ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1271
Скачиваний: 1
II. Вторая концепция разработана немецкими юристами Фишером, Фикентшером. В частности как считает Фишер, систему МЭП следует включать и нормы внутреннего права, которые регулируют хозяйственная международная деятельность – хозяйственное право. Фикеншер считает, что любая правовая норма, связанная с международной экономикой является нормой МЭП. Вывод: согласно этой концепции систему МЭП включаются не только нормы МПП, но и международного частного права (МЧП), государственные нормы, которые регулируют МЭО.
Общий вывод:
МЭП – это система норм и принципов, которая регулирует отношения между государствами, государствами и международными организациями, международными организациями в процессе международного экономического сотрудничества, что является самостоятельной отраслью МПП.
Разновидности прав: международное торговое право, валютное право, международное транспортное право, международное правовое регулирование промышленного, сельскохозяйственного и научно-технического международного сотрудничества.
В системе МЭП выделяют: международное торговое право, международное валютное право, международное транспортное право, я также комплекс норм, которые призванные регулировать международные правовые отношения.
Тема 2 Международные организации
ПЛАН:
2.1.Виды международных организаций;
2.2.Закономерности современного развития МЭО;
2.3.Регулирование МЭО.
2.1. Виды международных организаций
Международные организации весьма многочисленны, любая из них в какой-то мере воздействует на экономическую и общественную жизнь отдельных государств.
Организации и их удельный вес в экономических связях:
-
Организации, располагающие собственными средствами и вследствие этого имеющие возможность оказывать влияния как на международное, так и на национальное, экономическое и финансовое развитие.
-
Организации, представляющие собой форумы, где правительства могут выражать свою точку зрения, где вырабатывается единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению политики в отдельных странах.
-
Международные организации, обеспечивающие сбор информации и публикацию статистических данных.
Что объединяет эти организации: все они вносят свой вклад в развитие сотрудничества между странами.
Международные организации подразделяются на четыре категории:
-
Всемирные организации – это организации, призванные заниматься всемирными проблемами и учрежденные в основном сразу после окончания второй мировой войны.
-
Организации, созданные по инициативе Запада – это организации, инициаторами, создания которых были западные государства и которые объединяют развитые страны с рыночной экономикой.
-
Европейские организации – это организации, связанные с европейским строительством.
-
Органы регионального или двухстороннего сотрудничества со странами третьего мира и Восточной Европы – это различные ведомства регионального или двухстороннего сотрудничества.
I. Всемирные организации – это: организации, действующие в области экономики и валютно-финансовых отношений, попадают в сферу влияния ООН. Деятельность самой ООН в этих областях ограничено. На практике ее вполне заменяет ЮНКТАД (это конференция ООН по торговле и развитию). Среди специализированных организаций, зависящих от ООН, очень важную роль играют органы, созданные по Бреттон – Вудским соглашениям и ГАТТ, заменяющие специальные учреждения ООН.
-
ООН
ООН – международная организация, учрежденная на основе добровольного объединения усилий суверенных государств для поддержания и укрепления мира и безопасности, а также развития мирного сотрудничества между государствами. Устав ООН подписан в1945 году. Главные органы: генеральная ассамблея, совет безопасности, экономический социальный совет, совет по опеке, международный суд и секретариат, который возглавляет генеральный секретарь ООН. Место пребывания центральных учреждений ООН – Нью-Йорк, США.
-
ГАТТ
ГАТТ – генеральное соглашение по тарифам и торговле – это многостороннее международное соглашение о взаимном предоставлении тарифных льгот, заключенные в 1947 году двадцати тремя странами. Цель создания ГАТТ: постепенное устранение различных форм дискриминации в торговле, снижение таможенных тарифов, обмена количественных ограничений импорта. Сейчас ГАТТ – это международная организация, действующая на базе многостороннего межправительственного договора, в котором содержатся принципы и правила международной торговли, обязательные для стран – участниц. Действует с 1 января 1948 года. В рамках ГАТТ действует большое число межправительственных органов, комиссий и секретариатов. В 1989 году число полноправных членов ГАТТ – 97 стран, еще 28 стран является участниками ГАТТ де-факто, 20 – в качестве наблюдателей. Высшим органом ГАТТ является сессия, а оперативно-исполнительным органом – совет представителей. Рабочие органы: постоянно действующий секретариат, постоянные комитеты, подкомитеты, рабочие группы. Важнейшей из них: комитет по торговле и развитию, комитет по тарифным уступкам, комитет по антидемпинговой практике. Основные принципы ГАТТ: обязательные применения во взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования, не дискриминации, взаимные уступки и снижения таможенных пошлин др. не тарифных барьеров, выработавших в ходе многосторонних торговых переговоров, взаимность уступок, в течение политических, ведение внешней торговли на частноправовой основе.
