Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
Введение
Сегодняшний этап социально-экономического развития России в большой степени зависит от обеспечения государством стабильности общественных отношений, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, развития системы государственных органов, повышение эффективности их деятельности и взаимодействия между собой. В этой связи внимание общества к проблеме функционирования системы государственной гражданской службы должно быть особенно повышенным.
Отметим, что в последние годы интерес исследователей к вопросу совершенствования государственной гражданской службы значительно возрос, что связывается с пониманием того факта, что эффективность предпринимаемых государством мер во многом зависит от эффективности построения деятельности органов власти.
Институт государственной службы является неотъемлемой составляющей правовой системы государства, а государственные служащие – основными исполнителями проводимых в обществе демократических и социально-экономических преобразований. Сегодня можно констатировать, что государственная служба, взявшая курс на демократизацию и профессионализацию своих рядов, внесла существенный вклад в становление Российской Федерации. На современном этапе развития ей отводится главенствующая роль в создании благоприятной социальной и деловой среды, которая позволит всем субъектам нашего общества жить и работать плодотворно.
Принятые и принимаемые меры по развитию государственной службы направлены на повышение эффективности государственного управления, государственной службы, повышение ее авторитета и престижа. Система государственной службы в РФ имеет достаточное количество проблем, для решения, которых руководству государства предстоит еще принять ряд кардинальных мер по повышению эффективности госслужбы как основного организационно-правового инструмента государства.
Актуальность темы дипломного проекта обусловлена тем, что государственная служба является важным институтом, и его дальнейшее развитие играет значительную роль в деле построения в Российской Федерации правового демократического государства. Функционирование такого государства возможно лишь тогда, когда институт государственной службы эффективно реализует его функции (законотворческую, правоохранительную, исполнительную и юрисдикционную). Не менее актуальным сегодня является процесс прохождения государственной гражданской службы, который закреплен в законодательстве в виде административных процедур, то есть установленного порядка, включающего должностной регламент, процедуру аттестации государственного гражданского служащего, а также процедуру сдачи им квалификационного экзамена. Однако законодатель не дает четкого определения понятиям указанных процедур, что в конечном итоге отрицательно сказывается на организации процесса прохождения государственной службы. Таким образом, очевидна совершенствование организации прохождения государственной гражданской службы в Российской федерации, чем и обусловливается актуальность настоящего дипломного проекта.
Объект - территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске
Предмет - технология организации служебной деятельности специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске.
Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по совершенствованию системы государственной гражданской службы и кадровой работы территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске.
Задачами дипломного проекта являются:
1) раскрыть теоретические основы прохождения государственной службы в Российской Федерации;
2) рассмотреть технологию прохождения государственной службы;
3) охарактеризовать Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске как объект исследования;
4) проанализировать организацию прохождения государственной службы на примере Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске и выявить существующие проблемы;
5) разработать мероприятия по совершенствованию системы организации прохождения государственной службы и обосновать их эффективность.
Теоретической основной написания дипломного проекта являются законодательные и нормативные акты РФ, а также труды и работы таких авторов исследуемой проблематики, как Бахрах Д.Н., Габричидзе Б.Н, Гусев А.В., Куракин А.В., Кирьянов А.Ю., Манохин В.М., Попова О.В., Чаннов С.Е., Чернявский А.Г. и многих других.
При выполнении дипломного проекта используются следующие методы: библиографический; аналитический; системный; нормативно-правовой.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в возможности использования ее материалов при организации прохождения государственной службы.
Работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И КАДРОВОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Понятие, сущность и правовые основы прохождения государственной службы в России
Посредством осуществления государственной службы свою практическую реализацию и воплощение получают функции государства, выступающие одним из основных элементов всего государственного механизма. Г.В. Атаманчук говорит о том, что «государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» [17, с. 95].
Государственная гражданская служба, военная служба правоохранительная служба, являясь видами государственной службы, образуют систему государственной службы Российской Федерации, что устанавливается статьей 2 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4]. Каждому виду государственной службы присущи свои специфические особенности и черты, но объединяют их и общие признаки, главным из которых является тот факт, что все они являются разновидностью государственной службы Российской Федерации.
Государственная гражданская служба может быть исследована с различных позиций: как общественно-политическая, социологическая, организационно-управленческая или правовая категория, в философском, политологическом, социологическом, сравнительно-историческом, юридическом аспектах. В российской юридической науке государственная гражданская служба рассматривается также в нескольких значениях: как вид деятельности и система органов, как совокупность общественных отношений и политико-правовой институт.
Разнообразие подходов к государственной гражданской службе объясняется многогранностью этого явления, что создает возможность его исследования несколькими отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным и трудовым правом.
