ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1340
Скачиваний: 3
Контролируйте свои эмоции
При обсуждении спорного вопроса, когда накал эмоций велик, необходимо попытаться взять свои чувства под контроль. Если сложно сразу же избавиться от гнева, обиды или раздражения, то хотя бы на время забудьте о них, либо прекратите общение до момента, пока вы не сможете контролировать свои эмоции. Лучше на некоторое время прервать разговор, общение, чем потом налаживать контакты после взаимных обид и оскорблений. Ваша задача состоит в том, чтобы взять под контроль свои чувства и призвать другую сторону поступить аналогично.
Вовлекайте другого человека в процесс обсуждения спорных вопросов, даже если вы можете взять инициативу на себя
Важно другому человеку дать понять, что его участие в выработке решения — значимый вклад. Таким образом, в решении проблемы будет и его доля. В ходе разговора, переговоров следует побуждать человека к открытому внесению своих предложений. Если имеется возможность, формулируйте свои идеи так, чтобы была видна связь со сказанным другим человеком или с предполагаемым вами направлением его мысли. Если оппонент предложил то, что совпадает с вашими мыслями и желаниями, всеми средствами дайте ему понять, что эта замечательная идея принадлежит ему. Люди обычно больше любят развивать собственные идеи.
Учитывайте возможность искажения информации при ее передаче
Неправильно понятая или переданная информация часто может являться базой слухов, а искаженная информации — сплетен, что, в свою очередь, создает условия для конфликта.
Устранение последствий конфликта сопряжено со значительными затратами (материальными, временными, эмоциональными). В этой связи в организациях проводится существенная работа по профилактике и предупреждению конфликтов, которая предполагает устранение объективных причин появления конфликтов и улучшение управления поведением сотрудников, учет их особенностей при принятии решений.
Устранение объективных причин конфликта предполагает: разработку стратегии управления персоналом в организации; управление компетенциями сотрудников; привлечение руководителей среднего уровня управления к выработке решений; внесение изменений в организационные структуры управления.
Предупреждение конфликтов может быть реализовано в виде воздействия на поведение личности в организации для приведения в соответствие организационных ролей работников с их функциями.
Управление поведением как направление профилактики конфликтов предполагает также снижение субъективной составляющей причин конфликтов, что подразумевает «научение» бесконфликтному поведению сотрудников организации, использование правил бесконфликтного общения.
Ключевые слова
Профилактика конфликтов (от гречес. ргоphylaktikos — предохранительный) — организация управленческой деятельности, которая сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов по объективным причинам.
Компетенция (от франц. competence — компетенция) — совокупность знаний (результатов образования личности), навыкав (результатов опыта работы и обучения), способов общения (умения общаться с людьми и работать в группе) персонала.
Стратегия управления персоналом (СУП) — долговременное качественно определенное направление в работе с персоналом, которое предполагает разработку состава и последовательности принимаемых решений для достижения системой управления персоналом поставленных целей.
Управление компетенцией — процесс развития и поддержания компетенции на уровне, необходимом организации для реализации ее основных задач в соответствии со стратегией развития и СУП.
Управление поведением — система мер по формированию принципов, норм поведения людей в организации, которая позволяет достичь поставленных целей в заданные сроки и с допустимыми затратами.
Управление персоналом — комплексное воздействие на работников для обеспечения адаптации организации к внешней среде существования за счет согласования интересов работника и организации, в котором выделяются стратегическая и тактическая составляющие.
Организационное поведение — систематический научный анализ индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации.
Литература по конфликтологии
-
Абрамов Ю. В. Конфликтный процесс и составляющие его понятия // Кентавр. 1994. № 4.
-
Агеев В. О. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
-
Алешина И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. М., 1997. (Глава 12. ПР: управление кризисом и возможностями).
-
Аллахвердова О. В. и др. Конфликтология. СПб.: Лань, 1999.
-
Андреев В. И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М.: Народн. образование, 1995.
-
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. М.: «Юнити», 1999. – 551 с.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Социальная литература, 1996.
-
Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. – 207 с. Гл. VI. С. 153-191.
-
Большаков А. Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. М.: МЗ Пресс, 2001.
-
Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989.
-
Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Конфликты в организациях // ЭКО. 1979. № 4, 6, 8, 10.
-
Брукан Силвиу. Плюрализм и социальные конфликты: социально-исторический анализ социалистического общества. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
-
Брянский Г. А., Разу М. Л., Овсянников О. А. Хозяйственные ситуации: Практическое пособие. М.: Экономика, 1983. – 128 с.
-
Волкогонов Д. А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Знание, 1974.
-
Воловодова Е. В. Исчерпан ли конфликт? // ЭКО. 1990. № 7.
