Файл: Истоки и значение деятельности Международного валютного фонда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часто МВФ сравнивают с Всемирным Банком, деятельность которого также заключается в помощи различным странам. Однако в отличие от МВФ Всемирный банк занимается долгосрочными экономическими кризисами в исключительно бедных странах; МВФ же предоставляет кредиты любым странам. Помимо этого, МВФ критикуют за драконовские меры, которые обязаны вводить страны, получающие средства от МВФ. К таким мерам можно отнести [2, с.39]:

- существенное увеличение налогового бремени, которое ложится не только на самых богатых представителей общества, но и на бедные слои;

- сокращение государственных расходов на социально значимые проекты;

- фактически отказ или существенное сокращение расходов на здравоохранение, образование, пособия для населения и т.п.;

- отказ от защиты окружающей среды;

- сокращение зарплат в государственном секторе и др. [2, 10].

Также одним из ярких примеров, иллюстрирующих некомпетентность МВФ в построении списка требований к стране-заемщику, является предоставлении кредитов Югославии. По утверждению Мишеля Чоссудовского (профессор экономики в Университете Оттавы, Канада) программы модернизации экономики страны со стороны МВФ последовательно уничтожали всю структуру: Югославия по совету МВФ отказалась от экономического выравнивания регионов, что в результате привело к распаду страны; помимо этого, был практически полностью уничтожен индустриальный сектор страны, курс национальной валюты ослаб [20, с.28]. Несмотря на все недостатки, МВФ продолжает оставаться одной из ведущих организаций, способствующих оживлению экономик стран мира.

Вывод по главе 1

Итак, появление Международного валютного фонда было обосновано практически необходимостью регулирования усложнившихся валютных и финансовых операций в мире. Наднациональные организации, каким является МВФ, в условиях развития глобализации и растущей зависимости стран друг от друга в части финансовой и валютной деятельности являются наиболее эффективными инструментами регулирования.

2. Основы деятельности Международного валютного фонда

2.1. Цели и задачи работы МВФ

МВФ отслеживает глобальные экономические тенденции и показатели, предупреждает стран-участниц, о потенциальных проблемах, служит форумом для политического диалога, консультирует правительства по вопросам решения экономических трудностей [10, с.22]. МВФ также работает с развивающимися странами с тем, чтобы помочь им в достижении макроэкономической стабильности и сокращения бедности.


Характеризуясь массовым перемещением капитала, глобализация влияет на выбор политического выбора стран-участниц во многих областях, в том числе в области трудовой, торговой и налоговой. Своей важной задачей Международный Валютный фонд считает помощь странам в извлечении преимуществ из процессов глобализации с одновременным исключением её возможных рисков и опасностей.

Глобальный экономический кризис четко обозначил, насколько взаимосвязаны страны в современной мировой экономике. МВФ поддерживает государств-участников путем предоставления [1, с. 28]:

- консультаций по вопросам политики для правительств и центральных банков на основе анализа экономических тенденций и мирового опыта;

- научных и аналитических исследований, статистических данных, прогнозов на основе отслеживания глобальных, региональных и национальных рынков;

- кредитования для преодоления экономических трудностей;

- льготного кредитования развивающихся стран для борьбы с бедностью;

- технической помощи и обучения с целью улучшения управления их экономиками.

Основатели МВФ ставили перед собой цель строительства каркаса организации, направленной на создание основы для международного экономического сотрудничества с тем, чтобы избежать повторения катастрофической экономической политики времен Великой депрессии 1930-х годов и последовавшего за ней глобального конфликта [15. С.162]. С тех пор мир сильно изменился, многие страны вступили в период экономического роста и процветания, в результате чего миллионы людей вырвались из нищеты, особенно это характерно для стран Азии.

Превалирующей задачей Международного валютного фонда стало обеспечение глобального общественного благополучия, финансовой стабильности. Сегодня МФФ продолжает свою благородную миссию; он обеспечивает форум для сотрудничества по международным валютным проблемам, способствует экономическому росту, снижению уровня бедности, развитию международной торговли, содействуя тем самым созданию рабочих мест.