Сущность государственной службы прежде всего выражается в понятиях. Представляют интерес взгляды ученых монархического периода развития России, отразившие особенности отечественной государственной службы. При этом выделяются два подхода (рисунок 1.1):
1) акцент на служении государству;
2) акцент на исполнении должности[30, с. 31].
Рисунок 1 - Сущность государственной службы [24, с. 15]
В современном законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации принят узкий вариант ее трактовки, причем ухудшенный тем, что в нем не нашлось места самому государству: государственная служба трактуется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности.
Эта формулировка понятия государственной службы страдает рядом недостатков: во-первых, эта служба трактуется не как государственная, а как ведомственная, поскольку ее границы не выходят за пределы государственного органа - структуры более низкого уровня по сравнению с государством; во-вторых, не определено понятие «профессиональная» деятельность, поскольку не ясно, о какой профессии идет речь; в-третьих, формулировка «обеспечение полномочий государственных органов» носит расплывчатый и некорректный характер. Она дает повод к принижению роли государственной службы в осуществлении государственного управления, в частности, административного.
Недостатки предложенной модели побудили ученых РАГС при Президенте Российской Федерации уточнить официальную формулировку понятия государственной службы и дополнить ее трактовку положением о том, что эта служба - не только профессиональная управленческая деятельность, но и система социальных институтов - правового, социального (в узком смысле слова), организационного, экономического, политического и нравственного.
При этом сущность государственной службы определяется тремя уровнями: государства и общества; самой государственной службы; личностным уровнем - положением государственного служащего в системе соответствующих отношений (рисунок 2).
Рисунок 2 Уровни государственной службы в Российской Федерации
Таким образом, в определении сущности современной российской государственной службы выявилось два подхода - широкий (ориентация на задачи государства) и узкий (ориентация на исполнение должности государственной службы). Узкий подход принят за основу официальной трактовки государственной службы, что порождает отрицательные последствия, в частности, создает условия для абсентеизма (безразличного отношения к интересам государства), коррупции, равнодушия к потребностям граждан и др.
В России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное государственное устройство страны. Именно двухуровневой системой российской государственной службы во многом обусловлены своеобразные черты и характерные особенности правового статуса государственных служащих РФ[24, с. 25].
С содержательной стороны деятельность государственных служащих связана с выполнением исполнительно-распорядительных, административно-хозяйственных, информационно-аналитических, проектно-прогнозных, контрольных, координационных и других управленческих функций. Подобная деятельность вызывает большие психологические перегрузки (проявление нервно-физиологических структур). Однако было бы ошибочным только на этом основании определять требования к служащим, условиям их отбора, формированию круга обязанностей, функциональных характеристик места работы, условий труда, форм его оплаты. Данные проблемы следует решать с учетом других качественных характеристик государственной службы и прежде всего как правового и социального института.
Исходя из этого, следует определять цель деятельности государственных служащих и государственной службы в целом как социальной организации. Продуктивным представляется «сферный» подход, поскольку он отражает сущность государственной службы как системы социальных институтов. В каждой из сфер деятельность государственных служащих приобретает свою специфику.
По содержанию цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и т. д[37]. (рисунок 3).
Рисунок 3 - Цели государственной службы в Российской Федерации
Что касается средств деятельности, то в этом качестве используются различные виды прежней, ранее реализованной (накопленной) деятельности - материальные (финансы, ЭВМ, множительная техника, информация) и духовные (идеи, традиции, правила, технологии, способы деятельности и т. д.).
Существуют значительные трудности с определением результатов деятельности. Их нельзя оценивать по количеству проектов, информационных материалов, телефонных звонков, принятых посетителей, рассмотренных жалоб и т. д. Это должны быть успехи в реализации социально-политической, экономической, организационно-правовой политики государства, полномочий ведомства. Однако, как успехи в этом деле, так и недостатки имеют двух субъектов - политическую элиту и государственную службу. Причем элита имеет приоритет[34, с. 26].
Для того чтобы выделить результаты деятельности государственных служащих, используют ряд косвенных методов: оценка экспертами деловых, профессиональных, нравственных и личностных качеств; опросы населения; отзывы клиентов; сравнение итогов работы служащего с правами и обязанностями, содержащимися в должностном регламенте, и т. д.
Следует также учитывать, что в федеральном законодательстве государственная служба ограничивается обеспечением полномочий государственных органов. В науке управления, в административном, государственном и некоторых других отраслях права полномочие рассматривается как составная часть компетенции и статуса органа, его право и обязанность действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или иным правовым актом. При этом компетенция (от лат. competencio - добиваюсь, соответствую, подхожу) представляет собой совокупность юридически установленных прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его правовой статус в системе государственных органов[25, с. 61].