Файл: Единство и противоречия международной и национальной валютной системы, проблемы трансформации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Проблемы трансформации мировой и национальных валютных систем

2.1. Влияние финансовой глобализации на мировую и национальную валютную систему

Глобализация представляет собой неизбежный процесс углубления взаимосвязи и взаимозависимости вследствие обмена товарами и продуктами, информацией, знаниями и культурными ценностями. За последние десятилетия темпы глобальной интеграции стали значительно более высокими и впечатляющими из - за беспрецедентных достижений в таких сферах, как технологии, средства связи, наука, транспорт и промышленность. Глобализация мировой экономики обуславливает первостепенную тенденцию и перспективу формирования международных валютных отношений.

Валютная глобализация представляет собой высшую степень интернационализации валютных отношений, которые связанны с функционированием валют в мировой экономике и институциональной организацией этих отношений в соответствии с принципами организации мировой валютной системы[6].

Фундаментальная причина валютной глобализации коренится в противоречии между интернационализацией процесса общественного воспроизводства и сохранением его национальной специфики. Поскольку валютные отношения обслуживают мирохозяйственные связи, это определяет многоуровневый характер валютной глобализации, сопровождающей интернационализацию процесса воспроизводства[7]. В условиях углубления интеграции экономики индустриально развитых стран валютная система исполняет важную и значительную роль в мирохозяйственных взаимосвязях. Она оказывает прямое воздействие на характеризующие финансовое состояние страны обстоятельства: темпы экономического роста, производства, уровень и динамику заработной оплаты, на темпы увеличения интернационального обмена и др.

Кризис 2008–2009 гг. существенно обострил проблемы современной Ямайской валютной системы. Финансовая глобализация и либерализация устранили препятствия для распространения кризисных явлений из стран-эмитентов ключевых валют в международные финансы. Действующая валютная система также характеризуется высокой степенью зависимости от внутренней денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики США и других развитых стран — эмитентов ключевых валют.


В условиях финансовой нестабильности высокую актуальность приобрели проблемы созданий новых условий обращения валют, призванных обеспечить оздоровление мировой валютной системы и финансового рынка. Тем не менее статистические данные позволяют сделать вывод об отсутствии каких-либо количественных доказательств утраты долларом США лидирующих позиций. Доллар остается основной резервной валютой — в нем номинированы около 65 % всех валютных резервов в мире.

На мировом валютном рынке доллар участвует в 87 % сделок. Причем ни в том ни в другом случае не наблюдается явной тенденции к снижению его доли. Это также подтверждается данными о валютной структуре платежей в системе СВИФТ, где доллар обслуживал в среднем около 50 % всех платежей в мире, а в переводах между отдельными регионами — более 90 %. К тому же денежно-кредитная политика, проводимая в последние годы ЕЦБ и Банком Японии, направленная на удешевление денег, закономерно привела к радикальному падению уровня доходности государственных долговых обязательств указанных стран до отрицательных значений.

В самом ближайшем будущем держатели валютных резервов (центральные банки) окажутся перед выбором — либо покупка долларовых активов, либо активы в других валютах, но с отрицательной доходностью. Уже сегодня нормативная база, определяющая правила управления Фондом национального благосостояния РФ, оставляет лишь очень ограниченный круг долговых инструментов, номинированных в евро. Ответ вполне предсказуем и наиболее вероятно, что это приведет к дальнейшему укреплению резервной роли доллара США. Для самих же Соединенных Штатов, насколько можно судить, растущий государственный долг скорее открывает возможности, чем создает проблемы.

На протяжении второй половины ХХ в. и до настоящего момента наращивание задолженности остается инструментом возврата ликвидности в американскую экономику и к тому же пусть и не главным, но заметным источником финансирования бюджетных расходов, в том числе военных. Существующая валютная система, в части основ ее устройства и функционирования так называемой доминирующей валюты не демонстрирует каких либо признаков краха. Стоит, правда, отметить, что такие аспекты, как финансовая стабильность, экономический рост, преодоление кризисов, не являются ее приоритетом.

