Файл: «Анализ методов и приемов разрешения конфликтов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для исследования связи феномена эмоционального выгорания с социально-психологическими установками личности учителей был применен коэффициент корреляции Кендэла на уровне р = 0,05 и zkp = 1.96. При этом значимые различия в уровне эмоционального выгорания наблюдались в основном у группы испытуемых с высокой ориентацией на труд и высоким альтруизмом, с выраженной установкой на свободу и стремлением уделить одинаковое внимание и результату, и процессу работы, сделав их равнозначными целями деятельности.

Выводы

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что педагог, обладающий психологическим здоровьем и эмоциональной устойчивостью в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, характеризуется высоким уровнем креативного потенциала, средней интернальностью, то есть средним уровнем ответственности и инициативности, и при этом частичной ориентацией на внешние обстоятельства.

Также особенностями личности таких педагогов является стремление достичь в педагогической деятельности определенных позитивных результатов, мотивация на успех, использование модели активного взаимодействия с учащимися такой как «Союз», высокая эргичность, высокая социальная эргичность, высокая пластичность, социальная пластичность и высокая социальная эмоциональность, высокий уровень эмпатии и эмпатийных способностей, то есть выражена проникающая способность эмпатии и способность к идентификации, высокая ориентация на труд, высокий альтруизм, выраженная установка на свободу и стремление уделить одинаковое внимание и результату, и процессу работы, сделав их равнозначными целями деятельности, а также глубокое ценностное отношение к собственному здоровью, характеризующееся осознанностью, осведомленностью и, особенно, высокой активностью самого педагога.

Основные типы конфликтов в образовательной организации – это конфликты между педагогами, а также между руководством и педагогами. Если говорить об организационно–управленческих конфликтах, то в данной образовательной организации встречаются внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой.

В данной образовательной организации используется комплекс методов по управлению конфликтами. В зависимости от выбора классификации методов можно сказать, что используются как структурные, так и персональные: методика разрешения конфликта через решение проблемы, арбитраж, переговоры и так далее.


ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА

Представим рекомендации, направленные на снижение уровня конфликтности в МБОУ СОШ № 12.

С целью изучения возможных конфликтных поведений между учителем и учеником, между учениками и родителями в школе необходимо ежегодно проводить исследования по составу семей обучающихся, анкетирования.

С целью профилактики возможных конфликтных ситуаций рекомендуется разработать памятки для родителей «Правила поведения на начальной стадии конфликта»; психолого-педагогические рекомендации для родителей; для учительского персонала проводить методические совещания «Конфликты в межличностных отношениях», игры-тренинги.

Методическому совету школы необходимо разработать рекомендации для минимизации негативных последствий конфликтных ситуаций в школе, суть которых представлена ниже:

1) при поступлении на работу необходимо усилить роль наставничества с целью быстрой адаптации в коллективе;

2) для снижения текучести кадров необходимо создать благоприятные условия труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста;

3) важным фактором профилактики конфликтов является зрелость коллектива, которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, в умении сглаживать неизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактором могут служить и положительные традиции в коллективе;

4) во избежание конфликтов необходимо, чтобы персонал соответствовал профессии и своей роли в организации. Грамотное распределение должностей и обязанностей более чем на треть повышает эффективность деятельности организации;

5) немаловажную роль в предотвращении конфликтов в коллективе играет стиль руководства и индивидуальные качества руководителя (готовность принимать решения, высокая стрессоустойчивость, самоконтроль и др.). Важным фактором, который может предотвратить конфликт, является авторитет руководителя.

Нужно помнить: предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготовиться к нему и, значит, правильно выбрать стратегию поведения гораздо лучше, чем его разрешать.


Предлагается также проведение мероприятий, представленных в таблице 5.

Таблица 5

Мероприятия по снижению уровня конфликтов в МБОУ СОШ № 12

Мероприятие

Цель

Инструментарий

Ответственный

Тренинг «Профессиональное выгорание педагога»

Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, проблемности, снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Тренинг, включающий ряд упражнений (Приложение 1)

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Психологическая игра «Новоселье»

Создать условия для взаимодействия педагогов друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.

