Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Основные понятия и теоретические основы организационных конфликтов
1.2. Основы управления конфликтами в организациях
1.3 Особенности конфликтов в образовательных учреждениях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
2.2. Исследование уровня конфликтности в образовательном учреждении
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
отдельных предметов
Показатель |
2017 |
2018 |
Отклонение +/- |
Общая численность персонала, в т.ч. |
172 |
164 |
-8 |
Руководящий состав (директора и замы) |
9 |
8 |
-1 |
Специалисты (учителя и воспитатели) |
132 |
128 |
-4 |
Служащие (делопроизводители) |
3 |
3 |
0 |
Рабочие |
28 |
25 |
-3 |
Уровень квалификации кадров, % |
38 |
45 |
+7 |
Работающие пенсионного возраста, чел |
25 |
28 |
+3 |
Доля сотрудников пенсионного возраста, % |
14,5 |
17,1 |
+2,6 |
Общая численность персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов сократилась на 8 человек за счет сокращения специалистов на 4 человека и рабочих на 3 человека. Уровень квалификации персонала в 2017 г. вырос на 7 % в связи с тем, что большее число сотрудников прошли аттестацию на квалификационный уровень. Значительную долю сотрудников составляют кадры пенсионного возраста. Так на их долю в 2017 г. приходилось 14,5 %, а в 2018 г. пришлось 14,2 %, что было вызвано сокращением численности персонала учреждения.
Возрастной состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов представлен в таблице 2 (в абсолютном выражении) и диаграмме (рисунок 1 в относительном выражении). Большинство работающих МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов в возрасте старше 50 лет – 32,93 %, причем в основном это специалисты (учителя). На долю молодых сотрудников приходится всего 17,68 % всей численности кадров образовательного учреждения (рисунок 1).
Таблица 2
Возрастной состав работающих МБОУ СОШ № 12
Категории персонала |
До 30 лет |
От 31 до 40 лет |
От 41 до 50 лет |
От 51 года и старше |
Руководители (директора и замы) |
1 |
2 |
1 |
4 |
Специалисты (учителя и воспитатели) |
25 |
32 |
26 |
45 |
Служащие (делопроизводители) |
1 |
1 |
1 |
0 |
Рабочие |
2 |
8 |
10 |
5 |
Итого: |
29 |
43 |
38 |
54 |
В процентах от общего числа работающих |
17,68 |
26,2 |
23,2 |
32,93 |
Рисунок 1. Структура сотрудников МБОУ СОШ № 12
с углубленным изучением отдельных предметов по возрасту
за 2018 г., %
Качественный состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов представлен в таблице 3 (в абсолютном выражении) и диаграмме (рисунок 2 в относительном выражении).
Большая часть сотрудников школы имеет высшее образование (65 % от общей численности персонала), но доля персонала со средним профессиональным образованием, также высока и составляет 31 %.
Большая часть педагогического коллектива школы имеет стаж работы более 20 лет (это 70 % педагогов), при этом молодых сотрудников со стажем до 5 лет в школе работает всего 15 % (рисунок 3). Таким образом, можно говорить о старении педагогического коллектива и увеличении доли педагогов-пенсионеров и предпенсионного возраста.
Таблица 3
Качественный состав работающих в МБОУ СОШ №12
Категории |
Высшее образование |
Среднее профессиональное образование |
Среднее |
Служащие (делопроизводители) |
2 |
1 |
0 |
Специалисты (учителя и воспитатели) |
90 |
38 |
0 |
Руководители (директора и замы) |
8 |
0 |
0 |
Итого: |
107 |
51 |
6 |
В процентах от общего числа работающих |
65,24 |
31,10 |
3,66 |
Рисунок 2. Структура персонала МБОУ СОШ № 12
по образованию, %
Большая часть педагогического коллектива школы имеет стаж работы более 20 лет (это 70 % педагогов), при этом молодых сотрудников со стажем до 5 лет в школе работает всего 15 % (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура педагогических кадров школы по стажу
в 2018 г., %
Таким образом, можно говорить о старении педагогического коллектива и увеличении доли педагогов-пенсионеров и предпенсионного возраста.
