Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе

1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников

1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников

2.2. Комплекс коррекционных занятий по формированию межличностных отношений детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» детский сад «Светлячок» шарангского муниципального района Нижегородской области

2.3. Итоговая диагностика на формирование межличностных отношений детей старшей группы «Фантазеры» Шарангского муниципального района Нижегородской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В.В. Ветровой, Л.М. Шипицыной и другими исследователями отмечается, что на четвертом году жизни для дошкольника сверстник становится предпочитаемым партнером по общению. Уже в старшем дошкольном возрасте, замечает B.C. Мухина [3], на передний план выходят взаимоотношения детей со сверстниками, необходимость учета их точки зрения в играх и общении. В данном возрасте у детей при соответствующих условиях развития общения, взаимоотношений появляется сознательное выполнение правил поведения.

Старших дошкольников начинают интересовать отношения между людьми. Л.Н. Галигузова [2] утверждает, что межличностные отношения их интересуют больше, чем явления природы или животные. При благоприятных условиях развития у старшего дошкольника формируется потребность правильного поведения, переживание по поводу оценки своей личности.

Исследования P.A. Смирновой и Р.И. Терещук показали, что избирательные привязанности и предпочтения возникают на основе положительных взаимоотношений. Дети видят в сверстниках себя - отношение к себе и предмет для сравнения с собой. Каждый ребенок нуждается в положительном отношении со стороны сверстников. Это является необходимым условием его поступательного психосоциального развития. Симпатия к другим детям постепенно переходит в потребность общения с ними.

Влияние сверстников заключается в том, что в условиях общения ребенок постоянно отождествляет себя с ними, сталкивается с необходимостью соблюдения правил поведения. Однако причиной частых конфликтов в детской среде является неспособность понимать психическое состояние сверстника, низкий уровень сформированности социальных навыков. И лишь благодаря взрослому дети начинают осознавать свои возможности в общении со сверстниками.

Важнейшим условием, по мнению Л.В. Филипповой, Ю.А. Лебедева, Е.В. Примы, И.Н. Кольцовой и других исследователей, является создание на занятиях условий для эффективного взаимодействия ребенка со сверстниками, в которых развивается эмоциональная восприимчивость, понимание разного характера отношения к нему.

Авторы отмечают, что позитивные изменения возможны при условии эмоционального сопереживания взрослого ребенку, искренней веры в него, создания атмосферы взаимопонимания. На занятиях важно проявление педагогом психологической поддержки, доброжелательных реакций на действия ребенка. Главной задачей авторы программы считают приобретение в процессе общения социально уверенного поведения.


Таким образом, содержание формирования межличностных отношений между взрослыми и детьми, а также самими дошкольниками включает согласование и объединение усилий психологов, педагогов и родителей в достижении благоприятных психолого-педагогических условий для развития детей.

1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников

На современном этапе развития компетентностной модели высшего образования актуализируется задача выявления эффективных средств [1, с. 253] подготовки педагогов дошкольных учреждений. Образовательный процесс включает в себя ряд средств по подготовке ребенка к жизни в социуме. Одни направлены на выработку способов поведения, способствующих укреплению здоровья, другие на развитие интеллектуальных способностей, а третьи на развитие любознательности. Навыки общения очень важны для дошкольника, так как именно они являются необходимым элементом для активной жизнедеятельности в обществе. Без общения невозможно развитие индивида как личности, так как поступление в учебное заведение, поиск высокооплачиваемой работы, создание семьи.

Вопросы становления и развития межличностных отношений является актуальной и рассматривается в исследованиях отечественных педагогов и психологов (С. А. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, Г.М. Андреева, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.В. Духновский, В.В. Абраменкова), которые доказали, что развитие межличностных отношений контролируется разными внешними факторами, такими как: эмоциональное состояние индивида, совместная деятельность, творческие интересы и общественные интересы. Решающее значение придается деятельности, в которой ребенок может полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.

Анализ федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» показал, что педагог дошкольного образовательного учреждения должен обладать: готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации; способностью организовывать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста; способностью обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности. Педагог должен выступать активным организатором образовательного процесса, способным и готовым к прогрессивному личностно-профессиональному развитию [2, с. 303].


