Файл: Совершенствование кадрового менеджмента в системе государственной гражданской службы: тенденции и приоритеты.pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
Обеспечение необходимо формировать на основе выводов аттестационных комиссий, базирующихся на объективной всесторонней оценке информации о деловых и личностных качествах кандидатов на руководящие должности. При этом в основу выводов таких комиссий должен быть положен, в свою очередь, анализ конкретных результатов профессиональной деятельности работников на различных этапах работы в системе управления. Особое внимание при этом уделяется уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки, организаторским и аналитическим способностям, чувству ответственности за результаты работы, умению обосновывать и принимать самостоятельные, ответственные решения.
При выдвижении в резерв учитываются результаты оценки знаний кандидатов, полученных в ходе их обучения в системе повышения квалификации, заключения по итогам стажировок. Оценку может дать сам кандидат на выдвижение в резерв, руководитель или эксперты. После проведенной оценки руководитель организации принимает решение о включении работника в состав кадрового обеспечения. Для проведения планомерной систематической работы с кадровым обеспечением во всех организациях создаются постоянно действующие комиссии по работе с резервом. Комиссия по работе с кадровым резервом должна способствовать качественной подготовке и действенной расстановке кадров, максимальному устранению субъективизма в оценке деловых и личностных качеств работников зачисляемых в резерв.
Необходимо разработать регламент процесса формирования кадрового резерва Управления министерства, в который должно входить Положение о работе с кадровым резервом для выдвижения на руководящие должности. Данное положение должно включать методику формирования резерва, а также порядок планирования и организации работы с кадровым резервом.
Работа по формированию резерва в Территориальном отделе Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске должна складывается из следующих этапов:
А) Необходимо проанализировать потребности в резерве.
Прежде чем начать процедуры формирования резерва, следует: спрогнозировать изменение структуры аппарата.
Необходимо усовершенствовать продвижение работников по службе. Данный процесс должен происходить строго на основании соответствия кандидатов занимаемой должности и степени его готовности к ней.
Далее необходимо определить степень насыщенности резерва по каждой должности. В результате становится возможным определить текущую и перспективную потребность в резерве. Для определения оптимальной численности резерва кадров необходимо установить: потребность организации в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу.
Фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку сотрудник, зачисленный в резерв. Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.
Формирование и составление списка резерва включает: формирование списка кандидатов в резерв и создание резерва на вакантные должности. В процессе формирования резерва следует определить:
- кого необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
- кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение;
- какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей.
Для формирования списка резерва необходимо использовать следующие методы:
- анализ документальных данных – отчетов, характеристик, результатов аттестации работников;
- интервью (беседа) по специально составленному плану для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения);
- оценка трудовой деятельности, влияющая на качество выполняемой работы, показатели выполнения заданий руководителя за период, который характерен для оценки деятельности работника.
На стадии формирования списка резерва необходимо решить следующие задачи:
- оценку кандидатов;
- сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
- сравнение кандидатов на одну должность и выбор более соответствующего для работы в резервируемой должности.
По результатам оценки и сравнения кандидатов будет уточняться, и корректироваться предварительный список резерва кадров для выдвижения. Данный список должен быть согласован на заседании комиссии, а затем утвержден руководителем Территориального отдела Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске.
Оценка деловых личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение являются мотивация труда – интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения; профессионализм и компетентность - образовательный уровень, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности; личностные качества и потенциальные возможности – внимательность, тактичность, организаторские способности.
Для формирования резерва, недостаточно отобрать способных к продвижению сотрудников – важно правильно подготовить их к должности и организовать продвижение.
3.2 Социально-экономическая оценка эффективности предложенных мероприятий
Далее произведем расчет бюджета необходимого для реализации предложенных мероприятий. В таблице 3.3. представим данные по необходимому бюджету на повышение квалификации специалистов, кандидатов в руководящие должности и обучение на целевом наборе специалистов для нужд учреждения.
Таблица 3.3
Бюджет средств необходимых на кадровое обеспечение Территориального отдела Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске у в 2017 г.
Наименование |
Кол-во служащих |
Бюджет, руб. |
Повышение квалификации специалистов |
19 |
342 000 |
Курсы повышения квалификации на управленческие должности |
9 |
171 000 |
Целевой набор в ВУЗы |
15 |
450 000 |
Итого |
963 000 |
Таким образом, в 2015 году в бюджет необходимо заложить 963 000 руб. на обучение и повышение квалификации служащих Территориальном отделе Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске в целях обеспечения кадрами.
Предложенная система организации служебной деятельности позволит обеспечить качественное функционирование кадровой системы Управления.
Высокая социальная значимость проекта обоснована в удовлетворении общественной потребности в высококвалифицированных кадрах в области потребительского контроля, от которого в целом зависит здоровье и благосостояние общества.
В целом предложенные мероприятия позволят Территориальному отделу Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске решить ряд проблем:
- за счет целевого набора в ВУЗы предлагается обеспечить кадры Управления квалифицированными молодыми специалистами;
- предложенная систем формирования кадрового резерва позволит обеспечить качественное функционирование кадровой системы Управления.
Для выполнения поставленной цели и решения установленных задач определена проектная группа (табл. 3.2). Работа группы организуется по принципам проектного управления. За каждым участником проекта закреплены полномочия, в рамках которого осуществляется его участие.