-
Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология. М., 2000.
-
Гвишиани Д. М. Организация и управление: социологический анализ буржуазных теорий. М., 1972.
-
Гительмахер Р. Б. История одного конфликта // ЭКО. 1988. № 2.
-
Голубков Е. П. Какое принять решение? Практикум хозяйственника. (Анализ управленческих ситуаций). М.: Экономика, 1990. – 189 с.
-
Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социологических теорий. М., 1976.
-
Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: «Питер», 2000.
-
Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКМОС, 2000.
-
Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. М.: Росспен, 2002.
-
Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. // Социологические исследования. 1994. № 5.
-
Денисов В. В. Социология насилия. М.: Политиздат, 1975. – 214 с.
-
ДмитриевА. В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: «Гардарики», 2000. – 320 стр.
-
Дятченко Л. Я., Ильяева И. А., Цибренко Р. Я. Конфликты: многообразие, пути и способы преодоления (по материалам международной конференции, Белгород, май 1993) // Социологические исследования. 1993. № 11.
-
Екатеринославский Ю. Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М., 1988.
-
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: «Питер», 2001.
-
Ершов А. А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л.: Знание, 1976.
-
Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.
-
Забастовка. М.: Профиздат, 1989. – 176 с.
-
Зазыкин В. Г., Лебедев В. И. Методические разработки по теме: конфликты в коллективе и пути их преодоления. М.: Изд-во ТСХА, 1986.
-
Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.
-
Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. М.: Аспект Пресс, 1995.
-
Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. № 8.
-
Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. / Пер. с нем.. М.: Экономика, 1990. – 335 с.
-
Иванов В. Н. Конфликтология: проблемы становления и развития // Социально-политический журнал. 1994. № 7-8.
-
Ильин В. И. Структура конфликта в организации // Социальный конфликт. 1999. № 3.
-
Искусство управления. Конкретные ситуации. М.: Экономика, 1977. – 246 с.
-
Кичанова И. К. Конфликт: за и против. М., 1978.
-
Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. М.: «Владос», 1999.
-
Конфликтология. Учебник для ВУЗов. Под ред. Ратникова В. П. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 511 с.
-
Конфликтология. / Под ред. А. С. Кармина. СПб., 1999.
-
Конфликтология. Учебник для ВУЗов. С-Пб.: «Лань», 1999.
-
Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Аржанухин С.В. Екатеринбург, 2005.
-
Конфликты в современной России. Проблемы анализа и регулирования. М.: «Эдиториал», 1999.
-
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М.: АО «Стрингер», 1992. – 116 с.
-
Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб.: «Светлячок», 1999.
-
Кох И. А. Конфликтология. Екатеринбург: Изд. УрО РАН, 1997. – 150 с.
-
Красовский Ю. Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989. – 175 с.
-
Критика буржуазных концепций социальных изменений. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. – 144 с.
-
Курбатов В. И. Конфликтология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
-
“Кроссворды” для руководителя / Сост. И. В. Липсиц. М.: Дело, 1992. – 191 с.
-
Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. М.: Аспект Пресс, 2001.
-
Леве Б. П. Классовая борьба или социальный конфликт? М., 1976.
-
Левинсон Г. Что делать с “шершавым” сотрудником? // ЭКО. 1981. № 7.
-
Ликсон Ч. Конфликт. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 160 с.
-
Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Учебное пособие. СПб.: «Питер», 2005.
-
Лопухин А. Конфликтология? Да, конфликтология: американские впечатления // Проблемы теории и практики управления. 1990. № 1.
-
Луппьянов Я. А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Мн: Высшая школа, 1986.
-
Макаров С. Ф. Менеджер за работой. М.: Мол. гвардия, 1989. – 239 с.
-
Макаров С. Ф. Разрешение конфликта // ЭКО. 1989. № 7.
-
Мальцев В. А. Основы политологии: Курс лекций. Пермь, 1993. С. 247-261.
-
Мансуров Н. С. Социальная психология о причинах конфликтности личности. М., 1970.
-
Мастенбрук У. Властные отношения в организации: проблемы и интервенции. // Социальный конфликт. 1995. № 1, 2, 3, 4; 1996. № 1.
-
Мастенбрук У. Переговоры. Калуга: издание КаИС, 1994. – 176 с.
-
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. / Пер. с англ. М.: ИНФРА – М, 1996. – 256 с.
-
Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.
-
Международные конфликты. М.: Межд. отношения, 1972.
-
Найденова Л. И. Социологические теории конфликтов и их разрешения // Социально-политический журнал. 1994. № 1-2.
-
Нечипоренко Л. А. Буржуазная “социология конфликта”. М.: Политиздат, 1982. – 142 с.