ГАТТ включает первоначальный текст договора со списками тарифных уступок, в течение политических, а также последующие решения, изменяющие и дополняющие первоначальный текст или интерпретирующие его статьи. В настоящее время основной текст ГАТТ состоит из 38 статей, содержащих правовые нормы и положения, обычно закрепленные между странами двухсторонними соглашениями и договорами.
Основной формой работы ГАТТ является проведение участниками соглашения многосторонних торговых переговоров. Такие переговоры могут длиться не один год и в этой связи получили названия раундов. За более чем 40 лет существования организации в ее рамках были проведены следующие раунды переговоров:
1947г.,1949г.,1951г.,1956г.
Диплом-раунд в Турции в 60-62гг.
Кеннеди-раунд – 64-68-7гг.
Токио-раунд – 73-79гг.
В 86г. начинается новый тур многосторонних торговых переговоров известный под названием Уругвайского раунда. На первых пяти раундах переговоров, включая Кеннеди-раунд, основным их содержанием было снижение таможенных тарифов по принципу «уступка за уступку», было согласовано 67000 взаимных уступок. На шестой тарифной конференции (Кеннеди-раунд) был изменен принцип ведения переговоров, от согласования взаимных уступок участники переговоров перешли к линейному снижению тарифов сразу же на все товары: в среднем на 35%.
Токио-раунд или седьмой тур переговоров в рамках ГАТТ принципиально отличался от предыдущих раундов тем, что цели торговых переговоров были многосторонние – переговоры, велись по вопросам устранения не тарифных ограничений, в том числе технических, по правительственным закупкам, субсидиям и компенсационным пошлинам. Итогом Токийского раунда переговоров явилось 12 соглашений и договоренностей.
В 1986г. на специальной сессии стран-участниц ГАТТ в городе Пунта-дель-Эсте было провозглашено открытие восьмого раунда торговых переговоров. В принятой декларации содержалось самое широкое в истории ГАТТ программа переговоров, в которой включены следующие вопросы:
-
Тарифные и нетарифные барьеры.
-
Торговля отдельными товарами, такими как с\х продуктами.
-
Некоторые виды природных ресурсов.
-
Тропические товары.
-
Текстиль и одежда, а также выработка новых норм и правил относительно использования защитных мер торговых аспектов регулирование иностранных капиталовложений, торговле услугами и охраны интеллектуальной собственности. – это Уругвайский раунд.
Россия и Украина членами ГАТТ не являлись, однако в связи с вступлением в МВФ и МБРР более тесные контакты с ГАТТ неизбежны и необходимы, так как деятельность ГАТТ, МВФ и МБРР во многом взаимосвязаны.
|
Основные категории международных организаций |
|
||||
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Всемирные организации |
|
Организации созданные по инициативе Запада |
|
Европейские организации |
|
Органы регион. или двухстороннего сотрудничества со странами 3-го мира и Восточной Европы |
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
||||
|
|
|
Рисунок 1
Всемирная организация
Организации
Бреттон-Вудской системы
ГАТТ
Конференции
с ограниченным кругом участниковООН
Рисунок 2
Организации, создание по инициативе Запада
Организации
экономического сотрудничества и
развития ОЭСР
Банк Международных
расчетов (МБР)
«группа
пяти», «группа семи» и встречи на высшем
уровне ведущих промышленно-развитых
стран.
Парижский клуб
Рисунок 3
Европейские организации
Европейское
строительство
Организации
сообщества
Органы
управления и экспертные комиссии
Рисунок 4
Органы регионального или двухстороннего сотрудничества со «третьего мира» и Восточной Европы
Организации зоны
франка
Организации
Европы со странами АКТ (Африка, Карибский
бассейн, Тихий океан).
Региональные
банки развития
Организации
двухстороннего сотрудничества
Рисунок 5
Интеграция Украины во всемирную торговую организацию (ВТО) – это ГАТТ.
В декабре 1993г. правительство Украины подало официальную заявку о присоединении к ГАТТ.
В 1995г. ГАТТ был трансформирован во всемирную торговую организацию (ВТО).
