ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1337

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общим у этих направлений исследования высту­пает предмет изучения — поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов


Связь конфликтологии с другими науками

Раскрывая связь конфликтологии с другими науками, важно показать не только ее роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и в том каким образом каждая из наук выполняет свою методологическую функцию по отношению к конфликтологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой.

Организационно-социологическое направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом управленческих дисциплин: управлением поведением, организационным поведением, управлением персона­лом и т.д. Общим у этих направлений выступает объект рас­смотрения — поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов.

Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следующих двух аспектах.

Первый аспект заключается в том, что опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются: принцип всеобщей связи, развития, системного подхода; личностного подхода; социально - деятельностного контекста.

Второй аспект проблемы состоит в творческом исследовании других наук.

Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности, проблем общения, взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других.

Специфика конфликтологии за­ключается в том, что она больше внимания уделяет причинам формирования и развития противоречий в системе отношений индивидов и групп, их перераста­ния в конфликты, изучает пути предупреждения и ме­тоды управления возникшими конфликтами.

В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге. В 1993 году

Ключевые слова

Конфликтология — наука, изучающая появле­ние, развитие и разрешение конфликтов.

Противоречие — взаимодействие противопо­ложных, взаимоисключающих сторон объекта или сис­темы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, являясь источником самодвижения и разви­тия.

Предметом конфликтологии как науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и завершения социальных конфликтов.




Тема 2. Различие социологического и психологического подходов к анализу конфликтов. Основные понятия конфликтологии.

План


1. Различные психологические и социологические подходы к анализу конфликтов.

  1. Понятие конфликта и конфликтной ситуации.

  2. Субъект и объект конфликта.

  3. Виды, функции, стадии и границы конфликтов.

Проведенные исследования и анализ литератур­ных источников свидетельствуют, что:

конфликты неизбежны, они существовали всегда и будут существовать столько, сколько существу­ет общение людей между собой;

конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия); для снижения отрица­тельных последствий необходимо уметь правиль­но выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния;

с развитием рыночных отношений и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуа­ции, которая, при неправильном управлении, мо­жет перерасти в серьезный конфликт.

Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей.

   Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий.
   Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что смогут являться источником неврозов и стрессов.

   Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

   Карл Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты.
   Современная психология разработала и другие направления психологии, учитывающие внутренний мир людей в конфликтных ситуациях.
   Эрих Берн (1902-1970) создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 типа по своей психике.

Типы:

ребенок;  
родитель;  
взрослый.  
   Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают взаимодействовать два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.)


   Причины отставания конфликтологии в СССР.
   В СССР конфликтологии не было, так как исходная для науки о конфликте идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их становилось все труднее, так как конфликты становились все сложнее. Главным был конфликт между большинством народа и партийной элитой (номенклатурой).

   В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе наука о конфликтах стала одной из влиятельных наук, в СССР стали появляться первые работы по социальному конфликту, но в целом конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука.

   К началу перестройки некоторые советские социологи стали признавать западную конфликтологию, но пренебрежительное отношение к конфликтологии до сих пор.

   После начала перестройки оказалось, что общество охвачено конфликтами (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня). В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии. В настоящее время написано около 2500 работ по проблемам конфликтологии, которые широко используются, возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций до суда. Началось преподавание в ВУЗах страны дисциплины «конфликтология», проводятся конференции с участием отечественных и зарубежных ученых.

   Понятие конфликта и конфликтной ситуации
  
Различия людей во взглядах, несовпадение вос­приятия и оценок тех или иных событий достаточно часто приводят к спорной ситуации. Если к тому же создавшаяся ситуация представляет собой угрозу для достижения поставленной цели хотя бы одному из уча­стников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Любому конфликту предшествует спорная ситуация, но далеко не всякая спорная ситуация ведет к конфликту.

Под конфликтом понимается активные взаимно направленные действия каждой из сторон для реализа­ции своих целей, интересов, окрашенные сильными эмо­циональными переживаниями.

Цель конфликта: нацеленность на эскалацию конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижения одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу и консенсусу или превосходству.

Конфликтогены – непосредственные действия (или бездействия), которые могут привести или привели к конфликту.

Существует достаточное количество определений понятия «конфликт», начиная от словаря русского язы­ка до теоретических исследований отечественных и за­рубежных специалистов в области конфликтологии.

В «Словаре русского языка» понятие «конфликт» разъясняется как «столкновение противоположных сто­рон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор».

