Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Принятие решений считается главной сосавляющейкаждой административно функции. Необходимость принятия решений появляется на различных стадиях управления и связана со многими отраслями управленческой работы.

Ответственность в принятии значимых управленческих решений, тяжелое обремение, которое особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. По этой причине руководитель компании, не может себе позволить принять непродуманные решения. Главам различных компаний необходимо перебирать большое число комбинаций, действий для того, чтобы отыскать верное решение для своей компании здесь и сейчас. Для организованной и результативной работы компании руководитель должен продумать серию верных действий из нескольких других возможностей.

Деятельность каждого руководителя связана с выполнением административных функций, в том числе по планированию и контролю тех или иных действий. Данная работа осуществляется в форме указания, официального разговора, инструкции, приказа и т.д. Деятельность по разработке управленческих решений высокопрофессионален, применяются теоретические и методические наработки российских и зарубежных научных работников, кроме того накопленный и систематизированный практический опыт.

Важнейшим потенциалом увеличения эффективности производства является увеличение качества принимаемых решений, которое достигается посредством улучшения процесса принятия решений. Важно отметить 2 ключевых типа процесса принятия решений: ряд последовательных шагов - инициирование процесса, диагностика, развитие и подбор альтернатив, осуществление и анализ; учет важнейших факторов - как правильно принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Любой компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.

Разработка управленческого решения - один из более важных управленческих процессов. От его результативности в большей степени зависит успех всей организации. Профессиональный менеджер обязан обладать технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в трудной экономической ситуации по сути невозможно. В данной связи актуальность, своевременность и перспективность данной темы не вызывает колебаний.

Целью моей работы является анализ процесса принятия решения в организации и удостовериться на примере ОАО «Газпром» в условиях, оказывающих большее влияние на эффективность процесса принятия решения.


Задачи курсовой работы:

1. Дать понятие и определение теории принятия решений; проанализировать содержание процесса принятия решений;

2. Указать факторы, определяющие эффективность решений

3. Изучить результативность принятия управленческих решений;

Глава 1. Роль принятия решения в ходе управления организацией

1.1 Понятие и суть управленческого решения

Управленческое решение - это обдуманный этап, результатом которого является осуществление действий для достижения цели организации. Управленческое решение является обязательной составляющей работы менеджера. Данное понятие рассматривается как: установленный управленческий документ, постановление, приказ и т. д.; процесс разработки и осуществления решения по разрешению проблемы; подбор вариантов решения проблемы.

Принятие решений является значимой составляющей деятельности человека в различных областях: политической, экономической, личной и т.д. Возможно множество определений управленческого решения. Приведем некоторые из них:

Решение - это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.

Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позволяющих привести систему (объект) в требуемое состояние.

Процессный подход к управлению отражает желание ученых и практиков менеджмента объединять все разновидности работы по решению управленческих проблем в общую цепочку, разорванную в результате «чрезмерного увлечения» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фокусируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически меняющиеся в пространстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых считается разрешение трудностей и проблем компании.

Управленческая деятельность человека во многом зависит от организации работы руководителями, самое мудрое распоряжение будет всего лишь названием, в случае если не будет организовано его выполнение и подчиненному не будет ясна его задача, подкрепленная мотивацией.


1.2 Виды и классификация управленческих решений 

На протяжении управления организациями принимается существенное число самых разнообразных решений, которые имеют самые разные характеристики. Но, возможны некоторые общие признаки, позволяющие данное множество определённым образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице:

Таблица №1

Классификация управленческих решений

Классификационный признак

Группы управленческих решений

Степень повторяемости проблемы

Традиционные

Нетипичные

Значимость цели

Стратегические

Тактические

Сфера воздействия

Глобальные

Локальные

Длительность реализации

Долгосрочные

Краткосрочные

Прогнозируемые последствия решения

Корректируемые

Некорректируемые

Метод разработки решения

Формализованные е

Неформализованные

Количество критериев выбора

Однокритериальные

Многокритериальные

Форма принятия

Единоличные

Коллегиальные

Способ фиксации решения

Документированные

Недокументированные

Характер использованной информации

Детерминированные

Вероятностные

Рассмотрим её более подробно.

