Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 231
Скачиваний: 2
6) доступность информации о гражданской службе. Данный принцип тесным образом связан с принципом гласности деятельности органов государственной власти. Можно выделить следующие формы реализации принципа доступность информации о гражданской службе:
- осуществление гласности самой деятельности органов, выражающейся в свободном доступе в помещения, занимаемое ими, устное ведение дел и т.д.;
- оглашение информации о принимаемых решениях, направление копий таких документов заинтересованным сторонам, опубликование принимаемых решений и нормативно-правовых актов в специализированных изданиях либо в сети Интернет. Сегодня каждый орган государственной власти имеет свой сайт в сети Интернет, на котором размещается информация о деятельности органа власти, его структуре, основных показателях работы, о ходе рассмотрения определенного дела, а также тексты принимаемых решений;
7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами, который связан с предыдущим принципом доступности;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, который направлен не только на защиту государственных служащих от возможного физического воздействия, но, в первую очередь, говорит о недопустимости такого вмешательства, которое может повлиять на объективность и законность принимаемых решений, а также защищает от коррупции в органах власти.
Проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» можно сделать вывод, что отдельные принципы не нашли свою дальнейшую реализацию в законах. При этом, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 3 содержит несколько иной перечень принципов государственной службы, чем Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, принципы федерализма, законности, взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы. По логике Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» должен содержать все те принципы, которые изложены в Федеральном законе от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ, поскольку он является общим нормативно-правовым актом, распространяющим свое действие на все виды государственной службы. В свою очередь Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ должен дополнять и конкретизировать эти принципы с учетом специфики государственной гражданской службы и её отличий от иных видов государственной службы. Все это свидетельствует об отсутствии единого подхода законодателя к формулированию принципов государственной службы и государственной гражданской службы, в частности.
Если мы посмотрим положения Закона Красноярского края от 20.12.2005 г. № 17-4314 «Об особенностях организации и правового регулирования государственной гражданской службы Красноярского края» [10], то он вообще не содержит принципов функционирования государственной гражданской службы Красноярского края. Таким образом, можно предположить, что региональный законодатель подразумевает распространение принципов, закрепленных федеральным законодательством, в правовом регулировании государственной гражданской службы Красноярского края. Между тем, их отсутствие в Законе Красноярского края от 20.12.2005 г. № 17-4314 считаем пробелом регионального законодательства. В связи с изложенным, считаем необходимым закрепить принципы государственной гражданской службы Красноярского края в региональном законе, притом расширив его по сравнению с перечнем принципов, закрепленных Федеральным законом «О государственной гражданской службы», что допустимо согласно действующему законодательству.
1.2. Система кадровой работы в государственных учреждениях
В современном законодательстве пока наиболее полно разработаны вопросы прохождения государственной гражданской службы. При этом в правовом поле выделяются три проблемы: должностной регламент; аттестация; квалификационный экзамен.
Должностной регламент (от франц. reglament - совокупность правил, определяющих порядок деятельности организации, проведения заседаний и конференций) устанавливает статус должности государственной службы и основывается на следующих принципах: законности; соответствия полномочиям государственного органа; эффективности; стимулирования самостоятельности и инициативы государственных служащих; персональной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело; стабильности должностных функций; ориентации на прогрессивные технологии служебной деятельности[19].
Должностной регламент выполняет ряд функций: нормообразующую; статусообразующую; кадрово-технологическую; контрольную; регулирующую; системообразующую (рисунок 4).
Рисунок 4 - Функции должностного регламента
Должностной регламент определяет права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего, закрепляет условия и основания замещения, а также квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещающему ее лицу. Он устанавливает правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, разделяя разрешенные и обязательные сообразно рассматриваемым делам и исполняемым производствам, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых лицом, замещающим должность, в том числе в порядке свободного административного усмотрения, административного правоисполнения, нормативного правового предположения, индивидуального решения, служебного взаимодействия, оказания государственной услуги, а также показатели результативности исполнения должности.
Законодательством предусмотрен ряд мер по введению в действие и использованию должностного регламента: включение его в служебный контракт; утверждение представителем нанимателя; вхождение составной частью административного регламента государственного органа; осуществление профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего в соответствии с должностным регламентом. При этом к государственному гражданскому служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в этом регламенте.
