Файл: Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации ( Понятие и факторы внешней среды организации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях анализ внешней и внутренней среды организации позволяет выявить рыночные возможности и риски, имеющие место при текущих условиях, при действующей в данное время стратегии, а так же вырабатывать требования для совершенствования контактов с внешней средой и совершенствования внутренней среды.

Анализ внешней среды организации позволяет получить важные результаты, касающиеся прогнозирования его будущего состояния и окружения, а так же разрабротать конкретные действия, направленные на предотвращение возможного влияния неблагоприятных факторов. Изменения во внешней среде могут оказывать существенное влияние на текущее и будущее экономическое состояние организации. Знание внешней среды организации позволит приспособиться к изменяющейся рыночной ситуации.

Анализ внутренней среды организации также является важным элементом управления, так как эффективность функционирования организации во многом зависит от качества работы составляющих ее элементов и качества связей внутри самой организации. В рамках организации можно выделить пять основных элементов: менеджмент, ресурсы, персонал, организационная структура, организационная культура, представляющих внутреннюю среду организации. Внутренней средой организации необходимо управлять, соблюдая научные принципы и накопленные знания в разных областях. В период коренной ломки хозяйственной и политической жизни потребность в эффективном управлении внутренней средой организации резко возрастает, так как с организациями, пребываниями в них связана вся жизнь человека.

Данную тему рассматривали многие зарубежные и отечественные ученные и экономисты, среди которых можно выделить следующих: М. X.Мескон, Портер, Виханский и др.

Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации.

Для достижения поставленнйо цели необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие и выявить факторы внешней среды организации;

- дать определение внутренней среды организации и проанализировать ее основные элементы;

- изучить основные методы анализа внешней и внутренней среды организации;

- провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»;

- разработать направления совершенствования внешней и внутренней среды ООО «Таксатор».


Предмет курсовой работы – внешняя и внутренняя среда организации.

Объект курсовой работы –организация ООО «Таксатор».

Методы исследования, используемые в работе - анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, наблюдение, метод системного анализа.

При написании данной работы использовалась различная литература:

-теоретического характера (учебники, учебные пособия),

-аналитического характера (статьи из специализированных газет и журналов:«Консультант директора», «Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент»).

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности ООО «Таксатор» при анализе его внешней и внутренней среды.

Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

Понятие и факторы внешней среды организации

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л-фон-Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике[6, c. 158].

Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности[3, c. 104].

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния[1, c. 43].


Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные[1, c. 44].

Зарубежные ученые уделяют большое внимание так называемому STEP-анализу (или PEST).Данный анализ проводится по блокам факторов. В блок социокультурных факторов входят: социальные, технологические, экономические и политические факторы[4, c. 117].

Социальные факторы - демографические процессы, распределение доходов, социальная мобильность, изменения в стиле жизни, отношение к работе и отдыху, отношение потребителей, уровень образования, уровень преступности.

К технологическим факторам относятся: затраты правительства на исследования, внимание правительства и отрасли к технологической поддержке, новые открытия, развитие технологий, скорость изменения технологии, степень устаревания.

Из экономических факторов можно выделить: экономические циклы, тенденции увеличения или уменьшения валового национального продукта, предложение денег, инфляцию, безработицу, скрытые доходы, возможные источники сырья и их стоимость.

В блок политических факторов входят: антимонопольное законодательство и регулирование, законы об охране окружающей среды, налоговая политика, регулирование международной торговли, трудовое законодательство, стабильность правительства[8, c. 57].

