Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Основные понятия и теоретические основы организационных конфликтов
1.2. Основы управления конфликтами в организациях
1.3 Особенности конфликтов в образовательных учреждениях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
2.2. Исследование уровня конфликтности в образовательном учреждении
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
Для исследования связи феномена эмоционального выгорания с социально-психологическими установками личности учителей был применен коэффициент корреляции Кендэла на уровне р = 0,05 и zkp = 1.96. При этом значимые различия в уровне эмоционального выгорания наблюдались в основном у группы испытуемых с высокой ориентацией на труд и высоким альтруизмом, с выраженной установкой на свободу и стремлением уделить одинаковое внимание и результату, и процессу работы, сделав их равнозначными целями деятельности.
Выводы
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что педагог, обладающий психологическим здоровьем и эмоциональной устойчивостью в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, характеризуется высоким уровнем креативного потенциала, средней интернальностью, то есть средним уровнем ответственности и инициативности, и при этом частичной ориентацией на внешние обстоятельства.
Также особенностями личности таких педагогов является стремление достичь в педагогической деятельности определенных позитивных результатов, мотивация на успех, использование модели активного взаимодействия с учащимися такой как «Союз», высокая эргичность, высокая социальная эргичность, высокая пластичность, социальная пластичность и высокая социальная эмоциональность, высокий уровень эмпатии и эмпатийных способностей, то есть выражена проникающая способность эмпатии и способность к идентификации, высокая ориентация на труд, высокий альтруизм, выраженная установка на свободу и стремление уделить одинаковое внимание и результату, и процессу работы, сделав их равнозначными целями деятельности, а также глубокое ценностное отношение к собственному здоровью, характеризующееся осознанностью, осведомленностью и, особенно, высокой активностью самого педагога.
Основные типы конфликтов в образовательной организации – это конфликты между педагогами, а также между руководством и педагогами. Если говорить об организационно–управленческих конфликтах, то в данной образовательной организации встречаются внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой.
В данной образовательной организации используется комплекс методов по управлению конфликтами. В зависимости от выбора классификации методов можно сказать, что используются как структурные, так и персональные: методика разрешения конфликта через решение проблемы, арбитраж, переговоры и так далее.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
Представим рекомендации, направленные на снижение уровня конфликтности в МБОУ СОШ № 12.
С целью изучения возможных конфликтных поведений между учителем и учеником, между учениками и родителями в школе необходимо ежегодно проводить исследования по составу семей обучающихся, анкетирования.
С целью профилактики возможных конфликтных ситуаций рекомендуется разработать памятки для родителей «Правила поведения на начальной стадии конфликта»; психолого-педагогические рекомендации для родителей; для учительского персонала проводить методические совещания «Конфликты в межличностных отношениях», игры-тренинги.
Методическому совету школы необходимо разработать рекомендации для минимизации негативных последствий конфликтных ситуаций в школе, суть которых представлена ниже:
1) при поступлении на работу необходимо усилить роль наставничества с целью быстрой адаптации в коллективе;
2) для снижения текучести кадров необходимо создать благоприятные условия труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста;
3) важным фактором профилактики конфликтов является зрелость коллектива, которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, в умении сглаживать неизбежно возникающие напряженные ситуации. Хорошим стабилизирующим фактором могут служить и положительные традиции в коллективе;
4) во избежание конфликтов необходимо, чтобы персонал соответствовал профессии и своей роли в организации. Грамотное распределение должностей и обязанностей более чем на треть повышает эффективность деятельности организации;
5) немаловажную роль в предотвращении конфликтов в коллективе играет стиль руководства и индивидуальные качества руководителя (готовность принимать решения, высокая стрессоустойчивость, самоконтроль и др.). Важным фактором, который может предотвратить конфликт, является авторитет руководителя.
Нужно помнить: предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготовиться к нему и, значит, правильно выбрать стратегию поведения гораздо лучше, чем его разрешать.
Предлагается также проведение мероприятий, представленных в таблице 5.
Таблица 5
Мероприятия по снижению уровня конфликтов в МБОУ СОШ № 12
Мероприятие |
Цель |
Инструментарий |
Ответственный |
Тренинг «Профессиональное выгорание педагога» |
Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, проблемности, снижение уровня эмоционального выгорания педагогов. |
Тренинг, включающий ряд упражнений (Приложение 1) |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Психологическая игра «Новоселье» |
Создать условия для взаимодействия педагогов друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. |
Психологическая игра (Приложение 1) |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать сплочению коллектива, улучшению социально-психологического климата в нем.