2.2. Исследование уровня конфликтности в образовательном учреждении
В исследуемом образовательном учреждении можно выделить 4 основных субъекта деятельности: обучающийся, учитель, родители и администратор.
В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимоотношения, конфликты подразделяются на виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родитель; учитель-администратор; родители-администратор; родители-родители; администратор-администратор.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные конфликты в школе:
I. Конфликт между учениками и учителями.
К таким конфликтам приводят действия, связанные с успеваемостью, поведением в школе, отношениями, возникающими в сфере эмоционально-личностных отношений учеников и учителей. Так, с целью профилактики конфликтных ситуаций среди обучающихся проводится анкетирование по стилю поведения учителя. По итогам анкетирования вырабатываются рекомендации по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель-ученик» (тренинги, игровые ситуации).
С профилактической точки зрения ежегодно в школе проводится тестирование обучающихся с целью выявления тревожности, агрессивности, фрустрации и ригидности, в первую очередь, в выпускных классах.
II. Конфликт между учителями и родителями.
С целью профилактики конфликтов первую очередь необходимо обратить внимание на состав семей. Дело в том, что опрос дал информацию о наличии высокого процента неполных семей, в которых живет внушительная доля ребят – 35-40 %. Почти 30 % учащихся воспитывается только матерями, 9 % живут с матерью и отчимом и 4 % только с отцами. Конфликтные ситуации в школе случаются чаще с неполными семьями, где родители недостаточно уделяют внимание вопросам воспитания и образования. Поэтому профилактика конфликтов подобного рода проводится на родительских собраниях, где классные руководители разъясняют физиологические особенности в переходном возрасте, о психологических особенностях подросткового возраста, о синдроме дефицита внимания.
III. Особенности конфликта между учителями.
Эти конфликты гораздо сложнее. Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами. Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Взаимозависимость друг от друга гораздо больше, например, если учитель математики работает плохо, это отражается на качестве уроков учителя физики, химии. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в этом классе. Во-вторых, специфика конфликта связана с тем, что коллектив преимущественно женский. Женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих.
Стиль педагогического общения тесно связан с личностными особенностями и свойствами темперамента учителя, которые диагностировали с помощью теста «Исследование свойств темперамента» В. М. Русалова.
Выявлено, что большая часть учителей (59%) обладают средней и высокой предметной эргичностью (Эр), то есть довольно легко осваивают предметный мир, жаждут деятельности, стремятся к умственному и физическому труду, имеют высокую степень вовлеченности в трудовую деятельность.
Так же у большинства педагогов довольно хорошо развита социальная эргичность (СЭр) (78%) и социальная пластичность (СП) (75%), то есть потребность в социальных контактах, что свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, а также переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонности к разнообразию коммуникативных программ и готовности к различным формам социального контакта.
Однако такое свойство как пластичность (П), развито лишь у трети педагогов (36%). Таким образом, большинству педагогов свойственны трудности переключения с одного предмета на другой, недостаточно быстрый переход с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой.
Скоростные особенности личности (Т) педагогов свидетельствует о невысокой скорости выполнения отдельных операций, недостаточной быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности у большинства педагогов (67%).
Социальный темп (СТ), то есть скоростные характеристики рече-двигательных актов в процессе общения у большинства учителей находятся на среднем и высоком уровнях (73%). При этом для большинства педагогов характерна довольно высокая и повышенная эмоциональность (Эм) (69%).
Большинство учителей эмоционально чувствительны к несовпадению между задуманным, ожидаемым и результатами реального предметного действия, они довольно чувствительны к неудачам в работе. Социальная эмоциональность (СЭм), чувствительность в коммуникативной сфере: чувствительность к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей также характерна для большей части педагогов (64%).
Крреляционные связи на уровне р < 0,05 между стилями педагогического общения и свойствами темперамента такими отображены в таблице 4.
