Файл: Облигация как вид ценной бумаги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещение через посредничество инвестиционных банков применялось российскими предприятиями при выпуске еврооблигаций. При этом в качестве ведущих менеджеров привлекались крупные иностранные инвестиционные банки.

Главную роль в подготовке эмиссии и выборе параметров облигаций играет генеральный менеджер. На роль генерального менеджера может претендовать одна из организаций. При этом, при выборе генерального менеджера предприятию есть смысл придерживаться следующих принципов: 

При планировании размещения ценных бумаг на международных финансовых рынках (еврооблигации), в качестве генерального менеджера должен выбираться зарубежный инвестиционный банк. 

При планировании значительных по объему эмиссий на внутреннем рынке на роль генерального менеджера может быть назначен крупный московский инвестиционный банк. Если планируется разместить часть выпуска среди иностранных инвесторов, то привлекаемый инвестиционный банк должен иметь хорошие связи с этой группой инвесторов. 

При планировании осуществления средних и небольших по размеру эмиссий (до $10-20 млн.), в роли генерального менеджера может выступать крупная региональная инвестиционно-банковская организация, или средний по размерам петербургский или московский инвестиционный банк. 

Генеральный менеджер осуществляет формирование консорциума андеррайтеров. В консорциум андеррайтеров в России могут входить организации, перечисленные в числе возникающих инвестиционных банков, а также более мелкие участники рынка ценных бумаг, имеющие значительную клиентскую базу.

Консорциум андеррайтеров, в свою очередь, осуществляет непосредственное размещение ценных бумаг среди инвесторов, и, в случае необходимости, может привлечь к размещению группу продаж. Группа продаж может включать в себя небольшие брокерские компании, работающие непосредственно с конечными инвесторами. 
Преимущество размещения через инвестиционные банки - возможность размещения значительных объемов ценных бумаг. Недостаток - необходимость платить комиссионные за размещение.

Размещение ценных бумаг требует методов рекламы и маркетинга, существенно отличающихся от методов продвижения других товаров и услуг.

Основная идея, которая должна соблюдаться эмитентом - информационная открытость, обеспечение доступа инвесторов к информации о предприятии.

Комплекс мер по продвижению выпуска ценных бумаг и взаимодействию с инвесторами обычно описывается термином "взаимоотношения с инвесторами" (investor relations). При этом на предприятии может быть создан специальный отдел по связям с инвесторами, кроме того, на Западе предприятия сотрудничают со специальными фирмами, специализирующимися на связях с инвесторами. В России, однако, налаживанием связей с инвесторами, по-видимому, могут заниматься опять же инвестиционно-банковские фирмы. Задача подразделения по взаимосвязям с инвесторами как раз и состоит в обеспечении доступа инвесторов к информации о предприятии. Причем данная работа должна осуществляться не только в момент размещения ценных бумаг, а на постоянной основе.


Обеспечение такой информационной открытости достигается за счет следующего комплекса мер:

Очень важный этап продвижения облигаций - получение рейтинга от рейтингового агентства. Существуют признанные мировые рейтинговые агентства, получение рейтингов этих агентств - необходимый этап при выпуске международных облигаций. В России, однако, в настоящее время нет агентств, чьи рейтинги были бы общепринятыми ориентирами. Обычная практика состоит в том, что инициатором получения рейтинга выступает само предприятие, причем оно платит за получение рейтинга.

Предприятие должно обеспечивать регулярный доступ инвесторов к своей бухгалтерской отчетности, желательно предоставлять доступ к поквартальному балансу. Кроме того, предприятие должно позаботиться о получении аудиторского заключения. Если среди потенциальных инвесторов есть иностранные, необходимо подготовить баланс в соответствии с западными стандартами, а аудиторское заключение получить у признанной мировой аудиторской фирмы.

При продаже ценных бумаг обычно подготавливается исследование по данным ценным бумагам, с основной информацией по предприятию и по размещаемым ценным бумагам.

Эмитент облигаций должен проводить открытую информационную политику, активно сотрудничать со средствам массовой информации, прессой.

Всем потенциальным инвесторам должен быть обеспечен доступ к данному исследованию, в частности, информация о выпуске должна быть представлена в сети Интернет. При этом предоставление информации в сети Интернет начинает играть все большую роль в процессе размещения ценных бумаг. Особенно важно предоставление информации в Интернете в случае наличия широкого круга заинтересованных инвесторов. В мире уже известны случаи, когда презентация (road-show) также проводилась через Интернет.

Прямая реклама ценных бумаг в средствах массовой информации - достаточно редко применяется на Западе, однако, по-видимому, может быть одной из составных частей при размещении облигаций, ориентированных на широкий круг лиц. Однако, данная реклама не должна быть слишком агрессивной, поскольку в противном случае она может стать антирекламой, учитывая опыт российских инвесторов с акциями "МММ" и других финансовых пирамид.

Вопрос обращения облигаций должен быть рассмотрен уже при их размещении. При этом эмитент должен позаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций. Это необходимо потому, что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций. Ликвидность является привлекательной чертой облигаций, соответственно, ликвидные облигации могут быть менее доходными - поэтому эмитент заинтересован в ликвидности облигаций, чтобы иметь возможность проводить размещение под низкие процентные ставки.


