Файл: Управление рисками в проектной среде (Теоретические аспекты управления рисками в проектной среде).pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
Следующим этапом качественного анализа является ранжирование рисков по вероятности наступления и силе последствий. Вероятность наступления варьировалась от 1 до 3, где высокая = 3, средняя = 2, низкая = 1. Сила последствий – так же, где, сильные последствия = 3, средние = 2, низкие = 1. Влияние последствий было оценено по трем главным критериям управления проектом: качеству, срокам и стоимости. Результатом оценок данных двух критериев является общая важность риска проекта. [1]
Таблица 2.2 – Результат оценки рисков
№ |
Наименование риска |
Вероятность наступления |
Последствия |
Важность |
1 |
Повышение цен на аренду |
1 |
Качество: 2 |
2 |
Сроки: 1 |
1 |
|||
Стоимость: 3 |
3 |
|||
2 |
Отсутствие квалифицированного персонала |
2 |
Качество: 3 |
6 |
Сроки: 2 |
4 |
|||
Стоимость: 1 |
2 |
|||
3 |
Задержка сроков ремонта |
3 |
Качество: 1 |
3 |
Сроки: 3 |
9 |
|||
Стоимость: 1 |
3 |
|||
4 |
Превышение планируемой стоимости ремонтных работ |
3 |
Качество: 1 |
3 |
Сроки: 1 |
3 |
|||
Стоимость: 3 |
9 |
|||
5 |
Неудовлетворительное качество ремонта |
2 |
Качество: 3 |
6 |
Сроки: 2 |
4 |
|||
Стоимость: 2 |
4 |
|||
6 |
Отсутствие поставщиков оборудования |
1 |
Качество: 2 |
2 |
Сроки: 2 |
2 |
|||
Стоимость: 2 |
2 |
|||
7 |
Задержка поставок оборудования |
1 |
Качество: 1 |
1 |
Сроки: 3 |
3 |
|||
Стоимость: 1 |
1 |
|||
8 |
Рост налоговых ставок |
1 |
Качество: 1 |
1 |
Сроки: 1 |
1 |
|||
Стоимость: 2 |
2 |
|||
9 |
Задержка/неполучение лицензий (пожарная инспекция, налоговая, БТИ, СЭС, лицензия на продажу алкоголя и разрешение курения в помещении) |
3 |
Качество: 1 |
3 |
Сроки: 3 |
9 |
|||
Стоимость: 2 |
6 |
|||
10 |
Рост банковской ставки кредита |
1 |
Качество: 1 |
1 |
Сроки: 1 |
1 |
|||
Стоимость: 2 |
2 |
|||
11 |
Неудобная организация площадей ресторана |
1 |
Качество: 2 |
2 |
Сроки: 2 |
2 |
|||
Стоимость: 2 |
2 |
|||
12 |
Террористический акт |
1 |
Качество: 1 |
1 |
Сроки: 1 |
1 |
|||
Стоимость: 3 |
3 |
|||
13 |
Отказ выдачи кредита |
2 |
Качество: 1 |
2 |
Сроки: 3 |
6 |
|||
Стоимость: 2 |
4 |
Для более наглядного представления полученных результатов составим карты рисков по трем ключевым показателям управления проектом (качество, сроки, стоимость).
Рис. 2.1 Карта рисков
В данном представлении ромбами обозначены сами риски и синими линями области толерантности к рискам. Как мы можем увидеть, наиболее значимыми рисками по влиянию на качество проекта являются 2 и 5 риски (см. реестр рисков). 3,4 и 9 риски находятся на границе между значимой областью и областью средней значимости.
Рис. 2.2 Карта рисков сроки
Наиболее значимыми рисками по влиянию на сроки являются 3, 9 и 13. Далее идут 4, 2, 5 и 7 риски, которые находятся на границе значимой области.
Рис. 2.3 – Карта рисков
Наиболее значимыми по влиянию на стоимость являются 4 и 9 риски. 3, 5, 13, 1 и 12 находятся на границе значимой области.
