ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 600
Скачиваний: 9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по специальности
«Педагогика и методика начального обучения»
Методические указания к практическим занятиям
по дисциплине
«Этнопедагогика»
по кредитной технологии обучения
специальности 5В010200
«Педагогика и методика начального обучения»
Павлодар 2012 год
УТВЕРЖДАЮ
Директор Академии Образования
д.п.н., профессор ______________Б.Д. Каирбекова
“___” _______________ 2012 г.
Автор: ст. преподаватель ______________А.И. Шубаро
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям
по дисциплине «Этнопедагогика»
для студентов специальности 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения»
для очной формы обучения, на базе общего среднего образования
Разработаны на основании Государственного общеобразовательного стандарта высшего
образования Республики Казахстан 6.08.059-2010, 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» (Астана, 2010)
Утверждены на заседании научно-методического совета Академии образования и рекомендован к изданию
Протокол № от
Председатель НМС Академии Образования
ст. преподаватель Сарсембаева Э.Ю.
_____________________________________
Рассмотрен на заседании кафедры «Педагогика и психология»
Протокол № от
Зав. кафедрой «Педагогика и психология»
д.м.н., проф. Россинский Ю.А.
____________________________________
Согласовано:
Начальник УМО
к.п.н., доцент Ушакова Н.М.
_____________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса: обеспечение базовых знаний психолого-педагогического и специального характера как фундамента профессионального обьразования;
- овладение системой знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, предметно-теоретическим основам учебных дисциплин,формирование умений и навыков по применению усвоенных знаий при изучении частнометодических дисциплин и формирование на этой основе ключевых предметных компетенций, при проведении научно-педагогических исследований и в практической деятельности.
Студенты должны знать:
-
методологические основы и категории педагогики и этнопедагогики,
-
структуру и содержание действующих стандартов начального образования, учебных программ, учебников и учебных пособий.
В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:
-
моделировать педагогическую деятельность, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику;
-
организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников.
В результате изучения курса студенты должны иметь навыки:
-
организации и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию критического и творческого мышления;
-
применения инновационных технологий в педагогичеком процессе начальной школы.
В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:
-
в формировании ключевых компетенций учащихся;
-
в организации и проведении духовно-нравственного, патриотического, экологического и здоровьесберегающего воспитания учащихся.
Пререквизиты. Философия, Введение в педагогическую профессию, Психология и развитие человека, Педагогика
Постреквизиты. Возрастная физиология и школьная гигена.
Содержание практических занятий
Практическое занятие № 1
Тема: Междисциплинарный характер этнопедагогики
Цель работы: формирование представления об этнопедагогике как самостоятельной научной дисциплине.
Теоретическое обоснование работы: Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.
Этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.
Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук — зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.
Содержание и порядок выполнения работы.
-
Социально-исторические, этнографические аспекты проблем этнопедагогики.
-
Обосновать связь этнопедагогики с другими науками.
Литература:
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)
-
Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»
Практическое занятие № 2
Тема: Идеал совершенной личности в народной педагогике.
Цель работы: формирование системы знаний об идеальной личности в народной педагогике.
Теоретическое
обоснование работы:
Народный
идеал совершенного человека следует
рассматривать как суммарное, синтетическое
представление о целях народного
воспитания. Цель, в свою очередь, является
концентрированным, конкретным выражением
одной из сторон воспитания. Идеал –
универсальное, более широкое явление,
выражающее самую общую задачу всего
процесса формирования личности. В идеале
показывается конечная цель воспитания
и самовоспитания человека, дается высший
образец, к которому он должен стремиться.
Среди многочисленных сокровищ народной
педагогической мудрости одно из основных
мест занимает идея совершенства
человеческой личности, ее идеала,
являющегося образцом для
подражания. Формирование
совершенного человека – лейтмотив
народного воспитания. Самым убедительным
и наиболее ярким свидетельством того,
что человек есть «самое высшее, самое
совершенное и превосходнейшее творение»,
служит его постоянное и неодолимое
стремление к совершенству. Способность
к самосовершенствованию есть высшая
ценность человеческой природы, высшее
достоинство, весь смысл так называемой
самореализации заключен именно в этой
способности. Само
понятие совершенства претерпевало
историческую эволюцию вместе с прогрессом
человечества. Первые проблески сознания
предков человека связаны с инстинктом
самосохранения; из этого инстинкта в
последующем выросла осознанная забота
об укреплении здоровья и физическом
совершенствовании (по Коменскому – о
гармонии в отношении тела). Труд создал
человека. Стремление к совершенствованию
орудий труда пробуждало внутреннее
стремление к самосовершенствованию.