Положения должностного регламента являются своего рода «моделью» должности государственной службы и определяют условия конкурса на замещение вакантной должности, ложатся в основу критериев аттестации государственного служащего и вопросов, касающихся сдачи служащим квалификационного экзамена[18, с.82].
Оценка соответствия результатов деятельности служащего требованиям должностного регламента становится постоянной задачей, поскольку без результатов такой оценки невозможно эффективно осуществить необходимые кадровые технологии, важнейшими среди которых являются конкурс на вакантную должность, формирование кадрового резерва, оценка профессиональной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, решении вопросов о поощрении служащего или применении санкций[18, с. 79].
Органы управления государственной службой разрабатывают и утверждают примерные должностные регламенты применительно к соответствующим категориям и группам должностей, поскольку они определяют главные черты и различие обязанностей, прав и ответственности, других стержневых положений должностного регламента. Примерный должностной регламент является основанием разработки должностных регламентов, определяющих статус каждого государственного гражданского служащего.
Аттестация государственного служащего проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности[6].
Она призвана способствовать формированию кадрового состава гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы в государственном органе при сокращении ее должностей, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.
Строгое выполнение правил проведения аттестации и рекомендаций аттестационной комиссии - юридическая обязанность государственного гражданского служащего.
Аттестацию рассматривают в широком и узком смысле. Аттестация, рассматриваемая в широком смысле, это процесс, в ходе которого решаются следующие задачи: формирование высокопрофессионального кадрового корпуса государственных служащих; обеспечение стабильности кадров государственной службы; выявление потенциальных возможностей государственных служащих с целью их наиболее эффективного использования; стимулирование профессиональной компетентности и повышения квалификации работников; повышение организованности, ответственности и дисциплинированности кадров государственного аппарата; воспитание государственных служащих и др. В узком смысле, аттестация – это процесс, благодаря которому совершенствуется деятельность государственного органа по подбору, повышению квалификации и расстановке государственных служащих[4, с. 65].
Прохождение аттестации является основанием для продолжения замещения государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы.
Требования к профессиональной подготовке государственного гражданского служащего по замещаемой должности государственной гражданской службы обусловлены особенностями ее статуса и функций. Требования могут быть профессионально-квалификационными (образование, профессиональный опыт, стаж, наличие служебных заслуг, личные служебные качества, отличия, награды, почетные звания, характеристики, отзывы и т. п.), психофизиологическими (темперамент, состояние здоровья, возраст, пол, наличие несовместимых со службой болезней и т. п.), а также субъективными (правосознание, законопослушность, нравственные качества).
В основе аттестации государственных гражданских служащих лежат следующие принципы: законность; объективность: доступность всех граждан к занятию должностей государственной гражданской службы в соответствии с образованием и профессиональными качествами; гласность; беспристрастность; коллегиальность.
Наиболее общими критериями оценки государственных гражданских служащих могут быть: деловые и личностные качества (свойства, черты) работников, характеристики их поведения в различных ситуациях; качество выполнения управленческих функций; характеристики применяемых средств деятельности: показатели результатов деятельности возглавляемых подразделений (коллективов); результаты организаторской деятельности: успешность установления и достижения государственными служащими целей управления. Существует также интегральная (комплексная) оценка, включающая различные комбинации из названных критериев.
Аттестация государственных гражданских служащих проводится на основе Положения о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации и состоит из трех этапов: подготовительного, непосредственно аттестации, заключительного.
Предварительная работа по подготовке аттестации возлагается на кадровую службу государственного органа, ответственность за организацию и проведение аттестации - на конкретного государственного гражданского служащего.
На этапе аттестации аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого гражданского служащего, а в случае необходимости -его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Эта деятельность оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности гражданской службы уровня выполнения должностного регламента, участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой работы, ее эффективности и результативности[18, с. 85].
При этом должны учитываться результаты исполнения гражданским служащим своих обязанностей, его профессиональные знания и опыт работы, соблюдение работником ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных законодательством, а при аттестации служащего, наделенного организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим работникам, - организаторские способности.
Заключительный этап связан с принятием решений. Его объективность во многом зависит от состава аттестационной комиссии. В нее включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии[48, с. 65].