Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Айсберг»).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и цели
1.2 Особенности организации коммерческой деятельности в оптовой торговле
2.1 Общая характеристика предприятия Айсберг»
2.2 Анализ основных экономических показателей предприятия
2.3 Анализ организации коммерческой деятельности предприятия ООО «Айсберг»
2.4 Мероприятия по совершенствованию организации коммерческой деятельности в ООО «Айсберг»
Анализ прибыли показывает значительные изменения в ее составе и структуре. В 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло сокращение выручки от продаж на
11416 тыс. руб. Увеличение себестоимости составило 3032 тыс. руб. в 2017 г. по сравнению с 2016 г. и 9179 тыс. руб. в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Прибыль от продаж в 2016 г. составила 18051 тыс. руб., в 2017 г. она выросла до 19602 тыс. руб., а в 2018 г. - до 21839 тыс. руб. В 2018 г. прибыль до налогообложения выросла с 17738 тыс. руб. до 21076 тыс. руб. за счет значительного сокращения прочих расходов. Рост прибыли до налогообложения повлек за собой рост чистой прибыли, которая составила в 2016 г. - 15230 тыс. руб., в 2017 г. - 16116 тыс. руб., в 2018 г. - 17196 тыс. руб.
Проведем анализ общих показателей рентабельности деятельности ООО «Айсберг» в таблице 13.
Таблица 13
Анализ рентабельности ООО «Айсберг»
Наименование |
Формула |
2016 |
2017 |
2018 |
показателя |
год |
год |
год |
|
Рентабельность продаж |
Прибыль от продаж / Выручка • 100 |
33,88 |
34,81 |
32,25 |
Рентабельность |
Прибыль от продаж / |
51,25 |
53,41 |
47,60 |
основной деятельности |
Себестоимость • 100 |
|||
Общая рентабельность |
Чистая прибыль / Выручка • 100 |
28,59 |
28,62 |
25,39 |
В 2018 г. по сравнению с 2016 г. наблюдается сокращение рентабельности по всем рассчитанным показателям, однако из значения остаются высокими, что может характеризовать деятельность ООО «Айсберг» как эффективную.
Проведем анализ финансовой устойчивости предприятия. Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия ООО «Айсберг» представлен в таблице 14.
Таблица 14
Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия
ООО «Айсберг»
Показатели |
Нормальное ограничение для отрасли |
2013 год |
2016 год |
2017 год |
Отклонение |
Темп изменен ия, % |
|
2016 / 2013 |
2017 / 2016 |
||||||
Коэффициент автономии |
0,5-0,6 |
0,36 |
0,35 |
0,31 |
-0,01 |
-0,04 |
86,11 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (К3/с) |
0,8-1,0 |
1,77 |
1,78 |
2,14 |
0,01 |
0,36 |
1,20 |
Коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов |
0,3-0,4 |
0,40 |
0,54 |
1,09 |
0,14 |
0,55 |
272,5 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,3 |
0,30 |
0,36 |
0,42 |
0,06 |
0,06 |
140,00 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,7-0,8 |
0,44 |
0,54 |
0,76 |
-0,09 |
0,41 |
172,72 |
Коэффициент критической ликвидности (ККЛ) |
0,8-1,0 |
0,42 |
0,52 |
0,75 |
0,10 |
0,23 |
178,57 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств за период с 2016
Коэффициент автономии (коэффициент финансирования) характеризует долю собственного капитала во всем объеме капитала предприятия. Нормальное минимальное значение коэффициента оценивается на уровне 0,5.
Таким образом, исходя из общей оценки платежеспособности и ликвидности предприятия, можно сделать вывод об общей тенденции снижения финансовых показателей ООО «Айсберг» за анализируемый период, как следствие ухудшения платежеспособности организации. Предприятие все еще может погасить свои наиболее срочные обязательства, но испытываемый дефицит ресурсов продолжает расти.
