Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что компания McDonald’s Corporation является одной из самых успешных в мире, она ежедневно обслуживает миллионы клиентов по всему миру и функционирует уже более 70 лет, что делает ее настоящим гигантом на рынке фаст-фуда. Такой длительный и стабильный успех, безусловно, наводит на мысль, что компания придерживается правильного вектора в своем развитии, продолжает совершенствоваться и адаптироваться под меняющийся рынок и не стоит на месте. Анализ навыков ее менеджеров поможет понять, каким образом эта организация функционирует успешным образом такое долгое время.
Безусловно, это очень важная тема для исследований в области менеджмента, так как, проведя анализ навыков менеджеров McDonald’s относительно классификации Роберта Каца, возможно, будет установить определенную закономерность построения правильных отношений внутри рабочей команды и ее членов, а так же грамотного распределения обязанностей между ними.
Целью данной работы является анализ предприятия общественного питания как объекта менеджмента, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты предприятия общественного питания как объекта менеджмента;
- провести анализ предприятия общественного питания как объекта менеджмента на примере компании McDonald’s.
Объект исследования - компания McDonald’s.
Предмет исследования - предприятия общественного питания как объекта менеджмента.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области менеджмента, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Особенности менеджмента
Известно, что в общенаучном плане исследованием общих законов протекания процессов управления занимается кибернетика. В ее рамках на основе соответствующих исследований формулируются рекомендации по наиболее целесообразным в конкретных условиях способам действий органа управления для достижения определенной цели с помощью управляемого объекта. Следует подчеркнуть, что в кибернетике не изучаются какие-либо конкретные объекты и соответствующие им органы управления. Выявленные в ее рамках закономерности протекания исследуемых процессов носят всеобщий характер. Им подчиняются все без исключения системы, в которых присутствуют объект управления и орган, им управляющий. Следовательно, этим закономерностям подчинены также и процессы управления предприятиями гостеприимства и развлечений.
К органу или субъекту управления поступают потоки информации не менее трех видов:
- информация состояния;
- информация наблюдения;
- информация наблюдения внешней среды;
Информация состояния предприятия — совокупность количественных данных обо всех видах ресурсов, их местоположении, текущем использовании и/или готовности к использованию.
Информация наблюдения предприятия — совокупность данных о содержании и результатах текущих действий всех управляемых элементов предприятия по достижению его цели, возможно поставленной ранее.
Информация наблюдения внешней среды — совокупность данных о содержании и результатах текущих действий и прогнозируемых действиях всех элементов внешней среды предприятия.
При этом последний информационный поток состоит из стольких видов, сколько компонентов внешней среды в настоящий момент активно воздействует на предприятие.
Очевидно, в общем случае деятельность органа (субъекта) управления должна заключаться в формулировании целей управления, организации сбора указанных видов информации, ее обработке для своевременной выработки необходимой командной информации, проведения управления в жизнь и контроля этого процесса с возможной коррекцией в случае необходимости. Такая необходимость может быть обусловлена двумя типами обстоятельств: объект управления неэффективно «движется» к цели или обстоятельства (как правило, внешней среды) вынуждают изменить цель управления. Командная информация должна обеспечивать изменение состояния объекта управления таким образом, чтобы стало возможным эффективное достижение поставленной перед предприятием цели.
Таким образом, процесс управления является сугубо информационным. На входе органа управления информация перечисленных выше видов — это «сырье» для переработки органом управления, на выходе командная информация — продукт переработки входной информации. На этой основе можно сформулировать определение, соответствующее кибернетическим представлениям.
Управление — процесс целенаправленной переработки информации наблюдения и состояния объекта управления и окружающей среды в командную информацию, направленную на требуемое по цели изменение состояния предприятия. Это — информационный подход.
Целенаправленность понимается в том смысле, что всякая управленческая деятельность ставит перед собой (имеет) какую-либо значимую для субъекта управления цель. В бизнес-системах, как правило, эта цель так или иначе связана с прибылью.
Информационное обеспечение управления есть процесс сбора, накопления и обработки обладающей указанным свойствами информации перечисленных выше видов.
Существенный практический интерес представляет также ресурсный подход к определению сущности управления. Совершенно очевидно, что как управляемый объект, так и субъект управления должны обладать определенными ресурсами, позволяющими достигать цели управления.
