Файл: МУ к прак. Этнопедагогика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 580

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Научно-образовательный комплекс

по специальности

«Педагогика и методика начального обучения»





Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине

«Этнопедагогика»

по кредитной технологии обучения

специальности 5В010200

«Педагогика и методика начального обучения»























Павлодар 2012 год


УТВЕРЖДАЮ


Директор Академии Образования

д.п.н., профессор ______________Б.Д. Каирбекова

___” _______________ 2012 г.

Автор: ст. преподаватель ______________А.И. Шубаро


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям

по дисциплине «Этнопедагогика»


для студентов специальности 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения»

для очной формы обучения, на базе общего среднего образования


Разработаны на основании Государственного общеобразовательного стандарта высшего

образования Республики Казахстан 6.08.059-2010, 5В010200 «Педагогика и методика начального обучения» (Астана, 2010)


Утверждены на заседании научно-методического совета Академии образования и рекомендован к изданию

Протокол № от

Председатель НМС Академии Образования

ст. преподаватель Сарсембаева Э.Ю.

_____________________________________


Рассмотрен на заседании кафедры «Педагогика и психология»

Протокол № от

Зав. кафедрой «Педагогика и психология»

д.м.н., проф. Россинский Ю.А.

____________________________________


Согласовано:

Начальник УМО

к.п.н., доцент Ушакова Н.М.

_____________________________________















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса: обеспечение базовых знаний психолого-педагогического и специального характера как фундамента профессионального обьразования;

- овладение системой знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, предметно-теоретическим основам учебных дисциплин,формирование умений и навыков по применению усвоенных знаий при изучении частнометодических дисциплин и формирование на этой основе ключевых предметных компетенций, при проведении научно-педагогических исследований и в практической деятельности.


Студенты должны знать:

  1. методологические основы и категории педагогики и этнопедагогики,

  2. структуру и содержание действующих стандартов начального образования, учебных программ, учебников и учебных пособий.


В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:

  1. моделировать педагогическую деятельность, осуществляя рефлексию, целеполагание, диагностику;

  2. организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников.


В результате изучения курса студенты должны иметь навыки:

  1. организации и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста по развитию критического и творческого мышления;

  2. применения инновационных технологий в педагогичеком процессе начальной школы.



В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:

  1. в формировании ключевых компетенций учащихся;

  2. в организации и проведении духовно-нравственного, патриотического, экологического и здоровьесберегающего воспитания учащихся.



Пререквизиты. Философия, Введение в педагогическую профессию, Психология и развитие человека, Педагогика

Постреквизиты. Возрастная физиология и школьная гигена.

















Содержание практических занятий


Практическое занятие № 1

Тема: Междисциплинарный характер этнопедагогики

Цель работы: формирование представления об этнопедагогике как самостоятельной научной дисциплине.

Теоретическое обоснование работы: Первые элементы этнопедагогического знания зародились в период образования начальной этнической общности — племени. На протяжении истории развития человеческого общества этнопедагогическое знание постоянно развивалось, пополняясь новыми элементами. Некоторые исследователи не проводят четкой границы между этнопедагогикой и народной педагогикой и зачастую, описывая традиционный народный воспитательный опыт, используют термин "этнопедагогика". Принципиальное различие между этими научными понятиями определил академик РАО Г.Н. Волков: если народная педагогика имеет отношение к опыту и эмпирическим сведениям и знаниям по вопросам воспитания, которые обычно распространяются устно, то этнопедагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки. Народная педагогика — это исторически сложившаяся совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, героическом эпосе, своде правил традиционного поведения и воспитания, обычаях, обрядах, традициях, детских играх и игрушках. Народная педагогика содержит как идеал воспитания, так и пути и средства его достижения. Ценности народной педагогики помогают направить современный учебно-воспитательный процесс на формирование этнического самосознания у подрастающих поколений, развитие у них понимания роли своего народа, этнической группы в социальном окружении, мировой культуре.

