ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1266
Скачиваний: 1
В большинстве стран-импортеров рабочей силы существует система штрафов, применяемых к нелегальным рабочим или к предпринимателям, их нанимающим (как, например, в США).
ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ РАСЧЕТЫ И ИХ БАЛАНСЫ.
План:
-
Сущность и формы международных расчетов.
-
Балансы международных расчетов.
-
Платежные балансы страны.
9.1. Сущность и формы международных расчетов.
Международные расчеты - это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.
Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов.
Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.
Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики.
Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.
Во внешнеэкономической деятельности могут быть использованы следующие формы международных расчетов:
-
наличный расчет,
-
оплата в кредит,
-
вексель,
-
чек,
-
банковский перевод,
-
расчет по открытому счету,
-
аккредитивы,
-
инкассо.
Под наличным расчетом подразумевается полная оплата товара до срока или в момент перехода товара либо товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя (возможны и авансовые платежи).
Расчеты кредитные представляют собой расчеты, связанные с предоставлением кредита, его погашением и уплатой процентов. Основные формы кредита: финансовый и товарный. Финансовые кредиты предоставляются в виде денежных займов импортерам на оплату приобретаемых товаров.
Более распространена товарная форма кредита, при которой экспортеры предоставляют отсрочку платежей за поставленные товары. Краткосрочный кредит дается на срок до одного года, среднесрочный - до 5 лет, долгосрочный - свыше 5 лет.
Важным условием успеха кредитных отношений является гарантирование платежей за поставленные товары.
В международной торговле наиболее распространенной формой является вексельная.
Акцепт векселя означает, что должник принимает на себя обязательство выплатить указанную в нем сумму по истечении указанного в нем срока. Они могут передаваться от одного векселедержателя к другому, при этом на оборотной стороне наносится надпись (индоссамент) с указанием или без указания имени нового держателя.
Юридическое или физическое лицо, которому передается вексель, может потребовать банковской гарантии оплаты (аваля) векселя.
Иногда внешнеторговые контрагенты практикуют для расчетов переводные векселя (тратты). Тратта выписывается кредитором (трассантом) и является приказом должнику (трассату) уплатить в установленный срок указанную в ней сумму трассанту или векселедержателю (ремитенту), которым обычно является банк кредитора.
Акцепт применяется как согласие на оплату расчетных и товарных документов. Экспортер выписывает счет и платежное требование на имя импортера и передает их своему банку, который уведомляет о них плательщика. Плательщик обязан в течение трех дней сообщить банку о своем отказе от акцепта. Отказ от акцепта может быть полный или частичный. Платежное требование считается акцептованным, если в установленный срок не предъявлен мотивированный отказ в письменной форме.
Во внешнеторговых операциях довольно часто осуществляются расчеты чеками.
Чеки - это письменные распоряжения покупателей или заказчиков своим банкам о выплате указанных в них сумм предъявителям или по их приказу другим лицам (ордерные чеки). При нанесении на ордерных чеках передаточной надписи (индоссамента) они могут переходить к другому держателю.
При расчетах банковскими переводами экспортеры направляют импортерам счета и другие документы за поставленные товары. На основании этих документов плательщики направляют в свои банки платежные поручения на перевод денег на счета экспортеров или кредиторов.
Большое распространение в практике международных расчетов получила аккредитивная форма, представляющая собой обязательство покупателя открыть в определенном банке-эмитенте аккредитив (денежный документ) в пользу продавца на оговоренную сумму и в установленный срок.
В международной торговле с 1 января 1994 г. вступили в силу "Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов " (УОП), принятые Международной торговой палатой в редакции 1993 г. В статье 1 Правил указано, что они применяются только к тем аккредитивам, в текст которых они введены с соответствующей оговоркой о подчинении УОП.
Документарный аккредитив-обязательство банка произвести по просьбе и в соответствии с указаниями импортера платеж экспортеру (при наличных расчетах) или акцептовать тратту, выставленную экспортером (при расчетах в кредит), в пределах суммы и срока и против предусмотренных документов (коносамента, страхового полиса, счет - фактуры).