Таблица 3.3 - Проектная группа по разработке и реализации проекта технологии повышения квалификации
Участники проектной группы |
Характер деятельности |
1 |
2 |
Начальник Территориального отдела |
Руководство и контроль реализации проекта; Контроль за повышением квалификации персонала |
Начальник планово-экономического отдела Управления Роспотребнадзора |
Финансовое обеспечение проекта; Расчет необходимых финансовых ресурсов для реализации проекта; Разработка системы стимулирования персонала и показателей оценки труда; |
Начальник отдела государственной службы и кадров Управления Роспотребнадзора |
Управление мероприятиями реализации проекта технологии повышения квалификации, методическое и документальное обеспечение ; разработка и обновление учебных курсов и программ; Документальное обеспечение, разработка квалификационных требований к персоналу, системы мотивации Разработка обучающих программ, обучение. Выбор вида, сроков, формы, метода и места обучения. |
Начальник отдела надзора за условиями труда Управления Роспотребнадзора |
Разработка учебных программ по охране труда и ТБ; |
Начальник отдела информационных технологий Управления Роспотребнадзора |
Организация и разработка программ обучения в сфере информационных технологий Техническое обеспечение. Разработка и/или сопровождение курсов повышения компьютерной грамотности |
Начальник отдела юридического обеспечения Управления Роспотребнадзора |
Правовое обеспечение |
В рамках второго этапа разработки проекта необходимо определить обеспечение проекта, которое предполагает нормативно-методическое , правовое , документационное , финансовое техническое и программное обеспечение проекта (таблица 3.3)
Таблица 3.3 Обеспечение проекта технологии организации служебной деятельности Территориального отдела Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске и рекомендации по использованию
Вид обеспечения |
Рекомендации по использованию |
1. Нормативно-методическое обеспечение проекта технологии повышения квалификации- |
Предполагает создание или корректировку следующих документов : положение о персонале; |
положения об оплате труда, учитывающее ранее данные рекомендации; |
|
положение о моральном и материальном стимулировании предприятий; |
|
положения о подразделениях (отделах); |
|
должностные регламенты; |
|
методические указания; |
|
система стандартов по технике безопасности; |
|
2. Правовое обеспечение проекта технологии повышения квалификации- состоит из использования средств и форм юридического воздействия на органы и объекты управления персоналом с целью достижения эффективности проекта технологии повышения квалификации. |
Рекомендуем использовать следующие документы: Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ , Раздел 9 «Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.» |
«Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства», Постановление Госкомтруда СССР N 369, Гособразования СССР N 92-14-147 и ВЦСПС N 20/18-22 от 15.06.1988 г. (При применении документа рекомендуем дополнительную проверку его статуса с учетом действующего законодательства Российской Федерации) |
|
"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37) |
|
"Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» (утв. распоряжением Правительства РФ от 01.11.2002 N 1540-р) |
|
Документационное обеспечение проекта технологии повышения квалификации – предполагает организацию работы с документам и разработку документов по технологии повышения квалификации. |
Рекомендуем разработать следующие документы: план (отчет) по подготовке и повышению квалификации персонала; |
предложения по формированию резерва кадров на выдвижение; |
|
план по численности персонала с распределением по подразделениям и категориям; |
|
заявки на требуемое количество специалистов; |
|
графики прохождения аттестации сотрудников; |
|
отчеты о высвобождении сотрудников; |
|
данные по текучести кадров; |
|
ученический договор, договор на обучение |
|
форма личной карточки обучения , контрольный лист прохождения обучения ; |
|
дневник обучения , журнал регистрации зачисленных на обучение, ведомость учета часов учебной работы преподавателей, ведомость учета часов, пропущенных обучающимся, журнал учета обучения, журнал теоретического обучения; |
|
личная карточка прохождения инструктажа |
|
обязанности стажера и руководителя стажировки. |
Руководство по программам обучения и повышения квалификации работников в зависимости от групп должностей и профессиональной специализации следует организовывать в соответствии с категориями работников.
Под проектом технологии организации служебной деятельности будем понимать систему сформулированных в его рамках целей, создаваемых или модернизируемых для реализации процессов создания организационной документации и использования материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.
В современных условиях Территориального отдела Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске целесообразно использовать комплексный программно-целевой подход к управлению организационным развитием проекта технологии организации служебной деятельности, который помогает упорядоченно и поэтапно распределить работу предприятия по внедрению изменений.
Осуществление данного проекта предполагается реализовать в течение 6 месяцев (26 недель).
План мероприятий по реализации проекта включает в себя сбор информации о работе персонала Территориального отдела Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске на основе анкетирования, информационное обеспечение системы управления персоналом, планирование потребности в персонале, разработка кадровой политики, которые определены во времени выполнения проекта:
I. Сбор информации о работе персонала Территориального отдела Роспотребназора по Красноярскому краю в г. Канске:
- данные о структуре персонала;
- текучесть кадров;
- потери времени в результате простоев, по болезни;
- данные о продолжительности рабочего дня;
- заработная плата рабочих и служащих;
- данные об услугах социального характера, предоставляемые государством и правовыми организациями.
II. Информационное обеспечение системы управления персоналом
- условия и охрана труда, техника безопасности персонала;
- формы и методы регулирования трудовых отношений;
- профориентация и адаптация персонала;
- новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;
- совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;
- разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;
- совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы; планирование потребности в персонале
III. Разработка кадровой политики