Уже в самых примитивных орудиях труда
начинают проявляться элементы симметрии,
порожденные не только стремлением к
удобству, но и к красоте. В борьбе за
существование предки человека встречались
с необходимостью согласовывать свои
действия и оказывать – пусть в первое
время и неосознанно – друг другу помощь.
Сама вечная гармония природы и активность
взаимоотношений человека с нею делали
естественным совершенствование отдельных
качеств человеческой личности. Идея
гармонического совершенства личности
была заложена в самой природе человека
и в характере его деятельности. Самые
примитивные орудия труда одновременно
были уже носителями и зарождающейся
примитивной духовной культуры:
стимулировали первые проблески сознания,
вызывая напряжение сумеречного ума
прачеловека; не только руки различали
удобство и неудобство каменного орудия
труда, но и глаза начинали замечать
привлекательность удобного, и эта
избирательность была началом примитивного
чувства прекрасного.
Совершенствование
индивида оказывалось обусловленным
двумя величайшими приобретениями
человеческого рода – наследственностью
и культурой (материальной и духовной).
В свою очередь, прогресс человечества
был бы невозможен без стремления людей
к совершенству. Само это совершенствование,
порождаемое трудовой деятельностью,
шло параллельно в сфере материальной
духовной культуры, шло в человеке и вне
его, в человеческом общении.
Содержание и порядок выполнения работы.
-
Представления народа о личности.
-
«Совершенный человек» как цель народного воспитания, его этнический характер.
-
Идеал личности в казахском обществе.
Литература:
-
Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)
Практическое занятие № 3
Тема: Народное воспитание в научных трудах педагогов.
Цель работ: раскрыть систему взглядов ученых на особенности народного воспитания.
Теоретическое обоснование работы:
Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.
Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592— 1670 гг.) — гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей.
И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными идеями, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа, с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе доступной для матерей методики обучения и воспитания детей.
Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания.
Термин «народная педагогика» впервые появился в трудах известного этнографа Г.С. Виноградова, который определил систему воспитания, созданную народом, как совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях его обучения и воспитания. Наиболее точно выразил сущность педагогики автор монографии «Этнопедагогика» Г.Н. Волков, который первый употребил и теоретически разработал этот термин. По его мнению, этнопедагогика – это наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, о народных педагогических воззрениях, наука о
педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации.
Содержание и порядок выполнения работы.
-
Принцип народности воспитания в трудах зарубежных и русских педагогов (Я.А. Коменского, Г. Песталлоци, К.Д. Ушинского и др.).
-
Этнопедагогические исследования советского периода (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлова, Е.Н. Христова и др.).
-
Идеи народности в наследии Аль-Фараби. М. Кашгари и Ж. Баласагуни как исследователи народных традиций воспитания.
-
Современное состояние и перспективы этнопедагогической науки в Казахстане.
Литература:
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)
-
Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)
Практическое занятие № 4
Тема: Источники казахской народной педагогики.
Цель работы: Дать представление об источниках народной педагогики.
Теоретическое обоснование работы: Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием (народный афоризм).
Поговорка – краткое устойчивое выражение преимущественно образное не составляющее законченного высказывания.
Особенности пословиц:
-
Народность (заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума).
-
Практичность (много материала практического характера: - житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.)
-
Многозначность (предполагает много сторонние, многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения и комментарии).
Народная песня - более сложная форма народного поэтического творчества.
Особенности:
- Всякая народная песня позволяет любому ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с разными ситуациями.
- Анонимность или коллективность авторов.
Сказка – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогического, т.е. в них содержаться педагогические идеи.
Особенности сказок:
-
Народность
-
Оптимизм
-
Образность (например, гиперболизация)
-
Дидактизм (слова сказки поучительны и назидательны).
Загадка – это жанр народного творчества, который как пословицы и поговорки, так же относится к малым фольклорным формам.
Особенности:
-
Динамичны и изменчивы (по содержанию можно судить о времени, в в котором они родились).
-
По содержанию загадок можно судить о культурном уровне развития народа.
-
Из загадок можно узнать об отношении народа е природе и к другим людям.
-
Их можно определить как разнообразные тесты на сообразительность.
Содержание и порядок выполнения работы.
-
Пословицы и поговорки.
-
Народные песни.
-
Сказки.
-
Загадки.
-
Декоративно-прикладное искусство
Литература:
-
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)
-
Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)
-
Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.-Алматы: Галым, 1998.-317 с. (ч/з)
-
Кожахметова К.Ж., ТаубаеваШ.Т., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005. (ч/з)