ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1822
Скачиваний: 10
Донбасский институт техники и менеджмента
Международного научно-технического университета
«ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ»
Конспект лекций
«Утверждено»
на заседании методического
совета ДИТМ МНТУ
Протокол №
от «__»___________2012г
Краматорск 2012 г.
Конспект лекций по дисциплине «Деловое администрирование» (для студентов специальности 06.05.02).
Сост. Румянцев А.А., г. Краматорск. ДИТМ МНТУ, 2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУБСТРАТНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЛОВОГО И ПУБЛИЧНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 5
2. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
3. оРГАНИЗАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 9
4. Лидерство руководителя и стиль руководства 13
5. КАЧЕСТВЕННАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМ И ПРОЦЕССОВ ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ДЕЛОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ В ТУРИСТИЧЕСКОМ БИЗНЕСЕ 29
Формирование менеджера нового типа 30
Проблемы управления деловой карьерой 45
Социальные выплаты в деловой карьере 55
Перспективы совершенствования управленческих навыков 61
Мотивация деятельности менеджера 67
Требование современной среды: роль компенсационных выплат 75
Компенсационные программы ОАО "ЦСТЭ-Интур - Центральный совет по туризму" 86
Компенсационные программы турагентства "Бегемот" 86
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Деловое администрирование» рассчитан на подготовку руководителей среднего и высшего звена, которые обращают должное внимание на современные экономические реалии и стремятся адаптировать свои знания в сфере администрирования под требования рынка. Основная особенность учебного процесса заключается в использовании научного подхода к организации управления любой компанией или промышленным предприятием, в применении концепции субстратного подхода для решения задач качественной оптимизации систем и процессов делового администрирования.
На сегодняшний день резко возросла потребность в повышении уровня квалификации управленческих кадров, в обучении принципам успешного ведения бизнеса руководителей, занимающих ответственные должности на различных предприятиях.
Отдельно стоит сказать о фрагментах курса, полностью раскрывающих особенности принятия качественно оптимальных решений в ситуациях риска, что наиболее актуально в современных условиях экономического кризиса. Данные программы помогают участникам тренингов грамотно анализировать тенденции рынка и на основе анализа оперативно принимать соответствующие решения. Как специализация, деловое администрирование включает в себя изучение всех тонкостей поведения в сложных ситуациях, с которыми может столкнуться руководитель. Помимо этого, обучение дает знания о потребительском спросе, поведении конкурентов. Изучение делового администрирования в бизнес-среде включает в себя освоение всех существующих и использующихся в бизнесе управленческих инструментов, таких как учет внешней среды менеджмента, функции, структура и процессы менеджмента, организация и процесс менеджмента, учет, контроль и анализ в условиях делового администрирования, особенности лидерства и стиля руководства.
Особое внимание уделяется методам качественно оптимального делового администрирования. Изучающие курс также получат основные навыки применения специального способа мышления – субстратной рефлексии, применяемого при построении качественно оптимальных систем и процессов административного управления. Освоенный комплекс знаний об административном менеджменте дает четкое понимание того, как строить управление с наибольшей эффективностью и какую роль в этом процессе играет руководитель, его компетенция, интеллект, творчество и способ мышления.
Управление бывает эффективным, и, тем более, качественно оптимальным, только в том случае, когда оно опирается на данные науки. Конечно, можно добиться какой-то промежуточной цели, и, не опираясь на науку, или даже вопреки науке (например, используя только принуждение в чрезвычайных ситуациях), но долговременный эффект дает только научный подход к решению управленческих задач. Даже в случаях авралов необходимо убеждение в необходимости этого. Тогда работа пойдет быстрее.
