Файл: Истоки и значение деятельности Международного валютного фонда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Положительным явлением стало разработанное Фондом «Решение об интегрированном надзоре» (июль 2012 г.) [8]. Оно направлено на объединение методов мониторинга показателей отдельных стран и глобального анализа, включая оценки потенциального риска и каналов его распространения, выделение сфер и методов надзора на многосторонней основе. Однако сохраняется право стран не менять национальную политику при ее относительной стабильности. Кроме того, акцент Фонда на курсовой политике в качестве приоритета надзора представляется нам недостаточным. В этом документе заложена вероятность возникновения конфликта между глобальными и национальными интересами.

В документе 2012 г о надзоре содержится противоречие в формулировке «обеспечение действенности и беспристрастности надзора, но сохранение гибкости для адаптации сообразно обязательствам» [31, с.65]. Это может проявляться в ограниченном влиянии надзорных полномочий МВФ на развитые страны-члены – США и зону евро. В этой связи целесообразно существенное расширение полномочий МВФ с целью оказания влияния на финансово-экономическую политику развитых стран, не ограничиваться лишь подготовкой рекомендаций по этим проблемам.

Что касается перспектив усиления влияния нашей страны в деятельности МВФ, то Россия выступает за повышение роли развивающихся стран в этом процессе путем увеличения их квот в капитале и голосах МВФ для преодоления абсолютного доминирования в этом мировом финансовом институте развитых государств, фактически определяющих его политику. В этом свете перспективным представляется увеличение суммарной доли неформального объединения БРИКС при достижении ими совокупной доли в общей сумме голосов свыше 15% (право вето) [33, с.129].

Однако практическая реализация возможности координирования позиций для защиты общих и частных интересов этой группы стран в МВФ будет зависеть от развития национальных стратегий этих государств, особенно Китая (его доля в голосах в рамках реформ 2006, 2008, 2010 гг. должна была увеличиться с 2,92 до 6,07%) [8], который демонстрирует более активное стремление усилить свою независимую роль как мирового экономического и финансового центра.

В перспективе России следовало бы, на наш взгляд, сохранить позиции и продолжить укрепление сотрудничества с этим одним из ведущих мировых финансовых институтов с ориентацией на защиту национальных интересов и стран – приоритетных партнеров в мировой экономике. Вместе со странами-партнерами целесообразно активизировать совместные инициативы по ускорению реформирования МВФ как органа валютно-кредитного и финансового регулирования институциональной основы мировой валютной системы, выстраивая конструктивные отношения [21, с.76].


Реформа системы управления МВФ также требует продолжения. Введение нового правила – попеременного назначения исполнительного директора Швейцарией и Польшей (совместно обладающих 73% голосов группы) практически исключает из процесса принятия решений остальных членов группы – 5 стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан) и Сербию.

Новая возможность назначения вторых заместителей исполнительных директоров от групп в составе которых более 7 стран (в настоящее время 13 групп) для повышения представительства развивающихся государств связана с трудностью ее реализации. С одной стороны, данная мера позволит усилить роль этой группы стран, с другой – группы, формируемые развитыми государствами, также могут использовать право на второго заместителя.

Таким образом, принцип формирования институциональной структуры управления МВФ остается прежним: в нем преобладают развитые страны, а участие развивающихся стран в управлении МВФ пока не столь заметно [28, с.43]. Нерешенной остается проблема реформирования подотчетности Исполнительного совета: должен ли совет быть реально независимым органом или директора должны защищать интересы групп стран, которые они представляют. Учитывая, что высший орган управления Фонда – Совет управляющих – фактически не осуществляет оперативное управление организацией, Исполнительный совет выступает его ключевым органом, что требует повышения его репрезентативности. В дальнейшем, на наш взгляд, целесообразно при избрании членов

При реформировании Исполнительного совета МВФ целесообразно учитывать тенденцию регионализации мировой экономики – формирования торгово-экономических объединений развитых и развивающихся групп стран, в их числе ЕС, НАФТА, АСЕАН (+3), СНГ, валютные союзы африканских государств, АТЭС [33, с.129].

Формирование групп стран, имеющих право на назначение директора на основе их принадлежности к экономическим объединениям позволило бы обеспечить более существенный баланс интересов в организации управления Фондом.

В качестве одной из мер для повышения представительности своего персонала Фонд руководствуется системой целевых ориентиров регионов мира в зависимости от уровня управления.

В настоящее время географическое распределение свидетельствует о преобладании персонала, представляющего ведущие страны: на европейские государства приходится 33,1%, США и Канаду – 22,9%, Латинскую Америку – 12,5%, Азию – 19,4%, Африку – 7,7%, Ближний Восток – 4,3% [8].


Несмотря на заявленное разнообразие странового представительства, 60% персонала МВФ являются выпускниками американских вузов, а 20% - европейских [9, с.10]. Это определяет доминирующее влияние американской и европейской научных школ. В этой связи заслуживает внимания предложение зарубежного эксперта Б. Момани осуществить определенную трансформацию организационной культуры Фонда и преодолеть свойственную ему технократичность, излишнюю бюрократичность и конформизм, в том числе по линии расширения используемых в его практической деятельности рекомендаций разных экономических школ [10, с.23].

