ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 748
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Зависимость количества внедрения инноваций на рынке от степени их уникальности.
Социально – организационные параметры.
Моральный износ основного капитала связан, главным образом, с высокими темпами НТП.
Тема 6 Бизнес-план и его роль в современном предпринимательстве
Стратегическое планирование на подготовительной стадии
Внешний анализ преследует двоякую цель:
Основная задача внутреннего анализа - выявление сильных и слабых сторон фирмы.
В БП формулируются перспективные и текущие цели, задачи, которые предприниматель ставит перед своей фирмой, оцениваются сильные и слабые стороны бизнеса, дается анализ рынка и его возможностей, излагаются подробности функционирования фирмы в этих условиях, оцениваются ресурсы, в том числе и финансовые, необходимые для достижения цели предпринимателем.
Цели разработки БП:
-
средство моделирования системы управления предполагаемым бизнесом;
-
возможность заранее определить препятствия и предупредить проблемы на пути к успеху вашего начинания;
-
средство привлечения заемного капитала и основа конструктивных взаимоотношений с потенциальными инвесторами;
-
инструмент коммуникаций между предпринимателем и будущими поставщиками, продавцами и наемными работниками;
-
средство развития управленческих качеств предпринимателя;
-
возможность проверить вашу предпринимательскую идею на рациональность и реалистичность еще до ее практической реализации.
Любой бизнес имеет свои особенности, касающиеся его сферы, размеров, специфики и т. д., поэтому сложно выделить некую жесткую стандартную, подходящую для всех случаев схему разработки БП.
Вместе с тем обобщение опыта предпринимательских начинаний позволяет выделить в процессе работы над БП 2 стадии
1.Подготовительная
2.Основная
В рамках подготовительной стадии предприниматель собирает и накапливает разнообразную информацию, относящуюся к его бизнесу, устанавливает, каким именно бизнесом он занимается, определяет сильные и слабые стороны своего бизнеса, благоприятные возможности и угрозы со стороны внешней среды, формирует цели деятельности и выбирает пути и средства их достижения (стадия стратегического планирования).
Информационные потребности на подготовительной стадии разработки БП:
1. маркетинговая информация;
2. производственная информация;
3. финансовая информация.
Источники получения информации:
-
собственный опыт практической работы и интуиция;
-
непосредственные контакты с потенциальными клиентами, поставщиками, торговыми агентами;
-
сведения о конкурентах, получаемые посредством приобретения их товаров, посещения их специализированных выставок, бесед с их бывшими и нынешними служащими, сбора их рекламной информации;
-
статистическая информация о тенденциях развития данной отрасли или сферы деятельности;
-
текущий обзор экономической ситуации;
-
публикации по вопросам предпринимательства.
Полезно также, если это возможно, самостоятельно проводить опросы потенциальных потребителей.
Стратегическое планирование на подготовительной стадии
В менеджменте под стратегией понимается генеральная комплексная программа действий, обеспечивающих осуществление миссии фирмы и достижение ее глобальных целей. Для того чтобы определить стратегию фирмы достаточно последовательно ответить на 3 ключевых вопроса:
-
Где (на каком этапе) находится фирма в данный момент?
-
Куда фирма направляется?
-
Как ей туда добраться?
Процесс стратегического планирования в малом бизнесе включает в себя несколько последовательно реализуемых шагов:
1. определение миссии фирмы
2. внешний анализ: 3. внутренний анализ:
благоприятные возможности сильные и слабые стороны
и угрозы из внешней среды вашего бизнеса
4. определение целей деятельности фирмы
5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии
Определение миссии фирмы
Миссия фирмы - ее главное предназначение, ее особая роль, четко выраженная причина ее существования, которая формирует основные направления и ориентирует ее деятельность. Миссия фирмы должна начинаться с потребителя, его реальной жизни, его поведения, ожиданий, ситуации, ценностей.
