Файл: Аналитические регистры налогового учета по налогу на прибыль (Аналитический учёт налога на прибыль в ООО «Подшипник»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема «Аналитические регистры по налогу на прибыль» является актуальной в связи с постоянными изменениями в налоговом законодательстве и необходимостью их оперативного учёта. Последние изменения вступили в силу в 2017г. и предполагают другой принцип переноса налогового актива на будущие периоды, изменение пропорций отражения налога на прибыль в части федерального и регионального бюджета и некоторых других.

Кроме того, налог на прибыль и НДФЛ – два основных налога, формирующих доходные статьи государственного бюджета. От правильности и своевременности их отражения зависят объёмы и структура государственных расходов.

Также можно отметить недостаток экономико-правовой литературы по этой теме, что связано, прежде всего с динамикой внесения поправок в Налоговый Кодекс. РФ.

Можно отметить следующих учёных, исследования которых так или иначе затрагивают тематику настоящей курсовой работы: Артеменко В.Г., Бариленко В.И, Войтоловский Н.В., Кроликов И.Л., Курганова И.Р., Любомирова М.А., Макарова Л.Г., Невешкина Е.В., Нитецкий В.В., Пожидаева Т.А., Тужин Г.Д., Шеремет А.Д., Шогенов Б.А.

Цель написания курсовой работы – исследовать аналитические регистры по налогу на прибыль.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть элементы налога на прибыль;

- - охарактеризовать собенности налогового учёта по налогу на прибыль;

- рассмотреть аналитические регистры по налогу на прибыль;

- дать общую характеристику ООО «Подшипник»;

- проанализировать ведение налогового учёта прибыли ООО «Подшипник»;

- конкретизировать ошибки, допускаемые бухгалтером при расчёте налога на прибыль;

- предложить рекомендации по оптимизации учёта налога на прибыль и его налоговой базы.

Объектом курсовой работы является налог на прибыль.

Предмет – аналитические регистры по налогу на прибыль.

Информационную базу исследования составили данные ООО «Подшипник», интернет-ресурсы, фактологический материал российской и зарубежной учебной литературы.

Методологической и теоретической основой исследования являются теоретические и концептуальные разработки ведущих отечественных и зарубежных ученых в области учёта и анализа финансовых результатов организаций. Работа выполнена на основе принципов системного подхода, законов диалектики, логики причинно-следственных зависимостей.

Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы следующие методы исследования: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования.


Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложением.

1. Теоретические основы ведения налогового учёта

1.1 Элементы налога на прибыль

По объёмам поступлений в консолидированный бюджет РФ налог на прибыль организаций с относительно небольшим отрывом занимает второе место по НДФЛ[1].

Взимание налога на прибыль регулирует 25 глава НК (Налогового Кодекса) РФ. Это – федеральный прямой налог, взимаемый с прибыли организаций. Прибыль является объектом налогообложения по этому налогу[2].

Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и те, иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ через филиалы и представительства.

Прибыль для российских организаций рассчитывается как разница между доходами и расходами. Для иностранных организаций прибыль определяется как доходы, полученные от источников РФ, либо как разница между доходами и расходами постоянных представительств на территории РФ[3].

Доходом признаётся выраженная в денежном или натуральном выражении экономическая выгода, которую можно определить количественно в соответствии с главой 25 НК РФ,

Прибыль организации определяют нарастающим итогом сначала и до конца года.

По общему режиму налогообложения размер налоговой ставки установлен в размере 20%[4].

До 2017г. налог на прибыль организаций распределялся следующим образом: 2% направлялось в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ. С 1 января 2017г. 3% поступает в федеральный бюджет, а 17% - в региональный[5].

Приведём перечень прочих налоговых ставок по налогу на прибыль:

А) доходы в виде процентов, полученные по муниципальным ценным бумагам (облигациям): в федеральный бюджет поступает 9% (основание – п 4.2 ст. 284 НК РФ);

Б) доходы в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием: в федеральный бюджет поступает 9% (основание – п 4.2 ст. 284 НК РФ);

В) доходы в виде процентов по облигациям стран СНГ: в федеральный бюджет поступает 15% (основание – п 4.1 ст. 284 НК РФ);


Г) доходы от дивидендов по акциям с заверенными депозитарными расписками правами : в федеральный бюджет поступает 13% (основание – п 3.1 ст. 284 НК РФ);

Д) доходы в форме дивидендов, полученные иностранными гражданами от владения акциями российских компаний: в федеральный бюджет поступает 15% (основание – п 3.3 ст. 284 НК РФ)[6];

Е) доходы по ценным бумагам (не дивидендам), которые учитываются на счетах депо иностранных держателей : в федеральный бюджет поступает 30% (основание – п. 9 ст. 310 и п 4.2 ст. 284 НК РФ);

Ж) доходы в виде дивидендов, которые учитываются на счетах депо иностранных граждан: в федеральный бюджет поступает 15% (основание – п. 9 ст. 310 и п 4.2 ст. 284 НК РФ);

З) доходы, полученные в результате предоставления в аренду транспортных средств, морских и воздушных судов для международных перевозок в федеральный бюджет поступает 10% (основание – п 1.7 ст. 309 НК РФ);

И) доходы от международных перевозок, включая демереджи: в федеральный бюджет поступает 20% (основание – п 1.8 ст. 284 НК РФ);

К) прибыль, полученная организациями от добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении: в федеральный бюджет поступает 20% (основание – п 1.4 ст. 284 НК РФ);