-
Никифоров В. С., Скобелев К. М. Организационная природа конфликтов // ЭКО. 1981. № 10.
-
Обозов Н. Н. Психология конфликта и способы его разрешения. Л., 1991.
-
Олейник Ю. Можно ли управлять конфликтом? // Человек и труд. 1993. № 2.
-
Омаров А. М. Управление: искусство общения. М.: Советская Россия, 1983. – 237 с. Гл. 4. С. 170-195.
-
Орлова Э. А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конфликтной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1982.
-
Петров И. И., Семенова Л. А. Проблема социального конфликта в современной буржуазной социологии // Философские науки. 1975. № 3.
-
Политология: Курс лекций. М.: Изд-во РСПИ, 1991. Вып. 3. С. 349; Вып. 4. С. 124-144.
-
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998. (Глава 6. Кризисные паблик рилейшнз).
-
Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Мн.: «Харвест», 1999.
-
Проблемные ситуации в развитии города. М., 1988.
-
Психология конфликта. Хрестоматия. СПб.: «Питер», 2001.
-
Психология и психотерапия семейных конфликтов. Хрестоматия. Самара, 2003. – 784 с.
-
Раппопорт В. Ш. Диагностика управления. Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. – 127 с.
-
Ручка А. А., Тангер В. В. От идеологии “равновесия” к социологии конфликта. Критический анализ некоторых тенденций в современной буржуазной социологии // Социологические исследования. 1977. № 3.
-
Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач. М.: Высшая школа, 1991. – 255 с.
-
Секреты умелого руководителя. М.: Экономика, 1991.
-
Семлен Ж. Выход из насилия / Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 76-85.
-
Светлов В. А. Конфликт: модели, решения, менеджмент. СПб.: «Питер», 2005.
-
Сильченков А. Ф. Негативные приемы деловых контактов // ЭКО. 1981. № 5.
-
Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991.
-
Слемнев М. А., Васильков В. Н. Диалектика спора. М.: МГУ, 1990.
-
Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм, практическое внедрение. Белгород. 1991. № 1.
-
Социальная напряженность на производстве. Материалы коллоквиума. Калуга, 1990.
-
Социальная напряженность: диагноз и прогноз // Социологические исследования. 1992. № 3.
-
Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. – 239 с. Гл. 10.
-
Социальные конфликты. Роль органов власти и общественно-политических сил в их регулировании: Материалы научно-практического семинара. Екатеринбург, 1992.
-
Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. Вып. 1-4. М.: Ин-т социологии РАН, 1992.
-
Стачки при капитализме: пути изучения и концепции / Отв. редактор Загорев М. А. М., 1989.
-
Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976.
-
Тарасов В. К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л., 1989. 368 с.
-
Тернер Дж. Теория конфликта // Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
-
Толкунова В. Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. Учебное пособие. М., 1997.
-
Управленческие ситуации: анализ и решения. М., 1988. – 191 с.
-
Усенин В. И. Социальное партнерство или классовая борьба? М.: Наука, 1968. – 270 с.
-
Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: ЭКМОС, 2000.
-
Филиппов А. В., Липинский В. К., Князев В. Н. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989. – 255 с. Гл. ХI. С. 150-168.
-
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. М.: Наука, 1992. – 158 с.
-
Хода Лейси. Как разрешить конфликт на рабочем месте. М.: HIPPO, 2004.
-
Чумиков А. Н. Наука конфликтовать, или Ссорьтесь умеючи // Социум. 1994. № 4-5.
-
Чумиков А. Н. Связи с общественностью. 3-е издание. М.: «Дело», 2001.
(Глава VI. Управление кризисными ситуациями).
-
Шаленко В. Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992.
-
Шепель В. М. Руководитель и подчиненный. Конфликтные ситуации и их решение. М., 1972.
-
Шепель В. М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. – 248 с.
-
Шепель В. М. Управленческая этика. М.: Экономика, 1989.
-
Щербина В. В. Проблемы технологизации социоинженерной деятельности // Социологические исследования. 1990. № 8.
-
Эпштейн С. Индустриальная социология США. М., 1972.
-
Яковенко А. Ф. Когда конфликт неизбежен... Очерки. М., 1989.
-
Boulding K. E. Conflict and Defense. A General Theory. N.Y.: Harper and Broth. Publ., 1962. – 330 p.
-
Coser L. A. The Function of Social Conflict. Glencoe, Illinois: Free Press, 1956.
-
Dahrendorf R. Class and Class Conflict in industrial Society. L., 1959.
-
Giesen B. Die Konflikttheorie // Moderne Theorien der Soziologie. Stuttgart: Ferdinand Enke Verlag, 1993. S. 87 – 134.
-
Simmel G. Conflict. Clencoe, Illinois: Free Press, 1956.