Как мы видим, наибольшее количество значимых рисков могут повлиять на стоимость и сроки выполнения нашего проекта. Для корректного управления проектами необходимо оценить, насколько могут измениться сроки и стоимость данного проекта, для создания резервов и разработки методов реагирования на риски. Для данной оценки используем количественный анализ.
2.4 Количественный анализ рисков проекта
Нам необходимо понять, какие риски повлияют на сроки, качество и содержание проекта и какими будут наши потери в соответствии с данными изменениями. С помощью качественного анализа мы выявили, что для стоимости наиболее значимые риски – это превышение планируемой стоимости ремонта, вызванное увеличением стоимости материалов или ростом цен на рабочую силу или неучтенными издержками. Для сроков – задержка ремонтных работ, задержка в получении лицензий и отказ выдачи кредита, для качества – неудовлетворительное качество ремонта и отсутствие квалифицированного персонала. Оценим с помощью количественного анализа данные наиболее значимые риски. В качестве инструментов количественного анализа мы выбрали дерево решений (для оценки влияния рисков на стоимость проекта и помощи в принятии управленческих решений) и метод критического пути (для оценки сроков и анализа имеющихся резервов).
Перейдем непосредственно к анализу. Как мы выяснили, одними из причин реализации риска повышения стоимости ремонтных работ, являются рост заработной платы рабочих, рост цен на материалы и неучтенные издержки. Для оценки данного риска нам необходимо построить дерево решений. Дерево решений показывает, какой выигрыш мы получим при развитии определенных событий, оно включает в себя управленческие решения и результаты действий природы, которые реализуются с определенной долей вероятности. Наши решения – это выбор рабочей силы и закупка материалов. Мы можем выбрать нанять либо дорогих, квалифицированных специалистов, либо дешевых наемных рабочих, так же мы решаем закупать либо дешевые материалы, либо дорогие и качественные. Но вне зависимости от наших решений, могут развиваться несколько событий с определенной вероятностью, которые будут характеризовать стоимость ремонтных работ. Когда мы принимаем решение о найме рабочих, вне зависимости от нашего решения, работа может быть выполнена качественно или нет, с разной вероятностью для двух групп рабочих. Если мы нанимаем квалифицированных специалистов, то с 95% вероятностью рабочие сделают ремонт качественно. Если же мы нанимаем дешевую рабочую силу, то они сделают ремонт качественно с 30% вероятностью. Стоимость найма квалифицированных специалистов – 200 тыс.руб. [4], дешевой рабочей силы – 100 тыс. руб. Стоимость переделки при неудовлетворительном качестве ремонта приблизительно 100 тыс. руб., в зависимости от количества неправильно сделанной работы. При принятии решения о закупке материалов нам необходимо знать, что дешевые материалы стоят 100 тыс. руб., а дорогие – 150 тыс. руб. Однако дешевые материалы могут портиться и ломаться в ходе ремонта и на перезакупку и переделку брака уходит примерно 75 тыс. руб. Увеличение цены ремонта связанное с качеством материалов при закупке дорогих материалов происходит с вероятностью 10%, а при закупке дешевых – с 80% вероятностью.
Для построения дерева решений запишем в таблицу издержки, связанные с принятыми нами решениями и реализованными событиями.