Более того, забота о ресурсах полностью лежит на руководителе. Один из важнейших законов управления утверждает, что именно отдающий приказ обязан обеспечить ресурсами его выполнение. Только в этом случае возможен обоснованный спрос с исполнителя за полученные результаты. Постановка задач, выполнение которых не обеспечено ресурсами, неизбежно ведет к очковтирательству и к деградации предприятия. Избыток ресурсов также вреден. Он расхолаживает как управленцев, так и исполнителей, что ведет к необоснованному снижению эффективности их работы.
С точки зрения ресурсного подхода Управление есть информационный процесс, обеспечивающий целенаправленное манипулирование ресурсами предприятия с заданной эффективностью.
К ресурсам, которыми должно обладать современное предприятие для обеспечения успешной деятельности,относятся:
- интеллектуальные;
- информационные;
- персонал;
- средства автоматизации;
- коммуникационные;
- производственные;
- временные;
- материальные;
- финансовые.
Рассмотрим каждый из них.
-
- Интеллектуальные ресурсы. Это уровень подготовленности, опыт талант персонала, тезаурус предприятия и, прежде всего, менеджеров, которые интеллектуальным трудом обеспечивают достижение целей предприятия. В настоящее время испытывается острый недостаток.
- Информационные ресурсы. Важнейший ресурс, роль которого в успешности бизнеса непрерывно и нелинейно возрастает. Значение информации становится соизмеримым со значением финансовых и материальных ресурсов. Непонимание этого все чаще ведет к большим неоправданным потерям. Однако ресурсом информация становится только в том случае, если будет своевременно использована для принятия управленческих решений. В свою очередь, эффективность управленческих решений определяется количеством и качеством информации, используемой в системе управления. Однако она быстро стареет. Поэтому скорость сбора, обработки и анализа информации становятся решающими факторами эффективного управления.
Значимость информационных ресурсов для успешного бизнеса соизмерима со значимостью ресурсов финансовых и материальных. Недопонимание этого все чаще ведет к большим и неоправданным потерям.
Персонал. Это наемные работники предприятия всех специальностей и категорий, начиная от контактного персонала, мойщиков посуды и уборщиков, и до топ-менеджеров включительно, в том числе и кадровый резерв (если он создается). В настоящее время персонал — один из наиболее проблемных ресурсов для предприятий гостеприимства и развлечений.
Автоматизационные (средства автоматизации) ресурсы. Технические и программные средства, определяющие степень автоматизирован- ности процессов сбора, накопления, хранения, обработки, безопасности информации, автоматизированной интеллектуальной поддержки управленческой деятельности. Иначе говоря, это комплекс средств информационного обеспечения управления.
Коммуникационные ресурсы. К этому виду относятся технические средства, обеспечивающие решение задач информационного обмена внутри предприятия и с внешней средой (от телефонов до локальной вычислительной сети (ЛВС) предприятия и выхода в Интернет). К коммуникационным ресурсам относятся также транспортные средства.
Производственные ресурсы. Системы и средства, непосредственно обеспечивающие выполнение производственных задач, продаж, обслуживания гостей, хранение продукции и т. п. Это, например, средства приготовления блюд и барной продукции, поддержки оказания услуг, различное холодильное, торговое и складское оборудование, посуда, инвентарь и т. д.
Временные ресурсы. Это величины интервалов времени, отведенных для достижения поставленной цели предприятию в целом, отдельным бизнес-процессам, отдельным сотрудникам и т. д. Часто времени отказывают в праве быть ресурсом. Однако это не так. Да, ресурс специфический, его невозможно изменить. Но воспользоваться одним и тем же интервалом времени можно по-разному.
Материальные ресурсы. Это ресурсы, обеспечивающие требуемые условия для нормального функционирования предприятия. К ним относятся помещения и оборудованные в них системы и средства жизнеобеспечения, униформа персонала, мебель и т. п.
Финансовые ресурсы. Содержание, назначение и роль финансовых ресурсов всем хорошо известны. Это, образно говоря, «кровь» бизнеса. Дополнительных комментариев здесь не требуется.