Анализ учебных планов и образовательных программ педагогических колледжей Самарской области выявил проблемы реализации образовательных стандартов, которые обусловлены быстрым обновлением в соответствии с уровнем развития технологий в мире и отсутствием механизмов регуляции адекватного заказа на подготовку специалистов [3, с. 395-396]. В Чапаевском губернском колледже имени О. Колычева будущие воспитатели обучаются организации различных видов деятельности и общения детей, в том числе игровой деятельности. В учебном плане «Самарского государственного социально­педагогического колледжа» большое внимание уделяется развитию общения и художественно-эстетических навыков у дошкольников и организации деятельности ребенка. Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» углубленной подготовки Тольяттинского педагогического колледжа включает профессиональные дисциплины, нацеленные на развитие способностей дошкольников к различным видам деятельности. В профессиональном модуле Сызранского губернского колледжа присутствует дисциплина, направленная на развитие способности организации игровой деятельности детей. Таким образом, в педагогических колледжах будущих воспитателей готовят в большей степени к организации игровой и творческой деятельности дошкольников.

Учебный план «Московского государственного педагогического университета» разбит на модули, в которых развивается определенная сторона личности ребенка. В модуле «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» основная часть часов направлена на обучения студентов методикам обучения дошкольников художественно-эстетическому творчеству: изобразительному, музыкальному искусству. В учебном плане Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина в списке предметов на выбор есть такие направления как: «Современные средства обучения», «Литературное образование дошкольников», «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста», «Игровая деятельность и организация игровой деятельности дошкольников». В учебном плане Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов включено восемь обучающих модулей, один из них рассматривает теории и технологии в области дошкольного образования. На данном этапе студенты обучаются теориям и технологиям развития детской изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию дошкольника. В перечень вариативных предметов входит «Театрализованная деятельность в ДОО».


Вывод по главе 1

Таким образом, в учебных планах данных университетов достаточно много предметов, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка. Но одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования социальных навыков, что связано с внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Решающее значение придается деятельности, в которой ребенок может полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально­культурный опыт.

Современные исследователи отмечают важную роль средств театрализации в развитии социальных навыков. В процессе театрализованной деятельности проходит установление дружеского контакта между детьми: ребенок «зритель» подсказывает, помогает ребенку «артисту» в исполнении роли. Через простые сказки в детях зарождаются принципы гуманности и взаимопомощи, а театрализованная игра способствует нравственному развитию дошкольника, формированию таких социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание [4]. Во время посещения театральных и студий у ребенка появляется возможность проявить инициативу, ответственность, умение действовать коллективно и творчески, развить свою индивидуальность [5]. В ходе участия в различных театральных постановках дети развивают между собой межличностные отношения, набираются опытом общения, учатся быть частью общественной системы [6]. Таким образом, применение в образовательном процессе средств театрализации не только открывает перед ребенком культурный мир, но и подготавливает его к жизни в социуме, развивает такие способности как внимание, память и коммуникабельность, учит работать в коллективе, закладывает организаторские и лидерские качества.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников

Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения – общение – взаимооценивание. Положение ребёнка в системе взаимооценок выделяется с ипсользованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагностики межличностного взаимодейтсвия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собсвтенным методическим инструментарием [16, 71].

На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их «общество» представляет собой диффузную группу, предполагается наблюдение за поведением детей. Программа наблюдения включает такие моменты: провяляет ребёнок потребность в социальнях контактах или избегает их; каков уровень развития коммуникативных, организаторских умений; характер и степень выраженности личностной направленности (альтруитсическая, эгоистическая); развитие эмпатии, рефлексии [13, с.283]

На втором этапе осуществляется собсвтенно социометрическое исследование. В нём выявляются и описываются статусная структура группы, индивидуальные статусные категории, ряд группоых социально – психологических индексов [9, 31].

Однако, для того, чтобы выявленные параметры могли служить целям диагностики, необходимо сравнить их со средними оптимальными уровнями и установить закономерные связи с другими групповыми и личностными характеристиками. Социометрические индексы сопоставляют с показателями аутосоциометрического, оценочного экспериментов, других несоциометрических процедур [1, 14].

На третьем этапе по результатам полученных диагностических показателей, опредления максимального числа детерминирующих их факторов составляется социально - психологическая характеристика группы. Исходя из этого планируются и осуществляются коррекционные воздействия, направленные на оптимизацию межличностного общения, отношений, в конечном счёте – на полноценное развитие личности ребёнка. Только при таком подходе информация, содержащаяся в социометрических индексахобретает психолого - педагогический смысл [9, 32].