  1. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, для которой нужны решения, все управленческие решения делятся на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерированием новых задач.
  2. Значимость цели. Принятие решения способно стремиться к собственной цели или содействовать достижению более важной цели. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими или тактическими.
  3. Сфера воздействия. Результат принятия решения способен отразиться на одном либо нескольких подразделениях компании. В данном случае решение можно считать локальным. Но возможно принятие решения с целью оказать влияние на работу компании в целом, в таком случае оно будет глобальным.
  4. Длительность реализации. Выполнение решения может потребовать много часов, недель или месяцев работы. В случае если между принятием решения и его результатом пройдет немного времени – решение считается краткосрочным. Но с этим возрастает число и значение перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
  5. Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в период их реализации как-либо поддается корректировке с целью устранения каких–либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Но существуют решения, последствия которых необратимы.
  6. Метод разработки решения. Те или иные решения, в основном, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определённой последовательности действий.

Формализация принятия решений повышает результативность управления в результате уменьшения вероятности ошибки и экономии времени, т.е. нет необходимости снова разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство компаний зачастую формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

В то же время в ходе управления организациями зачастую попадаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В подобных случаях важную роль играют умственные возможности, талант и индивидуальная активность менеджеров.

Конечно, на практике большая часть решений занимает промежуточное положение между этими двумя крайними точками, позволяя в ходе их разработки, как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Определенные способы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.

  1. Количество критериев выбора. В случае если выбор лучших вариантов производится только по одному критерию, то принимаемое решение станет легким, однокритериальным. И напротив, когда выбранный вариант должен удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. На практике менеджмента большая часть решений многокритериальна, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, степень занятости, срок реализации и т.п.
  2. Форма принятия решений. Лицо, которое делает выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно единоличным. Однако в нынешней практике менеджмента всё чаще встречаются непростые ситуации, которые требуют участия группы специалистов. Подобные совместные решения называются коллегиальными. Усиление профессионализма и специализации управления приводят к распространению коллегиальных форм принятия решений. Также нужно иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решения, безусловно, уменьшает оперативность управления и “размывает” ответственность за его результаты, однако препятствует грубым просчетам и злоупотреблениям и увеличивает аргументированность выбора.
  3. Способ фиксации решения. Согласно данному показателю управленческие решения могут быть поделены на фиксированные, или документальные и недокументированные. Большее число решений в аппарате управления оформляется документально, но несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
  4. Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределённости).

1.3 Предъявляемые требования к управленческим решениям 

Каждое управленческое решение должно удовлетворять десяти требованиям их разработки и реализации (табл. 2).

Первое требование: руководитель обязан соблюдать действующее законодательство и положения уставных документов компании. Действия управленческого решения и его результаты не должны выходить за рамки правового поля.

Таблица № 2.

Требования к управленческим решениям и условия их достижения

Требования к управленческим решениям

Условия достижения требований

Соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов компании

Самоконтроль или контроль со стороны юриста, референта

Наличие у руководителей соответствующий полномочий (прав и ответственности) для РУР

Разработка должностных инструкций и положений об отделах и службах

Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться)

Доведение до каждого работника информации о целях, сроках выполнения, используемых ресурсах

Соответствие формы УР его содержанию

Контроль со стороны юриста, референта

Обеспечение своевременности (нельзя ни опережать, ни опаздывать)

Знания и интуиция руководителя, реальная оценка ситуации

Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям

Самоконтроль и контроль со стороны юриста, референта

Возможность технической, экономической и организационной выполнимости УР

Заключение специалистов или экспертов

Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения УР

Составление рабочих документов, проведение аудита

Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях

Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР в экономической, социальной, экологической и других областях Заключение внешних экспертов, оценка рисков

Наличие возможности обоснованного положительного результата

Набор расчетов и предположений