Говоря о глубинных изменениях в системе управления организацией в ведущих западных корпорациях в последнее время, следует выделить следующие факторы бизнес-среды:

- формирование новых высокотехнологичных отраслей;

- автоматизация производства, использование гибких технологий и форм организации производства;


- интеграция науки с производством;

- формирование информационного комплекса;

- автоматизация управленческого труда;

- демографические и структурные изменения в обществе;

- повышение стоимости рабочей силы;

- усложнение трудовой мотивации;

- переориентация системы ценностей;

- расширение многообразия форм предпринимательства;

- интернационализация бизнеса;

- избирательное и целенаправленное вмешательство государства в сферу труда;

- признание возрастающей роли фактора человеческих ресурсов в философской и экономической мысли;

- смена парадигмы - от рационального аналитического к синтетическому системному подходу;

- обобщение практики хозяйствования на основе системной методологии[7, c. 124].

Поставщики представляют собой важный элемент внешней среды, непосредственно воздействующий на деятельность предприятия. В связи с этим организация взаимодействия с поставщиками должна предусматривать функционирование следующих принципов:

- множественность критериев выбора поставщиков;

- наличие поставщиков одного ресурса;

- взаимодействие с поставщиками с самого начала разработки товара;

- взаимодействие с поставщиками на разном уровне управления предприятием[10, c. 43].

Таким образом, степень влияния поставщиков на производственно-хозяйственную деятельность зависит в основном от двух факторов:

- является ли поставщик монополистом;

- редкость ресурсов, предоставляемых поставщиком предприятию.

Степень влияния потребителей зависит от следующих факторов:

- потребитель – монополист;

- потребитель олигополист;

- товар является стандартным[6, c. 159].

На поведение индивидуальных потребителей влияют несколько групп факторов:

  1. Фактор культурного уровня (особенности национального поведения потребителей, принадлежность к определенному классу).
  2. Факторы социального порядка (ближайшее окружение потенциальных покупателей: семья, родственники, друзья, соседи).
  3. Факторы индивидуального порядка (доход, род занятий, образование и другие характеристики личности).
  4. Факторы психологического порядка – какими мотивами руководствуется человек при покупке товара (теория мотивации З. Фрейда, А. Маслоу) [8, c. 59].

Для организации взаимодействия с покупателями важно осознавать этапы принятия решения о покупке товаров:

1 этап – осознание проблемы.

2 этап – поиск информации о товарах.

3 этап – оценка вариантов, объективных и субъективных свойств товара, цены, образ марки товара.


4 этап – покупка.

5 этап – реакция на покупку.

На каждом этапе, для эффективного взаимодействия с покупателями, предприятие должно активно использовать рекламу, качество товара, его свойства, подкрепления к товару (монтаж, сервис, гарантии, кредитование, транспортировка) [10, c. 44].

Организация взаимодействия с конкурентами может осуществляться несколькими вариантами. Рассмотрим их более подробно.

Первый вариант – независимое поведение организации, присущее лидеру рынка.

Второй вариант – опережающее поведение. Оно строится на изучении конкурентов и главная цель – опередить их в тех или иных вопросах.

Третий вариант взаимодействия с конкурентами – согласованное поведение. Например, создание картелей.

Четвертый вариант – агрессивное поведение, ценовая война.

Пятый вариант – следование за лидером, характерно для аутсайдеров.

Также для организации важным элементом внешней среды, о котором она должна постоянно помнить, является потенциальная конкуренция. Потенциальная конкуренция означает, что сегодня конкурентов нет, но они могут появиться в любой момент. Угроза прихода потенциальных конкурентов зависит от высоты барьеров входа на рынок [11, c. 88].

Рассмотрим факторы, влияющие на высоту барьеров:

- капиталоемкость производства;

- лицензии, которые выдаются государственными органами;

- эффект масштаба;

- эффект опыта;

- наличие каналов сбыта, которые не доступны потенциальным конкурентам [1, c. 47].

Таким образом, внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Современный рынок действует в условиях, когда факторы внешней среды оказывают существенное влияние на деятельность отдельных субъектов. К таким факторам относятся политические, социальные, технологические и экономические. Для оптимизации связей с внешней средой, для минимизации рисков, связанных с конкурентами, организации необходимо постоянно следить за технологиями и техникой производственно-хозяйственной деятельности.

Понятие внутренней среды организации и ее составляющие