Файл: Облигация как вид ценной бумаги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

        8. В зависимости от того, какие выплаты производятся эмитентом по облигационному займу, различают:

8.1. Облигации, по которым производится только выплата процентов, а капитал не возвращается, точнее, эмитент указывает на возможность их выкупа, не связывая себя конкретным сроком. К этой группе облигаций бессрочного займа относятся, например, английские консоли, выпущенные еще в середине XVIII в. и обращающиеся до настоящего времени;

8.2. Облигации, по которым лишь возвращается капитал по номинальной стоимости, но не выплачиваются проценты. Это так называемые облигации с нулевым купоном;

8.3. Облигации, по которым проценты не выплачиваются до момента погашения облигации, а при погашении инвестор получает номинальную стоимость облигации и совокупный процентный доход. К таким облигациям можно отнести сберегательные сертификаты серии Е, выпускаемые в США;

8.4. Облигации, по которым возвращается капитал по номинальной стоимости, а выплата процентов не гарантируется и находится в прямой зависимости от результатов деятельности компании - эмитента, т. е. от того, получает компания прибыль или нет. Такие облигации называют доходными или реорганизационными, т. е. выпускаются, как правило, компаниями, которым грозит банкротство;

8.5. Облигации, дающие право их владельцам на получение периодически выплачиваемого фиксированного дохода и номинальной стоимости облигации - в будущем, при ее погашении. Этот вид облигаций наиболее распространен в современной практике во всех странах.

        9. Периодическая выплата доходов по облигациям в виде процентов производится по купонам.

        Купон представляет собой вырезной талон с указанной на нем цифрой купонной (процентной) ставки. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:

9.1.      Облигации с фиксированной купонной ставкой;

9.2. Облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;

9.3. Облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называют индексируемыми, обычно эмитируются в условиях инфляции;

9.4. Облигации с минимальным или нулевым купоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по таким облигациям устанавливается ниже номинальной, т. е. предполагает скидку. Доход по этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимости и представляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью;


9.5 Облигации с оплатой по выбору. Владелец этой облигации может доход получить как в виде купонного дохода, так и облигациями нового выпуска;

9.6.      Облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке, а часть срока - по плавающей ставке.

         10. По характеру обращения облигации бывают:

10.1. Неконвертируемые;[23]

10.2. Конвертируемые. Такие облигации конвертируются в обыкновенные акции того же эмитента. По конвертируемым облигациям в проспекте эмиссии указывается пропорция, в соответствии с которой осуществляется обмен облигации на акции.

Корпоративные облигации одного выпуска могут быть конвертированы в облигации другого выпуска. Такие замены осуществляются с целью реструктуризации (изменения структуры) долга. При этом замена одних облигаций на облигации с меньшими процентными выплатами или с большим сроком обращения называется рефинансированием. Рефинансирование ослабляет процесс долгов и используется не только на фондовом, но и в целом на финансовом рынке.[24]

       11.В зависимости от обеспечения облигации делятся на два класса:

11.1. Обеспеченные залогом;

11.2. Необеспеченные залогом. В свою очередь, обеспеченные залогом облигации:

        11.1.1. Обеспечиваются физическими активами: в виде имущества и иного вещного имущества; в виде оборудования (облигации с подобным залогом чаще всего выпускаются транспортными организациями, которые в качестве обеспечения используют суда, самолеты и т. п.).

 Облигации под залог физических активов (как в виде вещного имущества, так и в виде оборудования) включают в себя так называемые: облигации под первый заклад;

второзакладные облигации, или облигации под второй заклад. Облигации под второй заклад стоят на втором месте после первозакладных и называются еще общезакладными. Претензии по облигациям под второй заклад рассматриваются после расчетов с держателями облигаций под первый заклад, но до расчетов с прочими инвесторами.

        11.1.2. Облигации с залогом фондовых бумаг обеспечиваются находящимися в собственности эмитента ценными бумагами какой-либо другой компании (не эмитента);

        11.1.3. Облигации с залогом пула закладных (ипотек). Такие же облигации выпускаются кредитором, на обеспечении у которого находится пул ипотек под выданные им ссуды под недвижимость. Поступление платежей по этим ссудам является источником погашения и выплаты процентов по облигационному займу, обеспеченному пулом закладных.


        11.2. Необеспеченные залогом облигации включают следующие разновидности:

11.2.1. Необеспеченные облигации какими-либо материальными активами. Они подкрепляются "добросовестностью" компании-эмитента, т. е. обещанием этой компании выплатить проценты и возместить всю сумму займа по наступлении срока погашения.

11.2.2. Облигации под конкретный вид доходов эмитента. По этим облигациям эмитент обязуется выплачивать проценты и погашать займ на счет каких-либо конкретных доходов.

11.2.3. Облигации под конкретный инвестиционный проект. Средства, полученные от реализации данных облигаций, направляются эмитентом на финансирование какого-либо инвестиционного проекта. Доходы, полученные от реализации этого проекта, эмитент использует на погашение займа и выплату процентов.

11.2.4. Гарантированные облигации. Облигации не обеспечены залогом, но выполнение обязательств по займу гарантируется не компанией-эмитентом, а другими компаниями. Чаще всего гарантом является более сильная с экономической точки зрения компания, что делает данные облигации более надежными.

11.2.5. Облигации с распределенной или переданной ответственностью. По этим облигациям обязательства по данному займу либо распределяются между некоторым числом компаний, включая эмитента, либо целиком принимают на себя другие компании, исключая эмитента.

11.2.6. Застрахованные облигации. Данный облигационный займ компания-эмитент страхует в частной страховой компании на случай возникновения каких-либо затруднений в выполнении обязательств по этому займу.[25]

        12. В зависимости от степени защищенности вложений инвесторов различают:

12.1. Облигации, достойные инвестиций, - надежные облигации, выпускаемые компаниями с твердой репутацией; хорошее обеспечение;

12.2. Макулатурные облигации, носящие спекулятивный характер. Вложения в такие облигации всегда сопряжены с высоким риском.[26]

Глава III. Практика применения облигаций

§ 1. Эмиссия облигаций

На основании ст. 143 Гражданского кодекса Российской Федерации облигации являются ценными бумагами. В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"(ред. от 07.02.2011г с изм. и доп. вступившими в силу с 07.04.2011г) (Закон N 39-ФЗ) облигация признается эмиссионной ценной бумагой, фиксирующей право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней (облигации) срок ее номинальной стоимости либо иного имущественного эквивалента. Помимо этого, облигация может предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации или иных имущественных прав. Доходом по облигации будет являться процент или дисконт (либо и то и другое).


Характеризующая данный сектор отечественного финансового рынка статистика указывает на то, что только немногие промышленные корпорации занимались распространением своих облигаций, предлагая в их обеспечение автомобили или какое-либо иное материальное покрытие.

В банковском секторе фондового рынка до недавнего времени российские эмитенты не использовали такой общепринятый в мировой банковской практике инструмент привлечения средне- и долгосрочных ресурсов, как облигации. В структуре пассивов западных коммерческих банков выпущенные облигации играют заметную роль, а на международном рынке капиталов облигационные займы опережают по объему кредиты. В нашей стране ситуация несколько иная. Большинство российских коммерческих банков практически не проводили еще операций с собственными облигациями.

Эмиссионные ценные бумаги условно разделяются на именные и на предъявителя. Именные эмиссионные ценные бумаги выпускаются в бездокументарной форме. Исключение составляют случаи, предусмотренные федеральными законами. Эмиссионные ценные бумаги на предъявителя выпускаются исключительно в документарной форме. На каждую такую бумагу владельцу выдается сертификат.

Цели эмиссии облигаций следующие:

1. Привлечение на приемлемых условиях заемных средств на срок свыше года.

Привлечение инвестиционных ресурсов или "длинных" пассивов - задача, выдвигаемая эмитентом на первый план. В первую очередь успешное решение этой задачи направлено на обеспечение платежеспособности и ликвидности.

2. Акционерное общество, эмитируя облигации, не рискует попасть в зависимость от банка и самостоятельно может определять размер, сроки и условия погашения облигационного займа. Точно так же держатели акций не делятся правами управления потому, что облигация в отличие от акции права голоса не имеет.

3. Формирование положительной кредитной истории, а также позитивного имиджа компании для дальнейшего привлечения больших объемов финансовых ресурсов на рынке корпоративных облигаций, выпуска акций или выхода на международные рынки капитала. Чаще всего формирование кредитной истории является превалирующей целью эмитента, впервые выходящего на рынок корпоративных облигаций.

В любом случае, независимо от целей эмиссии, руководству компании, планирующей выпуск облигаций, необходимо помнить о некоторых основных условиях успешной эмиссии, при соблюдении которых можно привлечь финансовые ресурсы путем эмиссии корпоративных обязательств. В частности:


Так как основной источник погашения облигаций - это прибыль компании, полученная за период обращения облигаций, то объем эмиссии необходимо рассчитывать исходя из уровня этой прибыли. Таким образом, основное условие выхода на рынок корпоративных облигаций - это прибыльность эмитента.

Далее, еще одним условием, заслуживающим внимания, является зависимость ликвидности выпуска облигаций от его объема.

Ликвидность эмиссии облигаций чрезвычайно важна для эмитента, так как, чем более ликвидна ценная бумага, тем меньший уровень доходности по ней устраивает покупателя облигаций - инвестора. Это происходит потому, что более высокий уровень ликвидности предполагает меньший уровень риска. А это означает меньший уровень затрат по обслуживанию облигаций для эмитента.

Минимальный объем эффективной эмиссии - 250 - 300 млн руб., поскольку именно такой объем обеспечивает необходимую ликвидность выпуска облигаций, так как ценные бумаги распределяются среди достаточно широкого круга инвесторов. Некоторые из этих инвесторов в дальнейшем будут продавать облигации, другие будут готовы их приобрести.

Для того чтобы компания, выпустившая облигации, имела возможность выполнять свои обязательства по ним, при объеме эмиссии 250 - 300 млн руб. ей необходимо иметь ежегодный объем выручки не менее 2,5 млрд руб.

Кроме того, чем меньше объем выпускаемых облигаций, тем ниже их ликвидность, а следовательно, и привлекательность для инвесторов.

Помимо этого, необходимо понимать, что привлечение средств на рынке корпоративных облигаций стоит весьма недешево. Поэтому важным пунктом становится оценка того, принесут ли столь серьезные затраты экономический эффект.

В то же время можно найти и примеры совсем небольших эмиссий - объемом, например, 2 - 5 млн долл. США и менее. В этом случае выпуски облигаций (даже распространяемые по открытой подписке) обычно размещаются среди узкого круга инвесторов, договоренность с которыми достигается эмитентом еще на стадии планирования эмиссии. Предварительная договоренность с инвесторами в этом случае является важнейшим условием успешного размещения облигаций.

Если же руководство компании приняло твердое решение выпускать облигации, в этом случае необходимо выбрать андеррайтера - банк или инвестиционную компанию, который поможет определиться с параметрами займа, а также осуществить официальную процедуру эмиссии и размещение облигаций среди инвесторов.

Выбор андеррайтера необходимо осуществлять исходя из его опыта работы в области подготовки и размещения эмиссий корпоративных облигаций. Профессиональный уровень оказываемых андеррайтером услуг зависит от того, сколько эмиссий уже было им размещено.