ВУЗ: Российский государственный профессионально-педагогический университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Информатика
Добавлен: 26.10.2018
Просмотров: 1826
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Характеристика курсовой работы
1.1 Выбор темы курсовой работы и инструмента для реализации педагогического программного средства
1.2 Технология выполнения курсовой работы
1.3 Структура и оформление курсовой работы
2 Требования к оформлению пояснительной записки
3 Основные рекомендации по составлению доклада
3.1 Основные требования к докладу
3.2 Рекомендации по сочетанию слайдов презентации с текстом выступления
Студент в ходе выполнения курсовой работы должен решить следующие основные задачи:
-
разработать программный продукт, использование которого доступно для непрограммирующего пользователя;
-
обосновать необходимость использования ППС для проведения учебного процесса в условиях использования информационных технологий;
-
подготовить методические указания по внедрению и использованию программного продукта в образовательной деятельности.
Следует помнить, что:
1. Тратить силы и средства на внедрение информационных технологий в обучение имеет смысл, если изначально стоит задача повышения эффективности обучения хотя бы по одному из следующих показателей:
-
интенсификация обучения; повышение качества обучения;
-
снижение трудозатрат педагога; снижение стоимости обучения;
-
формирование принципиально новых знаний, умений и навыков, достижение которых без информационных технологий невозможно.
2. Рассматривая вопросы использования информационных технологий в обучении, целесообразно четко разделить два реально существующих уровня их использования в учебном процессе. Первый уровень ориентирован на «встраивание» информационных технологий в традиционный учебный процесс с целью повышения его эффективности. Такое внедрение не влияет (по крайней мере, кардинально) на дидактические и основные методические компоненты обучения и несет чисто вспомогательные функции. Второй уровень предполагает кардинальную перестройку всего процесса обучения, начиная от целей и кончая содержанием, методами и средствами организации и проведения учебной деятельности.
Тематика курсовых работ может быть посвящена разработке:
-
программно-методических комплексов (тип ПМК);
-
электронных учебных пособий;
-
энциклопедий;
-
видеокурсов по теме (разделу, дисциплине);
-
системы тестовых заданий по разделу (дисциплине);
-
самоучителя по программному средству/комплексу;
-
компьютерной системы контроля знаний по дисциплине (разделу);
-
электронного конспекта лекций по дисциплине/разделу;
-
презентаций;
-
программных средств (тип ПС):
-
педагогических;
-
учебного назначения для читаемых дисциплин;
-
кейсов по дисциплинам для проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий;
-
эмулятора работы устройства или программы;
-
компонентов адаптивных методических систем;
-
компонентов информационных систем;
-
проблемно-ориентированных программных систем;
-
математических, программных и методических средств, обеспечивающих проведение и обработку результатов опытно-поисковой работы;
-
новых технологий обучения, основанных на применении информационных технологий и информационных систем;
-
Web-сайта;
-
поисковой системы для задачи/предприятия и т.д.
1.3 Структура и оформление курсовой работы
Общая структура курсовой работы
Курсовой работы должна иметь следующую структуру:
-
ППС в электронном виде;
-
пояснительная записка в электронном и распечатанном виде;
-
презентация.
ППС в электронном виде представляет собой общую структуру, технологию, навигацию и интерфейс в соответствии с дидактическими и технологическими требованиями. В ППС должна быть сформирована структура содержания обучения определяемого сформулированными целями, определена необходимость в дополнительных средствах (например: справочниках, глоссариях и т.д.), подготовлены иллюстрации и мультимедиа-компоненты.
Пояснительная записка к курсовой работе должна иметь следующую структуру:
-
титульный лист (1 стр., Приложение 1);
-
содержание (1 стр.);
-
введение (1,5 – 3 стр.);
-
теоретическая часть (обзор печатных и интернет-источников по теме исследования) (глава 1) (7 – 12 стр.);
-
практическая часть (описание проделанной работы) (глава 2) (5 – 15 стр.);
-
заключение (до 2-х стр.);
-
список использованных источников (до 2-х стр.);
-
приложения (до 10 стр.).
Работу над курсовой работой необходимо начинать с подбора и изучения литературы по исследуемой проблеме. Для получения новой информации целесообразно ознакомиться с периодическими изданиями (для подбора литературы рекомендуется использовать электронные каталоги).
В результате систематизированного изучения литературных и Internet‑источников происходит отсев несущественного материала, усваиваются основные понятия, категории, термины, формируются общие позиции теоретиков и практиков, которые будут исходными в работе. Одновременно выявляются недостатки и нерешенные проблемы, требующие дополнительного осмысливания; выясняется то, что еще недостаточно изучено. На основе этого определяются направления исследования, цель и задачи курсовой работы, а также составляется список источников, которые планируется использовать при написании работы.
