Файл: Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации ( Понятие и факторы внешней среды организации ).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
Понятие и факторы внешней среды организации
Понятие внутренней среды организации и ее составляющие
Типовые организационные структуры
Методы анализа внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды на примере ООО «Таксатор»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Таксатор»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»
2.3. Направления совершенствования внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»
Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал [2, c. 84].
Проблема человеческого фактора обсуждается на самых разных уровнях, включая правительственный, в большинстве стран мира. На поиск путей ее решения направлены усилия как теоретиков менеджмента, так и многих практиков. Сегодня теоретический менеджмент в качестве научной дисциплины, имея в своем арсенале все необходимые методы планирования и организации труда, нацелен на поиск практических методов и механизмов эффективного управления персоналом. Основная цель – обеспечение максимально высокого уровня эффективности труда. В структуре любого предприятия (учреждения) должна предусматриваться служба по управлению персоналом, которая отвечает за все стороны работы с людьми. Основной специфической особенностью современной службы персонала является ее многофункциональность, т.е. работа как с человеческими ресурсами, так и непосредственно с персоналом [16, c. 13].
Управление персоналом никогда полностью не совпадает с интересами менеджмента, что означает постоянное балансирование между менеджментом и работниками, связывая и примиряя интересы и тех, и других.
Таким образом, под внутренней средой организации понимается ситуационные факторы внутри организации, такие как цели организации, организационная структура, задачи, технология и люди. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны - это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», то, что руководитель должен преодолеть в своей работе.
Методы анализа внешней и внутренней среды организации
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние [8, c. 62].
Проведя анализ внешней среды, и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями [2, c. 87].
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций [4, c. 123].
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:
- SWOT-анализ;
- PEST – анализ [7, c. 136].
Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.
Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п. [12, c. 20].
Слабые стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.[2, c. 93].
Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать [3, c. 112].
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п. [12, c. 22].
PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления: политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society),
технологических (Technology) [15, c. 12].
Выявление внешних факторов, влияющих на производственный процесс предприятия, складывающегося из:
- Анализа политической обстановки (Р). Этот фактор влияет на регулирование механизма вращения денежной массы, и другие составляющие прибыльности предприятия и удовлетворение в ресурсах. Эти аналитические действия направлены на понятие государственной деятельности по распределению главных ресурсов предприятия. Необходим анализ и политической стабильности государства, изменений в налоговом законодательстве. Принять во внимание антимонопольные права, внешнеэкономические законодательные нормы, законы о сохранности природы и регуляцию занятости граждан. Выясняются понятия государства на деятельность отрасли, как оно относится к иностранным инвестициям. Анализ позволяет уяснить намерения государства по отношению к развитию общественного строя, и какие средства оно будет использовать для достижения своих целей.
- Анализа экономики (Е). Это одна из важных статей аналитики, поскольку экономика предприятия — важная составляющая часть его успешной деятельности. Этот факт макроэкономики будет влиять на жизненный уровень граждан, их способность платить за товары. Эта информация необходима для составления прогнозов спроса населения той или иной продукции, выяснить ценовую политику и прибыль предприятия. Данные экономического анализа позволяют уяснить формирование и распределение экономических ресурсов на государственном уровне. При аналитике экономики используют данные о валовом доходе предприятия, политика инвестиций, учитывается степень безработицы и инфляции. Важно проанализировать изменения курса валют, ценообразование и заработную плату, как она изменилась в сфере доходности, какая денежная сумма обращается. Важно учитывать ценовую политику энергоресурсов, дефицитность бюджета и ставку налогов. В этом разделе определяется общий уровень развития экономики в области рынка, конкурентоспособность предприятия [4, c. 134].
- Анализа социальной сферы (S). Этот раздел анализа направлен на изучение формирования предпочтений потребителя, динамику изменений, и прогнозируется спрос населения. Важно учитывать активную позицию потребителя, его демографическую структуру, выяснить жизненный уровень, изучить обычаи населения, его привычки, как оно относится к трудовой деятельности, уяснить социальную защищенность всех слоев населения [15, c. 12].