Одновременно Фонд способствует стабильности обменного курса и открытости системы международных платежей; МВФ следит за состоянием экономики стран-участниц, предупреждая их о возможных рисках и предоставляет им консультации в области финансово-экономической политики. Он также предоставляет техническую помощь и обучение, чтобы помочь странам улучшить экономическое управление. Эта работа опирается на исследования и статистические данные МВФ [8, 12].


МВФ сотрудничает со Всемирным банком, региональными банками развития, Всемирной торговой организацией (ВТО), учреждениями ООН и других международных организаций. В то время как все эти организации вместе участвуют в решении глобальных экономических вопросов, каждая из них также имеет и свои единственные зоны ответственности и специализации [25, с.129]. МВФ также тесно сотрудничает с Группой двадцати (G-20), состоящей из 20 промышленно развитых стран и стран с формирующейся рыночной экономикой, а также тесно взаимодействует с гражданскими общественными организациями и средствами массовой информации. Во время мирового финансового кризиса коллективные действия G-20 имели решающее значение для предотвращения еще больших экономических трудностей. И в последующие встречи лидеры «большой двадцатки» продолжали подтверждать свою приверженность активизации экономического роста.

МВФ анализирует политику лидеров «большой двадцатки», а также отслеживает действия этих стран в достижении поставленных ими целей. МВФ и Всемирный банк, не дублируют, а дополняют работу друг друга [23, с.421]. В то время как МВФ основное внимание уделяет вопросам мак-роэкономической и финансовой сферы, Всемирный банк во главу угла ставит вопросы долгосрочного развития и борьбу с бедностью. Его помощь заключается в основном в кредитовании, финансировании инфраструктурных проектов, реформировании определенных секторов экономики, а также в проведении более широких структурных реформ.

Кредиты МВФ продолжают оказывать помощь странам в оплате импорта, стабилизации валют и создании условий для активного экономического роста. Для того, чтобы иметь право на членство во Всемирном банке, страны должны присоединиться к МВФ. Международный валютный фонд тесно сотрудничает с Банком в области борьбы с бедностью. Другие сферы сотрудничества включают в себя [8, 14]:

- оценку состояния финансового сектора стран-участниц,

- помощь в разработке законодательно-правовой базы, проведение широкого комплекса мероприятий по уменьшению внешней задолженности. МВФ является членом Совета по финансовой стабильности, штаб-квартира которого находится в Швейцарии [14, с.83].

Совет организует деловые встречи правительственных чиновников разных стран, ответственных за финансовую стабильность, банковских экспертов и представителей международных финансовых организаций. МВФ имеет статус Специального представителя в ООН. Сотрудничество МВФ и ООН охватывает несколько сфер, представляющих взаимный интерес. Эти авторитетные международные организации сотрудничают в области налогообложения, статистического учета, а также осуществляют взаимное представительство и участие в различных конференциях и специальных мероприятиях. За последние годы МВФ был задействован в решении проблем занятости, социальной защиты, в экологических программах, во Всемирной продовольственной программе, в работе Детского фонда ООН [14, с.84].


2.2. Практическая деятельности МВФ

Международный валютный фонд (МВФ) является сегодня основным наднациональным валютно-финансовым институтом, который изначально обеспечивал стабильность мировой валютной системы. Отметим, что со второй половины 1970-х гг. развитые страны не получают финансовую помощь МВФ [26, с.17], поскольку они могут удовлетворять свои потребности в финансировании на рынках капитала, но в первые два десятилетия существования МВФ более половины финансирования направлялось в эти страны.

В результате с конца 1970-х гг. основным объектом воздействия МВФ стали развивающиеся страны, а в 1990-е гг. под влиянием МВФ оказались страны с переходной экономикой. При этом сформировалась комплексная система воздействия МВФ на национальные экономики стран-заемщиков посредством применения ряда экономических механизмов. Стоит отметить, что развитые страны, в том числе США, используют МВФ как инструмент для достижения своих политических целей, что противоречит ключевым целям создания Фонда .

Показательнее всего решение проблемы финансовой стабилизации на примере латино-американских стран, так как именно здесь финансовая дестабилизация проявилась в особо острых формах. Связано это было с тем, что именно латиноамериканские страны стали эпицентром долгового кризиса. Первая стабилизационная программа была осуществлена в Чили (1976-1980 гг.) [36, с.47].

