ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1264
Скачиваний: 1
д) Осуществляет другие функции согласно закона Украины «О банках и банковской деятельности» и других законов Украины.
-
Министерство внешнеэкономических отношений Украины и его функции:
а) Обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности выхода на внешний рынок, координацию их внешнеэкономической деятельности, в том числе согласно международным договорам Украины;
б) Выполняет другие функции согласно законам Украины и положений о Министерстве внешнеэкономических связей Украины.
-
Функции государственного таможенного комитета Украины:
Осуществляет таможенный контроль в Украине согласно с действующими законами Украины.
-
Другие центральные органы Украины.
К органам местного управления внешнеэкономической деятельности относятся:
1. Местные Советы народных депутатов Украины и другие исполнительные и распорядительные органы.
2. Территориальные подразделения органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности Украины.
Органы государственного регулирования могут создавать свои территориальные подразделения, если это вытекает из их компетенции, которая определяется законами Украины и положениями об этих органах.
Упомянутые органы территориального регулирования внешнеэкономической деятельности создаются по согласованию с местными советами народных депутатов Украины и в рамках общего лимита бюджетных средств, которые выделяются на содержание соответствующих органов государственного регулирования Украины.
Действия обозначенных подразделений не должны противоречить нормативным актам местных советов народных депутатов Украины за исключением случаев, когда такие действия предусмотрены или вытекают из законов Украины.
Схема системы государственного управления внешнеэкономической
деятельности в Украине.
Верховный
совет
Президент
НБУ
Государственная
таможенная служба
Государственная
налоговая администрация
Кабмин
Министерство
экономики
Министерство
внешнеэкономических связей и торговли
Министерство
финансов
Управление
внешнеэкономических связей областей
Торговые
представительства за рубежом
Тема 5 Таможенное регулирование
ПЛАН:
-
Нормативная база и компетентные органы государства;
-
Таможенное оформление и таможенный контроль;
5.3.Ограничения на экспортно-импортные и транзитные операции;
5.4.Таможенные платежи.
-
Нормативная база и компетентные органы государства
Таможенное регулирование в Украине происходит в соответствии со следующими законами Украины:
а) «О внешнеэкономической деятельности»;
б) «О таможенном деле»;
в) Таможенным кодексом Украины;
г) Декретом Кабмина «О едином таможенном тарифе»;
д) Другими нормативными актами;
Принципы организации таможенного дела определяет таможенный кодекс, в соответствии с которым Украина самостоятельно вырабатывает таможенную политику; создает собственную таможенную систему; осуществляет таможенное регулирование на своей территории, которая составляет единое таможенное пространство. В Украине таможенное дело развивается в направлении гармонизации, унификации (т.е. приведение к единой форме) с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами.
Таможенное регулирование
Осуществляется следующими органами государственной власти и управления:
-
Верховный Совет;
-
Кабмин;
-
Государственная таможенная служба;
-
Таможни Украины.
Непосредственно функции таможенного регулирования осуществляют:
а) государственная таможенная служба;
б) таможни Украины.
Кроме таможенных органов контроль за регулированием пересечения товарами и другими предметами таможенной границы могут осуществлять такие государственные органы:
-
Санитарный контроль.
-
Ветеринарный контроль.
-
Экологический контроль.
-
Фитосанитарный контроль.
-
Радиологический контроль.
Таможенное оформление может быть завершено только после окончания указанных видов контроля.
-
Таможенное оформление и таможенный контроль
Важными элементами таможенного регулирования являются:
а) таможенный контроль;
б) таможенное оформление;
Таможенный контроль – осуществляется должностными лицами и включает в себя три момента:
а) проверку документов, необходимых для такого контроля;
б) таможенный досмотр (передосмотр);
в) учет предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины.
Таможенное оформление – таможенному оформлению предшествует обязательное декларирование предметов, пересекаемых границу Украину, которое производится путем заявления по установленной форме (письменно или устно) точных данных о предметах и условиях их перемещения через границу.
Юридическое или физическое лицо, осуществление декларирования называется декларантом.
Декларирование может производиться как непосредственно собственником предмета, так и другим лицом на основании договора.
Декларант обязан:
-
Предъявить таможне товары или имущество , перемещаемое через границу.
-
Предъявить таможне данные, необходимые для осуществления контроля и таможенного оформления.
-
Уплатить пошлину и таможенные сборы, если товар или имущество подлежит таможенному обложению.
I. Для таможенного оформления товара или любого предмета, который является объектом обмена необходимо такие документы:
-
Оригинал устава или нотариально заверенная копия.
-
Регистрационная карточка.
-
Договор или контракт.
-
Лицензия, если контракт подлежит лицензированию.
-
Сертификат происхождения товара (форма А) с указанием кода по товарной номенклатуре ВЭД.
-
Грузовая таможенная декларация, если стоимость груза более 100 $.
-
Транспортные документы (ж/д накладные, товарно-транспортные накладные и д.р.).
-
Документы сопровождающие товар: а) при экспорте – спецификация, упаковочный лист или сертификат качества;
б) при импорте – сертификат происхождения товара;
-
Разрешения др. государственных органов контроля, если товар подлежит контролю других органов.
-
Документы, подтверждающие внесение соответствующих таможенных платежей.
II. Для таможенного оформления имущества или любого предмета, не являющегося объектом ВЭД, необходимы такие документы:
-
Декларация.
-
Разрешение органов санитарного, ветеринарного и прочего контроля, если имущество подлежит контролю этих органов.
-
Документы, подтверждающие внесение соответствующих таможенных платежей.
Для таможенного оформления иностранных товаров, следующих транзитом через территорию Украины, необходимы документы:
-
Декларация.
