Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1 Основные понятия и теоретические основы организационных конфликтов
1.2. Основы управления конфликтами в организациях
1.3 Особенности конфликтов в образовательных учреждениях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
2.2. Исследование уровня конфликтности в образовательном учреждении
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В МБОУ СОШ № 12 Г.СУРГУТА
Психологическая игра «Новоселье»
Задачи игры: создать условия для взаимодействия педагогов друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.
Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать формированию понятия сотрудничества, дать возможность педагогам увидеть друг друга в нерабочих ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы, тип сюжета: игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все педагоги получают квартиры в только что построенном доме. Естественно, всё создано по последним тенденциям архитектурного дизайна. Участники игры одновременно заселяются в дом и обживаются в квартирах. (В кабинете передвигаются столы, стулья, каждый сам себе создаёт «жилое» пространство: некоторые стараются украсить «квартиру» реальными вещами, находящимися под рукой в кабинете, некоторые – воображаемыми изысками).
Даётся некоторое время, чтобы педагоги смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с соседями. Далее начинается «жизнь». Педагогам предлагаются разные ситуации, в которых надо принимать решение и осуществлять выбор (похоже на социометрию). Вот какие ситуации возникают:
Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен хлеб. К кому из соседей пойдёте с просьбой угостить Вас хлебом?
Вы уезжаете в командировку на несколько дней. Кому из соседей доверите котёнка?
Хочется устроить вечеринку. Кого пригласите?
Сосед с верхнего этажа залил потолок в большой комнате. Выясните ситуацию.
Вы потратили все деньги, до зарплаты еще одна неделя. У кого пойдете брать взаймы?
Ситуаций может быть много, всё зависит от времени на игру и текущей межличностной обстановки в коллективе. Хочется отметить, что педагоги играют по-настоящему. Задания раздаются по ходу игры персонально, психолог фиксирует, как удалось разрешить проблему, кого из участников игры включили в процесс.
Время на игру и на обсуждение: 60 минут игра, не менее 10 минут обсуждение.
Участники: педагоги. Ведущим может быть психолог, завуч по учебно-воспитательной работе.
Продолжение приложения 2
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на каждом этапе |
Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. |
10 минут |
Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит педагогов в ситуацию новоселья |
Способствовать созданию игровой атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время «благоустройства квартир» |
кабинет, столы, стулья – всё, что находится в помещении |
2. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 1 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
3. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 2 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
4. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 3 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
5. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 4 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
6. |
10 минут |
Завершение игры. Наводим порядок в кабинете |
Переключение с игровой атмосферы на реальность. Перенос навыков взаимодействия |
|
7. |
10–15 минут |
Обсуждение |
Формирование навыков рефлексии |
Продолжение приложения 2
Формы обсуждения игры:
В заключение расставляются столы и стулья по местам, тем самым переносимся из игровой ситуации в реальность. Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт возможность постепенно переключиться на работу «здесь и сейчас» и перенести создавшиеся формы взаимодействия во время игры на реальную ситуацию. Затем с педагогами обсуждается то, что мы делали, как играли. Это вопросы плана «понравилось – не понравилось», «какие чувства вызывало то или иное действие?». Затем вопросы сложнее: чему научился во время игры? Что нового узнали о ком-то из коллектива? Чему были приятно удивлены в процессе игры, а что Вас огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало интереснее? Можно ли какие-то элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт?
-
Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. – М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 2017. – С. 53. ↑
-
Зиммель Г. Избранное. Том 2. Созерцание жизни. – М.: Юрист, 2016. – С. 60. ↑
-
Кибанов А. Я. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2015. – С. 30. ↑
-
Юкаева В. С. Принятие управленческих решений: Учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М.: Дашков и Кº», 2016. – С. 32. ↑
-
Семенов B. C. Россия в сети конфликтности: между взрывом и согласием // СОЦИС. – 2017. – №7. – С. 73. ↑
-
Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2014. – С. 32. ↑
-
Исаев Р. А. Предупреждение конфликтных ситуаций в трудовых коллективах // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 8. – С. 114. ↑
-
Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2014. – С. 55. ↑
-
Осеев А. А. Трудовые конфликты и методы их разрешения [Электронный ресурс] // Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. – URL: http://lib.socio.msu.ru (дата обращения: 01.12.2019). ↑
-
Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. Челябинск, 2015. С. 96. ↑
-
Дружинин М. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д. Введение в теорию конфликтов. М., 2016. С. 142 ↑
-
Образцов В. И. Лабиринты управления: практическая психология для менеджеров. - Калининград, 2016. C.135 ↑
-
Решетникова К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами//Социологические исследования, № 10, 2018, C. 55 ↑
-
Решетникова, К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами//Социологические исследования, № 10, 2018, C. 57 ↑
-
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2017. С. 373. ↑
-
Шакуров Р. Х. Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 2015. – С. 19. ↑
-
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2017. С. 373. ↑
-
Шакуров Р. Х. Социально–психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. - М., 2015. – С. 19. ↑
-
Дорохова А. В. Разрешение конфликтов / А. В. Дорохова, Л. И. Игумнова, Т. И. Привалихина. - М.: Академия, 2018. – С. 65. ↑