В конце ноября 1995г. в Женеве (штаб-квартире ВТО) состоялось заседание Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО.
Были вынесены вопросы:
-
Состояние переговоров о доступу на рынок украинских товаров и услуг.
-
О поддержке и субсидиях с/х секторе Украины.
-
Налоговое законодательство Украины.
-
Система стандартизации и режима сертификации в Украине.
-
Санитарных и фитосанитарных систем Украины.
На заседаниях экспертов ряд стран (Болгария, Япония, Корея, Чехия, Словакия, Индия) заявили, что не имеют замечаний по выполнению Украиной Соглашения по техническим барьерам в торговле (ТБТ ВТО).
Требования по ТБТ явились одним из двадцати девяти обязательных соглашений ВТО.
В соответствии с курсом, провозглашенным президентом Украины и программой деятельности правительства, Государственный стандарт, как единый орган центральной исполнительной власти отвечает за проведение национальной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, создает национальные системы стандартизации и сертификации по принципам и положениям Соглашение ТБТ ВТО.
Чтобы делать выводы о соответствии украинских систем ТБТ, необходим тщательный анализ. Примером такого сотрудничества является изучении в течении девяти месяцев украинской системы экспертами Мирового банка, результатом которой стала признание того, что украинская система отвечает требованиям ВТО.
В Украине действуют правила этикетирования продукции, которые определены законами Украины и отвечают требованиям соответствия международного стандарта и называются «кодекс Алиметариус» (cac /GL 1 – 1985) и поэтому не могут быть преградой для импортеров.
2.2. Закономерности современного развития МЭО:
Страны мировой экономики:
Для целей анализа МЭО страны можно классифицировать:
I. По признаку специфики хозяйственной системы страны делятся на:
-
Страны с развитой рыночной экономикой.
-
Страны с развивающейся рыночной экономикой.
-
Страны с не рыночной (переходной) экономикой.
II. По степени развитости экономики:
-
Высокоразвитые.
-
Среднеразвитые.
-
Слаборазвитые.
Выделяют также группу:
-
Новые индустриальные страны: страны Ю-В Азии, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Аргентина, Чили, Бразилия, Индия, Китай, Турция.
-
Высокодоходные нефти экспортирующие страны (страны Саудовской Аравии, Кувейт, Оаэ).
Группа населения развитых стран мира – это страны, в которых ВНП на душу населения не превышает 500$: Африка, Эфиопия.
2.3. Регулирование МЭО:
МВФ – это межправительственная организация, которая занимается регулированием валютно-кредитных отношений между странами, а также предоставляет кредитные ресурсы в случаях валютных затруднений. Членами МВФ являются 178 стран.
Задачи МВФ:
-
Контролировать правила валютного поведения стран. Эти правила фиксируются в Уставе.
-
Предоставление кредитов странам – членам фонда в случае нарушения равновесия платежей, погашения внешних долгов, отрицательное сальдо платежного баланса для стабилизации курса национальной валюты.
МВФ устроен по принципу АО, т.е. капитал фонда складывается из взносов стран-участниц. Размер взноса зависит от квоты и выражается в специальных денежных единицах – СДР, специальные права заимствований и доллары США. Квота определяется из уровня экономического уровня страны. Размер квоты определяет также количество голосов. Голосование осуществляется по принципу взвешенного голосования.
МБРР (Мировой банк реконструкции и развития) – это межправительственная организация, которая занимается представлением долгосрочных кредитов на цели экономического стимулирования развития стран-членов банка. Членами этого банка являются 176 стран мира. Банк действует под контролем развитых стран.
Условием членством в банке является членство в МВФ.
Основные филиалы МБРР:
-
Международная финансовая корпорация, МФК – занимается кредитованием частного бизнеса в развивающихся странах.
-
Международная ассоциация развития, МАР – создана для оказания финансовой помощи и выдает льготные кредиты на 35-40 лет.
-
Многосторонняя инвестиционные гарантийные агентства, МИГА - предоставляет гарантии для получения кредитов в частных банках. Сам банк осуществляет кредитование наиболее рентабельных проектов.
ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития. Сейчас ее членами является 24 развитые страны мира. Цель: координация экономической, валютной политики, проведение научно-исследовательских работ, разработка экономического прогнозирования развития стран членов ОЭСР.
Парижский клуб – неформальная организация промышленно-развитых стран-кредиторов, которые занимаются вопросами регулирования внешних долгов развивающихся стран.