Несмотря на неблагоприятную внешнеэкономическую ситуацию, центральная проблема финансовой стабилизации в Чили была успешно решена посредством приватизации и реструктуризации банковской системы, либерализации процентных ставок, отмены количественного контроля кредитов. Кроме этой важной задачи, были достаточно быстро выполнены и другие требования МВФ по финансовой стабилизации: национальная валюта была девальвирована на 50 %, таможенные пошлины снижены со 105 % в 1974 г. до 35 % в 1982 г., 15 % в 1987 г. и 11 % в 1992 г. [36, с.48].

В результате проведенных мероприятий удалось подавить инфляцию, улучшилась платежеспособность страны, и она получила новые кредиты, а также льготы по погашению внешнего долга. Безработица в период с 1976 по 1980 г. сократилась с 15 до 10 %, среднегодовой темп инфляции снизился с 300 % (1972-1976 гг.) до 44 % (1976-1980 гг.), а темп прироста реального ВВП за данный период составил в среднем 7,5 % в год [36, с. 48 -49].

Большое внимание было уделено диверсификации экспорта: помимо традиционной добычи меди Чили стала развивать экспортное сельское хозяйство, рыболовство и машиностроение. В результате проведенные реформы способствовали росту экономики страны и доходов населения [35, с.284].


Однако в других латиноамериканских странах реализация стабилизационных программ не была столь успешной. В каждой из них есть свои причины срыва финансовой стабилизации. Например, в Аргентине, где пришедшее к власти в 1983 г. гражданское правительство допустило непоследовательность в реализации стабилизационных программ, проводившиеся жесткие антиинфляционные меры были «разбавлены» популистской политикой в области доходов, что привело к концу 1980-х гг. экономику страны в состояние тяжелой депрессии, а среднегодовые темпы инфляции составили 600 – 700 % [34, 36] .

Так, очевидно, что единой модели проведения стабилизационной политики нет. Даже при одинаковых макроэкономических условиях (кризисных) результаты могут оказаться самыми различными. Неоднозначность результатов программ финансовой стабилизации в латиноамериканских государствах логически приводит к выводу, что конкретные программы стабилизации МВФ должны быть различными. Необходимо разрабатывать новые подходы к условиям кредитования, связанные не с ускорением формирования рыночных отношений в странах-реципиентах, а с развитием их национальных экономических систем [15].

В начале 1990-х гг. к достаточно многочисленному отряду заемщиков МВФ из развивающихся стран примкнули бывшие социалистические страны: Центральной и Восточной Европы и республики бывшего СССР. Несмотря на различие подходов, кредиты МВФ странам с переходной экономикой в рамках стандартных стабилизационных программ содержали отработанный монетаристский набор мер по финансовой стабилизации [19, с.100].

Основными рекомендациями Фонда странам, осуществляющим переход от административно-командной системы хозяйствования к рыночным отношениям, были ускорение приватизации государственной собственности, либерализация экономической деятельности, независимый статус Центрального банка, институциональные реформы, предоставление качественной статистики. Некоторые ученые подчеркивают условность объема выделенных кредитов. Из 22 млрд. долларов обещанных займов 11 млрд.. долларов предназначались для оплаты импорта, 2 млрд. долларов были направлены на оплату реформы налоговой системы [34, 35], государственных расходов, создания структур социального обеспечения, совершенствования российской статистики и лишь 9 млрд. долларов – на непосредственную стабилизацию экономики .

В целом отметим, что регулирующее воздействие Фонда на процесс осуществления реформ позволило правительству России в течение 5 лет (1992-1997 гг.) добиться относительной финансовой стабилизации в стране, избежать кризиса внешней задолженности, начать привлечение иностранных капиталов и приступить к интеграции в мировую экономику. Темпы роста потребительских цен снизились с 874,6 % в 1993 г. до 14,6 % в 1997 г. В 1993 г. ВВП снизился на 12 %, в 1995 г. - на 4,1, в 1996 г. - на 3,4 %. Однако уже в 1997 г. рост ВВП составил 0,9, а в 2000 г. - 9 % [21, с.70].