Файл: Истоки и значение деятельности Международного валютного фонда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Глобальный характер современной экономики делает невозможным ее регулирование с использованием только инструментов национальной экономической политики. В условиях растущей взаимозависимости стран возникает необходимость формирования механизмов и принципов глобального управления, которые носят наднациональный характер.

Координация глобальной экономической политики проводится, прежде всего, национальными государствами, международными экономическими организациями и региональными интеграционными объединениями. При этом в настоящее время наблюдается необходимость модернизации отдельных институтов глобального управления (речь в данном случае идет о Международном валютном фонде), что обосновывается увеличением роли в мировой экономике стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран.

Глобальное управление может осуществляться не только через официальные институты, которыми регулируются нормы и правила межгосударственного взаимодействия, но и через все те организации и группы влияния – от многонациональных корпораций, транснациональных социальных движений до множества неправительственных организаций, которые преследуют цели и задачи, достижение решения которых зависит от транснациональных правящих и властных институтов. Это и определяет высокий интерес к рассмотрению деятельности Международного валютного фонда, как особого института регулирования валютных отношений.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение целей и проблематики деятельности Международного валютного фонда. К задачам работы можно отнести:

- рассмотреть причины возникновения и роль Международного валютного фонда;

- охарактеризовать цели и задачи работы Международного валютного фонда;

- проанализировать аспекты практической работы Международного валютного фонда;

- рассмотреть проблемы деятельности Международного валютного фонда;

- Изучить возможности для дальнейшего развития Международного валютного фонда.

Объектом исследования выступает Международный валютный фонд. Предмет работы – проблемы и перспективы деятельности Международного валютного фонда.

В настоящее время изучением деятельности Международного валютного фонда занимаются во всех странах мира. Эта проблема находит отражение в исследованиях и российских ученых: М.С. Барабановой, Аттокуровой Н.С., Куканова Д.В., Омарова И.Н., Ратникова Г.И., Чувахиной Л.Г. Особое значение для данной темы имеют труды исследователя Хлебниковой Д.В., которая детально и разноаспектно изучает деятельность Международного валютного фонда.


В качестве теоретической основы данной работы выступили международные нормативные акты, монографии, материалы учебных пособий, статьи в периодических изданиях, а также организационные документы Международного валютного фонда и другие. В работе используется теоретический анализ источников по теме исследования; экономико-статистический анализ, прогнозирование. В ходе выполнения практической части использовались аналитический и сравнительный методы.

Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников. В первой главе приводятся истоки деятельности и роль Международного валютного фонда, во второй – рассматривается практическая деятельность Международного валютного фонда, в третьей – приведены проблемы и перспективы развития деятельности Международного валютного фонда.

1. Истоки и значение деятельности Международного валютного фонда

1.1. Проблема глобального управления валютной системой и появление Международного валютного фонда

Понимание категории «глобальное управление» может несколько отличаться в зависимости от условий и целей управления: от идеи «мирового правительства» до «мягкого» лидерства и неформальных форумов [3, 18, 22]. В современных исследованиях глобального управления принято выделять три группы акторов [11, с.4]:

- государственные акторы,

- национальные государства, региональные интеграционные объединения и международные межправительственные организации;

- корпоративные акторы – национальные компании и транснациональные корпорации, деятельность которых направлена на получение прибыли от коммерческой деятельности;

- неправительственные организации, общественные движения, сетевые структуры, отдельные индивиды.

В зависимости от характера субъектов, вовлеченных во взаимодействие, могут быть выделены три основных типа механизмов глобального управления экономическими процессами [13, с.119].


1. В работе официальных механизмов полноправное участие принимают только государственные акторы, которые и выступают в качестве субъектов предложения решений, связанных с регулированием мировой экономики. Наиболее типичными представителями данной группы механизмов являются международные экономические организации (ВТО, МВФ, ОЭСР, ЮНКТАД) [11, 13], а также неофициальные форумы лидеров ведущих стран мировой экономики (например, «Группа двадцати»). Кроме того, следует особо выделить роль международных интеграционных объединений в процессах глобального управления. Негосударственные акторы могут влиять на работу соответствующих механизмов, предъявляя спрос на их решения, но не могут непосредственно участвовать в принятии этих решений.

2. В рамках смешанных механизмов имеет место партнерство государственных и надгосударственных акторов с негосударственными акторами, представляющими корпоративный сектор и общественные структуры [11, с.5].

Важные шаги в развитии таких механизмов были сделаны в 1990-х гг., когда Всемирный банк начал реализацию программ сотрудничества с неправительственными организациями по вопросам глобального развития и оценки последствий экономических преобразований, а Программа развития ООН совместно с другими организациями системы ООН инициировала диалог с ТНК по проблеме построения «глобального рынка с человеческим лицом» [13, с.121]. Негосударственные акторы могут выступать не только в качестве субъектов спроса, но и в качестве субъектов предложения соответствующих решений.