2.3 Анализ организации коммерческой деятельности предприятия ООО «Айсберг»
Для выявления факторов формирования эффективности коммерческой деятельности проведем детализированный анализ результатов функционирования ООО «Айсберг». Коммерческая работа по закупкам товаров ООО «Айсберг» складывается из следующих этапов:
- изучение спроса и рынка сбыта товаров;
- выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;
- организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары;
- заключение договоров на поставку товаров;
- организации учета и контроля выполнения поставщиками договорных обязательств.
Для детального рассмотрения процесса организации закупочной деятельности необходимо выделить предприятие ООО «Айсберг» в общей схеме товароснабжения .
ООО «Айсберг» в процессе товароснабжения использует как складскую форму, так и транзитную. Предприятие использует централизованный метод доставки продуктов питания.
Деятельность торгового предприятия во многом зависит от хозяйственных отношений с поставщиками. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут иметь место срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. И наоборот: надежный поставщик - гарантия успеха.
Как было отмечено, многолетний опыт работы, устойчивые связи с поставщиками позволяют поддерживать регулярный ассортимент, свыше 1 000 наименований, включающий в себя лучшие продукты со всего мира по самым конкурентным ценам. Требования сегодняшнего рынка - стабильное и высокое качество продукции и сервиса.
Вся продукция закупается у проверенных годами работы поставщиков, на складе компании постоянно имеется достаточный товарный запас, чтобы обеспечить постоянных партнеров всеми необходимыми им продуктами. Вся продукция проходит строгий контроль качества и имеет все необходимые сертификаты и документы.
Важную роль в анализе коммерческой деятельности ООО «Айсберг» играют деловые отношения с производителями продуктов питания, от которых, в первую очередь, зависит качество поставляемой продукции и выполнение договорных обязательств. ООО «Айсберг» работает на долгосрочной основе, как с основными российскими производителями продуктов питания, так и с производителями стран СНГ, как через дилерскую сеть, так и напрямую с заводами-изготовителями.
ООО «Айсберг» является официальным дистрибьютором таких ведущих производителей продуктов как: «Unilever Food Solutions», «Нестле», «Фарм Фритес», Группа компаний «Пуратос», «Лантманнен Юнибэйк» и др.
Существует обобщенный вариант показателей, которые определяют предпочтительность поставщиков в ООО «Айсберг»:
- репутация и имидж;
- количество продукции, соответствие его прогрессивным стандартам;
- соблюдение сроков, графиков поставки;
- уровень цены на продукцию или услуги (сравнительный анализ цена- качество, цена-количество);
- условия поставки и формы расчетов (поставки по плану, по требованию, упаковка, транспортные и страховые услуги, валюта расчетов);
- взаимоотношения с заказчиками.
Выбор и поиск поставщиков компании ООО «Айсберг» происходит при помощи рекламы, посещений заводов-изготовителей компетентными представителями компании, на основе рекламных проспектов, присылаемых поставщиками. Уровень специализации данных поставщиков очень высок, как и гарантия качества, подтверждаемая наличием сертификатов качества.
Распределение основных поставщиков продуктов питания по количеству поставок в 2017-2018 году представлено в таблице 15.
Таблица 15
Распределение поставщиков продуктов питания ООО «Айсберг» в 2017-2018 г.г.
