Файл: Управление рисками в проектной среде (Теоретические аспекты управления рисками в проектной среде).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим этапом качественного анализа является ранжирование рисков по вероятности наступления и силе последствий. Вероятность наступления варьировалась от 1 до 3, где высокая = 3, средняя = 2, низкая = 1. Сила последствий – так же, где, сильные последствия = 3, средние = 2, низкие = 1. Влияние последствий было оценено по трем главным критериям управления проектом: качеству, срокам и стоимости. Результатом оценок данных двух критериев является общая важность риска проекта. [1]

Таблица 2.2 – Результат оценки рисков

Наименование риска

Вероятность наступления

Последствия

Важность

1

Повышение цен на аренду

1

Качество: 2

2

Сроки: 1

1

Стоимость: 3

3

2

Отсутствие квалифицированного персонала

2

Качество: 3

6

Сроки: 2

4

Стоимость: 1

2

3

Задержка сроков ремонта

3

Качество: 1

3

Сроки: 3

9

Стоимость: 1

3

4

Превышение планируемой стоимости ремонтных работ

3

Качество: 1

3

Сроки: 1

3

Стоимость: 3

9

5

Неудовлетворительное качество ремонта

2

Качество: 3

6

Сроки: 2

4

Стоимость: 2

4

6

Отсутствие поставщиков оборудования

1

Качество: 2

2

Сроки: 2

2

Стоимость: 2

2

7

Задержка поставок оборудования

1

Качество: 1

1

Сроки: 3

3

Стоимость: 1

1

8

Рост налоговых ставок

1

Качество: 1

1

Сроки: 1

1

Стоимость: 2

2

9

Задержка/неполучение лицензий (пожарная инспекция, налоговая, БТИ, СЭС, лицензия на продажу алкоголя и разрешение курения в помещении)

3

Качество: 1

3

Сроки: 3

9

Стоимость: 2

6

10

Рост банковской ставки кредита

1

Качество: 1

1

Сроки: 1

1

Стоимость: 2

2

11

Неудобная организация площадей ресторана

1

Качество: 2

2

Сроки: 2

2

Стоимость: 2

2

12

Террористический акт

1

Качество: 1

1

Сроки: 1

1

Стоимость: 3

3

13

Отказ выдачи кредита

2

Качество: 1

2

Сроки: 3

6

Стоимость: 2

4


Для более наглядного представления полученных результатов составим карты рисков по трем ключевым показателям управления проектом (качество, сроки, стоимость).

Рис. 2.1 Карта рисков

В данном представлении ромбами обозначены сами риски и синими линями области толерантности к рискам. Как мы можем увидеть, наиболее значимыми рисками по влиянию на качество проекта являются 2 и 5 риски (см. реестр рисков). 3,4 и 9 риски находятся на границе между значимой областью и областью средней значимости.

Рис. 2.2 Карта рисков сроки

Наиболее значимыми рисками по влиянию на сроки являются 3, 9 и 13. Далее идут 4, 2, 5 и 7 риски, которые находятся на границе значимой области.

Рис. 2.3 – Карта рисков

Наиболее значимыми по влиянию на стоимость являются 4 и 9 риски. 3, 5, 13, 1 и 12 находятся на границе значимой области.

Как мы видим, наибольшее количество значимых рисков могут повлиять на стоимость и сроки выполнения нашего проекта. Для корректного управления проектами необходимо оценить, насколько могут измениться сроки и стоимость данного проекта, для создания резервов и разработки методов реагирования на риски. Для данной оценки используем количественный анализ.

2.4 Количественный анализ рисков проекта

Нам необходимо понять, какие риски повлияют на сроки, качество и содержание проекта и какими будут наши потери в соответствии с данными изменениями. С помощью качественного анализа мы выявили, что для стоимости наиболее значимые риски – это превышение планируемой стоимости ремонта, вызванное увеличением стоимости материалов или ростом цен на рабочую силу или неучтенными издержками. Для сроков – задержка ремонтных работ, задержка в получении лицензий и отказ выдачи кредита, для качества – неудовлетворительное качество ремонта и отсутствие квалифицированного персонала. Оценим с помощью количественного анализа данные наиболее значимые риски. В качестве инструментов количественного анализа мы выбрали дерево решений (для оценки влияния рисков на стоимость проекта и помощи в принятии управленческих решений) и метод критического пути (для оценки сроков и анализа имеющихся резервов).