Наряду с наукой управления есть и искусство управлять. Последнее зависит от многих факторов, в том числе не в последнюю очередь от способностей, навыков, умения управляющего, руководителя (не только отдельного должностного лица, но и органа управления, его состава, профессионализма). Для достижения своих целей управляющий, используя власть в форме осуществления имеющихся у него полномочий, всегда, в той или иной степени, применяет административные методы управления. Как вовне (например, установление правил дорожного движения и штраф, налагаемый после вставления протокола инспектором Государственной инспекции безопасности дорожного движения за их нарушение), так и внутри коллектива (приказ начальника инспектору ГИБДД занять определенный пост для патрулирования). Он может обладать административными полномочиями только в своем коллективе (приказ ректора вуза, согласованный с местной организацией профсоюза, об установлении правил внутреннего трудового распорядка и выговор в приказе студенту за нарушение этого распорядка), а может и не обладать ими (инспектор курса студентов в вузе). В общественных объединениях их администраторы (служащие) вообще не вправе налагать каких-либо взысканий на их членов. В определенных ситуациях администратор применяет волюнтаристское, «голое» администрирование, исходя только из собственных субъективных взглядов и мало учитывая обратные связи и отдаленные последствия, ориентируясь только на немедленное исполнение. Он может использовать более широкие приемы менеджмента, когда принятие административного решения и его исполнение подготовлено другими, не только административными и не главным образом административными приемами (например, преодоление конфликта в коллективе, мешающего эффективному управлению, путем бесед с его участниками). Для этого часто необходимо искусство управлять.
Административное управление имеет широкую сферу применения. Оно осуществляется в общегосударственном масштабе, на местном уровне, в том или ином коллективе, органами управления и должностными лицами внутри и вовне. Менеджмент тоже может осуществляться в различных масштабах, но он имеет иной характер. Это действия руководителя внутри определенного коллектива, а также вовне от имени этого коллектива и в его интересах. Менеджмент может включать приемы администрирования, но не они составляют главное в этом процессе.
Субстратный анализ проводится с целью выявления наиболее общих свойств двух сравниваемых систем с целью их дальнейшей качественной оптимизации, т.е. для дальнейшего субстратного синтеза максимально эффективных стратегий управления.
Сначала напомним определение основных понятий, применяемых для анализа:
-
Администрирование — деятельность органов управления и их должностных лиц.
-
Деловое администрирование — деятельность органов управления и их должностных лиц применительно к решению проблем отдельной организации.
-
Публичное администрирование — деятельность органов управления и их должностных лиц применительно к решению проблем всего общества в целом.
Для более глубокого понимания этих определений необходимо сформулировать принципиальные различия между ними. Именно по этому поводу в народе говорят, что все познается в сравнении. В данном случае эта поговорка точно соответствует ситуации. По настоящему, глубоко понять различие между этими двумя направлениями современного менеджмента можно только поняв содержательное (философское) различие между ними. Если перейти от бытового уровня осмысления этой проблемы, связанного с применением народной поговорки к научному ее пониманию, то мы с логической неизбежностью придем к необходимости применения в этой ситуации двух знаменитых тезисов Гегеля:
-
Целое больше простой суммы частей;
-
Чтобы познать часть, нужно познать целое.
Применяя такой способ анализа понятий, мы, фактически, используем гносеологическую схему, выделяя разные уровни абстрактного мышления [26]. Только таким способом и можно по настоящему глубоко понять сущность этих определений для дальнейшего качественно оптимального применения их на практике.
Итак, первый тезис утверждает, что в любой ситуации любого управления мы всегда должны строить какую-то систему, которая должна достигать свойства целостности, другими словами, системного эффекта. Это как раз и есть то общее, что объединяет оба анализируемых нами понятия: деловое администрирование и публичное администрирование.
Процесс функционирования организаций (предприятий) прежде всего заключается в их непрерывном развитии. Только в этом случае может быть обеспечена их конкурентоспособность за счет адаптации к постоянно изменяющимся условиям рыночной среды.
Очевидно, что сложная система организационных отношений и связей, проявляющихся в управлении предприятием, формируется сознательно (т. е. в процессе деятельности людей) для реализации двух основных функций управления: организации и координации. Функционирование этой системы осуществляется с помощью организационно-распорядительных методов, а другими словами, в процессе организационной деятельности.
Рациональная система управления предприятием, а, следовательно, и его персоналом предполагает, что в организационной деятельности выделятся две основные функции:
поддержание сложившихся организационных отношений и связей для обеспечения надежного функционирования предприятия. Эта обобщенная функция управления называется поддержание стабильности;