ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1332
Скачиваний: 3
ДОНБАССКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Конфликтология
Конспект лекций
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методичес-
кого совета ДИТМ МНТУ
Протокол N_______
от _____________ 2008г.
г. Краматорск, 2008
Конспект лекций по дисциплине «Конфликтология» (для студентов специальностей 06.0502, 060601) сост. Сигова А.Г. ДИТМ МНТУ
ТЕМА 1. Развитие конфликтологии как науки
План.
-
Конфликтология как наука.
2. История конфликтологии.
3.Связь конфликтологии с другими науками.
Люди свыклись с неизбежностью конфликтов, что отражается даже в религиозных текстах. Например, в древнегреческой религии Зевс постоянно конфликтует с другими богами, с Прометеем; в христианской религии Бог прогнал Адамам и Еву из рая. Несмотря на это у людей не умирает надежда на обуздание стихии всеобщей ненависти, поэтому люди всегда прославляли тех, кто славится искусством разрешения самых запутанных споров (например, Соломона).
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
Конфликтология выделилась как относительно самостоятельная наука только в середине ХХ века и изначально получила название «социология конфликта».
Конфликтология представляет собой науку, изучающую появление, развитие и разрешение конфликтов. Конфликтология как наука находит развитие во множестве теорий, рассматривающих отдельные направления становления и завершения конфликтов.
Предметом конфликтологии как науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и завершения социальных конфликтов.
Объектом изучения конфликтологии являются все виды конфликтов.
Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.
Основные вопросы конфликтологии:
-
причина конфликтов;
-
сущность конфликтов;
-
различные формы конфликтов;
-
динамика конфликтов;
-
поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов;
-
предотвращение конфликтов.
Среди ученых нет единства в понимании природы, сущности конфликта как социального явления: одни считают, что конфликт – норма в социальной жизни, «бесконфликтное общество также немыслимо как сухая вода», «конфликтов нет только на кладбище», если в жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у Вас «пульс»; другие ученые считают, что конфликт - опасная болезнь, социальная патология и от нее раз и навсегда надо избавиться, впереди общество без конфликтов.
.
Древнейшие
времена
Изучением конфликтов занимались ученые с древнейших времен. Первые попытки рационального осмысления природы социальных конфликтов принадлежат древнегреческим философам. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль конфликтов в жизни общества. Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт – не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться.
В этом периоде заслуживают внимание воззрения древнекитайский мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские и конфликтологические идеи развивались другими мыслителями на протяжении веков. Взгляды на проблему конфликта мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуции. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье не будут чувствовать вражды».
Лао Дзы считал: «В сражении побеждают тот, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: янь – светлое начало мира, инь – темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию.
Гераклит
считал, что «источник конфликта – в
сущности мира; конфликты – это
универсальное свойство мира, но кроме
противоречий в мире есть и согласие.
Война – отец всех вещей, а мир – их
мать.
Некоторые
из древних философов высказывали
утопические надежды на возможность
создания общества, в котором будут
устранены все противоречия и конфликты.
Например, Эпикур считал, что «бедствия,
связанные с бесконечными войнами,
вынудят людей жить в состоянии постоянного
мира». Подобные утопии обнаружили
притягательную силу и привлекали
внимание вновь и вновь.
Средние века
Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось.
Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителей, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг. н.э.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эти взгляды можно обнаружить и у другого мыслителя Средневековья Фомы Аквинского (1225-1274) в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытие и Боге.
Эпоха Возрождения
Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода – Николая Кузанского (1401-1464), Николая Коперника (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Николая Макиавелли (1469-1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта.
Новое время и эпоха просвещения
Это была эпоха не только мощного экономического, но и культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Френсиса Бэкона (1561-1626), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Томаса Гоббса (1588-1679), Адама Смита (1723-1790). В частности, Ф Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны.
Первая половина ХIХ века
На этом этапе развития конфликтологической мысли особу ценность представляют взгляды представителей немецкой философии – Эммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др. Важно, что они акцентируют внимание на самых острых социальных проблемах того времени, в частности, таковой являлась проблема войны и мира.
Вторая половина ХIХ – начало ХХ века.
К этому времени накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Это время сильнейших социальных потрясений – войны, экономический кризис, социальные революции. Следует отметить работы Георга Зиммеля (1858-1918), Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его учеников в области психологии. Г.Зиммель, автор функциональной теории конфликта.
Недостатки
осмысления конфликтов к началу ХХ
века:
1) конфликты рассматривались
в самом общем плане; конфликты есть и в
обществе и в природе и между ними нет
разницы;
2) особенности
социальных конфликтов не исследовались,
хотя и давалось описание отдельных
конфликтов;
3) если и исследовались некоторые социальные конфликты, то только на макроуровне (между классами );
4)
общие черты конфликта как феномена
социальной жизни не исследовались,
поэтому не было самостоятельной науки
о конфликтах, теории конфликтов.