Л) прибыль полученная организациями, являющимися участниками региональных инвестиционных проектов : в региональный бюджет поступает 10% (основание – п 1.5 ст. 284 НК РФ);

М) прибыль, получаемая контролируемыми иностранными компаниями : в федеральный бюджет поступает 20% (основание – п 1.6 ст. 284 НК РФ);

Н) прибыль, полученная юридическими лицами – участниками свободной экономической зоны : в региональный бюджет поступает не более 12,5% (основание – п 1.7 ст. 284 НК РФ);

О) прибыль юридических лиц – резидентов территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток в региональный бюджет поступает не более 5% (основание – п 1.8 ст. 284 НК РФ);

П) прибыль, полученная организациями, являющимися участниками экономической зоны в Магаданской области в региональный бюджет поступает не более 12,5% (основание – п 1.10 ст. 284 НК РФ);

Р) прибыль, которую организации получили от деятельности в туристско-рекреационных и технико-внедренческих особых зонах в региональный бюджет поступает не более 12,5% (основание – п 1.2 ст. 284 НК РФ)[7].

В случае, если юридическое лицо участвует в инвестиционных проектах, ведёт благотворительную деятельность, то региональными властями предусмотрена возможность снижение ставки налога. Организации-участники проекта «Сколково» освобождены от уплаты налога на прибыль.


В 2017г. организации могут списывать убыток прошлых периодов но на сумму, не превышающую половины налоговой базы текущего периода (согласно п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Но предельный срок, ограничивающий число таких переносов не указан, то есть переносить можно долго. Это правило будет действовать в 2017—2020 гг[8]. Ранее лимита по размеру переносов не было, но было указано, что компании могли таким образом уменьшать сумму налога не более, чем в течении десяти лет.

Налоговым периодом признаётся календарный год. Но если предприятие зарегистрировано не в начале года или приняло решение о ликвидации, которая произойдёт не 31 декабря, то налоговый период, соответственно, менее года. Налог на прибыль по итогам отчётного периода оплачивается в срок не позднее 28 марта следующего года.

Налог, подлежащий уплате определяется как произведение налоговой базы на налоговую ставку за вычетом произведённых авансовых платежей.

Авансовые платежи по налогу на прибыль организации могут перечислять ежеквартально и/или ежемесячно. Окончательный расчёт налога на прибыль производится с учётом уплаченных авансовых платежей.

С 1.11.2017 г. увеличились размеры штрафов за несвоевременную уплату налога. Это отражено в поправках п.4 ст. 75 НК РФ: за просрочку до 30 дней размер пени составит 1/300 от ставки рефинансирования РФ, если просрочка составляет более 30 дней, то пеня составляет 1/150 ставки.

По закону разрешено платить за третьих лиц.

Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит из пяти групп. Первые четыре группы регистров предназначены для работы коммерческих организаций[9]:

- регистры промежуточных расчетов;

- регистры учета состояния единицы учета;

- регистры учета хозяйственных операций;

- регистры формирования отчетных данных.

Основная задача регистров первой группы - помочь организации при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

Главная задача регистров второй группы – заключается в том, чтобы собрать сведения об имуществе организации (стоимости основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения в течение налогового периода.

Регистры третьей группы включают в себя информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Бухгалтер заполняет их на основании первичных учетных документов организации[10].


Предназначение налоговых регистров четвертой группы состоит в том, чтобы непосредственно переносить данные из этих регистров в налоговую декларацию.

Пятая группа регистров предназначена для учёта целевых средств некоммерческих организаций.

1.2 Особенности налогового учёта по налогу на прибыль

Процедура расчёта доходов и расходов, принятая в налоговом учёте отличается от бухгалтерского. Поэтому в российских организациях принято вести два учёта – бухгалтерский и налоговый[11].

Налоговый учёт можно рассматривать как систему обобщения информации с целью расчёта налоговой базы на основе данных первичных документов[12].

Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572 внёс следующие изменения в систему налогового учёта по налогу на прибыль организаций:

- в лист 2 налоговой декларации внесены изменения (добавлены новые строки и изменена формула расчёта самого налога) для отражения нулевых или пониженных ставок по налогу на прибыль, которыми пользуются организации – участники свободной экономической зоны в Крыму, Владивостока и территорий опережающего социально-экономического развития;

- организации обязаны отражать свои вложения в инвестиционные проекты;

- внесён дополнительный раздел для плательщиков торгового сбора (местный налог). По номам ФЗ от 29.11.2014 №382, налог на прибыль может быть уменьшен на уплаченную сумму торгового сбора;

- в налоговой декларации был добавлен раздел, посвящённый алгоритму расчёта прибыли контролируемых иностранных организаций. Причиной является введение поправки в НК РФ главу 34 о контролируемых иностранных организациях и контролирующих лицах. Согласно этой поправки контролирующие лица, являющиеся резидентами РФ обязаны платить налог за управляемую иностранную компанию, функционирующую на территории РФ;

- введены изменения, связанные с симметричными корректировками цен, которые отражены в статье 105.18 НК РФ[13].

Кроме того, в статье 266 НК уточнено понятие «сомнительный долг», под которым теперь понимают любую вовремя непогашенную и необеспеченную (ни поручительством, ни банковской гарантией, ни залогом). Согласно ФЗ № 401 от 30.11.2016 г. Если у организации есть перед контрагентом задолженность перед контрагентом, то только разница по этим обязательствам будет признаваться сомнительным долгом.