3. Частные механизмы регулирования глобальных экономических процессов не предусматривают участия национальных государств и международных правительственных организаций и связаны с реализацией инициатив ТНК (например, корпоративных программ социальной ответственности) и общественных структур (например, соблюдения базовых прав человека в социальной и трудовой сферах) [29, с.109].

Несмотря на динамичное развитие смешанных и частных механизмов управления глобальными экономическими процессами, доминирующие позиции в принятии соответствующих решений продолжают занимать официальные механизмы.

П. Ближковский, директор по экономическим и региональным проблемам Генерального секретариата Совета Европейского Союза, в работе «Экономическое управление и солидарность: комплексное взаимодействие» указывает, что основной площадкой для международного обсуждения проблем макроэкономической политики, монетарной политики, структурной политики, финансовой стабильности являются неформальные форумы «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» []; проблем финансового регулирования, требований к капиталу банка, бухгалтерского учета – неформальный форум «Большой двадцатки»; проблем финансовой помощи – Международный валютный фонд [7, с.177].


В 1944 г., 70 лет назад, на Бреттон-Вудской конференции ООН были созданы ключевые организации межгосударственного валютного и кредитного регулирования – Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Ретроспективное рассмотрение опыта их функционирования свидетельствует о наработанном авторитете в сфере международных экономических отношений, формировании в их рамках авторитетного экспертного сообщества по валютно-кредитной и финансовой проблематике, хотя деятельность обоих институтов, особенно Фонда, позже и подвергалась критике из-за политики в отношении развивающихся стран.

Дискуссии о необходимости преобразования Фонда активно ведутся с 1999 г При этом предложения совершенствования его деятельности направлены в первую очередь на его демократизацию, усиление внимания к особенностям развивающихся экономик и проблемам развития беднейших стран мира [1, 2, 6].

Международный валютный фонд является институциональной основой мировой валютной системы, осуществляя межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование. Его основная задача – обеспечение относительной валютной стабильности в целях устойчивого развития мировой экономики.

Глобальный характер последнего финансово-экономического кризиса выявил необходимость комплексной и системной реформы МВФ. Основные проблемы и недостатки Фонда – хронический дефицит ресурсов; чрезмерно жесткие требования к странам-заемщицам без учета их специфики [6, с.202]; недостаточное внимание к особенностям беднейших стран-членов. Система формирования органов управления в интересах ведущих развитых стран с наибольшими квотами (взносами в капитал) пришла в противоречие условиям современного многополярного мира и повышения роли ведущих развивающихся стран.

Надзорная функция МВФ оказалась неэффективной ввиду отсутствия системы раннего предупреждения о кризисах и минимизации их последствий, а также методов регулирования деятельности участников мирового финансового рынка [5, с.43]. На основе применения принципов системного подхода к анализу реформы МВФ выявлены следующие ее основные направления: реформирование источников его ресурсов, системы управления, кредитных механизмов, взаимоотношений со странами с низкими доходами, усиление надзорной функции Фонда, реформирование его деятельности как института межгосударственного валютно-кредитного регулирования мировой валютной системы [6, 7].


1.2. Роль МВФ как важнейшего международного финансового института

В международных финансовых операциях участвуют две стороны: резидент и нерезидент. Финансовые операции могут быть связаны как с денежными платежами (расчеты, трансферт и т.п.), так и с движением капитала (лизинг, траст, кредит, франчайзинг и др.). Признаком финансовых операций служит целевая направленность их действия. По этому признаку финансовые операции подразделяются на:

- операции по переводу денег;

- инвестиционные операции;

- спекулятивные операции;

- операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход [5, с. 43].

Операции по переводу денежных средств являются наиболее простыми, в тоже время не менее значительными. Их смысл заключается в перемещении капитала в виде расчетов и трансферт. Инвестиционные операции заключаются в размещении капитала для получения последующего дохода, превышающего размер инвестиций. Спекулятивные операции заключаются в извлечении прибыли в виде разнице между покупкой и продажей различных активов в течение короткого промежутка времени. К ним относятся валютный и процентный арбитраж, операции своп, валютная спекуляция и др. Операции по сохранению способности капитала приносить высокий доход в основном выражены в различных способах снижения и управления рисками [17, с.59].

Влиянию внешних факторов подвержены практически все инвестиционные проекты, влияние которых предсказать почти невозможно. Именно поэтому компании вынуждены хеджировать риски, проводить страховые операции, залоговые операции и другие. МВФ является ярким представителем МФО и применяет различные типы кредитования [4, с.221]:

1) резервная доля – выделение части средств при превышении величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны.

2) кредитные доли – следующий этап кредитования, в случае полного рас-ходования средств из «резервной доли».

3) договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. «Stand-by Arrangements))) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.

4) механизм расширенного кредитования – предоставление кредитов на длительные сроки и в больших размерах. Применяются при серьезном нарушении платежного баланса и в различных кризисных ситуациях [2, с.38].