Перейдем непосредственно к анализу. Как мы выяснили, одними из причин реализации риска повышения стоимости ремонтных работ, являются рост заработной платы рабочих, рост цен на материалы и неучтенные издержки. Для оценки данного риска нам необходимо построить дерево решений. Дерево решений показывает, какой выигрыш мы получим при развитии определенных событий, оно включает в себя управленческие решения и результаты действий природы, которые реализуются с определенной долей вероятности. Наши решения – это выбор рабочей силы и закупка материалов. Мы можем выбрать нанять либо дорогих, квалифицированных специалистов, либо дешевых наемных рабочих, так же мы решаем закупать либо дешевые материалы, либо дорогие и качественные. Но вне зависимости от наших решений, могут развиваться несколько событий с определенной вероятностью, которые будут характеризовать стоимость ремонтных работ. Когда мы принимаем решение о найме рабочих, вне зависимости от нашего решения, работа может быть выполнена качественно или нет, с разной вероятностью для двух групп рабочих. Если мы нанимаем квалифицированных специалистов, то с 95% вероятностью рабочие сделают ремонт качественно. Если же мы нанимаем дешевую рабочую силу, то они сделают ремонт качественно с 30% вероятностью. Стоимость найма квалифицированных специалистов – 200 тыс.руб. [4], дешевой рабочей силы – 100 тыс. руб. Стоимость переделки при неудовлетворительном качестве ремонта приблизительно 100 тыс. руб., в зависимости от количества неправильно сделанной работы. При принятии решения о закупке материалов нам необходимо знать, что дешевые материалы стоят 100 тыс. руб., а дорогие – 150 тыс. руб. Однако дешевые материалы могут портиться и ломаться в ходе ремонта и на перезакупку и переделку брака уходит примерно 75 тыс. руб. Увеличение цены ремонта связанное с качеством материалов при закупке дорогих материалов происходит с вероятностью 10%, а при закупке дешевых – с 80% вероятностью.


Для построения дерева решений запишем в таблицу издержки, связанные с принятыми нами решениями и реализованными событиями.

Таблица 2.3 - Построение дерева решений

Решение о найме

Качество работы

Решение о закупке материалов

Цена (стоимость)

Издержки (тыс. руб.)

Квалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дорогие материалы

Увеличилась

425

Квалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дорогие материалы

Нет изменений

350

Квалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дешевые материалы

Увеличилась

375

Квалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дешевые материалы

Нет изменений

300

Квалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дорогие материалы

Увеличилась

525

Квалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дорогие материалы

Нет изменений

450

Квалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дешевые материалы

Увеличилась

475

Квалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дешевые материалы

Нет изменений

400

Неквалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дорогие материалы

Увеличилась

325

Неквалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дорогие материалы

Нет изменений

250

Неквалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дешевые материалы

Увеличилась

275

Неквалифицированные специалисты

Качественный ремонт

Дешевые материалы

Нет изменений

200

Неквалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дорогие материалы

Увеличилась

425

Неквалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дорогие материалы

Нет изменений

350

Неквалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дешевые материалы

Увеличилась

375

Неквалифицированные специалисты

Некачественный ремонт

Дешевые материалы

Нет изменений

300


Рис. 2.4 – Дерево целей

Как мы видим, при данных издержках с реализацией тех или иных рисков при настоящих уровнях вероятности, наилучшим решением будет купить дорогие материалы и нанять дешевых рабочих. Полученное решение можно объяснить тем, что риск неудачного ремонта из-за низкой квалификации рабочих, можно снизить путем мониторинга работы и проверкой контрольных точек окончания работ. А риск, связанный с порчей материалов, вследствие их не качественности, находится за пределами нашего влияния, более того, он имеет высокий процент реализации, поэтому от него необходимо уклоняться, а это значит – купить дорогие материалы. По ходу реализации проекта необходим постоянный мониторинг за изменением ситуации на рынках труда и прочем для оперативного реагирования на данные изменения и снижения издержек.

Следующая группа рисков влияет на изменение сроков реализации проекта. Для того чтобы понять как могут повлиять риски на сроки завершения проекта, необходимо построить сетевой график и рассмотреть сроки выполнения в зависимости от трех подходов к анализу времени выполнения (пессимистическим, если риск реализуется, наиболее вероятным и оптимистическим, если реализуется определенные возможности).

Таблица 2.4 – Сроки и этапы проекта

Порядковый номер работ

Список этапов проекта

Месяцев (с комментариями по рискам)

Пессимистический взгляд (с реализацией рисков)

Наиболее вероятный

Оптимистический (с реализацией дополнительных возможностей)

Ожидаемая продолжительность работ (ET=(a+4m+b)/6)

1

Аренда помещения;

3 (риск: агентство не нашло место за предоставленный месяц, мы продолжили искать сами)

2

1 (наем специального агентства для поиска подходящего места)

2,00

2

Косметический ремонт;

2 (наем отдельных рабочих, неквалифицированные рабочие, конфликты в группе и пр.)