Миссию фирмы следует искать за ее пределами, в ее потребителях и рынке, на котором она действует. Для этого необходимо ответить на следующие ключевые вопросы:
-
какие товары (услуги) производит (оказывает) фирма?
-
кто ваши основные потребители и какая продукция им нужна?
-
почему они покупают ваши товары?
-
на каких сегментах рынка вы будете действовать?
-
как вы будете удовлетворять потребности ваших клиентов?
-
каковы ваши конкурентные преимущества?
Формулировка миссии фирмы должна содержать следующие элементы:
-предназначение фирмы с точки зрения ее конкретного вида деятельности в условиях конкретного сегмента рынка;
-
выраженные в какой-либо форме основные направления, ориентиры, образ, к которому стремится фирма;
-преимущества фирмы, выделяющие ее среди конкурентов и указывающие на новые лучшие или оригинальные пути удовлетворения запросов потребителей.
Внешний анализ
Внешний анализ- процесс оценки внешних по отношению к фирме факторов. Под внешним анализом понимаются все те условия, которые предприниматель не может изменить, и которые объективно складываются в среде функционирования фирмы.
Внешний анализ преследует двоякую цель:
-
определить благоприятные возможности и угрозы для фирмы;
-
идентифицировать ключевые факторы успеха в данной сфере бизнеса.
Для изучения воздействия факторов внешней среды всю их совокупность делят на три группы:
-
общеэкономические факторы;
-
отраслевые факторы;
-
конкуренты.
Общеэкономические факторы
Учитывая особую уязвимость малого бизнеса к макроэкономическим колебаниям индивидуальный предприниматель, прежде всего, должен обращать внимание на тенденции, складывающиеся в:
-
экономике страны в целом (динамика ВНП, уровень инфляции и безработицы, изменение уровня доходов населения, изменение процентных ставок, обменных ставок);
-
социально-демографической ситуации (изменения в структуре занятых и численности трудоспособного населения, изменение поведенческих установок);
-
государственном регулировании бизнеса (изменения в законодательстве, затрагивающем товар предпринимателя, его услуги, каналы сбыта, цены, рекламную политику и т. д.);
-
технологии (возможности усовершенствования действующих и появления новых технологий).
Отраслевые факторы
Несколько легче поддаются прогнозированию и оценке. Они более определенны, более тесно связаны с конкретным бизнесом. К отраслевым относятся следующие факторы:
-
количество, размеры и типы фирм, действующих в данной отрасли;
-
динамика основных экономических показателей в отрасли (темпы роста, снижения объемов производства, уровень затрат на производство продукции, рентабельность);
-
динамика спроса на продукцию отрасли;
-
основные поставщики;
-
основные группы потребителей продукции отрасли.
Внутренний анализ
Внутренний анализ- процесс оценки факторов, которые в принципе поддаются управлению и контролю предпринимателя, т. е. факторов, «произрастающих» из самой фирмы и являющихся результатом деятельности или бездеятельности самого предприятия.
Основная задача внутреннего анализа - выявление сильных и слабых сторон фирмы.
Основные функции, которые учитываются при внутреннем анализе:
-
маркетинг;
-
производство продукции;
-
персонал;
-
финансы;
-
исследования и разработки.
Сильные стороны (+) Слабые стороны (-)
1.Специфические, особые качества фирмы 1.Каких качеств недостает фирме в сфере
-маркетинга -маркетинга
- производства продукции - производства продукции
-персонала -персонала
- финансов - финансов
- исследований и разработок - исследований и разработок
2. Уникальные знания (патенты, 2. Что мы еще не знаем о своем бизнесе
“ноу-хау”, промышленные и или его потребителях
коммерческие секреты)
3. Оригинальные ресурсы 3. Ресурсы, являющиеся для нас дефицитными
Определение целей деятельности фирмы
Цель – конечное состояние, которое фирма надеется достичь в определенный момент в будущем, идеальное представление о будущих рубежах фирмы.
