ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 746

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Зависимость количества внедрения инноваций на рынке от степени их уникальности.

Предприятия, не принимающие на работу членов профсоюза – предприятие, на котором ни кто из работников не состоит членом профсоюза и на которое предприниматель пытается нанимать только таких рабочих, которые не стремятся попасть в профсоюз.

Социально – организационные параметры.

Моральный износ основного капитала связан, главным образом, с высокими темпами НТП.

Тема 6 Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве

Стратегическое планирование на подготовительной стадии

Внешний анализ

Внешний анализ- процесс оценки внешних по отношению к фирме факторов. Под внешним анализом понимаются все те условия, которые предприниматель не может изменить, и которые объективно складываются в среде функционирования фирмы.

Внешний анализ преследует двоякую цель:

Внутренний анализ- процесс оценки факторов, которые в принципе поддаются управлению и контролю предпринимателя, т. е. факторов, «произрастающих» из самой фирмы и являющихся результатом деятельности или бездеятельности самого предприятия.

Основная задача внутреннего анализа - выявление сильных и слабых сторон фирмы.

ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА





















ОСНОВЫ БИЗНЕСА

Конспект лекций














УТВЕРЖДЕНО

на заседании методичес-

кого совета ДИТМ МНТУ

Протокол N____________

от _____________ 2003г.











г. Краматорск, 2003г.

















Конспект лекций по дисциплине «Основы бизнеса» (для студентов специальностей 06.0501) сост. Диденко.Я.П... ДИТМ МНТУ


Тема 1: Сущность предпринимательства, его роль в экономике, личность предпринимателя.

План
  1. Определение предпринимательства.

  2. Виды предпринимательской деятельности.

  3. Индивидуальное и корпоративное предпринимательство.

  4. Интрапренерство.

  5. Роль предпринимательства в экономике.

  6. Новые факторы активизации предпринимательства.

  7. Личность предпринимателя.

  8. Выгоды и отрицательные стороны индивидуального предпринимательства.

  9. Факторы, влияющие на успех и неудачу в малом бизнесе.


  1. Определение предпринимательства.

Величие ученые-эксперты прошлого выделили в качестве факторов производства землю, труд и капитал. Однако, современные исследования показывают, что процветание всех без исключения развитых стран обеспечивает умелая реализация их предпринимательского потенциала как четвертого фактора производства.

Эволюция термина «предпринимательство»:

1925 г. – Решар Кантилон (Франция), предприниматель – собственник принимающий на себя риск своей предпринимательской деятельности.

1964 г. – Йозеф Шум Петер, предприниматель, личность с ярко выраженными новаторскими деловыми способностями, которые реализуются в нетрадиционных отличных от существующих коммерческих проектов. Предприниматель всегда находится в поиске перемен, откликается на них и использует как благоприятную возможность.

1976 г. – Френсис Уолкер – предприниматель, лицо (не обязательно собственник), создающее предприятие и управляющее им для получения предпринимательского дохода. Его вклад в бизнес - это собственная инициатива, талант и изобретательность. Из выручки от реализации он оплачивает все расходы связанные с его бизнесом (материальные затраты, аренда земли, наем рабочей силы, привлечение заемного капитала). Принимает на себя риск неудачи и непредвиденных обстоятельств. Оставшаяся после погашения этих расходов сумма и является его предпринимательским доходом.

1980 г. – Карл Веспер. Предпринимательство – это многоплановое явление, которое может быть истолковано по-разному с экономической, психологической и политической точек зрения.

Современная экономическая наука определяет предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которого лежат следующие отличительные признаки:

  1. Свобода в выборе направлений и методов. Предприниматель всегда самостоятельный производитель, который никому не подчиняется.

  2. Наличие фактора риска, начала и развития бизнеса. Предприниматель несет персональную имущественную ответственность за принимаемые решения и их последствия.

  3. Ориентация на достижение коммерческого риска. Предпринимательство – это деятельность в целях извлечения прибыли.

  4. Инновационный характер. Предпринимательство – это попытка сделать и придумать что – то новое или улучшить уже существующее.