Во введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы; сформулировать цель работы и поставить задачи, которые необходимо решить для достижения ее; указать объект исследования; описать совокупность методов, технических и программных средств, используемых при выполнении курсового проекта. Введение целесообразней писать после завершения работы над основной частью.
В первом главе необходимо раскрыть теоретическую тему, соответствующую выбранной.
Для этого нужно наиболее полно и творчески описать предложенные по этой теме вопросы. Рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемого вопроса; изложить свои умозаключения и мнения различных авторов. Обязательно сделать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании.
В этом разделе студент должен показать свой общий научно-методический уровень подготовки, умение изучать литературу и систематизировать современные знания, делать обобщения и выявлять направления решения проблемы.
Во второй главе студенты проектируют и решают задачи, демонстрирующие прикладное решение рассмотренных в первой части сведений, проектируют структуру разрабатываемого педагогического программного продукта, разрабатывают авторские методики и составляют тематическое планирование по рассматриваемым темам.
Заключение завершает изложение курсовой работы. В нем резюмируются итоги выполненной работы в виде обобщения самых существенных положений. Выводы должны отражать только содержание работы, быть краткими, ясно и четко сформулированными. В данном разделе необходимо показать, как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности и эффективности использования на практике, а так же дать ряд предложений ее по применению с учетом новых информационных технологий.
Списка использованных источников должен включать в себя не менее 10 источников, оформленных в соответствии с ГОСТом и расположенных в алфавитном порядке (см. Приложение 2).
В приложениях может быть приведена структура разрабатываемого педагогического программного, примеры тестовых заданий, тексты разработанных программ и т.п.
2 Требования к оформлению пояснительной записки
Особое внимание необходимо обратить на порядок оформления работы. Аккуратное и строгое оформление – обязательное требование, предъявляемое к курсовым работам. Курсовой проект обязательно должен быть подготовлен в текстовом редакторе MS Word или аналогичной по возможностям программе.
Работа должна быть оформлена для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2,5 см, левое поле – 3 см, правое – 1 см.
Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль (основной текст), установив шрифт – Times New Roman, размер – 14; параметры абзаца: первая строка – 1,27 (1,25) см, выравнивание – по ширине, интервал перед и после – 0, межстрочный интервал – полуторный (остальные параметры установлены по умолчанию, поэтому опущены). Обязательно должен быть включен автоматический перенос слов и запрет висячих строк. Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт и курсив.
Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть обязательно оформлены с использованием стилей. В конце названий точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений.
Каждый раздел начинается с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.
Таблицы должны быть наглядными и обрамленными со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14. Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переносится на следующую с добавлением под шапкой, и в начале каждой следующей страницы разрывающейся таблицы, строки с порядковой нумерацией столбцов (шапка в таблице делается один раз, но на каждой следующей странице перед продолжением таблицы необходимо писать заголовок следующим образом: Таблица 5 (продолжение).
В ячейках шапки выравнивание делают по вертикали и по горизонтали – по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание – по центру (для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее и содержимое таблицы).
Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Постоянная часть названия вставляется с помощью средств текстового процессора, знак номера (№) не используется.
Пример табличного заголовка: Таблица 1 – Тематическое планирование по теме «Компьютер».
Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название Рисунок, знак номера (№) не используется.
Пример названия рисунка: Рисунок 1 – Информационно-логическая схема.
Таблицы и рисунки должны быть размещены в нужном месте и не оторваны от текста. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия.
Первой страницей является титульный лист, который заполняют по установленной в высшем учебном заведении форме (Приложение 1). На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление курсовой работы с указанием страниц. При этом содержание должно соответствовать указанным по тексту заголовкам составных частей проекта и номерам станиц, на которых они начинаются. Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового редактора (чтобы заголовок «Содержание» не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).
Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и в центре страницы. Первой страницей является титульный лист, но номер на нем не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12.
В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.
При использовании материала из литературных источников в квадратных скобках необходимо указать порядковый номер источника, соответствующий списку использованной литературы (используйте средства текстового процессора – перекрестную ссылку на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.
Списка использованных источников должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения, их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать средствами текстового процессора и обновить поля с перекрестными ссылками).
Электронный вариант завершенной курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге (плотностью 70-80 гр. на м2) на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм (нельзя сдавать работы с нечетким или размазанным текстом). Файлы с электронным вариантом написанной курсовой работы необходимо упаковать в архив и записать на диск, который приложить в конверте, приклеенном с обратной стороны титульного листа.
Для получения удовлетворительной оценки распечатанную работу, сшитую в скоросшивателе и подписанную автором, с электронным вариантом на диске, необходимо представить руководителю в назначенный срок. Работы, в которых содержание и оформление, как в целом, так и разделов, не соответствуют выданному варианту, требованиям, описанным в данных методических указаниях и предъявляемым руководителем, к защите не допускаются и должны быть переработаны.