ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.11.2019
Просмотров: 1333
Скачиваний: 3
Руководитель — лицо, наделенное полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять организацию их выполнения.
Статус социальный (от лат. status — положение, состояние) — показатель положения индивида или социальной группы в обществе, организации, степень известности, престижа обладателя поста в социальной системе.
Стиль руководства — совокупность типичных черт, приемов, способов работы руководителя для оказания воздействия на подчиненных.
Страх — кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемое у человека действительной или мнимой опасностью, угрозой его существования.
ТЕМА 5. Предупреждения конфликтов
План
-
Понятие стресса.
-
Методы управления стрессами.
-
Приемы выхода из стрессовой ситуации.
-
Управление конфликтами.
-
Профилактика конфликтов в организации
Участие в конфликтных ситуациях достаточно часто предполагает затраты эмоций, нервов, сил, а это может привести к разовому или хроническому стрессу.
Понятие «стресс» в психологическом плане включает в себя целый спектр состояний личности, вызываемых множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений.
Стресс (от англ, stress — давление, напряжение) — состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.
Действия стресса, так же как и конфликта, тесно связаны с потребностями личности, невозможностью личности реализовать какую-либо значимую для нее потребность, в результате чего происходит многократное усиление действия психологических механизмов защиты.
Существует значительное количество разновидностей стрессов: хронический, острый, физиологический, психологический, информационный, эмоциональный.
Причины стрессов индивидов достаточно разнообразны. Они определяются организационными, неорганизационными и личностными факторами. Существенную роль играет конкуренция, как на рынке труда, так и на рабочих местах.
Управление стрессами представляет собой способы адаптации личности к стрессовой ситуации. Существует несколько уровней управления стрессами.
Первый — на уровне организации, в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности.
Второй — на уровне отдельной личности. Этот способ состоит в выработке индивидуальных способов противодействия стрессам, используя специальные программы по нейтрализации стрессов, различные рекомендации.
Приемы выхода из стрессовых ситуаций состоят в освоении навыков: распоряжаться своим временем, изменять точку зрения на произошедшее событие; поведения в кризисных ситуациях.
Рассмотрим более подробно ряд приемов и рекомендаций по выходу из стрессовых ситуаций.
Учитесь правильно распоряжаться временем
Умение правильно организовать свое время — важное средство снятия или предупреждение стресса. Вот несколько простых правил:
• при составлении списка необходимых дел перечисляйте в нем, кроме необходимых, такие, какие хотелось бы вам сделать именно сегодня. Регулярно отмечая, что удалось сделать, получаете приятное чувство удовлетворения;
• все дела разносите по категориям: главные и то, что можно сделать позже; важно уметь ставить цели и расставлять приоритеты. Эта рекомендация, при всей ее простоте, достаточно сложна при осуществлении: она включает умение говорить «нет», ограничивать себя, планировать свою деятельность на каждый день с учетом цели, поставленной на длительный период;
• избегайте лишних обещаний; это приводит к дополнительной нагрузке на нервную систему, когда вы не можете выполнить обещанного;
• четко уточните для себя разницу между активностью и продуктивностью;
активность — проявление внешней большой энергии, не всегда идущей на пользу дела; иногда это суетливость, много движений, а мало результатов; продуктивность — выполнение намеченного, постепенное приближение к поставленной цели;
• проанализируйте причины потери времени: длительные разговоры по телефону, ожидание в очереди, выполнение незапланированных дел. Существует множество технических средств для ежедневного планирования дел и проведения анализа потерь времени: ежедневники, органайзер, офисные программы персональных компьютеров и пр.
Заставьте стресс работать на вас
Если неприятностей нельзя избежать, то целесообразно попытаться извлечь из них по возможности пользу за счет изменения точки зрения:
• постарайтесь принять негативное событие как позитивное (потерю работы как возможность найти лучшую);
• отнеситесь к стрессу как источнику энергии. В спокойном состоянии вы не могли бы столько сделать, в возбужденном состоянии успели несравненно больше. Воспринимайте проблему как вызов;
• не думайте о прошлых событиях как о поражении;
• вы не можете отвечать за поступки других людей, а можете только контролировать свою реакцию на них. Главное — победа над эмоциями;
• не пытайтесь угодить всем, это нереально, время от времени угождайте себе самому.
Лечитесь от трудоголизма
Трудоголики — это люди, для которых ничего не существует, кроме работы. Признаки такого состояния:
S снижение эффективности в работе;
S пренебрежение семьей и общественной жизнью;
S деформированное представление о том, что важно в жизни.
Как можно достичь баланса в труде и отдыхе:
• постепенно сократите число рабочих часов в неделю; запретите себе работать по выходным; избегайте резких перемен в работе и личной жизни;
• планируя свой день, отведите время на развлечения, хобби;
• каждый день необходимо немного физических упражнений и свежего воздуха;
• хотя бы один вид деятельности должен быть связан с семейным общением;
• запретите себе испытывать чувство вины, если вы не заняты работой — это основное требование.
Не допускайте трений в семье
Сопротивление стрессу начинайте с семьи, дома.
• находите возможность обсудить дома возникшие проблемы; старайтесь разделить тревоги другой стороны;
• не «разряжайтесь» на домашних;
• учитесь слушать проблемы близких с позитивным настроем, а не как дополнительную нагрузку: «Ну, что там у тебя опять произошло?»;
• будьте всегда вместе, пусть проблема объединяет вас, а не вносит дополнительные сложности.
Поведение в кризисных ситуациях
Существует несколько способов, позволяющих пережить серьезные жизненные коллизии:
• постарайтесь смотреть в будущее в положительном свете. Хотя бы ненадолго вспоминайте, как вы ощущали себя, когда все было хорошо. Во время войны многие, кто пережил голод, рассказывают, что воспоминания о вкусном, что они ели до войны, позволяло пережить муки голода и выжить;
• учитесь приемам физического расслабления, откажитесь от напряженных поз, вызывающих стрессовое состояние;
• живите сегодняшним днем: установите цели на сегодня, не требуйте слишком многого от себя;
• при необходимости решать большую и сложную задачу, от одной мысли о которой опускаются руки, разбейте ее на составные небольшие части и начните их постепенно решать;
• не разрешайте утонуть в жалости к себе и своей жизни, не отказывайтесь от помощи близких;
• помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и у вас.
Ключевые слова
Перегрузка — превышение физических или психологических возможностей индивида, которое приводит к нарушениям (кратковременным или длительным) нервной системы.
Стресс (от англ, stress — давление, напряжение) — состояние индивида, возникающее как ответ на разнообразные экстремальные воздействия внешней и внутренней среды, которые выводят из равновесия физиологические или психологические функции человека.
Факторы, вызывающие стресс, — совокупность воздействий на человека внешней и внутренней среды, приводящая его в состояние стресса.
Управление стрессами — способы адаптации личности к стрессовой ситуации. На уровне организации — в результате изменений в политике, структуре производства, выработке четких требований к сотрудникам, оценке их деятельности. На уровне отдельной личности — набор приемов и способов снятия стресса индивидуально — используют специальные программы по нейтрализации стрессов.
управление конфликтами
Управлению конфликтом должна предшествовать стадия его диагностики, т. е. определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших.
Прояснение сути конфликтной ситуации, ее адекватное понимание каждой из сторон служит основой выработки и принятия решения.
Для выявления причин конфликта, можно использовать метод картографии конфликта, который состоит в графическом отображении составляющих конфликта.
Управление конфликтами осуществляется при помощи следующих методов.
К внутриличностным методам относятся методы предупреждения конфликтов, при помощи которых осуществляется коррекция поведения отдельной личности с тем, чтобы ее поведение не вызывало отрицательной реакции окружающих.
Структурные методы — это методы по профилактике и устранению организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования.
Межличностные методы — это методы, в которых принимают участие минимум две стороны и каждая из сторон выбирает форму поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом.
Персональные методы — методы, определяющие форму поведения руководителя для устранения конфликта или управления им.
Переговоры — универсальный метод разрешения конфликтов практически любой степени сложности.
Однако применение переговоров как метода управления конфликтами требует соблюдения ряда условий и высокого уровня подготовки участников.
Каждое решение конфликта предполагает составление прогноза последствий этого решения и определение необходимых затрат на его реализацию (материальных, эмоциональных, временных). Следует отметить, что при принятии решения по выходу из конфликтной ситуации последствия этого решения для каждой из сторон будут разными, иногда противоположными. В этой связи последствия и затраты необходимо просчитать отдельно для каждой из участвующих сторон.
Ключевые слова
Диагностика конфликта — определение основных составляющих конфликта, причин, его породивших.
Решение конфликта — устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей и поведения участников конфликта.
Управления конфликтом — целенаправленные воздействия: либо по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, либо по коррекции поведения участников конфликта, либо по поддержанию необходимого уровня конфликтности, но не выходящего за контролируемые пределы.
Переговоры — универсальный метод управления конфликтами, представляет собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Посредник — лицо (организация) при непосредственном участии или под руководством которого ведутся переговоры.
правила бесконфликтного поведения
Управление поведением как направление профилактики конфликтов предполагает также снижение субъективной составляющей причин конфликтов, что подразумевает «научение» бесконфликтному поведению сотрудников организации.
Рекомендаций по такому поведению разработано немало [6, 8, 12]. Предлагаем ряд правил поведения, соблюдение которых позволит снизить риск возникновения и развития конфликтов в организации по субъективным причинам.
Попытайтесь адекватно оценить собственное поведение в конфликтной ситуации
Часто в конфликтных ситуациях мы неправильно воспринимаем как собственные действия, намерения, поступки, так и поступки другой стороны.
«Иллюзия собственного благородства». Нередко мы полагаем, что являемся жертвой злобных нападок противника, моральные принципы которого весьма невысоки. Нам кажется, что справедливость целиком находится на нашей стороне. В большинстве случаев каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливости при разрешении ситуации и в том, что противник этого не хочет. В результате подозрительность естественным образом проистекает из возникшей предубежденности.
«Поиск соломинки в глазу другого». Каждый из оппонентов видит недостатки у другого, но не осознает таких же недостатков у себя. Как правило, каждая из взаимодействующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но крайне негативно реагирует на аналогичные действия оппонента.
«Двойной стандарт оценки поведения». Даже тогда, когда противники осознают, что совершают аналогичные действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым как допустимые и правомерные, а действия оппонента — как непозволительные.
Взгляните на ситуацию глазами другого человека
Постарайтесь понять точку зрения другого человека, походить «в его башмаках», представить его оценки и суждения. Не обязательно с ним соглашаться, но понять его точку зрения следует. Такое понимание облегчит вашу позицию при совместной работе, поможет оказать влияние на оппонента. Кроме того, если будет видно, что вы понимаете позицию другой стороны, то при возникновении конфликтной ситуации доверие к вам возрастет, легче прийти к совместному решению.
Избегайте выносить суждения по поводу действий и высказываний другого человека
Как правило, каждый человек в споре считает, что прав именно он, поэтому, если вы считаете, что ваш оппонент не прав, не следует с этого начинать разговор. Если другой человек совершил, по вашему мнению, ошибку, допустил неверное суждение, то начинать разговор с обвинения не стоит. Он может не захотеть признать, что он не прав, начнет защищаться, упорствовать. Чтобы отквитаться, он, в свою очередь, начнет критиковать и обвинять вас. Это вызовет включение психологических механизмов защиты, и простое несогласие перерастет в конфликтную ситуацию.
Если критика направлена на вас, целесообразно преодолеть искушение, атаковать в свою очередь или защищаться. Можно напомнить об основной цели разговора, беседы, что общением вы хотите добиться решения проблемы, а не выяснения отношений.