Таблица 2.3 - Построение дерева решений
Решение о найме |
Качество работы |
Решение о закупке материалов |
Цена (стоимость) |
Издержки (тыс. руб.) |
Квалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дорогие материалы |
Увеличилась |
425 |
Квалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дорогие материалы |
Нет изменений |
350 |
Квалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дешевые материалы |
Увеличилась |
375 |
Квалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дешевые материалы |
Нет изменений |
300 |
Квалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дорогие материалы |
Увеличилась |
525 |
Квалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дорогие материалы |
Нет изменений |
450 |
Квалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дешевые материалы |
Увеличилась |
475 |
Квалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дешевые материалы |
Нет изменений |
400 |
Неквалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дорогие материалы |
Увеличилась |
325 |
Неквалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дорогие материалы |
Нет изменений |
250 |
Неквалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дешевые материалы |
Увеличилась |
275 |
Неквалифицированные специалисты |
Качественный ремонт |
Дешевые материалы |
Нет изменений |
200 |
Неквалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дорогие материалы |
Увеличилась |
425 |
Неквалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дорогие материалы |
Нет изменений |
350 |
Неквалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дешевые материалы |
Увеличилась |
375 |
Неквалифицированные специалисты |
Некачественный ремонт |
Дешевые материалы |
Нет изменений |
300 |
Рис. 2.4 – Дерево целей
Как мы видим, при данных издержках с реализацией тех или иных рисков при настоящих уровнях вероятности, наилучшим решением будет купить дорогие материалы и нанять дешевых рабочих. Полученное решение можно объяснить тем, что риск неудачного ремонта из-за низкой квалификации рабочих, можно снизить путем мониторинга работы и проверкой контрольных точек окончания работ. А риск, связанный с порчей материалов, вследствие их не качественности, находится за пределами нашего влияния, более того, он имеет высокий процент реализации, поэтому от него необходимо уклоняться, а это значит – купить дорогие материалы. По ходу реализации проекта необходим постоянный мониторинг за изменением ситуации на рынках труда и прочем для оперативного реагирования на данные изменения и снижения издержек.
Следующая группа рисков влияет на изменение сроков реализации проекта. Для того чтобы понять как могут повлиять риски на сроки завершения проекта, необходимо построить сетевой график и рассмотреть сроки выполнения в зависимости от трех подходов к анализу времени выполнения (пессимистическим, если риск реализуется, наиболее вероятным и оптимистическим, если реализуется определенные возможности).
Таблица 2.4 – Сроки и этапы проекта
Порядковый номер работ |
Список этапов проекта |
Месяцев (с комментариями по рискам) |
||||
Пессимистический взгляд (с реализацией рисков) |
Наиболее вероятный |
Оптимистический (с реализацией дополнительных возможностей) |
Ожидаемая продолжительность работ (ET=(a+4m+b)/6) |
|||
1 |
Аренда помещения; |
3 (риск: агентство не нашло место за предоставленный месяц, мы продолжили искать сами) |
2 |
1 (наем специального агентства для поиска подходящего места) |
2,00 |
|
2 |
Косметический ремонт; |
2 (наем отдельных рабочих, неквалифицированные рабочие, конфликты в группе и пр.) |
1 |
0,5 (наем специальной группы рабочих, разрабатывающих дизайн и полностью ответственных за весь ремонт) |
1,1 |
|
3 |
Закупка и установка оборудования; |
1 (вследствие того, что необходимое оборудование не удалось найти, делаем оборудование на заказ) |
0,5 |
0,25 (за закупку и установку оборудования отвечает группа специалистов, отвечающих за ремонт) |
0,5 |
|
4 |
Составление должностных инструкций; |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,10 |
|
5 |
Наем персонала; |
2 (самостоятельный подбор персонала) |
1 |
0,5 (обращение в кадровое агентство) |
1,1 |
|
6 |
Разработка меню; |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
|
7 |
Разработка и реализация маркетинговой стратегии организации; |
6 |
6 |
6 |
6,00 |
|
8 |
Получение лицензий; |
6 (получение лицензий в общем порядке, несовершенство системы получения) |
4 |
2 (порядок получения лицензий прошел быстро (знакомые, откаты)) |
4,00 |
|
9 |
Поиск и заключение договоров с поставщиками; |
2 (основные поставщики отказываются работать с нами) |
1 |
0,75 |
1,1 |
|
10 |
Открытие кафе. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Рис.2.5 – Диаграмма проекта
Обозначение ячеек:
Рис.2.6 – Диаграмма проекта
Где ES, LS, EF, LF – раннее/ позднее начало/ окончание работ, ID – номер работы, Dur - продолжительность работы, SL – временной (полный) резерв. [1]
Как мы видим из сетевого графика, критическими являются операции 1 и 7, то есть аренда помещения и разработка и внедрение маркетинговой стратегии. На самом деле, при реализации определенных рисков критические операции могут измениться, поскольку мы понимаем, что разработка маркетинговой стратегии может занять не полгода, а меньшее количество времени или продолжаться после открытия ресторана. Следует обратить внимание на те операции, которые подвержены риску и имеют маленький запас времени.
