ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1337
Скачиваний: 3
Общим у этих направлений исследования выступает предмет изучения — поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов
Связь конфликтологии с другими науками
Раскрывая связь конфликтологии с другими науками, важно показать не только ее роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и в том каким образом каждая из наук выполняет свою методологическую функцию по отношению к конфликтологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой.
Организационно-социологическое направление в развитии конфликтологии тесно переплетается с рядом управленческих дисциплин: управлением поведением, организационным поведением, управлением персоналом и т.д. Общим у этих направлений выступает объект рассмотрения — поведение личности, хотя конфликтология изучает преимущественно изменение поведения в условиях конфликтов.
Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следующих двух аспектах.
Первый аспект заключается в том, что опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются: принцип всеобщей связи, развития, системного подхода; личностного подхода; социально - деятельностного контекста.
Второй аспект проблемы состоит в творческом исследовании других наук.
Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности, проблем общения, взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других.
Специфика конфликтологии заключается в том, что она больше внимания уделяет причинам формирования и развития противоречий в системе отношений индивидов и групп, их перерастания в конфликты, изучает пути предупреждения и методы управления возникшими конфликтами.
В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге. В 1993 году
Ключевые слова
Конфликтология — наука, изучающая появление, развитие и разрешение конфликтов.
Противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве, являясь источником самодвижения и развития.
Предметом конфликтологии как науки является изучение общих закономерностей возникновения, развития и завершения социальных конфликтов.
Тема 2. Различие социологического и психологического подходов к анализу конфликтов. Основные понятия конфликтологии.
План
1. Различные психологические и социологические подходы к анализу конфликтов.
-
Понятие конфликта и конфликтной ситуации.
-
Субъект и объект конфликта.
-
Виды, функции, стадии и границы конфликтов.
Проведенные исследования и анализ литературных источников свидетельствуют, что:
• конфликты неизбежны, они существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует общение людей между собой;
• конфликты имеют позитивные и негативные функции (последствия); для снижения отрицательных последствий необходимо уметь правильно выявлять причины, управлять их протеканием и разрешением, снижать уровень конфликтного противостояния;
• с развитием рыночных отношений и внедрением конкурентных отношений значение управления конфликтами возрастает, поскольку конкуренция представляет собой вариант конфликтной ситуации, которая, при неправильном управлении, может перерасти в серьезный конфликт.
Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей.
Работы
по психологической тематике в отношении
конфликтологии сосредоточились главным
образом на исследовании внутриличностных,
душевных конфликтах, на исследовании
межличностных противоречий.
Психология видит в конфликте столкновение
противоположных взглядов, мотивов,
интересов. Чувства тревоги, дискомфорта
могут стать настолько сильными в
результате конфликта, что смогут являться
источником неврозов и стрессов.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.
Карл
Юнг (1875-1961) предложил новую классификацию
характеров людей, в основе которой
критерии различий между людьми по
способу разрешения ими внутренних
конфликтов – 2 психотипа: интраверты и
экстраверты.
Современная
психология разработала и другие
направления психологии, учитывающие
внутренний мир людей в конфликтных
ситуациях.
Эрих Берн
(1902-1970) создал теорию трансактного
анализа межличностных взаимоотношений:
все люди разделяются на 3 типа по своей
психике.
Типы:
ребенок;
родитель;
взрослый.
Один человек всю жизнь остается
ребенком, другой всю жизнь видит вокруг
только детей, поучает всех вокруг, для
этого типа характерно стереотипное
мышление, третий тип – рациональное
мышление, анализ реальных ситуаций.
Конфликтные ситуации возникают, когда
начинают взаимодействовать два одинаковых
типа (ребенок – ребенок и т.д.)
Причины
отставания конфликтологии в СССР.
В СССР конфликтологии не было, так как
исходная для науки о конфликте идея о
неустранимости конфликта была неприемлема,
противоречила марксистским идеям.
Существующие в стране острые конфликты
утаивались, но скрывать их становилось
все труднее, так как конфликты становились
все сложнее. Главным был конфликт между
большинством народа и партийной элитой
(номенклатурой).
В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе наука о конфликтах стала одной из влиятельных наук, в СССР стали появляться первые работы по социальному конфликту, но в целом конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука.
К началу перестройки некоторые советские социологи стали признавать западную конфликтологию, но пренебрежительное отношение к конфликтологии до сих пор.
После начала перестройки оказалось, что общество охвачено конфликтами (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня). В этих условиях возникла потребность в разработке отечественной конфликтологии. В настоящее время написано около 2500 работ по проблемам конфликтологии, которые широко используются, возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций до суда. Началось преподавание в ВУЗах страны дисциплины «конфликтология», проводятся конференции с участием отечественных и зарубежных ученых.
Понятие
конфликта и конфликтной ситуации
Различия
людей во взглядах, несовпадение
восприятия и оценок тех или иных
событий достаточно часто приводят к
спорной ситуации. Если
к тому же создавшаяся ситуация представляет
собой угрозу для достижения поставленной
цели хотя бы одному из участников
взаимодействия, то возникает конфликтная
ситуация. Любому
конфликту предшествует спорная ситуация,
но далеко не всякая спорная ситуация
ведет к конфликту.
