ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 597
Скачиваний: 9
Практическое занятие № 5
Тема: Межкультурная толерантность.
Цель работы: формирование системы знаний об особенностях формирования межкультурной толерантности.
Теоретическое обоснование работы:Под межкультурной толерантностью понимается моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Она выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения.
В качестве основных функций межкультурной толерантности большинство исследователей выделяют культуросохраняющую, мирообеспечивающую, регулирующую и коммуникативную. Культуросохраняющая функция обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества. Мирообеспечивающая функция определяет многомерность среды и разнообразных взглядов; обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам, служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона. Регулирующая функция позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией либо заменить ее на позитивную; предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций; ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы. Коммуникативная функция развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию; позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Одним из важнейших и перспективных средств воспитания межкультурной толерантности является обращение к технологии диалога культур. Цель освоения способов коммуникации разнородных культурных практик достигается посредством осознания своей культурной социализации и жизненных связей через приобретение знаний о других культурах и их реализацию в конкретных ситуациях на основе формирования интереса к другому, интенции понимания других культур, на основе опыта контактов с другими формами и ориентациями культурной жизни, через преодоление ложных и негативных культурных стереотипов. В этом ключе формируется умение решать конфликты, возникающие в связи с различной этнической, религиозной, культурной принадлежностью, и действовать по совместно выработанным правилам, то есть находить общие основания для совместной жизни.
Содержание и порядок выполнения работы: Сравнить этнический характер наций (по выбору студентов)
Литература: Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»
Практическое занятие № 6
Тема. Реализация этнокультурных интересов в Казахстане.
Цель занятия: изучит национальные программы и их значимость в осуществлении этнопедагогической работы в школах Республики Казахстан.
Теоретическое обоснование: Республикой Казахстан взят курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека, независимо от национальной принадлежности, на недопустимость дискриминации по этническому или расовому признаку. Конституционное закрепление национального равноправия исходит из принципа приоритета прав личности и направлено на сохранение межэтнической стабильности, утверждение казахстанского патриотизма, этническое возрождение народа. Поэтому этнические предвзятость и конфронтация, идеи национального превосходства расцениваются как противоречащие государственным интересам.
Специфика Казахстана определяется полиэтническим и многоконфессиональным составом населения. В республике проживают представители многих наций и национальностей. Некоторые из них - компактно, что усиливает этнокультурное многообразие и особенности Республики Казахстан. По культурно-языковым различиям население страны в целом делится по преимущественной ориентации на один из двух языков - государственный и русский, коммуникативная значимость и распространенность которых неравнозначны. Кроме того, представители нескольких национальных групп не имеют собственной этнической государственности, что повышает ответственность страны за сохранение присущей им самобытной культуры. В этих условиях важно создание возможностей для восстановления и развития этнических культур, взаимодействия между ними в интересах общенационального единства.
Поэтому становится актуальной разработка официальной политики государства в сфере межэтнических отношений, интерпретирующей этносоциальную ситуацию в целом и ее отдельные аспекты. Ее частью должна быть концепция реализации этнокультурных интересов населения в области образования. Основной идеей последней является создание модели образования, ориентированной на сохранение самобытности этнических групп и, одновременно, освоение ценностей и стандартов других культур. Важно, что при этом не утрачивается этническая идентичность и обеспечивается восприятие ими общегосударственных ценностей.
Содержание и порядок выполнения работы.
Национальные программы «Атамекен», Елим ай» и др. и их значимость в осуществлении этнопедагогической работы в школах Республики Казахстан (работах в группах)
Литература: Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан
Практическое занятие № 7
Тема: Характер и содержание деятельности в направлении этнопедагогического воспитания.
Цель занятия: вооружить студентов знаниями об особенностях этнопедагогического воспитания.
Теоретическое
обоснование: «Этнопедагогика
– наука об эмпирическом опыте этнических
групп в воспитании и образовании детей,
о морально-этнических и эстетических
воззрениях на исконные ценности семьи,
рода, племени, народности, нации».
Содержание образовательного процесса,
включающего в традиционное обучение
этнокультурный компонент, способствует
формированию толерантности, патриотических
чувств и нравственного поведения
личности ребенка. Этнические традиции
и обычаи в конкретном их исполнении
выражают этнические чувства, особенности
психологии и формируют этническое
самосознание личности. В самом широком
смысле, средством воспитания называется
совокупность материальных и идеальных
элементов действительности, используемых
как орудия, инструменты воспитания. Это
процессы, явления, ситуации и предметы
оказывающие через насыщение
национально-регионального компонента
содержание образования и реализуются
этнонациональные традиции регионов.
Различные виды деятельности (учение,
труд, спорт, игра, досуговая деятельность)
могут быть средствами воспитания, если
пронизаны социально ценными отношениями.
