Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Основные понятия и теоретические основы организационных конфликтов
1.2. Основы управления конфликтами в организациях
1.3 Особенности конфликтов в образовательных учреждениях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
2.2. Исследование уровня конфликтности в образовательном учреждении
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Управление конфликтами в организациях составляет значительную часть менеджмента в организации. Умение руководства создать благоприятную атмосферу в коллективе, обучение сотрудников поведению с гостями с целью предотвращения и профилактики конфликтов означает успешность функционирования этой организации. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.
Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с обучающимися один на один, педагог, как правило, находится в сильном психоэмоциональном напряжении, так как он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение обучающихся в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Цель работы – проанализировать теоретические и практические аспекты управления конфликтами в образовательной организации на примере МБОУ СОШ № 12 г. Сургута и разработать предложения по совершенствованию этого процесса.
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- рассмотреть сущность и виды организационных конфликтов;
- изучить систему управления конфликтами;
- рассмотреть особенности конфликтов в образовательных организациях;
- представить краткую характеристику исследуемой образовательной организации;
- проанализировать уровень конфликтности в организации;
- разработать мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в образовательной организации.
Объект исследования – МБОУ СОШ № 12.
Предмет исследования – управление конфликтами в образовательной организации.
Научно-методическая основа работы: труды ученых в области кадрового менеджмента, управления персоналом.
Информационной основой работы являются данные МБОУ СОШ № 12 г. Сургута за 2016-2018 гг.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Основные понятия и теоретические основы организационных конфликтов
Изучение конфликтных ситуаций, связей и отношений является одним из самых главных предметов исследования общественных наук, в том числе и социологии. Однако, несмотря на активное изучение данного явления, однозначного и общепринятого определения конфликта дать не удалось.
Слово «конфликт» имеет латинское происхождение от «conflictus», что в переводе означает «столкновение». В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с XIX в. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». На Западе теория конфликта как альтернатива теории порядка Т. Парсонса появилась впервые в 1956 г. в работе Л. Коузера «Функции социального конфликта». Л. Коузер понимает конфликт как идеологическое явление, которое отражает устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.
Несколько позже термин «конфликт» был использован Р. Дарендорфом в его работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе».
Однако истинное рождение теории конфликта, как концептуально независимой модели, состоялось в 1961 г., с выходом книги Д. Рекса «Ключевые проблемы социологической теории»[1], где обозначалось, что конфликт есть способ разрешения противоречий.
В современной конфликтологической литературе существуют различные подходы к определению понятий «конфликта» и «конфликтной ситуации». Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации[2]. А. Я. Кибанов «конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон»[3].
В. С. Юкаева определяет конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия[4]. B. C. Семенов считает, что конфликт – это сознательное противостояние субъектов и субъективных объединений (групп, организаций, партий, движений, фондов) возникающих на основе существующих в обществе объективно-субъективных и реально-субъективных противоречий, отражающие конкретные интересы и позиции разных людей и групп, и выражающееся индивидуальной или групповой субъективностью в сознательно ставящихся целях, программах действий и в реально проводимых в соответствии с ними практических действиях, поведении и борьбе[5].
Всякий конфликт есть противоречие, но не всякое противоречие порождает конфликтное взаимодействие сторон. То есть, конфликт можно определить, как порождаемую обострением противоречия одну из форм дезинтегративного взаимодействия и взаимоотношения между субъектами, выражающуюся в их активно-негативной направленности относительно друг друга.
Из вышесказанного следует, что определений конфликта можно сгруппировать по нескольким блокам, отразим их в таблице 1.
Таблица 1
Группы конфликтов
Блок |
Характеристика |
Конфликт как |
Конфликт - это осведомленность вовлеченными в конфликт сторонами о различиях, несоответствиях, несовместимых желаниях или противоречивых требованиях. |
Конфликт как |
Конфликт определяется как форма отношений между субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена |
Конфликт как |
Конфликт - это вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, но в различной степени осознанные противоречия в целях общающихся субъектов проявление объективных или субъективных противоречий во взаимодействии противоборствующих сторон. Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни, но не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам |
Конфликт как |
Конфликт представляет собой предельный случай обострения |
Конфликт как |
Например, конфликт представляет собой «наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». Противоречие разрешается посредством конфликта, то есть, для своего разрешения оно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. |
Итак, различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация – это социальное взаимодействие между индивидами или группами людей, при котором интересы сторон вступают в противоречие друг с другом.
Конфликт имеет следующие признаки: наличие субъекта или субъектов как носителей конфликтов, биполярность, активность, негативность взаимодействующих субъектов[6].
Таким образом, конфликт – это форма и способ взаимодействия людей, характеризующиеся столкновением разнонаправленных взглядов, стремлений, противоположно направленных интересов, выражающих цели и интересы взглядов, позиций, мнений, точек зрения, существенным обострением противоречий между субъектами конфликтного взаимодействия, личной значимостью конфликта для его участников, эмоциональной формой его переживания, отсутствием согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
В свою очередь, конфликт в трудовых коллективах (конфликт в организации, трудовой конфликт) – это противоречие между интересами, взглядами, стремлениями, ценностями, возникающее в процессе социально-трудовых отношений[7].
Так, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов отмечают, что трудовой конфликт – это один из видов социальных конфликтов, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения[8].
По мнению А. А. Осеева, конфликт в организации представляет собой особый вид общения, в основе которого лежат противоречия в системе трудовых отношений. Трудовой конфликт – это столкновение противоположно направленных действий работников, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения[9].
Анализируя различные подходы к пониманию сущности трудовых конфликтов можно сделать вывод, что трудовой конфликт – это один из видов социальных конфликтов между субъектами организации, характеризующийся столкновением противоположных убеждений, интересов и целей.
Понимание сущности трудовых конфликтов дает возможность определить вид изучаемого конфликта. Рассмотрим классификацию конфликтов в организации (таблица 2).
Так, основаниями для классификации могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат и другие факторы.
Организационные конфликты – это конфликты, вызванные расхождением норм поведения и ценностных ориентаций.
Таблица 2
Классификация организационных конфликтов
Признак классификации |
Виды конфликтов |
Сферы проявления |
Производственно-экономические противоречия; различия во взглядах; разногласия в соц. сфере; разногласия из-за особенностей психики каждого человека; разногласия в семейно-бытовых отношениях. |
Масштабы распространения |
Всеохватывающие, общие; локальные. |
Длительность, напряженность |
Яростные, агрессивные, краткие; острые, длительные; слабовыраженные, быстрые. |
Субъекты конфликтного взаимодействия |
Внутриличностные; межличностные (противоречия между двумя личностями); межличностно-групповые (противоречия между личностью и группой); межгрупповые (противоречия между группами). |
Предмет конфликта |
Реальные (имеют четкий предмет конфликта); нереальные (не имеют четкого предмета конфликта). |
По характеру причин конфликта |
Объективные - связаны с реальными проблемами и недостатками; субъективные - обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми. |
Источники и причины |
Организационные (в связи с изменениями регламентов); эмоциональные и социально-трудовые; деловые и личностные. |
Коммуникативная направленность |
Горизонтальные (оппоненты равного соц. уровня); вертикальные (оппоненты разного соц. уровня, обычно между |
Последствия для организации |
Позитивные (созидательные, ведут к развитию компании) и негативные (разрушительные, приводят к деградации компании); конструктивные (основанные на объективных проблемах) и деструктивные (основанные на субъективных противоречиях). |
Формы и степени столкновения |
Открытые (обычный спор, ссора); скрытые (стороны не знают намерения друг друга); спонтанные (возникшие стихийно), инициативные (спланированные). |
Возможности урегулирования |
Антагонистические (фактически непримиримые противоречия, если и разрешаются, то частично); компромиссные (стороны готовы идти на уступки, обычно полностью решаются и приводят к сотрудничеству). |