По операциям с аккредитивами все заинтересованные страны имеют дело только с документами, но не с товарами или другими видами исполнения обязательств, к которым могут относиться документы.
9.2. БАЛАНСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
Международные экономические, политические и культурные отношения страны находят обобщенное выражение в балансах международных расчетов.
Балансы международных расчетов — это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами являются:
-
расчетный баланс;
-
баланс международной задолженности;
-
платежный баланс.
Расчетный баланс: сущность и виды
Расчетный баланс — это соотношение требований и обязательств данной страны по отношению к другим странам на какую-либо дату независимо от сроков поступления платежей.
Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов. Расчетные балансы различают за определенный период и на определенную дату.
Активные статьи расчетного баланса за соответствующий календарный период показывают сумму новых требований данной страны к иностранным государствам и произведенные ею инвестиции за границей.
Наоборот, пассивные статьи отражают вновь возникшие обязательства страны по кредитам и инвестициям иностранных государств.
Расчетный баланс за определенный период характеризует лишь динамику требований и обязательств одной страны по отношению к другим государствам, но по нему нельзя выявить валютно-финансовое положение страны в целом.
Для оценки международной расчетной позиции страны важен расчетный баланс на определенную дату (на начало или на конец года), который отражает соотношение всех требований и обязательств данной страны к загранице независимо от периода их возникновения и срока оплаты.
Его активное сальдо показывает, что страна больше предоставляла, чем привлекала кредитов и инвестиций и как кредитор она будет получать валютные поступления в будущем.
Пассивное сальдо расчетного баланса на определенную дату характеризует позицию страны как нетто-должника а отражает размер ее будущих платежей иностранным государствам, не покрытых поступлениями.
9.3. Платежный баланс страны.
Центральное место в балансах международных расчетов занимает платежный баланс. Он представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.
Платежный баланс — это соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.
Различают платежный баланс за определенный период (год, квартал, месяц) и платежный баланс на определенную дату.
Платежный баланс на дату отражает изменения со дня на день соотношений платежей и поступлений, которые подлежат исполнению на определенную дату.
Платежный баланс за определенный период представляет собой соотношение платежей и поступлений за данный отрезок времени и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики.
Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.
Рассмотрим структуру платежного баланса.
По характеру операций публикуемые платежные балансы включают два основных раздела:
I — «Платежный баланс по текущим операциям»:
а) платежи и поступления по внешнеторговым операциям, или торговый баланс,
б) баланс услуг (международные перевозки, фрахт, страхование и пр.) и некоммерческих операций (расчеты по патентам, технической помощи), доходы и платежи по инвестициям;
II — «Баланс движения капиталов (краткосрочные и долгосрочные операции) и кредитов».
При определении сальдо платежного баланса его статьи подразделяются на основные и балансирующие.
В числе основных статей — операции, влияющие на сальдо платежного баланса и обладающие относительной самостоятельностью: текущие операции и движение долгосрочного капитала.
К балансирующим статьям относятся операции, не имеющие самостоятельности или обладающие ограниченной самостоятельностью. Эти статьи характеризуют методы и источники погашения сальдо платежного баланса и включают движение валютных резервов, изменения краткосрочных активов, отдельные виды иностранной помощи, внешние государственные займы, кредиты международных валютно-кредитных организаций и т.п.
Тема 10. УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ БИЗНЕСОМ.
План:
10.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ.
10.2. Экономическая среда.
10.3.Политико-правовая среда.
10.4.Культурная среда.
10.5. ВИДЫ СТРАТЕГИИ ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК.
10.6. Вертикальная интеграция и новые тенденции в управлении.
10.1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ МАРКЕТИНГ.
В последние годы интернационализация экономики становится основной тенденцией развития мирового рынка. Она находит выражение в стремительном росте международной торговли и капиталовложений за рубежом, проявляется в превращении транснациональных корпораций в основных субъектов мирохозяйственных связей, в ведущую форму хозяйствования, адекватную требованиям современного этапа развития производительных сил. На этой основе возникают торгово-экономические блоки в Европе, в Америке, в Азии, в Африке. Интернационализация способствует усилению взаимодействия и взаимозависимости между всеми основными субъектами хозяйствования на мировом рынке.
