Файл: «Анализ методов и приемов разрешения конфликтов».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что конфликты в организациях нередко оказывают определяющее влияние на качество их деятельности. Управление конфликтами в организациях составляет значительную часть менеджмента в организации. Умение руководства создать благоприятную атмосферу в коллективе, обучение сотрудников поведению с гостями с целью предотвращения и профилактики конфликтов означает успешность функционирования этой организации. Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, государства, общества и человечества в целом.

Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, протекает индивидуально, как труд одиночки. Работая с обучающимися один на один, педагог, как правило, находится в сильном психоэмоциональном напряжении, так как он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение обучающихся в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Цель работы – проанализировать теоретические и практические аспекты управления конфликтами в образовательной организации на примере МБОУ СОШ № 12 г. Сургута и разработать предложения по совершенствованию этого процесса.

Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

  • рассмотреть сущность и виды организационных конфликтов;
  • изучить систему управления конфликтами;
  • рассмотреть особенности конфликтов в образовательных организациях;
  • представить краткую характеристику исследуемой образовательной организации;
  • проанализировать уровень конфликтности в организации;
  • разработать мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в образовательной организации.

Объект исследования – МБОУ СОШ № 12.

Предмет исследования – управление конфликтами в образовательной организации.

Научно-методическая основа работы: труды ученых в области кадрового менеджмента, управления персоналом.

Информационной основой работы являются данные МБОУ СОШ № 12 г. Сургута за 2016-2018 гг.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1 Основные понятия и теоретические основы организационных конфликтов

Изучение конфликтных ситуаций, связей и отношений является одним из самых главных предметов исследования общественных наук, в том числе и социологии. Однако, несмотря на активное изучение данного явления, однозначного и общепринятого определения конфликта дать не удалось.

Слово «конфликт» имеет латинское происхождение от «conflictus», что в переводе означает «столкновение». В русском языке слово «конфликт» стало употребляться с XIX в. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». На Западе теория конфликта как альтернатива теории порядка Т. Парсонса появилась впервые в 1956 г. в работе Л. Коузера «Функции социального конфликта». Л. Коузер понимает конфликт как идеологическое явление, которое отражает устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

Несколько позже термин «конфликт» был использован Р. Дарендорфом в его работе «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе».

Однако истинное рождение теории конфликта, как концептуально независимой модели, состоялось в 1961 г., с выходом книги Д. Рекса «Ключевые проблемы социологической теории»[1], где обозначалось, что конфликт есть способ разрешения противоречий.

В современной конфликтологической литературе существуют различные подходы к определению понятий «конфликта» и «конфликтной ситуации». Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации[2]. А. Я. Кибанов «конфликт - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои определенные цели двух сторон»[3].


В. С. Юкаева определяет конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия[4]. B. C. Семенов считает, что конфликт – это сознательное противостояние субъектов и субъективных объединений (групп, организаций, партий, движений, фондов) возникающих на основе существующих в обществе объективно-субъективных и реально-субъективных противоречий, отражающие конкретные интересы и позиции разных людей и групп, и выражающееся индивидуальной или групповой субъективностью в сознательно ставящихся целях, программах действий и в реально проводимых в соответствии с ними практических действиях, поведении и борьбе[5].

Всякий конфликт есть противоречие, но не всякое противоречие порождает конфликтное взаимодействие сторон. То есть, конфликт можно определить, как порождаемую обострением противоречия одну из форм дезинтегративного взаимодействия и взаимоотношения между субъектами, выражающуюся в их активно-негативной направленности относительно друг друга.

Из вышесказанного следует, что определений конфликта можно сгруппировать по нескольким блокам, отразим их в таблице 1.

Таблица 1

Группы конфликтов

Блок

Характеристика

Конфликт как
несоответствие
сторон

Конфликт - это осведомленность вовлеченными в конфликт сторонами о различиях, несоответствиях, несовместимых желаниях или противоречивых требованиях.

Конфликт как
форма общения

Конфликт определяется как форма отношений между субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена
противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Конфликт как
форма общения,
имеющая в своей
основе
противоречие

Конфликт - это вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные, но в различной степени осознанные противоречия в целях общающихся субъектов проявление объективных или субъективных противоречий во взаимодействии противоборствующих сторон. Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни, но не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам
тогда, когда они затрагивают социальный статус личности или группы, материальные или духовные интересы людей

Конфликт как
острейшая форма
противоречия и
конкуренции

Конфликт представляет собой предельный случай обострения
социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных социальных общностей, силовое динамическое воздействие между индивидами или социальными группами на основе действительного или мнимого несовпадения интересов или нехватки ресурсов. В этом же русле за рубежом есть подобные определения конфликта, например, как борьбы за статус, власть или ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон является достижение желаемого, а также нанесение ущерба или устранение соперника.