Таблица 4
Значения корреляционных связей Пирсона между стилями педагогического общения и свойствами темперамента (р < 0,05)
Стиль педагогического общения |
Свойства темперамента |
|||||||
Эр |
СЭр |
П |
СП |
Т |
СТ |
Эм |
СЭм |
|
Монблан |
0,51 |
0,15 |
-0,18 |
-0,49 |
0,31 |
0,14 |
0,19 |
-0,62 |
Китайская стена |
0,57 |
0,09 |
-0,26 |
-0,58 |
0,24 |
0,11 |
0,15 |
-0,71 |
Локатор |
0,37 |
0,42 |
0,25 |
0,36 |
0,09 |
-0,13 |
0,62 |
0,52 |
Тетерев |
0,27 |
0,39 |
0,12 |
0,05 |
-0,26 |
-0,31 |
-0,54 |
-0,63 |
Гамлет |
0,24 |
0,29 |
0,14 |
0,37 |
0,62 |
0,58 |
0,71 |
0,81 |
Робот |
0,42 |
0,39 |
-0,68 |
-0,77 |
0,32 |
0,25 |
-0,35 |
-0,31 |
Я сам(а) |
0,68 |
0,79 |
-0,49 |
-0,63 |
0,18 |
0,39 |
0,27 |
0,32 |
Союз |
0,58 |
0,78 |
0,41 |
0,57 |
0,24 |
0,34 |
0,38 |
0,53 |
Из таблицы видны наиболее значимые корреляционные связи между стилями педагогического общения и свойствами темперамента. Это означает что учителя реализующие эффективный стиль педагогического общения «Союз» обладают прежде всего такими свойствами личности как высокая эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность и социальная эмоциональность.
Из таблицы так же видно, что при неэффективном педагогическом общении чаще всего выражен низкий уровень пластичности либо социальной эмоциональности. Так же высокая эмоциональность без развитой эргичности и пластичности часто связана с неэффективным стилем педагогического общения.
При диагностике самооценки, как важнейшей составляющей личности нами не было выявлено существенных отклонений при распределении данных на выборке педагогов. У большинства педагогов (85%) самооценка адекватная. При анализе корреляционных связей не выявлено значимых результатов, свидетельствующих о связи уровня самооценки со стилем педагогического общения и эмоциональным выгоранием педагогов.
Эмпатийные свойства личности педагога выступают как условие успешности профессиональной деятельности, основанной на творческом, а не нормативном подходе к установлению контакта с ребенком, в котором создаются условия для взаимораскрытия взаимодействующих субъектов. Эмпатия как стержневой компонент профессиональных способностей и особенностей стиля общения педагога, пронизывает все другие компоненты его деятельности.
В группе исследуемых педагогов на более высоком уровне развиты эмоциональный канал эмпатии, проникающая способность и способность к идентификации. Нами выявлена сильная корреляционная связь (k=0,79) между эмциональным каналом эмпатии и таким стилем педагогического общения как «союз». Так же наблюдается тесная положительная прямая связь стиля педагогического общения «Союз» с проникающей способностью эмпатии и способностью к идентификации. То есть наиболее продуктивный стиль педагогического общения связан с высоким уровнем эмпатийных способностей педагога.
Выявляя уникальные черты личности, согласно теории личности Р. Кеттела, мы остановились на диагностике и анализе социально-психологических установок, как фактора, который определяет моральное сознание личности. Был использован тест Потемкиной «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере».
Больше половины педагогов нашей выборки (58%) стремятся достигать результата в своей деятельности вопреки всему – суете, помехам, неудачам. Лишь 8% учителей ориентированы на процесс, то есть им важно, чтобы само занятие было интересным. Над достижением цели они относительно мало задумываются. Остальные учителя (36%) в равной степени ориентированы и на процесс, и на результат. Большинство учителей (65%) имеют средний и высокий уровень ориентации на альтруизм. Сосредоточенность в основном на своих личных интересах проявляется у небольшого количества педагогов (13%). Отличительной чертой большинства педагогов (69%) является ориентация на труд, то есть большую часть своего времени они используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска. Ориентация на деньги выявлена у 11% учителей. Желание чувствовать контроль над другими людьми, т.е. ориентация на власть, доминирует у 51% педагогов, для которых ведущей ценностью является влияние на других, на общество. Чуть меньше половины педагогов (42%) не терпят никаких ограничений и готовы идти на жертвы ради отстаивания своей независимости.