Наименование продукции |
2017 г. |
2018 г. |
||
Количество поставок, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Количество поставок, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
|
Unilever Food Solutions |
864,1 |
8,4 |
1234,6 |
9,4 |
Нестле |
956,3 |
9,3 |
1489,6 |
11,4 |
Фарм Фритес |
697,3 |
6,8 |
699,1 |
5,3 |
Пуратос |
356,7 |
3,5 |
398 |
3,0 |
Лантманнен Юнибэйк |
674,3 |
6,6 |
693,8 |
5,3 |
Торговая компания «МЭТР», Москва |
1037,6 |
10,1 |
1487,1 |
11,3 |
Компания «Нева Фуд», Санкт- Петербург |
911,9 |
8,9 |
1541,2 |
11,8 |
Компания «Поляна здоровья», Москва |
731,3 |
7,1 |
759,1 |
5,8 |
Компания «Русский икорный дом», Москва |
1237,1 |
12,1 |
1267,9 |
9,7 |
«Dial Export», Россия |
904,7 |
8,8 |
912,3 |
6,9 |
другие |
1882,7 |
18,4 |
2631,3 |
20,1 |
Итого |
10254 |
100 |
13114 |
100 |
Анализ распределения основных поставщиков продуктов питания по количеству поставок в 2017-2018 году, показал, что практически все поставщики наращивали свои поставки в ООО «Айсберг», наибольший удельный вес в 2017 году зафиксирован у московских компаний «Русский икорный дом» (12,1 %), «Мэтр» (10,1 %), у компании «Нестле» 9,3%. В 2018 году в лидеры по поставкам вышла Санкт-Петербургская компания «Нева Фуд», доля московской компании «Мэтр» составила 11,3 %, на 0,1 %, ее опережает компания «Нестле».
Рассчитаем рейтинги поставщиков, проведем ранжирование и определим наилучшего партнера. Для сравнительного анализа возьмем крупных поставщиков: Компания «Нева Фуд» (Санкт-Петербург), Торговая компания «МЭТР» (Москва), «Unilever Food Solutions», «Нестле», Компания «Русский икорный дом», Москва.
При расчете рейтинга поставщиков мы получили следующие данные: явным лидером среди анализируемых поставщиков является Компания «Русский икорный дом» (Москва), и совсем немногим уступают «МЭТР» (Москва) и Компания «Нестле», выразим полученные данные графически.
График рейтинговой оценки поставщиков ООО «Айсберг» представлен на рисунке 7
Рисунок 7 Рейтинговая оценка поставщиков
ООО «Айсберг» в баллах
Рассмотрев, полученные показатели мы видим, что наиболее эффективно поставляет товар Компания «Русский икорный дом» (Москва), по нашему мнению, это обусловлено тем, что на потребительском рынке г. Челябинска ООО «Айсберг», один из первых представил продукцию этого предприятия. В 2018 году постоянные закупки в месяц составляют 1267,9 тысяч рублей. Показатели по качеству, количеству, ассортименту, размеру партии, доставке, условиям платежа и финансовой стабильности очень высокие.
Достаточно надежным поставщиками являются Компания «Нестле» и ТК «МЭТР», которые предлагают достаточно широкий ассортимент и отсрочку платежа до двух недель, что является немаловажным в нашей нестабильной ситуации на рынке. Компания «Нева Фуд» (Санкт-Петербург), Торговая компания «МЭТР» (Москва), Unilever Food Solutions, Нестле, Компания «Русский икорный дом», Москва.
Одним из главных элементов рыночного аспекта коммерческой деятельности предприятия ООО «Айсберг» является ассортиментная политика. Задача товарной политики в ООО «Айсберг» заключается в том, чтобы, умело, сочетая товарные ресурсы с рыночными запросами, разрабатывать и осуществлять такую политику, которая способствовала бы устойчивому продвижению и росту продажи товаров. Товарная политика обусловливается: современными требованиями рынка, покупательским спросом, стратегией конкуренции, темпами производства и обновления продукции, доведением ее до потребителей. Ассортимент магазина определяется спросом покупателей продукции в розничных торговых предприятиях и в сегменте HoReCa.
В таблице 16 представлен ассортимент товаров 2018 года, в зависимости от количества видов и подвидов в ассортименте предприятия ООО «Айсберг».