Предпринимательство, не только особый вид деятельности, одновременно в более широкой трактовке – это определенный тип хозяйственного поведения, для которого характерны:

  • инициативность;

  • постоянный поиск новых возможностей, новаторских и нетрадиционных решений;

  • готовность идти на обоснованный риск;

  • гибкость и постоянная самообновляемость;

  • целеустремленность и настойчивость.



  1. Виды предпринимательской деятельности.


Термин «предпринимательство» применим к различным сферам деятельности в целях извлечения прибыли. В частности, предпринимательство может быть представлено:

  • любыми видами производственной деятельности;

  • разнообразными видами торговой деятельности;

  • деятельностью по оказанию услуг;

  • коммерческим посредничеством;

  • торгово-закупочной деятельностью, деятельностью в области строительства и т.д.

Предпринимательство в широком смысле как способность найти что-то новое, решиться, не смотря на риск возможной неудачи, осуществить задуманное и реализовать свои планы, прямо связано с творческой природой человека. Однако, слово «предприниматель» и «изобретатель» не является синонимами. Предприниматель изобретает новый товар, но он также должен быть способен превратить это изобретение в коммерчески успешный продукт бизнеса.


  1. Индивидуальное и корпоративное предпринимательство.

Индивидуальное предпринимательство – это лицо сочетающее в себе одновременно и независимого собственника и предпринимателя.

Именно малые предприятия (бизнес) создает благоприятную питательную среду для развития предпринимательства в его классической форме.

В большинстве стран к малому бизнесу относят:

  1. бизнес, которым занят независимый самостоятельный собственник, не доминирующий в своей отрасли бизнеса;

  2. это бизнес, который в зависимости от отраслевой принадлежности соответствует определенным стандартам (критериям).

Исходя из этого, можно предположить следующую принципиальную схему отнесения того или иного бизнеса к категории малого бизнеса:

Бизнес, который соответствует

следующим

признакам

В зависимости

от отраслевой

принадлежности

Удовлетворяет

соответствующим

категориям

Относятся к категории малого

- независимость собственника (собственник сам контролирует свой бизнес),

- недоминирующее положение в своей сфере бизнеса (невозможность оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объем продаж в целом по отрасли).

- персонифицированное управление (самостоятельное принятие решений относительно своего бизнеса).

- промышленность

- строительство

- услуги

- оптовая торговля

- розничная торговля

- добывающая промышленность

- сельское хозяйство

- наука и научное обслуживание



- предельная численность рабочих

- годовой доход

- годовой объем продаж

- годовой оборот капитала





В современных условиях, когда технологии, рыночная конъюнктура, условия международной конкуренции меняются чрезвычайно быстро, от менеджеров крупных компаний требуется новый подход к управлению, основные черты сходны со стилем владельца и крупных компаний.

В западной литературе для обозначения такого типа хозяйственного поведения менеджеров используется специальный термин – корпоративное предпринимательство. Оно имеет свои специфические черты: увеличение размеров бизнеса, предъявляет более высокие требования к предпринимателю. Одно дело – выйти на рынок с каким – либо уникальным товаром, а другое – обеспечить расширение масштабов хозяйственно – инновационной деятельности.

Растущий бизнес требует от предпринимателя более глубоких знаний в области маркетинга, финансов, учета, умение искать и находить компромиссы, способность работать коллективно.

Увеличение объемов производства, усложнение технологии, интенсификация финансовой деятельности вызывают необходимость привлечения наемного управленческого персонала, что в целом ограничивает самостоятельность предпринимателя. Поэтому индивидуальные предприниматели часто не могут контролировать рост своей фирмы.

Ключевой фигурой функционирующих успешных компаний становятся менеджеры с предпринимательским типом поведения.


  1. Интрапренерства.

Предпринимательство может успешно существовать также внутри крупных организаций. В 80-е годы на Западе получила развитие концепция интрапренерства – специфическое внутрифирменное предпринимательство.