Этнопедагогика - междисциплинарная область научного знания, сформировавшаяся на стыке философии, педагогики, этнографии, этнокультуры, этнопсихологии, изучающая традиционную культуру и педагогику этнических общностей с целью выявления общих закономерностей их становления и развития, возможностей использования их богатого воспитательного потенциала в современных учебно-воспитательных системах. Необходимо заметить, что в современных педагогических представлениях часто бытует мнение, что исторический опыт предшествующих эпох следует изучать для того, чтобы все лучшее использовать сегодня. Историю народной традиционной культуры и педагогики, безусловно, необходимо знать, но не столько для того, чтобы непосредственно использовать в учебно-воспитательной практике, сколько для того, чтобы создать педагогическое знание, отвечающее потребностям современности.


Появление множества научных исследований "на стыке" разных наук — зримая примета двадцатого столетия. С точки зрения происхождения, этнопедагогика находится в предметном поле педагогики. С точки зрения социального проявления, этнопедагогика охватывает разные области человеческого знания — философию, антропологию, психологию, этнографию, культурологию и др. — и, таким образом, частично входит в предметное поле и этих наук. Как область научного знания этнопедагогика находится в стадии становления и не обладает устоявшимся понятийно-категориальным аппаратом.

Содержание и порядок выполнения работы.

  1. Социально-исторические, этнографические аспекты проблем этнопедагогики.

  2. Обосновать связь этнопедагогики с другими науками.

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)

  2. Журналы: «Педагогика высшей школы», «Образование и наука», «Педагогика», «Воспитание школьника», «Педагогика начальной школы», «Народное образование», «Алма матер»

Практическое занятие № 2

Тема: Идеал совершенной личности в народной педагогике.

Цель работы: формирование системы знаний об идеальной личности в народной педагогике.

Теоретическое обоснование работы: Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал – универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания. Формирование совершенного человека – лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности. Само понятие совершенства претерпевало историческую эволюцию вместе с прогрессом человечества. Первые проблески сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта в последующем выросла осознанная забота об укреплении здоровья и физическом совершенствовании (по Коменскому – о гармонии в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию орудий труда пробуждало внутреннее стремление к самосовершенствованию. Уже в самых примитивных орудиях труда начинают проявляться элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека встречались с необходимостью согласовывать свои действия и оказывать – пусть в первое время и неосознанно – друг другу помощь. Сама вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека с нею делали естественным совершенствование отдельных качеств человеческой личности. Идея гармонического совершенства личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда одновременно были уже носителями и зарождающейся примитивной духовной культуры: стимулировали первые проблески сознания, вызывая напряжение сумеречного ума прачеловека; не только руки различали удобство и неудобство каменного орудия труда, но и глаза начинали замечать привлекательность удобного, и эта избирательность была началом примитивного чувства прекрасного.
Совершенствование индивида оказывалось обусловленным двумя величайшими приобретениями человеческого рода – наследственностью и культурой (материальной и духовной). В свою очередь, прогресс человечества был бы невозможен без стремления людей к совершенству. Само это совершенствование, порождаемое трудовой деятельностью, шло параллельно в сфере материальной духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.


Содержание и порядок выполнения работы.

  1. Представления народа о личности.

  2. «Совершенный человек» как цель народного воспитания, его этнический характер.

  3. Идеал личности в казахском обществе.

Литература:

  1. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)


Практическое занятие № 3

Тема: Народное воспитание в научных трудах педагогов.

Цель работ: раскрыть систему взглядов ученых на особенности народного воспитания.

Теоретическое обоснование работы:

Зарождение начальных элементов этнопедагогических знаний относится к периоду родоплеменных общностей. Обобщение этнопедагогических знаний на этом этапе происходило в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, былинах, пословицах, поговорках, а также в традициях, обычаях, обрядах и т.д.