Выводы по главе 3

Итак, основными тенденциями деятельности МВФ являются:

- дефицит ресурсов,

- рассогласованность интересов разных стран и группировок,

- укрепление роли развивающихся стран,

- внедрение новых инструментов («Расширенный кредитный механизм», «Кредитный механизм стэнд-бай» и «Механизм ускоренного кредитования»).

В последние несколько лет реализованы реформы, которые способствуют развитию Международного валютного фонда в свете новых реалий мировых финансовых отношений: реформа управления, в том числе – реформа Исполнительного совета, реформа показателей квот и голосов, реформа кредитной деятельности и другие. Перспективами развития МВФ являются: продолжение реформы системы управления, развитие представленности развивающихся стран, развитие кредитной политики.

Необходимо отметить, что хотя и наметились медленные подвижки в реформировании управления МВФ, но это сложный процесс, на который влияют не только экономические, но и политические факторы. Медленная реализация реформ, на наш взгляд, снижает роль МВФ в преодолении последствий кризиса и экономической и валютной стабилизации в мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность международных финансовых институтов в рамках мировой финансовой системы оценивается как недостаточно эффективная. Оценка основных перспектив развития международной финансовой системы основывается на текущей деятельности МВФ. Разработке принципов реформирования деятельности основных институтов, регулирующих деятельность МВФ, посвящен целый ряд документов.

По данным отчета о деятельности МВФ за 2015 г., вся работа этого финансового института была направлена на удовлетворение основных потребностей государств-членов в необходимых финансовых средствах в условиях неопределенной волотильности на международных финансовых рынках.


В 2012 г. были утверждены новые программы финансирования с 20 странами-членами МВФ с невысокими доходами, поддерживаемые ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности, и содействия экономическому росту. К концу 2012 г. непогашенные льготные кредиты МВФ, согласно отчету, имели 64 государства-члена. МВФ продолжил работу с процессами перехода кредитуемых стран к рыночным отношениям.

В течение 2012 г. Исполнительный совет МВФ разработал и утвердил ряд реформ, деятельность которых направлена на повышение устойчивости и расширения сферы влияния фонда. Утвержденные Советом реформы МВФ были направлены на повышение эффективности применения основных инструментов фонда по предоставлению кредитных ресурсов кризисным странам. Эти реформы позволили фонду оперативно отреагировать на потребности стран-участниц в ликвидных средствах, а также удовлетворить неотложные потребности в финансировании, возникающие в результате природных катаклизмов, стихийных бедствий и последствий конфликтов.

Реформы, проведенные МВФ в 2012 г., также коснулись замены превентивной кредитной линии на предоставление ликвидности. Этот инструмент может быть использован как страховой резерв от будущих потрясений, как инструмент поддержки финансовой ликвидности в отдельных странах. Инструменты финансовой помощи при стихийных бедствиях и экстренной помощи странам, оказавшимся в постконфликтной ситуации, были объединены в совершенно новый инструмент для ускоренного финансирования. Так, для оказания неотложной поддержки странам с нестабильным платежным балансом, обусловленным кризисными явлениями, МВФ разработал достаточно эффективный комплекс мер.

Прошедший кризис обнаружил неэффективность работы контрольных служб МВФ, что мотивировало органы управления МВФ разработать новые инструменты организации контрольно-надзорной деятельности фонда. В 2012 г. руководством МВФ были предприняты меры по улучшению методов контроля за деятельностью фонда.

При сложившемся нестабильном положении глобальной экономики развитие сотрудничества фонда с региональными механизмами финансирования имело важное значение. В целом работа МВФ, как основного финансового института международной финансовой системы, была направлена на повышение информационной деятельности со странами-участницами фонда. Эта работа способствовала усилению поддержки директивных органов.