Сформулируем некоторые положения, связанные с формой представления структуры ресурсов на рис. Б (см. цветные иллюстрации), в виде «цветка». Такая формы рисунка тесно связана с определением управления как целенаправленного процесса манипулирования ресурсами. Основание цветка составляют материальные и финансовые ресурсы, поскольку их отсутствие лишает смысла все существование предприятия и бизнеса. Овал специфических временных ресурсов охватывает все, поскольку они на все влияют и объективно не могут быть изменены. Лепестки цветка, отображающие другие ресурсы, перекрываются в основании. Перекрытие отражает их диалектическую взаимозависимость. Иначе говоря, в этой группе определенный недостаток одних может быть скомпенсирован некоторым избытком других. Например, недостаток интеллектуальных и/или информационных ресурсов компенсируется повышенным расходом финансовых или увеличением количества персонала. Справедливо и обратное утверждение. В определенной степени решению проблем с информационными и временными ресурсами способствует автоматизация управленческих процессов. Кроме того, автоматизационные и коммуникационные ресурсы у предприятия могут отсутствовать полностью. Однако это делает его, образно говоря, ущербным и не способным достаточно долго противостоять в современной конкурентной борьбе тем, кто такие ресурсы эффективно эксплуатирует. Отметим, что все У «ресурсные» сущности не появились вдруг, а были всегда. Только сейчас R перераспределились их роли и степень влияния на успешность бизнеса.
В завершение подраздела кратко охарактеризуем содержание главных функций менеджмента предприятия. К ним обычно относятся:
- выработка, принятие и реализация управленческих решений;
- мотивация всех участников бизнес-процесса;
- осуществление процедур управленческого контроля.Выработка, принятие и реализация управленческих решений.
Менеджменту предприятия гостеприимства и развлечений, функционирующему в рыночной среде, необходимо самостоятельно решать множество разнообразных управленческих задач и вопросов, например, таких как:
- какую прибыль (доход) обеспечит ведение бизнеса за период;
- что следует производить и/или закупать и в каком количестве;
- кто и какую работу при этом должен выполнять;
- для кого, в первую очередь, должны быть предназначены результаты операционной деятельности;
- кто будет покупать товары и услуги;
- какой вклад в общий результат вносит каждое подразделение, каждый сотрудник предприятия;
- сколько стоит содержание персонала, аппарата управления;
- каким должен быть маржинальный доход для обеспечения прибыльности бизнеса за день, за неделю, за месяц;
- какой эффект даст открытие нового предприятия или нового вида деятельности в рамках функционирующего предприятия;
- какова допустимая нижняя граница цены на отдельные виды товаров/услуг, какова при этом будет точка безубыточности;
- какими денежными средствами будет располагать предприятие завтра, через месяц и т. д.
Мотивация всех участников управляемого процесса. Менеджменту предприятия приходится постоянно заботиться о том, чтобы у каждого сотрудника-исполнителя была цель, вытекающая из общей цели предприятия, как минимум — из оперативной. Это приводит к необходимости принимать и реализовывать управленческие решения, связанные с мотивацией персонала. Они предполагают выработку положительных и отрицательных стимулов воздействия на исполнителей всех уровней. Опыт свидетельствует, что мотивация наиболее слаба в тех случаях, когда поставленная перед сотрудником цель либо невыполнима, либо выполнима слишком легко. Наиболее сильным оказывается мотивационный механизм, при котором шансы в достижении цели приблизительно разделяются поровну.
Осуществление процедур управленческого контроля. Обычно различают управленческий и административный контроль. Через управленческий контроль обеспечивается достижение предприятием операционных целей. Административный контроль представляет собой административное управление, рассмотренное выше. Контроль обычно рассматривается как функция управления и как определенная стадия управленческого цикла, следующая после отдачи распоряжений и начала их выполнения (информация наблюдения). Цель контроля — фиксирование реального состояния предприятия в определенный момент времени для принятия решений по его сохранению и развитию или изменению. При этом часто в отдельный сегмент выделяется финансовый контроль. Его обязана осуществлять служба управленческого учета и бухгалтерии. Цель финансо вого контроля — сравнение плановых расходов и доходов с фактическими путем использования финансовых показателей. Другие виды показателей контролируют либо специальные подразделения (в сетях предприятий, в холдингах), либо непосредственно менеджеры в своих зонах ответственности. Основная задача всех видов контроля не только и не столько выявлять и фиксировать отклонения, но и анализировать причины их возникновения, формулировать предложения по необходимым управленческим действиям для их устранения.