Превращение
конфликтологии в самостоятельную
отрасль научных знаний в ХХ веке
К середине ХХ века конфликтология выделилась в отдельную науку из состава психологии и социологии.
В социологии общая теория социального конфликта стала складываться в работах немецкого ученого М.Вебера (1864-1920). Он считал, что общество – это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны (М.Вебер критиковал марксизм), надо признать неизбежность существования на Земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство – основа для баланса сил и достижения консенсуса.
Эти
исходные положения М.Вебера явились
основой для создания в середине ХХ века
теории конфликтов в качестве самостоятельной
области социологии, а затем и совершенно
самостоятельной науки.
Конфликтологию выстроили как
самостоятельную науку немецкий ученый
Ральф Дарендорф (род.1929 г.) и американский
социолог Льюис Козер(род.1912г.).
В середине 60-х годов XX века немецкий ученый Р.Дарендорф выступил с теорией социального конфликта, получившей впоследствии название «конфликтная модель общества».
Р.Дарендорф
в своих работах «Классы и классовые
конфликты в индустриальном обществе»
(1957г.) и «Современный конфликт» (1988 г.)
рассматривает конфликтологию как
главную категорию социологии и всю
социологию называет теорией конфликта,
считает, что наличие конфликтов –
естественное состояние общества, не
наличие, а отсутствие конфликтов –
ненормально и удивительно. Конфликты
– не всегда угроза для общества, а,
наоборот, они могут быть использованы
как источник позитивных изменений.
Поэтому общество выработало методы
рационального регулирования конфликтов.
Л.Козер в работе «Функции социального
конфликта» (1956 г.), которая является
классикой современной конфликтологии,
следуя за М.Вебером, подчеркнул всеобщность
и универсальность конфликтов в обществе
и дал глубокое обоснование позитивной
роли конфликта в обществе.
Основные положения Л. Козера:
1) постоянным источником и причиной
современных социальных конфликтов
является дефицит ресурсов, не только
материальных, но и политических, ресурсов
власти, престижа, которые существуют в
любом обществе, поэтому пока существует
общество, будет напряженность, будут
конфликты, особую роль будет играть
борьба людей за власть, за престиж и
уважение;
2) хотя конфликты
существуют в любом обществе, их роль в
недемократическом и демократическом
обществе различна: в тоталитарном
обществе, которое расколото на враждующие
лагеря, конфликты носят разрушительный
характер; в открытом обществе конфликтов
больше, так как люди открыты, но конфликты
ведут не к разрушению, а к созиданию;
3) конструктивные и разрушительные
результаты глубоко принципиально
различаются между собой, смысл
конфликтологии, ее цель – ограничить
негативные последствия конфликта и
добиться оптимальных, позитивных
результатов.
Рассмотрение конфликта как нормы социальных отношений было проведено в работах Л. Козера, К. Болдинга, Дж. Бернарда и др. Л. Козер предложил теорию позитивно-функционального конфликта.
Существенный вклад в завершение
формирования конфликтологии внес
американский социолог Кеннет
Боулдинг, написавший в 1963 году
работу «Конфликт и защита. Общая теория».
Боулдинг попытался изложить общую
теорию конфликта. Исходная посылка его
теории: борьба людей с себе подобными
является естественной формой человеческого
поведения, но, опираясь на человеческий
разум, нравственность человека можно
совершенствовать и смягчать. Для этого
нужно уяснить общие элементы и общие
образцы развития, присущие всем
конфликтам, именно эти общие знания
помогут уладить конфликт в любом его
специфическом проявлении. В основе
– описание 2 основных моделей конфликтов:
1) статистическая модель:
конфликт – специфическая система,
первым элементом которой являются
стороны (люди, животные, объекты), второй
элемент – отношения между сторонами.
Конфликт – конкурентная ситуация, в
которой стороны стремятся занять
позицию, не совместимую с желаниями
другой стороны;
2) динамическая
модель: строится на известной современной
концепции поведенческой психологии
реакция». Динамика(бихевиоризм)
– человек ведет себя по принципу «стимул
конфликта – проявление общих поведенческих
реакций человека в условиях противоборства.
Попытка
создания единой
теории конфликтов
с применением
математического аппарата была
предпринята и в нашей стране —
В.В.Дружининым и
Д.С.Конторовым.
Сегодня исследования конфликтов проводятся всесторонне, с привлечением достижений ряда областей знаний: истории, математики, педагогики, правоведения, психологии, социологии, философии, военного дела.
В настоящее время сложилось несколько направлений развития конфликтологии: философско-социальное (теоретическое направление, охватывающее общие тенденции развития конфликтов на макроуровне), организационно-социологическое (изучающее причины и динамику конфликтов организаций, групп, коллективов) и индивидуально-психологическое (изучающее психофизические особенности и характеристики отдельных личностей, их поведение в конфликте).