- Анализа новых технологических решений (Т). В этом разделе отслеживается динамика в технологических решениях, и если этого не делать, то можно потерять рынок сбыта, если не следить за изменениями в производственных процессах предприятия. Аналитика изменений позволит предприятию вовремя провести реконструкцию технологических линий, и реализовывать более современные в технологическом решении продукты, отказавшись от старых методов его производства. Здесь важно сделать анализ по защите интеллектуальной собственности, не использовать решения, направленные на ее дискриминацию. Важно учитывать законодательные нормы по ее защите. Изучить, как влияют разработки в смежных областях на работу предприятия, провести анализ новых технологических решений и применить их к выпуску продукции на предприятии. Выяснить, не нужно ли модернизировать технологические линии, есть ли новые научные открытия, патенты, появившееся на вашем рынке. Найти решения по усовершенствованию, автоматизации всего технологического производства, и уяснить способ получения нужной информации [1, c. 54].
Таким образом, основными методами анализа внешней и внутренней среды организации являются SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон организации, а также рыночные возможности и угрозы) и PEST-анализ (анализ политических, экономических, социальных и технологических факторов).
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды на примере ООО «Таксатор»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Таксатор»
ООО «Таксатор» является юридическим лицом и действует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан.
ООО «Таксатор» организованно в 2014 году.
Юридический адрес общества: 423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 81, офис 2.
Предметом деятельности ООО «Таксатор» является:
- оценочная деятельность;
- посредническая, коммерческая деятельность с движимым и недвижимым имуществом, продукцией производственно-технического назначения;
- прочие услуги.
В результате налаженных контактов, устойчивой деловой репутации и развитой коммерческой службы предприятие стало организатором оценочных услуг в Набережных Челнах, Республики Татарстан, в других городах России, связанных с оценкой недвижимого имущества дорожной техникой, грузовыми и легковыми автомобилями.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»
Миссия ООО «Таксатор» заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию сообществ, обслуживаемых предприятием, путем предоставления гражданам и юридическим лицам качественных услуг, таким образом, и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам обеспечения справедливой и соответствующей прибыли собственникам ООО «Таксатор» и справедливого отношения к сотрудникам организации. Усовершенствование технологического процесса,универсальность, минимизация рисков и издержек, индивидуальный подход к каждому клиенту, оперативное реагирование на потребности рынка, открытость и прозрачность деятельности [13, c. 23].
Графически организационную структуру ООО «Таксатор» можно представить следующим образом:
Руководитель организации
ООО «АЛЬТАЭР ГАРАНТ»
отдел по оценке рыночной стоимости
бухгалтерия
служба контроля
отдел сбыта
Рисунок 1 - Структура управления ООО «Таксатор»
Организационную структуру ООО «Таксатор» можно отнести к функциональному типу. В связи с нехваткой времени и специализированных знаний во многих областях у руководителя возникает потребность создавать при себе специализированные службы и отделы на выполнение конкретных функций. Эти отделы готовят для руководителя проекты решений, т. е. приказы, письма, указания. После утверждения их руководителем, эти приказы, письма, указания направляются в подразделения на выполнение. Таким образом, функциональные отделы и службы выполняют при руководителе роль консультантов, советников. Есть функциональный отдел, деятельность которого носит сквозной характер, т.е. его рекомендации должны соблюдаться всеми подразделениями. Это отдел по сбыту.
Двухуровневая организационная структура ООО «Таксатор» принадлежит к числу классических структур линейно-функционального типа с крайне низкой степенью делегирования полномочий на уровень линейных руководителей.
Как следствие этого наблюдается высокая и неравномерно распределенная норма управляемости у топ менеджмента организации.
Таким образом, данная структура не соответствует современным стратегическим целям организации, заключающимся в максимизации прибыли в условиях диверсифицированного бизнеса
Проанализируем внешнюю среду ООО «Таксатор» (совокупность неподдающихся контролю со стороны предприятия факторов, которые оказывают воздействие на его рыночную деятельность) при помощи PEST-анализа.
Р – политическая среда. На маркетинговых решениях ООО «Таксатор» сильно сказываются события, происходящие в политико-правовой среде:
- законодательство в оценочной области;
- обязательные налоговые платежи и страховые взносы.
Е – экономическая среда. Влияние экономической среды на ООО «Таксатор» характеризует:
- уровень текущих доходов населения.
- уровень сбережений и накоплений.
- уровень прибыли организаций и предприятий, а так же предприятий без образования юридического лица.
- темпы инфляции.
- уровень риска.
Данные элементы влияют на уровень финансовых ресурсовООО «Таксатор», прибыль, ликвидность, наращивание капитала, минимизацию рисков, ликвидность и другие экономические показатели деятельности ООО «Таксатор».