Для реализации каких-либо стандартов ведения бизнес-процессов на международном валютном рынке представляется необходимым разработать нормативные положения, которые определяли бы основные принципы деятельности стран при осуществлении внешнеторгового оборота, а также регулировали бы кредитную и финансовую сферу. Проблема предоставления кредитов развивающимся странами выдвигалась и ранее. Целесообразно предоставление кредитов МВФ только в случае исполнения определенных требований заемщиком. Предполагается введение новых стандартов, которые соответствовали бы современным реалиям и учитывали бы ошибки прошлых лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аршакуни А.А. Проблемы участия России в формировании ресурсов международных финансовых институтов // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6. С. 22.
  2. Аттокурова Н.С. Международный валютный фонд: теория и практика, проблемы и перспективы // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2015. № 28-1. С. 37-42.
  3. Афонцев С. А. Политические рынки и регулирование экономических процессов // Политика институциональных преобразований: от теории к практическим рекомендациям / Под ред. С. А. Афонцева. М.: ИМЭМО РАН, 2013. - 198 с.
  4. Бардин А.Л. Политические аспекты деятельности МВФ и Всемирного банка // Власть. 2014. № 10. С. 220-224.
  5. Ближковский П., Прантл Й. Глобальное экономическое управление: какие проблемы стоят перед Азией и Европой? // Век глобализации. 2013. № 1. - с. 41-46.
  6. Вещиков С.А. МВФ: проблемы и перспективы развития // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Студент и наука. 2014. № 6. С. 202-206.
  7. Гаськова Ю.Н., Юркина Н.В. Отрицательное влияние программ МВФ на экономический рост и политическую ситуацию в стране // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 21. С. 177-181.
  8. Годовые отчеты МВФ за 2006-2015 финансовые годы; www.imf.org (Дата обращения: 06.03.2016 г.)
  9. Гусар С.А. Валютная пара «евро-доллар» и ее роль в формировании новой глобальной международной валютной системы // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2015. № 21. С. 7-10.
  10. Дасени В.Б. Международный валютный фонд // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 9. С. 20-23.
  11. Довгань А.С., Петрова А.В. Уровень паритета покупательной способности валютных средств как важнейший аспект функционирования мировой экономики // Актуальные проблемы экономики и управления. 2015. № 3 (7). С. 3-9.
  12. Документы саммитов «Группы 20»; www.kremlin.org (Дата обращения: 06.03.2016 г.)
  13. Игнатова Т.В., Подольская Т.В. Возможности глобального управления мировой финансовой системой: реалии и перспективы // Век глобализации. 2014. № 2. С. 119-128.
  14. Ильин Е.Ю. Участие Международного валютного фонда, «Группы двадцати» и ЕС в реформировании системы глобального регулирования // Вестник МГИМО Университета. 2014. № 1. С. 80-87.
  15. Кириллов А.Н., Балаганская Е.Н. Изменение мировой финансовой архитектуры // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-1. С. 161-165.
  16. Койлакаева А.А., Мясникова С.А. Достоинства и недостатки современной валютной системы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 12. С. 1511.
  17. Куканов Д.В. Анализ трансформации деятельности МВФ. Текущие цели и задачи // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 2. С. 58-61.
  18. Лихтарова О.В. Проблемы и перспективы развития международного финансового рынка в условиях финансовой глобализации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 55-58.
  19. Михеев М.В. Специфика стратегии денежных реформ в странах Европы и Азии после Второй мировой войны // Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 4 (60). С. 98-105.
  20. Омаров И.Н. Трансформация отношений МВФ с развивающимися странами в условиях глобализации // Перспективы науки. 2014. № 4 (55). С. 106-109.
  21. Петровский В.Е. Сравнительный анализ опыта участия России и Китая в институтах глобального управления // Сравнительная политика. 2015. № 1. С. 65-77.
  22. Поляков В.В., Щенин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес» - М.: Кнорус, 2011. - Учебное пособие. - 107 с.
  23. Ратников Г.Н., Бикалова Н.А. Роль международных финансовых организаций в экономике на примере МВФ // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 420-421.
  24. Рулинская А.Г., Калиничев А. Анализ денежно-кредитной политики Банка России // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 373-377.
  25. Рыжаков Е.Д. Руководство МВФ по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере и его актуальность для формирования бюджетной политики России // Экономические науки. 2015. № 125. С. 127-132.
  26. Сидорова Е.А., Баранова М.С. Проблема глобального управления и роль Международного валютного фонда // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15. № 2. С. 15-22.
  27. Смыслов Д. В. Реформирование Международного валютного фонда. Финансы и управление // Деньги и кредит. 2012. № 2. - с. 33-43.
  28. Хавин Д.В., Беккер П.Р. Международные экономические и валютно-финансовые организации, проблемы и перспективы // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2015. № 10. С. 31-43.
  29. Хадарцева Л.С., Саркисян А.А. Основные аспекты деятельности Международного валютного фонда // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 3. С. 108-111.
  30. Хлебникова Д. В. Реформирование управления Международным валютным фондом в свете решений саммитов «Группы 20» // Деньги и кредит. 2014. № 4. - с. 60-66.
  31. Хлебникова Д.В. К вопросу о реформировании Международного валютного фонда // Деньги и кредит. 2014. № 10. С. 60-65.
  32. Хлебникова Д.В. Принципы системного подхода к исследованию реформы Международного валютного фонда // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 12. С. 29-33.
  33. Чебан А.В. Создание банка развития и пула валютных резервов БРИКС // Альманах современной науки и образования. 2015. № 3 (93). С. 127-129.
  34. Чоссудовский М. «Как МВФ разрушил Югославию» [Электронный ресурс] - Режим доступа: saint-juste.narod.ru>chosudovsky.htm (дата обращения: 03.03.2016 г.)
  35. Чувахина Л.Г. Международный валютный фонд как инструмент политики США // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 4-1. С. 281-289.
  36. Шпрингель В. К. Проблема внешнего долга и экономическое развитие стран Латинской Америки в 80-е годы // Экономический журнал ВШЭ. 1999. № 2. С. 186-210. 9. Смыслов Д. В. Международная валютная система: тенденции эволюции // Деньги и кредит. 2013. № 10. - с. 46-58.