В этом смысле, средствами воспитания
этнокультуры являются все элементы
национальной и межнациональной культуры,
задействованные в непосредственной
социальной среде: язык общения, фольклор,
искусство, архитектура, литература,
музыка, народные промыслы, обрядовые и
ритуальные традиции, народный этикет
и др. Специфическими средствами воспитания
в педагогике этнокультуры могут
рассматриваться те, которые целенаправленно
выбраны педагогом для формирования
межэтнической толерантности и формирования
этнического самосознания детей. Обучение
проектным методом развивает социальный
аспект личности учащегося за счет
включения его в различные виды деятельности
в реальных социальных и производственных
отношениях, прививает учащимся жизненно
необходимые знания и умения в сфере
ведения домашнего хозяйства и экономики
семьи.
Сущность этнокультурного
воспитания заключается в сохранении,
формировании и развитии этнической
самобытности личности, её культуры,
самосознания на основе преемственности
поколений с учетом современных
изменяющихся условий. Например. даются
знания об украшениях национального
костюма хакасов через фрагмент урока.
Содержание и порядок выполнения работы.
-
Цель, задачи и основные направления этнопедагогической работы в школе.
-
Роль и место предметных уроков в этническом воспитании учащихся.
-
Внеклассная этнопедагогическая работа.
Литература:
-
Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 256с.
-
Педагогика. Курс лекций. Алматы: «Нұрлы Әлем», 2003. – 368с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная учебная литература:
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)
-
Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)
-
Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.-Алматы: Галым, 1998.-317 с. (ч/з)
-
Кожахметова К.Ж., ТаубаеваШ.Т., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005. (ч/з)
Дополнительная учебная литература:
-
Ахиярова К.Ш. Народная педагогика и современная школа. – Уфа, 2000
-
Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М., 2003
-
Педагогика межнационального общения: Учебное пособие/ Под ред. Д.И. Латышиной. – М., 2004.
-
Стефаненко Т. Этнопсихология. – М., 2000.
-
Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. – М., 1992.
-
Этнопедагогика народов Казахстана/ Под. ред. Г.И. Волкова, К.Ж. Кожахметовой. – Алматы, 2001.
Периодическая литература:
Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»
Периодическая литература:
Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»
Шкала выставления рейтинга студента
№
|
Вид контроля
|
Недели |
Итоги 1-го рейтинга (Р-1)
|
Недели |
Итоги 2-го рейтинга (Р-2)
|
|
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
||||
1 |
Посещение |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
7 |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
* |
8 |
* |
2 |
Конспект лекций |
|
|
* |
|
* |
|
5 |
|
|
|
|
* |
|
* |
5 |
|
3 |
Выполнение заданий СРС |
|
* |
* |
* |
* |
* |
30 |
|
|
* |
* |
* |
* |
* |
30 |
|
5 |
Выполнение заданий СРСП |
* |
* |
* |
* |
* |
|
30 |
|
|
* |
* |
* |
* |
* |
30 |
|
6 |
Выполнение заданий рубежного контроля |
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
7 |
Другие виды |
|
|
* |
|
|
* |
8 |
|
|
|
|
* |
|
* |
7 |
|
|
Итого |
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
|
|
|
|
|
100 |
|
|
Доля от итоговой оценки |
|
|
|
|
|
|
30% |
|
|
|
|
|
|
|
30% |
|
Итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании определяется по формуле:
где: Р1 - процентное содержание оценки 1-го рейтинга, Р2 - процентное содержание оценки 2-го рейтинга, Э - процентное содержание экзаменационной оценки (тест-экзамен)
- рейтинговый контроль – 40%
- экзамен – 60%
Критерии оценки знаний студентов: студент может получить максимальный балл при условии посещения лекционных занятий, занятий по СРСП, выполнении всех заданий по СРСП и СРС; поощрительные баллы - за творческий подход к выполнению заданий, штрафные баллы - за незавершенные письменные работы, невыполнение заданий, пропущенные занятия, не сданные к установленному сроку задания.
Виды
контроля учебной дисциплины: текущий,
рубежный и итоговый контроль,
предусмотренный
в ходе изучения дисциплины». Средства
контроля: посещение занятий,
контрольная
работа, опрос, коллоквиум, реферат.
Общая шкала оценки знаний
Буквенная оценка |
Цифровой эквивалент баллов |
%-е содержание усвоения уч. дисц. |
Оценка по традиционной системе |
А |
4,0 |
95-100 |
отлично |
А- |
3,67 |
90-94 |
|
В+ |
3,33 |
85-89 |
хорошо |
В |
3,0 |
80-84 |
|
В- |
2,67 |
75-79 |
|
С+ |
2,33 |
70-74 |
удовлетворительно
|
С |
2,0 |
65-69 |
|
С- |
1,67 |
60-64 |
|
D+ |
1,33 |
55-59 |
|
D |
1,0 |
50-54 |
|
F |
0 |
0-49 |
неудовлетворительно |
Политика академического поведения: Политика курса включает следующий рекомендуемый перечень требований преподавания к проведению занятий и дисциплине студента:
-
не пропускать занятия
-
не опаздывать на занятия
-
активно участвовать в учебном процессе
-
пунктуальность, аккуратность, обязательность
-
выполнение самостоятельных заданий
-
работа в команде и участие в дискуссиях
-
терпимость, доброжелательность, открытость