Психологическая игра (Приложение 1)

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать сплочению коллектива, улучшению социально-психологического климата в нем.

Выводы

Для профилактики и минимизации негативных последствий конфликтных ситуаций в школе рекомендуется:

1) при поступлении на работу необходимо усилить роль наставничества с целью быстрой адаптации в коллективе;

2) для снижения текучести кадров необходимо создать благоприятные условия труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста;

Предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготовиться к нему и, значит, правильно выбрать стратегию поведения гораздо лучше, чем его разрешать.

Заключение

Конфликт – одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми, это сигнал того, что произошли разногласия в отношениях между людьми, которые позволяют выявить слабое звено в цепи производственных или личностных отношений коллектива организации.

В литературе описано множество стратегий управления конфликтами на всех стадиях его развития. В практике управления также существует немало методов их реализации. Однако, существует проблема классификации способов и стратегий управления конфликтами в организациях, которая носит не только теоретический характер. Важность этой проблемы состоит в том, что в случае ее решения, произойдет скачок в развитии сферы управления конфликтами, а именно технологизация процесса управления.


В настоящее время управленцы, менеджеры и консультанты, которые работают с конфликтами в организации, обладают большой базой разнообразных методов. Однако, для эффективного управления конфликтами необходимо выбрать наиболее подходящий в конкретной ситуации. Такой выбор они делают либо на основе предыдущего опыта, приобретенных знаний или же просто интуитивно. Безусловно, сейчас представляется возможность найти множество примеров разнообразных методик, активно использующихся в управленческих практиках.

Но, к сожалению, на данный момент, практически нет универсальных стратегий и методик, которые бы охватывали и процесс начальной диагностики конфликтов, выделяющей их основные структурные элементы, и подбор эффективных методов управления, позволяющих минимизировать деструктивные последствия конфликтов. Именно такое направление может быть представлено более перспективным. Такого рода деятельность основывается на фундаментальных теоретических построениях и тем самым стимулирует исследования в данной области, но также и на практическом, прикладном аспекте, помогающем сформировать управление конфликтами в организации, которое будет научно обосновано. Развитие технологического уровня может стать тем магистральным направлением, которое стимулировало бы фундаментальные исследования и формировало бы цивилизованные практики управления конфликтами.

Конфликты в педагогическом коллективе, с одной стороны, характеризуются общими признаками конфликтных ситуаций, а с другой, имеют специфические причины возникновения, определяющие остроту и особенности протекания подобных конфликтов.

В работе проведено исследование конфликтов в МБОУ СОШ № 12 г. Сургута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2014.

  1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2017. С. 373-380.

Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2014.

  1. Дорохова А. В. Разрешение конфликтов / А. В. Дорохова, Л. И. Игумнова, Т. И. Привалихина. - М.: Академия, 2018.
  2. Дружинин М. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликтов. М., 2016.
  3. Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. М: 2016.

Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 2016.


Исаев Р. А. Предупреждение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 8. – С. 114-120.

  1. Калмыкова, О. Ю., Соловова, Н.В., Горбунова, Ю. Н. Формирование конфликтологической компетентности как необходимого компонента управленческой культуры руководителя организации//Вестник Самарского Университета. №9(1) 2015. С. 19-25.

Кибанов А. Я. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015.

  1. Образцов В. И. Лабиринты управления: практическая психология для менеджеров. - Калининград, 2016.

Осеев А. А. Трудовые конфликты и методы их разрешения [Электронный ресурс] // Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. – URL: http://lib.socio.msu.ru (дата обращения: 02.12.2019).

  1. Решетникова, К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами//Социологические исследования, № 10, 2018, C. 57-60.

Семенов B. C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // СОЦИС. – 2017. – №7. – С. 73-80.

  1. Спатарь, А. В. Основы управления конфликтами в организации// Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 95-98

Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2017.

  1. Шакуров Р. Х. Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 2015.

Юкаева В. С. Принятие управленческих решений: Учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М.: Дашков и Кº», 2016.

Приложение 1

Тренинг «Профессиональное выгорание педагога»

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.

Ход занятия

I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.