Цели обычно формулируются в следующих терминах:
-
прибыльность выражается в различных показателях, таких, как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, отношение прибыли к сумме продаж;
-
производительность или эффективность может быть выражена такими показателями как затраты на производство единицы продукции, выработка на одного рабочего, и т. д.;
-
продукция (изменение номенклатуры и ассортимента, внедрение новых видов продукции т. д.);
-
рынок (объем продаж, доля участия в рынке);
-
производственные мощности (увеличение мощности всего предприятия и его структурных подразделений);
-
персонал (снижение текучести, повышение уровня квалификации, улучшение условий труда).
Результативность процесса постановки целей деятельности фирмы зависит от того,
-
насколько правильно сформулированы цели;
-
как хорошо о них информирован персонал;
-
как стимулируется их осуществление.
На практике в процессе постановки целей чаще всего допускаются следующие ошибки:
1. постановка несоответствующих целей
причины возникновения:
-выбирается цель, выходящая за пределы миссии фирмы или не обеспечивающая ее реализацию;
- превращение средства достижения цели в саму цель.
2. постановка недостижимой цели
причины возникновения:
- недооценка реальных возможностей фирмы с точки зрения ее ресурсов;
- неадекватная оценка организацией своей внешней среды.
3. постановка противоречивых целей
причины возникновения:
- недостаточная компетентность руководителя;
- неумелое использование метода управления по целям.
4. выбор неадекватной системы вознаграждений за достижение целей
причины возникновения:
- перед исполнителями ставят неконкретные цели;
- заблаговременно не увязывается система вознаграждений и степень достижения целей .
Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии
Любая цель для предпринимателя может достигаться разными способами. Под стратегией понимается комплексная программа действий, обеспечивающая осуществление миссии фирмы и достижение ее целей.
Стратегию от других планов и программ отличают:
*ее комплексный характер;
*ее практическая направленность, она всегда состоит из нескольких задач (этапов);
*ориентация на использование преимуществ фирмы.
Большинство стратегий можно сгруппировать взяв за основу одну из нескольких стратегий:
-
стратегия контроля над затратами базируется на снижении собственных издержек по сравнению с затратами конкурентов;
-
стратегия дифференциации направлена на то, чтобы поставлять на рынок товары или услуги, которые по своим свойствам более привлекательны для потребителя, чем конкурирующая продукция;
-
стратегия фокусирования основана на идее о том, что любой рынок состоит из довольно обособленных подразделений или сегментов. Каждый сегмент рынка предъявляет специфические требования к продукции или услугам. Если предприниматель обеспечит производство продукции или услуг, которые соответствуют этим требованиям, и сделает это лучше, чем его конкуренты, то он сможет увеличить долю своего участия в рынке.
Разработка стратегии фокусирования включает:
-
выбор одного или нескольких сегментов рынка;
-
идентификацию специфических нужд, желаний и интересов потребителей в этом сегменте рынка;
-
поиск лучших, чем у конкурентов, способов удовлетворения специфических запросов потребителей.
В целом эффективная стратегия должна:
-
ориентироваться на конкретных потребителей, их нужды, запросы и интересы;
-
отражать полный набор сильных сторон фирмы, которые в совокупности создают ее конкурентные преимущества;
-
содержать перечень конкретных задач, которые позволили бы фирме реально реализовать свои конкурентные преимущества (обслуживать потребителей лучше, чем это делают конкуренты);
-
включать в себя методы, позволяющие преодолевать слабости фирмы и угрозы из внешней среды.
Тема 7 СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС- ПЛАНА
Содержание и особенности бизнес-плана зависят от :
-
сферы деятельности, к которой относится ваш бизнес;
-
размеров вашего бизнеса и суммы средств, необходимых для его реализации;
-
конкретных характеристик вашего будущего продукта и стадии его жизненного цикла.