1

0,5 (наем специальной группы рабочих, разрабатывающих дизайн и полностью ответственных за весь ремонт)

1,1

3

Закупка и установка оборудования;

1 (вследствие того, что необходимое оборудование не удалось найти, делаем оборудование на заказ)

0,5

0,25 (за закупку и установку оборудования отвечает группа специалистов, отвечающих за ремонт)

0,5

4

Составление должностных инструкций;

0,1

0,1

0,1

0,10

5

Наем персонала;

2 (самостоятельный подбор персонала)

1

0,5 (обращение в кадровое агентство)

1,1

6

Разработка меню;

0,2

0,2

0,2

0,2

7

Разработка и реализация маркетинговой стратегии организации;

6

6

6

6,00

8

Получение лицензий;

6 (получение лицензий в общем порядке, несовершенство системы получения)

4

2 (порядок получения лицензий прошел быстро (знакомые, откаты))

4,00

9

Поиск и заключение договоров с поставщиками;

2 (основные поставщики отказываются работать с нами)

1

0,75

1,1

10

Открытие кафе.

0

0

0

0


Рис.2.5 – Диаграмма проекта

Обозначение ячеек:

Рис.2.6 – Диаграмма проекта

Где ES, LS, EF, LF – раннее/ позднее начало/ окончание работ, ID – номер работы, Dur - продолжительность работы, SL – временной (полный) резерв. [1]

Как мы видим из сетевого графика, критическими являются операции 1 и 7, то есть аренда помещения и разработка и внедрение маркетинговой стратегии. На самом деле, при реализации определенных рисков критические операции могут измениться, поскольку мы понимаем, что разработка маркетинговой стратегии может занять не полгода, а меньшее количество времени или продолжаться после открытия ресторана. Следует обратить внимание на те операции, которые подвержены риску и имеют маленький запас времени.

Запас времени по некритическим операциям:

T (2) = 6,2 – 1,1 – 2 = 3,1;

Т (3) = 6,7 – 0,5 – 3,1 = 3,1;

Т (4) = 6,7 – 0,1 – 2 = 4,6;

Т (5) = 7,8 – 1,1 – 6 = 0,7;

Т (6) = 8 – 0,2 – 7,1 = 0,6;

Т (8) = 6,7 – 4 – 2 =0,7;

Т (9) = 6,7 – 1,1 – 2 = 3,6.

Обратим внимание на операции, резерв которых составляет меньше месяца. Это операции 5, 6 и 8: наем персонала, разработка меню и получение лицензий. На мой взгляд, более других, на срок завершения проекта будет влиять получение лицензий, поскольку, если кафе не получит соответствующих лицензий, то открытие может не состояться и вовсе, или перенестись на неограниченный срок. На втором месте по важности идет наем персонала, поскольку без соответствующего персонала кафе н сможет начать работать, а за разработку меню должен отвечать шеф-повар, которого тоже необходимо найти и нанять. Стандартное отклонение по всему проекту равно приблизительно 1 месяц, следовательно, необходимо сделать дополнительный резерв времени и средств для необходимого нивелирования рисков и возможных задержек.

Теперь, когда мы оценили примерный ущерб от рисков и силу их воздействия необходимо понять, какие меры можно принять, чтоб данные риски сократить, а возможности использовать. Для этого нам необходимо разработать меры реагирования на конкретные риски.

Таблица 2.5 - Меры реагирования на риски проекта

Риски

Мера реагирования

Рекомендации/Комментарии

1

Повышение цен на аренду

Активное принятие

Данный вид риска никак не зависит от нашего влияния.

2

Отсутствие квалифицированного персонала

Снижение

Обучение, изменение требований, составление корректных должностных инструкций.

3

Задержка сроков ремонта

Снижение

Мониторинг за ходом реализации ремонта, своевременные изменения первоначального плана, корректное управление сроками проекта. Создание временных резервов.

4

Превышение планируемой стоимости ремонтных работ

Снижение

Корректное и своевременное управление затратами, создание резервов

5

Неудовлетворительное качество ремонта

Снижение

Качественный отбор ремонтной группы, специальные проверки качества и безопасности, установление стандартов качества при заключении договора с ремонтной бригадой. Управление качеством проекта.

6

Отсутствие поставщиков оборудования

Снижение

Использование социальных связей, пересмотр условий контракта.

7

Задержка поставок оборудования

Снижение

Прописать в контракте сроки поставки оборудования и неустойку за задержку. Создание резервов времени.

8

Рост налоговых ставок

Пассивное принятие

9

Задержка/неполучение лицензий (пожарная инспекция, налоговая, БТИ, СЭС, лицензия на продажу алкоголя и разрешение курения в помещении)

Снижение

Использование социальных связей, как ресурсов проекта. Тщательная проверка изменений в законодательстве.

10

Рост банковской ставки кредита

Активное принятие

Создание резервов, управление затратами, своевременный пересмотр плана проекта

11

Неудобная организация площадей ресторана

Снижение

Первоначальная планировка. Прописать организацию площадей в контракте перед началом ремонта.

12

Террористический акт

Активное принятие

Установка камер видеонаблюдения.

13

Отказ выдачи кредита

Снижение

Детальная разработка бизнес-плана, предварительное нахождение поручителя и залога.