Значительный вклад в развитие этнопедагогики внес Я.А. Коменский (1592— 1670 гг.) — гениальный сын чешского народа, гуманист, самоотверженный борец за национальную независимость своего народа, один из основателей современной научной педагогики. Величайшая заслуга ученого в том, что он по существу был первым, кто сумел с позиций гуманизма и демократизма осмыслить и обобщить традиционный опыт многих народов в области семейного и общественного воспитания детей.

И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.) - швейцарский педагог-демократ. Его учение значительно пополнило мировую педагогику многими прогрессивными идеями, в том числе и этнопедагогическими. Наиболее значительными из них являются следующие: разработка и научное обоснование демократической системы воспитания и образования детей трудового народа, с учетом многовековых народных воспитательных традиций; изучение и обобщение опыта народной педагогики в Швейцарии по вопросам семейного воспитания и подготовка на этой основе доступной для матерей методики обучения и воспитания детей.

Неоценимый вклад в изучение, теоретическое обобщение русской народной педагогики внес К.Д. Ушинский. Он разработал теоретические положения, которые положили начало русской этнопедагогике как области научного знания.

Термин «народная педагогика» впервые появился в трудах известного этнографа Г.С. Виноградова, который определил систему воспитания, созданную народом, как совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях его обучения и воспитания. Наиболее точно выразил сущность педагогики автор монографии «Этнопедагогика» Г.Н. Волков, который первый употребил и теоретически разработал этот термин. По его мнению, этнопедагогика – это наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, о народных педагогических воззрениях, наука о


педагогике быта, педагогике семьи, рода, племени, народности и нации.

Содержание и порядок выполнения работы.

  1. Принцип народности воспитания в трудах зарубежных и русских педагогов (Я.А. Коменского, Г. Песталлоци, К.Д. Ушинского и др.).

  2. Этнопедагогические исследования советского периода (Г.Н. Волков, А.Э. Измайлова, Е.Н. Христова и др.).

  3. Идеи народности в наследии Аль-Фараби. М. Кашгари и Ж. Баласагуни как исследователи народных традиций воспитания.

  4. Современное состояние и перспективы этнопедагогической науки в Казахстане.

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)

  2. Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)


Практическое занятие № 4

Тема: Источники казахской народной педагогики.

Цель работы: Дать представление об источниках народной педагогики.

Теоретическое обоснование работы: Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием (народный афоризм).

Поговорка – краткое устойчивое выражение преимущественно образное не составляющее законченного высказывания.

Особенности пословиц:

  1. Народность (заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума).

  2. Практичность (много материала практического характера: - житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.)

  3. Многозначность (предполагает много сторонние, многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения и комментарии).

Народная песня - более сложная форма народного поэтического творчества.

Особенности:

- Всякая народная песня позволяет любому ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с разными ситуациями.

- Анонимность или коллективность авторов.

Сказка – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогического, т.е. в них содержаться педагогические идеи.

Особенности сказок:

  1. Народность

  2. Оптимизм

  3. Образность (например, гиперболизация)

  4. Дидактизм (слова сказки поучительны и назидательны).

Загадка – это жанр народного творчества, который как пословицы и поговорки, так же относится к малым фольклорным формам.

Особенности:

  1. Динамичны и изменчивы (по содержанию можно судить о времени, в в котором они родились).

  2. По содержанию загадок можно судить о культурном уровне развития народа.

  3. Из загадок можно узнать об отношении народа е природе и к другим людям.

  4. Их можно определить как разнообразные тесты на сообразительность.

Содержание и порядок выполнения работы.

  1. Пословицы и поговорки.

  2. Народные песни.

  3. Сказки.

  4. Загадки.

  5. Декоративно-прикладное искусство

Литература:

  1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведаний.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. (ч/з)

  2. Калыбекова Асма Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. Алматы: БАУР, 2006.-364 с. (ч/з)

  3. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика.-Алматы: Галым, 1998.-317 с. (ч/з)

  4. Кожахметова К.Ж., ТаубаеваШ.Т., Джанзакова Ш. Методология общей и этнической педагогики в логико-структурных схемах. – Алматы, 2005. (ч/з)