Конфликт как
способ разрешения противоречия в определенной
форме общения

Например, конфликт представляет собой «наиболее острый способ разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями». Противоречие разрешается посредством конфликта, то есть, для своего разрешения оно должно воплотиться в действиях, в их столкновении.


Итак, различие людей во взглядах, несовпадение восприятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация – это социальное взаимодействие между индивидами или группами людей, при котором интересы сторон вступают в противоречие друг с другом.

Конфликт имеет следующие признаки: наличие субъекта или субъектов как носителей конфликтов, биполярность, активность, негативность взаимодействующих субъектов[6].

Таким образом, конфликт – это форма и способ взаимодействия людей, характеризующиеся столкновением разнонаправленных взглядов, стремлений, противоположно направленных интересов, выражающих цели и интересы взглядов, позиций, мнений, точек зрения, существенным обострением противоречий между субъектами конфликтного взаимодействия, личной значимостью конфликта для его участников, эмоциональной формой его переживания, отсутствием согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.

В свою очередь, конфликт в трудовых коллективах (конфликт в организации, трудовой конфликт) – это противоречие между интересами, взглядами, стремлениями, ценностями, возникающее в процессе социально-трудовых отношений[7].

Так, А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов отмечают, что трудовой конфликт – это один из видов социальных конфликтов, объектом которого являются трудовые отношения и условия их обеспечения[8].

По мнению А. А. Осеева, конфликт в организации представляет собой особый вид общения, в основе которого лежат противоречия в системе трудовых отношений. Трудовой конфликт – это столкновение противоположно направленных действий работников, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения[9].

Анализируя различные подходы к пониманию сущности трудовых конфликтов можно сделать вывод, что трудовой конфликт – это один из видов социальных конфликтов между субъектами организации, характеризующийся столкновением противоположных убеждений, интересов и целей.

Понимание сущности трудовых конфликтов дает возможность определить вид изучаемого конфликта. Рассмотрим классификацию конфликтов в организации (таблица 2).


Так, основаниями для классификации могут быть источник конфликта, содержание, значимость, тип разрешения, форма выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная формализация, социально-психологический эффект, социальный результат и другие факторы.

Организационные конфликты – это конфликты, вызванные расхождением норм поведения и ценностных ориентаций.

Таблица 2

Классификация организационных конфликтов

Признак

классификации

Виды конфликтов

Сферы

проявления

Производственно-экономические противоречия; различия во взглядах; разногласия в соц. сфере; разногласия из-за особенностей психики каждого человека; разногласия в семейно-бытовых отношениях.

Масштабы распространения

Всеохватывающие, общие; локальные.

Длительность, напряженность

Яростные, агрессивные, краткие; острые, длительные; слабовыраженные, быстрые.

Субъекты конфликтного взаимодействия

Внутриличностные; межличностные (противоречия между двумя личностями); межличностно-групповые (противоречия между личностью и группой); межгрупповые (противоречия между группами).

Предмет конфликта

Реальные (имеют четкий предмет конфликта); нереальные (не имеют четкого предмета конфликта).

По характеру причин конфликта

Объективные - связаны с реальными проблемами и недостатками; субъективные - обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми.

Источники и причины
возникновения

Организационные (в связи с изменениями регламентов); эмоциональные и социально-трудовые; деловые и личностные.

Коммуникативная направленность

Горизонтальные (оппоненты равного соц. уровня); вертикальные (оппоненты разного соц. уровня, обычно между
управляющими и подчиненными); смешанные.

Последствия для организации

Позитивные (созидательные, ведут к развитию компании) и негативные (разрушительные, приводят к деградации компании); конструктивные (основанные на объективных проблемах) и деструктивные (основанные на субъективных противоречиях).

Формы и степени столкновения

Открытые (обычный спор, ссора); скрытые (стороны не знают намерения друг друга); спонтанные (возникшие стихийно), инициативные (спланированные).

Возможности урегулирования

Антагонистические (фактически непримиримые противоречия, если и разрешаются, то частично); компромиссные (стороны готовы идти на уступки, обычно полностью решаются и приводят к сотрудничеству).