная ставка. На сегодняшний день 72 субъекта Российской Федерации на региональном уровне приняли законы о налогообложении объектов имущества по кадастровой стоимости.
Данными законами определены перечни объектов имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Таким образом, предоставление единой налоговой декларации по согласованию с УФНС субъектов РФ является одним из законных методов оптимизации расходов для уплаты сумм налога и пени по налогу на имущество.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показал проведенный анализ, существующая в России система налога на имущество организаций тормозит инвестиции, делает невыгодным обновление основных фондов предприятий-производителей.
Система налогообложения недвижимости по ее рыночной стоимости сегодня действует во многих странах мира. Она хорошо зарекомендовала себя как фискальная, стимулирующая и социальная мера. При последовательном проведении в жизнь эта система может быть успешно внедрена в России.
В связи с вышеизложенным в курсовой работе были рассмотрены основы законодательного и нормативно-методологического регулирования налогообложения имущества организаций, теоретические и методологические аспекты имущественного налога; изучены возможности и предложены направления повышения эффективности государственного регулирования рынка недвижимости для целей налогообложения, проработана модель налога на недвижимость и дифференцированная система имущественного налогообложения.
В ходе исследования были сделаны следующие выводы и предложения:
1. В условиях рынка содержание имущественного налога во многом определяется состоянием института частной собственности, существованием ее в различных экономических формах и на паритетных условиях, достойным правовым обеспечением. Существование частной формы собственности на землю обуславливает формирование новой экономической категории – недвижимость, которая обладает рядом специфических свойств.
Степень развития и эффективность функционирования сферы недвижимости в рыночной модели экономики определяется сущностью и взаимосвязью следующих основных моментов: свобода предпринимательства и выбора, рыночная система цен, мотивация поведения личности, регулирующая роль государства.
Новые отношения собственности предполагают и необходимость обновления управления ею, составной частью которого является ее налогообложение. Специфика недвижимости определяет специфику проявления функций имущественного налогообложения в рыночных условиях, главными из которых является фискальная, стимулирующая и социальная.
2. Из анализа мирового опыта налогообложения недвижимости следует, что в России наилучшим вариантом был бы налог на недвижимость, представляющую собой единый комплекс из земельного участка и сооружений, построенных на нем, налоговой базой которого являлась бы рыночная стоимость объектов.
Кроме того, из опыта зарубежных стран можно позаимствовать принцип льготирования объектов налогообложения, в соответствии с которым льготы устанавливаются по типам недвижимости, а не категориям налогоплательщиков; четкое разграничение полномочий между центром и местными органами власти в организации процесса налогообложения недвижимости; высокую координацию деятельности различных ведомств по сбору, обработке и хранению информации о состоянии объектов недвижимости.