Выводы
Для профилактики и минимизации негативных последствий конфликтных ситуаций в школе рекомендуется:
1) при поступлении на работу необходимо усилить роль наставничества с целью быстрой адаптации в коллективе;
2) для снижения текучести кадров необходимо создать благоприятные условия труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста;
Предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготовиться к нему и, значит, правильно выбрать стратегию поведения гораздо лучше, чем его разрешать.
Заключение
Конфликт – одна из наиболее распространенных форм организационного взаимодействия и других отношений между людьми, это сигнал того, что произошли разногласия в отношениях между людьми, которые позволяют выявить слабое звено в цепи производственных или личностных отношений коллектива организации.
В литературе описано множество стратегий управления конфликтами на всех стадиях его развития. В практике управления также существует немало методов их реализации. Однако, существует проблема классификации способов и стратегий управления конфликтами в организациях, которая носит не только теоретический характер. Важность этой проблемы состоит в том, что в случае ее решения, произойдет скачок в развитии сферы управления конфликтами, а именно технологизация процесса управления.
В настоящее время управленцы, менеджеры и консультанты, которые работают с конфликтами в организации, обладают большой базой разнообразных методов. Однако, для эффективного управления конфликтами необходимо выбрать наиболее подходящий в конкретной ситуации. Такой выбор они делают либо на основе предыдущего опыта, приобретенных знаний или же просто интуитивно. Безусловно, сейчас представляется возможность найти множество примеров разнообразных методик, активно использующихся в управленческих практиках.
Но, к сожалению, на данный момент, практически нет универсальных стратегий и методик, которые бы охватывали и процесс начальной диагностики конфликтов, выделяющей их основные структурные элементы, и подбор эффективных методов управления, позволяющих минимизировать деструктивные последствия конфликтов. Именно такое направление может быть представлено более перспективным. Такого рода деятельность основывается на фундаментальных теоретических построениях и тем самым стимулирует исследования в данной области, но также и на практическом, прикладном аспекте, помогающем сформировать управление конфликтами в организации, которое будет научно обосновано. Развитие технологического уровня может стать тем магистральным направлением, которое стимулировало бы фундаментальные исследования и формировало бы цивилизованные практики управления конфликтами.
Конфликты в педагогическом коллективе, с одной стороны, характеризуются общими признаками конфликтных ситуаций, а с другой, имеют специфические причины возникновения, определяющие остроту и особенности протекания подобных конфликтов.
В работе проведено исследование конфликтов в МБОУ СОШ № 12 г. Сургута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2014.
- Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2017. С. 373-380.
Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2014.
- Дорохова А. В. Разрешение конфликтов / А. В. Дорохова, Л. И. Игумнова, Т. И. Привалихина. - М.: Академия, 2018.
- Дружинин М. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликтов. М., 2016.
- Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. М: 2016.
Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 2016.
Исаев Р. А. Предупреждение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 8. – С. 114-120.
- Калмыкова, О. Ю., Соловова, Н.В., Горбунова, Ю. Н. Формирование конфликтологической компетентности как необходимого компонента управленческой культуры руководителя организации//Вестник Самарского Университета. №9(1) 2015. С. 19-25.
Кибанов А. Я. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015.
- Образцов В. И. Лабиринты управления: практическая психология для менеджеров. - Калининград, 2016.
Осеев А. А. Трудовые конфликты и методы их разрешения [Электронный ресурс] // Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. – URL: http://lib.socio.msu.ru (дата обращения: 02.12.2019).
- Решетникова, К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами//Социологические исследования, № 10, 2018, C. 57-60.
Семенов B. C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // СОЦИС. – 2017. – №7. – С. 73-80.
- Спатарь, А. В. Основы управления конфликтами в организации// Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 95-98
Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2017.
- Шакуров Р. Х. Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 2015.
Юкаева В. С. Принятие управленческих решений: Учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М.: Дашков и Кº», 2016.
Приложение 1
Тренинг «Профессиональное выгорание педагога»
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия
I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.