Под конфликтом понимается активные взаимно направленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, интересов, окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
Цель конфликта: нацеленность на эскалацию конфликта или сотрудничество, видимые и скрытые цели, достижения одностороннего выигрыша или взаимной выгоды, стремление к компромиссу и консенсусу или превосходству.
Конфликтогены – непосредственные действия (или бездействия), которые могут привести или привели к конфликту.
Существует достаточное количество определений понятия «конфликт», начиная от словаря русского языка до теоретических исследований отечественных и зарубежных специалистов в области конфликтологии.
В «Словаре русского языка» понятие «конфликт» разъясняется как «столкновение противоположных сторон, мнений, сил, серьезное разногласие, острый спор».
В настоящее время сложилось два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т.е. весьма широк. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельное лицо, либо группы людей.
Конфликтная ситуация — это необходимое, но не обязательное условие возникновения конфликта. Некоторые конфликты могут возникнуть сразу, без конфликтной ситуации. Для перерастания такой ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д. Например, проведение аттестации перед предстоящим сокращением, определение кандидатуры на престижное повышение квалификации.
Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:
• значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;
• препятствие со стороны одного из оппонентов достижению целей другим участником (даже если это субъективное, далекое от реальности, восприятие одним из участников);
• превышение уровня личной или групповой терпимости к возникшему препятствию хотя бы у одной из сторон.
Объективные причины конфликтов существуют независимо от воли и желания участников взаимодействия (ограниченность ресурсов, подлежащих распределению, различия в целях, методах деятельности, взаимозависимость заданий и т.д.), но они превращаются в истинные причины конфликта данных субъектов только при условии, что делают невозможным конкретной личности, группе реализовать свои интересы.
Конфликтные ситуации, существующие в значительном количестве, переходят в конфликт лишь при нарушении баланса интересов участников взаимодействия и при определенных условиях. Конфликтная ситуация — это условие возникновения конфликта. Для перерастания такой ситуации в конфликт, в динамику необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.
Инцидент (повод) - это активизация действий одной из сторон, которая ущемляет, пусть даже неумышленно интересы другой стороны. В качестве инцидента могут выступать и действия третьей стороны. Например, высказывания коллеги, когда у вас состоялся сложный разговор с начальством.
Инцидент может возникнуть случайно, независимо от желания участников, вследствие объективных причин (выпуск бракованной продукции); либо как результат неграмотного взаимодействия (не учета психологических особенностей другой стороны).
Конфликтная ситуация может определяться объективными обстоятельствами, а может быть создана намеренно одной из сторон для достижения определенных целей в будущем.
В конфликтной ситуации уже проявляются возможные участники будущего конфликта — субъекты, а также объект конфликта.
Субъектами конфликта является часть участников конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты непосредственно. В качестве субъектов (оппонентов) конфликта могут выступать отдельные личности (руководители, сотрудники), группы, подразделения, организации. Следует подчеркнуть, что субъекты должны иметь возможность действовать от своего лица, т.е. защищать свои собственные интересы, а не быть средством в реализации чьих-то интересов. Другая часть участников этого взаимодействия, чьи интересы затронуты косвенно, может являться посредниками, свидетелями, адвокатами.
Важной составляющей любого конфликта является объект конфликта, т.е. то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей. Например, ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая должность.
Объектом конфликта выступает то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие.
Под предметом конфликта подразумевается объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости).
Следует отметить, что для возникновения конфликтной ситуации не обязательно наличие объекта конфликта, конфликт может начаться и без него. Плохое настроение, неприязнь к коллеге по работе, не восприятие индивидов друг с другом может послужить причинами конфликта без четко выраженного объекта. На первый взгляд кажется, что людям нечего делить, однако это не снижает уровня конфликтного взаимодействия и сложности его урегулирования.
Причины конфликта:
1 уровень – объективные, социальные причины (экономические, материальные, политические, властные, духовные, религиозные). Объективные причины – это перекосы в экономике, недостатки управления, его неэффективность, духовная, религиозная нетерпимость, религиозный фанатизм. Объективные причины, связаны с нехваткой ресурсов (материальных, властных, нехватка престижа и т.д.).
2 уровень – психологические, субъективные причины.
Наиболее общей причиной конфликта является социальное противоречие (межличностное, межгрупповое).
Социальные конфликты – результат не только объективных причин, но и психологии людей (следствие воли , сознания людей).
Механизм возникновения конфликта
Выяснение формулы конфликта:
-
конфликтная ситуация +инцидент;
-
сумма двух или более конфликтных ситуаций.
Конфликтная ситуация — понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно может измениться при изменении любого из ее элементов: взглядов оппонентов, отношений объект-оппонент, подмены объекта конфликта, появления условий, затрудняющих или исключающих взаимодействие оппонентов, отказа одного из субъектов от дальнейшего взаимодействия и др.
Вместе с тем некоторые конфликтные ситуации существуют годами, не перерастая в конфликт только потому, что индивиды не общаются друг с другом. Например, обида соседей друг на друга по дачному участку из-за какого-то пустяка может привести к ссоре и прекращению общения на несколько лет.
Виды, функции, стадии и границы конфликтов.
Участники конфликтного взаимодействия, чьи интересы затронуты непосредственно, называются субъектами конфликта. В качестве субъектов конфликта могут выступать: отдельные личности, группы, подразделения.