В настоящее время сложилось два подхода к по­ниманию конфликта. При одном из них конфликт опре­деляется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широк. При таком подходе конфликты возмож­ны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противопо­ложных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов. Здесь предполагается, что субъектом кон­фликтного взаимодействия может быть либо отдельное лицо, либо группы людей.


Конфликтная ситуация — это необходимое, но не обязательное условие возникновения конфликта. Некоторые конфликты могут возникнуть сразу, без кон­фликтной ситуации. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конфликтная ситуация это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед предстоящим сокращением, определение кандидатуры на престижное повышение квалификации.

Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

значимость ситуации для участников конфликт­ного взаимодействия;

препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности, воспри­ятие одним из участников);

превышение уровня личной или групповой тер­пимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.

Объективные причины конфликтов существуют независимо от воли и желания участников взаимодей­ствия (ограниченность ресурсов, подлежащих распре­делению, различия в целях, методах деятельности, взаимозависимость заданий и т.д.), но они превращают­ся в истинные причины конфликта данных субъектов только при условии, что делают невозможным конкрет­ной личности, группе реализовать свои интересы.

Конфликтные ситуации, существующие в значи­тельном количестве, переходят в конфликт лишь при нарушении баланса интересов участников взаимодейст­вия и при определенных условиях. Конфликтная си­туация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инци­дент.

Инцидент (повод) - это активизация действий одной из сторон, которая ущемляет, пусть да­же неумышленно интересы другой стороны. В качестве инцидента могут выступать и действия третьей сторо­ны. Например, высказывания коллеги, когда у вас со­стоялся сложный разговор с начальством.

Инцидент может возникнуть случайно, независи­мо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции); либо как ре­зультат неграмотного взаимодействия (не учета психо­логических особенностей другой стороны).

Конфликтная ситуация может определяться объ­ективными обстоятельствами, а может быть создана намеренно одной из сторон для достижения определен­ных целей в будущем.

В конфликтной ситуации уже проявляются воз­можные участники будущего конфликта — субъекты, а также объект конфликта.

Субъектами конфликта является часть участни­ков конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оп­понентов) конфликта могут выступать отдельные лич­ности (руководители, сотрудники), группы, подразде­ления, организации. Следует подчеркнуть, что субъек­ты должны иметь возможность действовать от своего лица, т.е. защищать свои собственные интересы, а не быть средством в реализации чьих-то интересов. Другая часть участников этого взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами.


Важной составляющей любого конфликта являет­ся объект конфликта, т.е. то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противо­действие, получение чего одним из участников полно­стью или частично лишает другую сторону возможно­сти добиться своих целей. Например, ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая долж­ность.

Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие.

Под предметом кон­фликта подразумевается объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, со­вместимости).

Следует отметить, что для возникновения кон­фликтной ситуации не обязательно наличие объекта конфликта, конфликт может начаться и без него. Пло­хое настроение, неприязнь к коллеге по работе, не вос­приятие индивидов друг с другом может послужить при­чинами конфликта без четко выраженного объекта. На первый взгляд кажется, что людям нечего делить, одна­ко это не снижает уровня конфликтного взаимодейст­вия и сложности его урегулирования.

Причины конфликта:

1 уровень – объективные, социальные причины (экономические, материальные, политические, властные, духовные, религиозные). Объективные причины – это перекосы в экономике, недостатки управления, его неэффективность, духовная, религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм. Объективные причины, связаны с нехваткой ресурсов (материальных, властных, нехватка престижа и т.д.).

2 уровень – психологические, субъективные причины.



Наиболее общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое).

Социальные конфликты – результат не только объективных причин, но и психологии людей (следствие воли , сознания людей).

Механизм возникновения конфликта

Выяснение формулы конфликта:

  1. конфликтная ситуация +инцидент;

  2. сумма двух или более конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация — понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно может измениться при изменении любого из ее элементов: взглядов оппонен­тов, отношений объект-оппонент, подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих или ис­ключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.

Вместе с тем некоторые конфликтные ситуации существуют годами, не перерастая в конфликт только потому, что индивиды не общаются друг с другом. На­пример, обида соседей друг на друга по дачному участ­ку из-за какого-то пустяка может привести к ссоре и прекращению общения на несколько лет.

Виды, функции, стадии и границы конфликтов.

Участники конфликтного взаимодействия, чьи интересы затронуты непосредственно, называются субъектами конфликта. В качестве субъектов кон­фликта могут выступать: отдельные личности, группы, подразделения.