Вместе с тем страны, отдельные фирмы и индивидуумы по-разному подготовлены к конкурентной борьбе. Уровень развития маркетинга далеко не одинаков в различных странах. 90-годы во всем мире отмечены обострением конкуренции и повышением активности в этой области. Фирмы, ведущие операции на внешнем рынке, вкладывают большие средства в развитие маркетинга и его инфраструктуры.
Международный маркетинг своим существованием обязан прежде всего тому, что он объединяет науку и искусство управления бизнесом с самыми различными дисциплинами: экономикой, географией, историей, языками, юриспруденцией, статистикой, демографией, изучением культуры и другими областями, которые используются в управлении на международном рынке. Однако ошибочно утверждать, что принципиальные основы внутреннего маркетинга как системы рыночного управления претерпевают изменения в международном маркетинге. Они сохраняются, демонстрируя систему взаимодействия различных хозяйствующих субъектов, осуществляющих определение целевого рынка, позиционирование товара, разработку товаров и услуг, назначение цены, физическое распределение, продвижение товара, услуги, идеи и стимулирование их сбыта для удовлетворения целей отдельных индивидуумов и организаций. Вместе с тем международный маркетинг, пересекая границы государств, сталкивается с различными уровнями экономического и социального развития, законодательствами, культурными особенностями, своеобразием политического строя и ситуации. Характеристики технического развития страны, безусловно, также оказывает влияние на формирование применительно к ней маркетинговой системы управления.
Совокупность факторов, влияющих на систему маркетинга извне, к которым вынуждена приспосабливаться система, образует окружающую среду. Соответственно специфика международной окружающей среды обусловливает специфику международного маркетинга. Поэтому первый шаг в реализации его концепции — изучение окружающей среды, под влиянием которой формируется система управления на мировом рынке.
Международная окружающая среда анализируется обычно по следующим направлениям:
-
экономическая среда,
-
политико-правовая среда,
-
культурная среда.
Рассмотрим каждое из выделенных направлений подробнее.
10.2. Экономическая среда.
Первым шагом в анализе должна стать оценка экономических переменных, характеризующих размеры и природу различных рынков.
I. Первостепенное значение в данном случае будет иметь классификация стран по уровню их экономического развития. Согласно наиболее распространенной классификации выделяют пять групп стран, представленных сегодня на международном рынке.
Первая группа состоит из пяти ведущих индустриально развитых стран мира (США, Англия, Франция, Германия и Япония). Эта группа иногда расширяется до семерки — добавлением Италии и Канады, или десятки — добавлением Швеции, Норвегии и Бельгии. Дальнейшее расширение этой группы до 24 стран происходит за счет включения в нее стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития.
Во вторую группу выделяют среднеразвитые страны. Особую роль в ней играют так называемые новые индустриальные страны, к которым относятся Сингапур, Тайвань, Корея. Гонконг, Бразилии и Мексика.
Третью группу образуют основные экспортеры нефти,, в частности страны — члены ОПЕК и страны, участие которых в мировом рынке находится под сильным влиянием цен на нефть.
Четвертая группа - слаборазвитые страны (доход на душу населения составляет менее 410 долл. в год).
К отдельной группе относятся бывшие социалистические страны.
II. На следующем этапе необходимо проанализировать общий объем, структуру, перспективы роста населения отдельных государств и их основных групп. Так, наиболее быстро население растет в развивающихся странах. Если Северная Европа в течение последних 30 лет демонстрирует практически нулевой рост населения, то население Африки за тот же период времени утроилось.
Важнейшая переменная в исследовании населения - размер семьи.
Данные о структуре населения, изменениях в различных возрастных группах, размерах семьи необходимы для выделения целевых сегментов рынка. Многоплановое исследование населения проводится, прежде всего, с целью выяснения его покупательной способности, которая, в свою очередь, определяется доходами, ценами, сбережениями и доступностью кредитов.
По характеру распределения доходов в международном маркетинге используется следующая классификация стран: