Файл: Россия в системе международных кредитных отношений (Особенности формирования и функционирования международного кредита).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы в Российской Федерации реализуется концептуальный план создания и развития в г. Москве Международного финансового центра (МФЦ). Главным шагом на пути формирования МФЦ стало формирование мегарегулятора финансового рынка (МФР), первые шаги по созданию которого были предприняты Минфином России в январе 2011 года. Весной 2014 года таким мегарегулятором стал Банк России, координируя таким образом сферу деятельности не только банков, но и кредитно-финансовых институтов небанковского типа.

В 2014 году финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны. Хотя их последствия проявились еще не полностью, уже сейчас можно в общих чертах представить произошедшие изменения.

Санкции, введенные в отношении ряда российских банков и компаний, можно разделить на три группы. Первая – так называемые «секторальные» санкции («список 881» по классификации США). Банки и компании, попавшие в этот список, лишились возможности выходить на долговые рынки США и Европы, но могут проводить свои платежи или платежи своих клиентов.[23]

Иными словами, содержанию их бизнеса ничто не угрожает, но они должны изменить структуру своего баланса, переключившись на внутренние источники финансирования. Санкции этой группы касаются прежде всего российских государственных банков.

Вторая группа санкций – так называемый список SDN. В него попали несколько российских частных банков, далеко не самых крупных, и небольшое число российских компаний, в основном из оборонного сектора. Эти санкции предполагают наиболее жесткие ограничения, так как запрещают проводить валютные платежи в пользу или от лица этих банков.[24] По сути, попавшие в указанный список, банки должны менять географию своего бизнеса, так как больше не могут участвовать в трансграничных операциях.

Наибольшую проблему в масштабе всей экономики представляет третья группа – так называемые мягкие санкции. Они не объявлены официально, но их действие ощущается из-за изменения условий ведения бизнеса с российскими эмитентами и отношения к российскому капиталу. Прежде всего речь идет об изменении процедур контроля технического оформления сделок. После создания санкционных списков с июля 2014 года фактический контроль над международными платежами российских банков и компаний со стороны западных контрагентов перешел в режим ручного управления. Если раньше платежи проводились автоматически, то теперь в рамках санкционных ограничений международные банки должны проверять, не связаны ли платежи


  • пользу контрагентов с финансированием компаний или банков из санкционных списков. За задержку платежей и детальный анализ их аспектов банк, проводящий платеж, не несет материальной ответственности, но если он осуществит платеж в пользу попавших под санкции банка или компании, то может столкнуться со значительным штрафом со стороны международных регуляторов.

Так, относительно недавно французский банк BNP Paribas был вынужден заплатить властям США штраф в размере 9 млрд долларов за нарушение режима санкций против Кубы, Судана и Ирана в 2004-2012 годов.[25]

В рамках санкций Россия лишилась возможности заимствовать ресурсы на международном кредитном рынке. Что же делать в данной ситуации? Где искать резервы роста экономики?

Советник Президента С. Глазьев, выступая на Московском экономическом форуме, предложил перейти на расчеты в рублях по экспорту энергоносителей, импорту, создать внутренний механизм кредита, чтобы займы не осуществлялись на внешнем рынке, для этого как минимум необходимо снизить ставку рефинансирования, ввести механизм длинных денег через рефинансирование под низкие процентные ставки, увеличить объем золота в 2 раза (сейчас в структуре ЗВР доля золота непомерно ниже доли резервов в иностранной валюте, что создает дополнительные риски для экономики страны), ввести закон о политике ценообразования, провести деофшоризацию.

Важным следствием введения санкций против российских банков и компаний стало повышение уровня процентных ставок. Еще в конце 2013 года правительство обсуждало возможность снизить процентные ставки и эффективность этой меры экономической политики, но уже в марте 2014 года такая дискуссия перестала быть актуальной. С марта по октябрь ЦБ РФ четыре раза повышал процентные ставки, в результате уровень ключевой ставки вырос с 5,5 % в начале года до 9,5 % на конец октября 2014 года.[26]

В последнее время сильно возросла роль ЦБ РФ, и у банков, по сути, появился альтернативный источник фондирования. С 2011 года российский банковский сектор стал все больше полагаться на ресурсы регулятора. Если в 2010 г. присутствие ЦБ РФ в банковской системе составляло в среднем 0,5 трлн рублей в год, или около 1,5 % суммарных банковских пассивов, то в 2014 году на его долю приходится уже порядка 8%. Вместе с Минфином, который размещает в банках свои депозиты, государство, по сути, финансирует в настоящий момент до 12 % банковских пассивов. Хотя формально эти средства предоставляются через механизмы рефинансирования, на деле они стали источником фондирования для банков, особенно в условиях, когда темпы роста депозитов физических лиц значительно снизились, а задолженность перед ЦБ РФ из года в год устойчиво растет.[27]


Помочь российским банкам в условиях санкций готов Банк России. В частности, в СМИ появились заявления руководства ЦБ РФ о том, что при необходимости для этой цели могут быть задействованы международные валютные резерв. Крупнейшие банки РФ заявили о том, что готовы к санкциям. Руководство Сбербанка, в частности, объявило, что учреждение обладает достаточным объемом ресурсов, опытом менеджмента и уровнем экспертизы для продолжения работы в текущих экономических и политических условиях. «Газпромбанк» и ВТБ также заверили общественность, что действия США и ЕС не повлияют на финансовую устойчивость учреждений.

Таким образом, влияние санкций на экономику России в части банковской сферы может быть не столь значимым, поскольку кредитно-финансовая поддержка со стороны российского мегарегулятора и поиск альтернативных резервов роста отечественной экономики вполне реальны и адекватны по своему потенциалу транспарентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международный кредит представляет собой предоставление денежно-материальных ресурсов одними странами другим во временное пользование в сфере международных отношений, в том числе и во внешнеэкономических связях. Осуществление данного вида отношений происходит путем передачи товарных и валютных ресурсов иностранным заемщикам на условиях возвратности, срочности и уплаты процента, главным образом в виде займов.

Также международный кредит определяется как совокупность кредитных отношений, функционирующих на международном уровне, непосредственными участниками которых могут выступать межнациональные финансово-кредитные институты, правительства соответствующих государств и отдельные юридические лица, включая кредитные организации.

Международный кредит получил широкое распространение во всем мире. Опираясь на сущность, принципы и функции международного кредита, используя многообразие форм и условий его предоставления, государства, а также бизнес активно используют его в своих целях.

Исходя из вышеизложенного, можно перечислить следующие функции, которые выполняет международный кредит:

  • обеспечивает перераспределение финансовых и материальных ресурсов между странами;
  • усиливает процесс накопления всего мирового хозяйства и управляет временно свободными денежными средствами одних стран на финансирование других стран;
  • расширяет границы расширенного воспроизводства.

Нормально функционирующий международный кредит воздействует на благосостояние мировой экономики, как и международная торговля. По сравнению с полным отсутствием кредита свободный рынок кредитов дает выигрыш обеим сторонам. Либо страна-кредитор, либо страна-заемщик может ввести на международный кредит налоги. Если страна, вводящая налог, в

состоянии воздействовать на рынок, то есть может влиять на величину ставки процента, то она может ввести оптимальный налог на международные кредиты.

    • заключение данной работы можно сделать вывод, что международный кредит представляет собой сложное экономическое явление, и имеет огромное значение для всего мирового сообщества. Так как международный кредит может повысить экономическое благосостояние, как в странах-заемщиках, так
  • странах-кредиторах, что позволяет увеличить размеры финансирования накопления капитала и повысить размер оптимального заимствования в странах, имеющих дефицит капитала. А также ускоряет темпы экономического развития стран, способствует расширению международного сотрудничества, стимулирует внешнеторговую деятельности, обеспечивает бесперебойность международных расчѐтных операций, и стимулирует зарубежные инвестиции национальных компаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Юнити-Дана, 2013

2. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь – М.: Финансы и статистика, 2014.

3. Мартыненко Н.Н и другие; под редакцией Мартыненко Н.Н, Соколова Ю.А. Деньги, кредит, банки. – М.: Юрайт, 2017.

4. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы. – М.: БГЭУ, 2015.

5. Звонова Е.А. Международные валютно-кредитные отношения - М.: Юрайт, 2014.

6. Ковалев А.П., Колбачев Е.Б., Колбачева Т.А. Финансы и кредит. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

7. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк, С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – М.: Финансы и статистика, 2015.

8. Лаврушин, О.И. Банковское дело. М.: КНОРУС, 2015.

9. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – М.: КноРус, 2009.

10. Лукьянов С. А., Князева Е. Г., Юзвович Л. И., Авраменко Е.С., Бедрина Е.Б., Мокеева Н.Н., Заборовский В.Е., Родичева В.Б. Международные валютно-кредитные отношения. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2015.


11. Окрут З.М. Мировая экономика. – М.: Российская Экономическая Академия имени А.М. Пениса, 2013.

12. Романовский, М.В., Врублевская, О.В. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Юрайт, 2016.

13. Розанова Н. М. Деньги и банки. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Юрайт, 2017.

14. Склярова Ю. М., Скляров И. Ю., Гурнович Т. Г, Латышева Л. А., Лапина Е. Н., Остапенко Е. А. Деньги. Кредит. Банки. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013.

15. Бураков Д.В. Финансы, деньги и кредит [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Юрайт, 2017.

16. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях. – 2007.

17. Додонова И.В. - Сущность и факторы развития современного капитала. Аннотация к научной статье – 2004.

18. Шевчук Д.В. – Банковское дело. – 2009

19. Гриценко А.Н. - Государственный долг и макроэкономическая динамика. – 2012

20. Николаева Т.П. - Организация финансовых отношений в экономике. – 2013

21. Красавина Л.Н. Финансы и статистика. – 1994.

  1. Коровяковский Д.Г. - Правовые и экономические аспекты международного кредитования в современных условиях. – 2007. С.1

  2. Шевчук Д.В. – Банковское дело. – 2009. С.29

  3. Додонова И.В. - Сущность и факторы развития современного капитала. Аннотация к научной статье – 2004. С.1

  4. Гриценко А.Н. - Государственный долг и макроэкономическая динамика. – 2012 С.3

  5. Николаева Т.П. - Организация финансовых отношений в экономике. – 2013 С.18

  6. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – 2002. С. 141

  7. Ковалев, А.П., Колбачев, Е.Б., Колбачева, Т.А. Финансы и кредит. – 2013. С. 480

  8. Лаврушин О.И. Банковское дело. - 2015. С. 544

  9. Красавина Л.Н. Финансы и статистика. – 1994. С.341

  10. Бабич, А.М., Павлова, Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – 2013. С.688

  11. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – 2015. С. 576

  12. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит - 2016. С. 543

  13. Грязнова А.Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – 2014. С. 1168

  14. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – 2009. С. 560

  15. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки. – 2009. С. 560

  16. Склярова Ю. М., Скляров И. Ю., Гурнович Т. Г, Латышева Л. А., Лапина Е. Н., Остапенко Е. А. Деньги. Кредит. Банки. – 2013. С312

  17. Окрут З.М. Мировая экономика. – 2013. С. 336

  18. Жук И.Н., Киреева Е.Ф., Кравченко В.В. Международные финансы. – 2015. С. 149

  19. Романовский М.В., Врублевская О.В. Финансы, денежное обращение/ - 2016/ C/ 543

  20. Официальная электронная документация министерства финансов России https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=16951-soobshcheniya_informatsionnykh_agentstv (дата обращения 10.03.2020)

  21. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – 2015. С. 576

  22. Мартыненко Н.Н. Деньги, кредит, банки – 2017. С. 369

  23. Звонова Е.А. Международные валютно-кредитные отношения

  24. Бураков Д.В., Финансы, деньги и кредит. – 2017. С. 329

  25. Звонова Е.А. Международные валютно-кредитные отношения. – 2014. С. 687

  26. Красавина Л.Н., Смыслов Д.В., Былиняк С.А. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. – 2015. С. 756

  27. Ковалев А.П., Колбачев Е.Б., Колбачева Т.А. Финансы и кредит. – 2013. С. 480