Таблица 16
Ассортимент товаров 2018 года, в зависимости от группы и количества видов и подвидов в ассортименте предприятия ООО «Айсберг»
Группа товаров |
Количество видов и подвидов в ассортименте магазина |
Доля в ассортименте, % |
Мясные продукты, в т.ч.: |
110 |
10,35 |
говядина |
21 |
1,98 |
свинина |
18 |
1,69 |
ягнятина и баранина |
6 |
0,56 |
телятина |
3 |
0,28 |
птица (курица, утка, индейка, яйца куриные и перепелиные, гусь, перепела) |
30 |
2,82 |
кролик |
2 |
0,19 |
готовые мясные изделия |
15 |
1,41 |
колбаски, купаты |
15 |
1,41 |
Рыба и морепродукты, в т.ч.: |
85 |
8,0 |
рыба замороженная |
18 |
1,69 |
рыба готовая |
11 |
1,03 |
икра |
3 |
0,28 |
рыба охлажденная |
3 |
0,28 |
морепродукты (креветки, крабы, мидии, прочие) |
50 |
4,71 |
Молочные продукты, в т.ч.: |
93 |
8,75 |
масло сливочное |
9 |
0,85 |
молоко и сливки |
10 |
0,94 |
молочнокислые продукты |
9 |
0,85 |
мороженное |
27 |
2,54 |
сыры |
38 |
3,57 |
Кондитерские товары и ингредиенты, в т.ч.: |
109 |
10,25 |
джемы и мед |
12 |
1,13 |
шоколад |
13 |
1,22 |
сиропы |
15 |
1,41 |
прочие кондитерские товары |
10 |
0,94 |
торты, пироги, штрудели |
45 |
4,23 |
топпинги |
9 |
0,85 |
кондитерские немолочные сливки |
5 |
0,47 |
Масла, в т.ч.: |
18 |
1,69 |
масло фритюрное |
4 |
0,38 |
масло оливковое |
6 |
0,56 |
масло прочее |
4 |
0,38 |
масло подсолнечное |
4 |
0,38 |
Овощи и фрукты, в т.ч.: |
97 |
9,13 |
овощи и фрукты замороженные |
46 |
4,33 |
овощи и фрукты консервированные |
51 |
4,8 |
Бакалея, в т.ч.: |
123 |
11,57 |
крупы |
21 |
1,98 |
макароны |
35 |
3,29 |
сахар |
14 |
1,32 |
соль |
3 |
0,28 |
мука |
7 |
0,66 |
орехи и сухофрукты |
25 |
2,35 |
снеки |
16 |
1,51 |
прочее |
2 |
0,19 |
Напитки, в т.ч.: |
52 |
4,89 |
чай |
39 |
3,67 |
кофе |
5 |
0,47 |
напитки прочие |
8 |
0,75 |
Бульоны, супы, пюре, соусы, в т.ч.: |
135 |
12,7 |
супы |
18 |
1,69 |
картофельное пюре |
3 |
0,28 |
бульоны «Knorr» |
12 |
1,13 |
соусы готовые и его составляющие |
102 |
9,6 |
Специи, приправы |
64 |
6,02 |
Продукты для японской кухни, в т.ч.: |
64 |
6,02 |
водоросли |
7 |
0,66 |
имбирь |
1 |
0,09 |
лапша |
5 |
0,47 |
рис |
3 |
0,28 |
грибы |
2 |
0,19 |
соусы |
20 |
1,88 |
прочие продукты |
26 |
2,45 |
Сопутствующие товары, в т.ч.: |
60 |
5,64 |
хозяйственные товары |
50 |
4,70 |
униформа для поваров |
10 |
0,94 |
Хлеб, тесто, тарталетки, в т.ч.: |
53 |
4,99 |
тесто замороженное |
4 |
0,38 |
хлеб замороженный «IBC» |
7 |
0,66 |
хлеб для сэндвичей |
2 |
0,19 |
хлеб замороженный «Шевалье» |
25 |
2,35 |
хлеб замороженный «Мантинга» |
5 |
0,47 |
пирожки готовые замороженные |
3 |
0,28 |
тарталетки и валованы |
5 |
0,47 |
хлеб прочий |
2 |
0,19 |
Всего |
1063 |
100 |