Запас времени по некритическим операциям:
T (2) = 6,2 – 1,1 – 2 = 3,1;
Т (3) = 6,7 – 0,5 – 3,1 = 3,1;
Т (4) = 6,7 – 0,1 – 2 = 4,6;
Т (5) = 7,8 – 1,1 – 6 = 0,7;
Т (6) = 8 – 0,2 – 7,1 = 0,6;
Т (8) = 6,7 – 4 – 2 =0,7;
Т (9) = 6,7 – 1,1 – 2 = 3,6.
Обратим внимание на операции, резерв которых составляет меньше месяца. Это операции 5, 6 и 8: наем персонала, разработка меню и получение лицензий. На мой взгляд, более других, на срок завершения проекта будет влиять получение лицензий, поскольку, если кафе не получит соответствующих лицензий, то открытие может не состояться и вовсе, или перенестись на неограниченный срок. На втором месте по важности идет наем персонала, поскольку без соответствующего персонала кафе н сможет начать работать, а за разработку меню должен отвечать шеф-повар, которого тоже необходимо найти и нанять. Стандартное отклонение по всему проекту равно приблизительно 1 месяц, следовательно, необходимо сделать дополнительный резерв времени и средств для необходимого нивелирования рисков и возможных задержек.
Теперь, когда мы оценили примерный ущерб от рисков и силу их воздействия необходимо понять, какие меры можно принять, чтоб данные риски сократить, а возможности использовать. Для этого нам необходимо разработать меры реагирования на конкретные риски.
Таблица 2.5 - Меры реагирования на риски проекта
№ |
Риски |
Мера реагирования |
Рекомендации/Комментарии |
1 |
Повышение цен на аренду |
Активное принятие |
Данный вид риска никак не зависит от нашего влияния. |
2 |
Отсутствие квалифицированного персонала |
Снижение |
Обучение, изменение требований, составление корректных должностных инструкций. |
3 |
Задержка сроков ремонта |
Снижение |
Мониторинг за ходом реализации ремонта, своевременные изменения первоначального плана, корректное управление сроками проекта. Создание временных резервов. |
4 |
Превышение планируемой стоимости ремонтных работ |
Снижение |
Корректное и своевременное управление затратами, создание резервов |
5 |
Неудовлетворительное качество ремонта |
Снижение |
Качественный отбор ремонтной группы, специальные проверки качества и безопасности, установление стандартов качества при заключении договора с ремонтной бригадой. Управление качеством проекта. |
6 |
Отсутствие поставщиков оборудования |
Снижение |
Использование социальных связей, пересмотр условий контракта. |
7 |
Задержка поставок оборудования |
Снижение |
Прописать в контракте сроки поставки оборудования и неустойку за задержку. Создание резервов времени. |
8 |
Рост налоговых ставок |
Пассивное принятие |
|
9 |
Задержка/неполучение лицензий (пожарная инспекция, налоговая, БТИ, СЭС, лицензия на продажу алкоголя и разрешение курения в помещении) |
Снижение |
Использование социальных связей, как ресурсов проекта. Тщательная проверка изменений в законодательстве. |
10 |
Рост банковской ставки кредита |
Активное принятие |
Создание резервов, управление затратами, своевременный пересмотр плана проекта |
11 |
Неудобная организация площадей ресторана |
Снижение |
Первоначальная планировка. Прописать организацию площадей в контракте перед началом ремонта. |
12 |
Террористический акт |
Активное принятие |
Установка камер видеонаблюдения. |
13 |
Отказ выдачи кредита |
Снижение |
Детальная разработка бизнес-плана, предварительное нахождение поручителя и залога. |