Кроме того, как уже указывалось, привлекательностью будут пользоваться облигации с пут-опционом, то есть такие, которые инвестор может продать обратно эмитенту в определенные моменты времени. При размещении таких облигаций отношения инвестора и эмитента не ограничиваются разовым размещением. Инвестор имеет возможность продать эмитенту облигации обратно. Однако эмитент может и не быть заинтересован в том, чтобы выкупать обратно свои обязательства. При наличии вторичного рынка инвестор сможет не дожидаться момента, когда можно предъявить облигации эмитенту для их досрочного погашения, а просто реализовать их на вторичном рынке. 

С другой стороны, возможно, что эмитент как раз заинтересован в том, чтобы выкупить возможно больший объем облигаций. Это, опять же, легче сделать при наличии ликвидного вторичного рынка.

Кроме того, при размещении облигаций с переменной купонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентную ставку есть смысл установить на следующий купонный период. Если облигации торгуются по цене, выше номинала, значит ставка текущего купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеет возможность установить на следующий период более низкую процентную ставку. Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке меньше номинала, предприятие должно либо повысить купонную ставку по следующему периоду, либо предпринять иные меры по повышению привлекательности данного выпуска.

Говоря о целесообразности развития вторичного рынка облигаций необходимо отметить и то, что реально предприятие не должно рассчитывать на то, что сразу же удастся разместить крупный выпуск облигаций. Первоначально может быть размещен лишь сравнительно незначительный объем. И от того, удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своих облигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительно размещать более значительные объемы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента. 

Существуют 2 основных формы вторичного рынка ценных бумаг - организованный (биржевой и компьютеризированный) рынок и неорганизованный рынок. Там же отмечалось, что рынок облигаций в ряде стран носит биржевой (Германия, Италия, Великобритания), а в ряде стран внебиржевой (США, Япония) характер.


Биржевой рынок исключительно удобен для частных инвесторов в силу низких комиссионных издержек, небольших лотов и простоты обслуживания. Однако при ориентации прежде всего на крупных клиентов, биржевая форма вторичного рынка - не единственный вариант. Рынок может и не иметь организованную форму, и, как показывает опыт, это далеко не всегда означает его низкую ликвидность.

В любом, случае, независимо от того, как создается вторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем) происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличие одного или нескольких маркет-мейкеров ("делателей рынка"). Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. При этом маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенный величины - допустимого спрэда. 

Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует, чтобы у маркет-мейкера имелись средства для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Определение размера такого фонда - в общем случае, достаточно нетривиальная задача. По приблизительным подсчетам, величина такого фонда должна составлять порядка 3-4% от общего объема выпущенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%. 
При этом, для поддержания вторичного рынка предприятие должно продолжать осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше информации имеют инвесторы, тем активнее рынок.

§ 2. Особенности передачи прав по облигациям

Могут ли права требования исполнения обязательства по облигациям быть переданы посредством обыкновенной цессии после составления списка владельцев облигаций? К числу прав кредитора по обязательству, которые в принципе не могут быть уступлены в порядке цессии, ГК РФ относит:

а) права, неразрывно связанные с личностью кредитора, в частности требования об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст. 383 ГК РФ);

б) права, уступка которых противоречит закону и иным правовым актам (п. 1 ст. 388 ГК РФ) 


Используемым для установления неразрывности права требования с личностью кредитора "критерием... является связь цели установления обязательства с его субъектным составом. О невозможности уступки можно говорить в тех случаях, когда изменение лица на стороне кредитора приводит к результату, существенно отличающемуся от результата, преследуемого при установлении обязательства".

Эмитент сможет выдвигать против нового кредитора возражения, исключаемые публичной достоверностью этих записей, например оспаривать действительность сделки цессии. В то же время на эмитента будут возлагаться определенные риски исполнения ненадлежащему кредитору в случае, если сделка цессия будет признана недействительной.[28] Следовательно, произойдет перераспределение рисков, связанных с исполнением обязательств.

Заключая подобную сделку цессии, лицо, включенное в список владельцев облигаций, и новый кредитор идут на указанное перераспределение рисков и утрату преимуществ, связанных с публичной достоверностью списка владельцев облигаций, по своей воле и на свой страх и риск. Однако лишить эмитента без его согласия преимуществ, вытекающих из публичной достоверности списка владельцев облигаций, было бы грубым нарушением общего принципа защиты должника при уступке требования, который заключается в том, что "смена кредитора не должна ухудшать или просто изменять положение должника".[29]

В одном из дел судом кассационной инстанции рассматривался вопрос о действительности договора уступки прав, удостоверенных принадлежащими цеденту именными облигациями акционерного общества и исполнительным листом. Суд кассационной инстанции указал, что ч. 2 ст. 388 ГК РФ устанавливает императивное правило, согласно которому не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" по вопросам условий и порядка исполнения эмитентом обязательств перед владельцами именных ценных бумаг устанавливает особые последствия для данных кредиторов. Важность для должника именно личности кредитора в этом случае обусловлена правом эмитента на доступность информации о владельце именной ценной бумаги в совокупности с необходимостью идентификации ее владельца, в том числе и при переходе прав на такую бумагу к новому держателю. Материалы дела не содержали доказательств, подтверждающих получение сторонами договора цессии согласия эмитента на уступку прав.