В России механизм создания первичной ликвидности основан преимущественно на внешних источниках — международных резервах центрального банка, что и определяет его жесткую зависимость от особенностей функционирования мировой валютной системы в долгосрочном разрезе и от динамики движения капитала в краткосрочном периоде. Результатом налогово-бюджетной политики с середины 2000-х гг. стало существенное сокращение объема денежного предложения, несколько скомпенсированное операциями по покрытию дефицита федерального бюджета в последние годы. Тем не менее Банк России в явном виде планирует продолжать курс на сдерживание ликвидности банковского сектора, в том числе путем выпуска облигаций. Причем предполагается, что кредитная активность определяется исключительно спросом на деньги, а объем ликвидности является малозначимым фактором.


Приходится констатировать, что в условиях существующей модели денежного предложения и высокой степени зависимости российской экономики от импорта единственным краткосрочным механизмом поддержания ценовой и курсовой стабильности остается консервация существующей зависимости от внешних источников денежного предложения, сопряженная со всеми негативными последствиями внешнего воздействия как рыночных, так и политических факторов. В то же время требуют рассмотрения возможные направления перехода к внутренним источникам формирования денежного предложения и создания внутренних механизмов стимулирования экономического роста.

    1. Корректировки мировой валютной системы

Процессы глобализации экономики и связанные с ней острые кризисные потрясения, в особенности мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. – все это обостряет вопрос о формировании новой мировой валютно-финансовой архитектуры, включая международную валютную систему. Основные концепции реформирования мировой валютной системы вырабатываются, прежде всего, в рамках «Группы 20» (G20) и излагаются в итоговых документах ее саммитов.

Актуальной проблемой корректировки мировой валютной системы является формирование признанного мировым сообществом носителя функции мировых денег (world money). СДР – официальные мировые деньги современного этапа – ограничиваются расчетами между МВФ и центральными банками государств-членов. МВФ характеризует роль СДР следующим образом: «В настоящее время СДР лишь в ограниченной степени используются как резервный актив. Их основная функция заключается в том, чтобы служить расчетной единицей МВФ и ряда других международных организаций и средством платежа для государств-членов при расчетах по их финансовым обязательствам перед МВФ.

СДР не являются ни валютой, ни требованием к МВФ. В действительности они представляют собой потенциальное требование на свободно используемые валюты государств − членов МВФ». По поводу возможной трансформации мировой валютной системы в академическом мире существуют два противоположных подхода. Сторонники либерального, неоклассического направления в современной экономической теории считают, что глобализации соответствует использование в международном обращении национальных денег. При этом они акцентируют внимание на том, что выдвижение некоторых из числа этих денежных единиц на роль международных валют происходит посредством «естественного отбора», осуществляемого в первую очередь частными участниками валютных сделок. Подобной позиции придерживался М. Фридмен.


Из этого следует, что доллар способен служить полноценным международным средством платежа (мировыми деньгами), а Федеральная резервная система США выступает практически в качестве «мирового кредитора последней инстанции». Кейнсианский подход исходит из необходимости единой мировой валютной единицы, которая выполняла бы функцию универсального средства международных расчетов. При этом участники образованной ООН экспертной группы во главе с нобелевским лауреатом в области экономики за 2001 г. Дж. Стиглицем пришли к выводу, что международная валютная система, основанная на долларе, стала неэффективной и является основным источником финансовых кризисов. США, как и следовало ожидать, выступают против формирования новой мировой валюты, заявляя, что американская экономика уже начала оздоровление и позиции доллара очень сильны. По словам официальных представителей США, доллар укрепился, и инвесторы считают США страной с самой сильной экономикой и самой стабильной политической системой в мире. Поэтому нет необходимости в создании новой мировой валюты.

В итоге, идею универсальных кредитных мировых денег следует рассматривать как целевую стратегическую установку на длительную историческую перспективу. Движение в данном направлении предполагает прохождение ряда последовательных этапов. И вообще достигнуть этой цели в условиях существенных расхождений интересов отдельных государств будет очень тяжело. Более вероятна полицентрическая перестройка мировой валютной системы.

В последнее время практически ежедневно появляются сообщения о том, как страны антиамериканской коалиции переходят на взаиморасчеты в национальных валютах. Однако, как показывает статистика, доля доллара в международных расчетах слишком велика. Даже евро пока не может дотянуться до статуса лидера. Летом 2018 года стало известно, что Россия вывела практически все свои вложения из гособлигаций США. Если совсем недавно инвестиции в американский госдолг превышали 100 млрд долларов, то теперь осталось около 15 млрд. Теперь даже у Казахстана и Турции больше вложений госдолг США, чем у РФ. Этот шаг направлен на снижение зависимости от действий США. И такую политику сегодня ведут многие страны – Турция, Иран, Китай.

В 2016 году юань стал резервной валютой МВФ, то есть впервые в корзину валют данной организации попали денежные знаки развивающейся страны. Постепенно юань начинает расшатывать позиции доллара на мировой арене. Например, важным шагом стал запуск на Шанхайской бирже торговли фьючерсами на нефть, которые были номинированы в китайской валюте. Однако надо признать, что до окончательного свержения доллара еще очень далеко. И это наглядно показывает статистика. Доля доллара и даже евро в международных расчетах слишком велика (таблица 1).


Таблица 1 – Доля доллара, евро, рубля в международных платежах в июле 2018 года (SWIFT)

Источник: Каган А. Доля доллара, евро и рубля в международных расчетах. URL: https://www.kubdeneg.ru/dolya-dollara-evro-rublya-v-mejdunarodnyx-raschetax

Как видно из таблицы, торговля в рублях сегодня находится практически в рамках погрешности. А доллар с долей в 42,6 % занимает ведущее место в мировой торговле. Если смотреть с точки зрения запасов мировых Центробанков, то здесь ситуация говорит об еще большем доминировании доллара. Свыше 60 % мировых валютных резервов хранятся в долларах. Желающих хранить сбережения в рублях нет (таблица 2).

Таблица 2 – Доля доллара, евро в международных валютных резервах (МВФ)

Поэтому можно утверждать, что скорого отказа от доллара не произойдет. Сегодня слишком высока его сила и слишком много процессов завязаны именно на американской валюте. Возможно, именно этим объясняется и поведение некоторых стран на мировой арене, которые пытались неоднократно перевести свои расчет на национальные валюты, но в итоге при снятии санкции или иных благоприятных возможностях быстро снова возвращались в орбиту доллара.

Что касается российского рубля, то его роль в мировой валютной системе в первую очередь определяется его положением на постсоветском пространстве, в котором постепенно складывается неформальная валютная группировка на основе рубля. Повышению степени интернационализации рубля содействовали бы договоренности России с государствами-членами СНГ, а также со странами группы БРИКС и, возможно, с другими странами относительно перехода во взаимной торговле, в особенности при поставках российских энергоносителей, на расчеты в национальных валютах.

    1. Интернационализация национальной валютной системы

В 2013 году на совместной с МВФ конференции Руководство Центрального Банка КНР объявило курс на включение юаня в список резервных валют. В 2016 году эта цель была достигнута, МВФ включил юань в корзину валют для расчета SDR. Тот факт, что в 2017 году объем ВВП Китая превысил 12 трлн. долларов[8] и уступает по размеру только ВВП США, а доля КНР в объеме мирового экспорта приблизилась к 13%[9], свидетельствует о том, что юань может стать одной из мировой валют. Несмотря на ряд положительных последствий для экономики, интернационализация национальной валюты может быть сопряжена с негативными изменениями.