Преодолев препятствия на пути динамичного роста крупных корпораций как раз и помогает развитие внутрифирменного предпринимательства, т.е. интрапренерства.

Формы интрапренерства могут быть разными. В одних компаниях – интрапренерах выделяют неформально. Однако, обеспечивают их дополнительные полномочия и поддержку со стороны высших управляющих. В других компаниях специально назначают менеджером со «сквозными» инновационными функциями и широкими полномочиями (это управляющие группы по разработке, реализации новой идеи, руководитель подразделения по новой продукции, управляющий по продукту). Однако, в своей основе они опираются на следующие общие для них ключевые признаки:

  1. всемирное поощрение и поддержка новых идей;

  2. признание факта большой вероятности ошибок и провалов деятельности интрапренеров;

  3. ориентация на успех в длительной перспективе;

  4. наличие необходимых ресурсов, использование которых не обещает отдачи в краткосрочной перспективе, поддержка со стороны высшего руководства фирмы.

Идея интрапренерства оказалась благотворной благодаря своим неоспоримым преимуществам над индивидуальным предпринимательством:

  • наличие в крупных компаниях мощной технологической, исследовательской и лабораторной базы;

  • возможность получения квалифицированной помощи со стороны маркетинговых подразделений компаний;

  • мощная финансовая поддержка высшего руководства;

  • поддержка «лучших умов», которые сконцентрированы, как правило, в крупных компаниях;

  • возможность использования информационных ресурсов и компьютерных систем компании.


В настоящее время интрапренерство превратилось в общепризнанный фактор динамичного развития крупных корпораций.


  1. Роль предпринимательства в экономике.

Предпринимательство – это рычаг изменения структуры экономики.

Побудительными мотивами к действию для предпринимателя могут быть:

  • материальная неудовлетворенность своим положением;

  • независимость, широкая свобода действий;

  • возможность реализации собственного творческого потенциала;

  • новаторский характер деятельности;

  • гибкость, оперативность, адаптивность;

  • стремление к самоутверждению в обществе;

  • желание оценить на практике собственные способности и таланты.

Зависимость количества внедрения инноваций на рынке от степени их уникальности.

У никаль- принципиально

н ость новые решения

и ннова- технологические

ц ии инновации

ординарные

инновации


количество инноваций внедренных на рынке.

Во – вторых, развитие предпринимательства создает питательную среду для конкуренции.

В – третьих, это катализатор экономического развития – создание новых предприятий с одной стороны означает увеличение спроса на сырье, материалы, машины, оборудование и рабочую силу, а с другой – рост рынка новых товаров и услуг, т.е. способствует ускорению темпов экономического развития общества в целом.

В – четвертых, предпринимательство способствует также рациональному использованию всех ресурсов.

Наличие фактора риска является мощным стимулом экономии ресурсов, требует от предпринимателя подробного анализа рентабельности проекта, ответственного отношения к инвестициям, рационального расходования ресурсов, найму рабочей силы.

В – пятых, предпринимательство обеспечивает высокие стимулы к труду.


  1. Новые факторы активизации предпринимательства.

Исследование причин подъема предпринимательской активности позволяет выделить ряд новых факторов, благоприятно сказывающихся на развитии предпринимательства в современных условиях:

  1. ускорение НТП;

  2. обострение конкурентной борьбы;

  3. повышение качества рабочей силы;

  4. коррекция системы ценностей в обществе.

1. Ускорение НТП – основной фактор. Воздействие этого фактора многопланово:

  • ускорение темпов НТП ускоряет и апробацию его применения на практике;

  • предпринимательство и само способно инициировать ускорение НТП. Во многих наукоемких отраслях движущей силой прогресса становятся гибкие оперативные малые фирмы повышенного риска (венчуры);

  • предприниматели активно используют плоды НТП.

2. Обострение конкурентной борьбы.

Современные условия конкуренции способствуют распространению и стимулируют корпоративное предпринимательство. Сегодня от наличия критической массы предпринимателей во главе и внутри фирмы непосредственно зависит их конкурентоспособность.