-
Документы, подтверждающие внесение платы за проведение таможенных процедур.
-
Ограничения на экспортно-импортные и транзитные операции
Ввоз в Украину, вывоз с Украины и транзит отдельных видов товаров запрещен. Пропуск через таможенную границу отдельных видов товаров возможен только при наличии лицензии.
Перечень запрещенных и лицензированных товаров утверждается Верховным Советом и публикуется в специальной печати.
Виды экспортно-импортных лицензий:
-
Генеральная (выдается при постоянной ВЭД субъектов).
-
Разовая или индивидуальная.
По каждому товару устанавливается только один вид лицензий. Лицензия на экспорт / импорт товаров выдается Министерством внешнеэкономических связей Украины. Копия лицензии прилагается к таможенной декларации и является основанием для пропуска через таможню грузов, которые попадают под режим лицензирования.
-
Таможенные платежи
Действующим законодательством определены следующие виды таможенных платежей:
-
Плата за проведение таможенных процедур.
-
Таможенная пошлина.
-
Налог на экспорт и импорт.
Оплата таможенных процедур составляет 0,15% стоимости груза в гривнах, если контракт - бартерный, или если контракт – валютный, но заключен со странами СНГ.
0,1% в грн.+0,5% в валюте контракта от стоимости груза, если контракт заключен со странами дальнего зарубежья.
Обложение таможенной пошлиной производится на основе закона «О едином таможенном тарифе»
Виды таможенных пошлин:
-
Ввозные:
а) преференциальные («Современная энциклопедия словарь Райзберга, 1996г, 256с.);
б) льготные;
в) полные ставки;
II. Вывозные пошлины (ставки устанавливаются согласно закона «О едином таможенном тарифе»).
III. Сезонные пошлины (ввозные и вывозные пошлины могут быть установлены на срок не более 4 месяцев).
IV. Специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Начисление таможенной пошлины производится на базе таможенной стоимости товара-цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате на момент таможенных пошлин, а также учитываются таможенные льготы.
Характеристика таможенных пошлин:
Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. В зависимости от того накладываются ли они на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются:
а) импортными;
б) экспортными;
в) транзитными;
Импортные пошлины встречаются наиболее часто. В дальнейшем речь будет идти об импортных пошлинах, являющихся средством национального протекционизма. Если в начале своего существования пошлины обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, то сегодня их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики.
В развивающихся странах наоборот импортные пошлины, прежде всего используются как средство финансовых поступлений. Это объясняется относительно большей возможностью контроля и простой процедуры сбора налогов с товаров, пересекающих таможенную границу.
Реже используются экспортные пошлины. Их цель: получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Экспортные пошлины удорожают стоимость товара на мировом рынке, где конкуренция значительна. Они применяются для сырьевых товаров, по которым страна обладает монопольным преимуществом или в тех случаях, когда государство стремиться ограничить вывоз данного товара. В данных случаях задачей экспортных пошлин, взымаемых странами обладающими монопольными природными преимуществами, является ограничение поставок на мировой рынок сырьевых товаров, увеличение цен, повышение доходов казны и производителей. Такая задача ставится при налогообложении экспорта риса Таиланда, кофе Бразилии. Аналогичную роль играют экспортные пошлины на сырье в Украине. В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяется. Конституция США даже запрещает их использовать.
Транзитные пошлины взымаются с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Они сдерживают товарные потоки, рассматриваются как крайне нежелательные, нарушающие нормальное функционирование международных связей и сейчас практически не применяются.
Существуют две основные методики установления уровня таможенных пошлин:
-
В соответствии с первой методикой величина пошлины определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения = веса, площади, объема…Такая пошлина называется специфической.
-
По второй методике пошлина устанавливается в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара. Можно, например, назначить пошлину на автомобиль в виде 25% цены. Эта пошлина называется адвалорной.
Действует еще промежуточная методика заключающаяся в том, что таможня получает право самостоятельно выбирать право между специфической и адвалорной пошлинами в зависимости от того, какая из них выше. Подобная пошлина – альтернативная.
До второй мировой войны, когда основная часть мировой торговли приходилась на сырье, 60 – 70% всех пошлин были специфические. Адвалорная пошлина более удобна при импорте машино-технических изделий. Такая пошлина динамично реагирует на изменение цен, оставляя уровень защиты неизменным. Сейчас на долю адвалорных пошлин приходится 70 – 80% всех таможенных пошлин. В связи с использованием адвалорных пошлин возникает вопрос: какие издержки, связанные с поставкой товаров, следует включать в стоимость, подлежащую налогообложению? Страна в праве использовать цену СИФ (включающая стоимость страхования и фрахта) и цену ФОБ.
Вариантом цены ФОБ может быть цена ФАС (франко вдоль борта судна), которая меньше цены ФОБ на стоимость погрузочных работ. Цена СИФ совпадает со стоимостью товара в порту прибытия судна и выше цены ФОБ на стоимость транспортных расходов и страхования товара в пути.
Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являются членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или не иметь ни каких специальных соглашений в сфере торговли. В зависимости от режима устанавливаются пошлины, взымаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают:
а) преференциальными (особо льготными);
б) договорными (min);
в) генеральными (автономными, т.е. max);
Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже min и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т.д.
Тема 6 Валютное регулирование
ПЛАН:
6.1.Нормативные основы валютного регулирования.
6.2. Валютные операции.
6.3.Резиденты и нерезиденты.
6.1. Нормативные основы валютного регулирования
Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях соблюдения интересов государства. Все это делается в интересах защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Украину валютной выручки, полученной от экспорта.