Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе

1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников

1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников

2.2. Комплекс коррекционных занятий по формированию межличностных отношений детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» детский сад «Светлячок» шарангского муниципального района Нижегородской области

2.3. Итоговая диагностика на формирование межличностных отношений детей старшей группы «Фантазеры» Шарангского муниципального района Нижегородской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: основу благоприятных взаимоотношений в детском коллективе составляет правильная диагностика и коррекция межличностных взаимодействий.

Известно, что истоки формирования личности лежат ещё в детском возрасте. Ребёнок в раннем возрасте наиболее чувствителен для формирования доброжелательного отношения к людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования положительных личностных качеств. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребёнок уже может дифференцировать свои личностные отношения. Межличностные связи становятся более избирательными и приобретают относительно устойчивый характер. Это проявляется в устойчивости статусной структуры группы: в 5 лет – 43%, 6 лет – 58%, хотя отмечается незначительная тенденция к возрастанию числа «звёзд» и «непринятых». В этом возрасте довольно высока степень ориентированности детей в качествах сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстниками. Таким образом, группу детского сада можно рассматривать как первую детскую малую группу. Её влияние на личностное развитие огромно, поэтому столь актуальны проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия [22, с. 205].

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям. С ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека [38, с. 3]. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Проблемой на сегодняшний день является тот факт, что уже с полутора лет ребенок находится в среде сверстников, поэтому от того, насколько благоприятно складываются отношения между детьми, зависит психическое здоровье ребенка. В этот же период и закладываются основы личности малыша, поэтому к мастерству, личности, уровню духовного развития педагога в детском саду предъявляются повышенные требования. Богатство личности воспитателя - непременное условие эффективности воздействия на ребенка и многогранности его мироощущений.


Поэтому в дошкольной педагогике формируется и все более расширяет свои позиции взгляд на работу дошкольных учреждений не столько в плане обучения, сколько в плане приобщения детей к общечеловеческим ценностям и развития умения общаться и контактировать с другими людьми.

На наш взгляд, актуальность исследования состоит в возрастании необходимости гуманизации влияния воспитателей на развитие личности дошкольников, на формирование социально приемлемых навыков, приобретаемых детьми в среде сверстников под руководством педагога. Процесс общения с окружающими, установление доброжелательных отношений зависит от многих факторов, одним из которых является нервно-психическое состояние личности в процессе жизнедеятельности и в момент взаимодействия с окружающими.

Проблему педагогического общения изучали Б.Г. Ананьев, А.Л. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т.А. Репина и другие выдающиеся отечественные психологи. Особое внимание к этой проблеме связано с осознанием исключительной роли процесса педагогического общения в социально - психологическом становлении личности ребенка.

Исследования, проведенные Л.Н. Башлаковой (1986), Д.Б. Годовиковой (1980), Р. И. Деревянко (1983), Т. И. Комиссаренко (1979), С.В. Корницкой (1974), М.И. Лисиной (1974), Г.П. Лаврентьевой (1977), Л.Б. Митевой (1984), А. Б. Николаевой (1985) и другими, раскрывают различные аспекты взаимовлияния воспитателей и детей в условиях дошкольного учреждения.

При выборе возраста детей мы исходили из социально-психологических данных, полученных в работах Я.Л. Коломинского и Т.А. Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения.

Цель исследования: теоретически и экспериментально выявить особенности межличностного взаимоотношения в группе детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений в группе сверстников старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

Задачами исследования являются:

1.Изучить теоретические источники по проблеме межличностные отношения детей в дошкольном возрасте;


2.Провести экспериментальное изучение межличностных отношений детей в дошкольном возрасте;

3.Разработать и апробировать систему коррекционных упражнений для улучшения межличностного взаимодействия в старшей группе дошкольников «Фантазеры» МБ ДОУ Шарангского муниципального района Нижегородской области;

4.Разработать рекомендации педагогам, родителям по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста;

Методы и методики исследования:

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы:

1. Беседа

2.Наблюдение

3. Опрос

Методики исследования рекомендованные Я.А. Коломинским:

  1. «Секрет» (выбор в действии) Т.А. Репина;
  2. «Два домика» И. Вандвик, П. Экблад;
  3. Занятие ИЗО на тему «Варежка»;
  4. Занятие по рисованию, на тему: «Что мне нравится в детском саду».

Экспериментальная база исследования:

Эксперимент проводился на базе МБ ДОУ детский сад «Светлячок» Муниципального района Нижегородской области. В эксперименте принимали участие 15 детей старшей дошкольной группы «Фантазеры».

Практическая значимость: работа может быть использована педагогами и психологами при взаимодействии с группой сверстников младшего и старшего дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использования и источников литературы.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе

1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников

Проблема развития межличностных отношений в последние годы приобрела особую остроту в связи с негативными явлениями в обществе, проявлениями жестокости, отчужденности в детской среде. Зарождение и интенсивное развитие взаимоотношений происходит в период дошкольного детства. В концепции генезиса общения М.И. Лисиной формирование взаимоотношений дошкольников рассматривается в процессе их общения с окружающими. В исследованиях Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, К.А. Абульхановой-Славской и др. ученых межличностные отношения являются как результатом общения, так и его побудителем.


Дети в дошкольном возрасте начинают приобретать социальные навыки. Наиболее благоприятные условия для их развития в первые годы жизни может обеспечить семья. В овладении детьми навыками установления межличностных отношений с другими людьми родителям принадлежит исключительная роль, требующая с их стороны умений и усилий.

По мнению Э. Эриксона, Н.В. Клюевой, Г.А. Широковой, Л.М. Шипицыной, И.Г. Швец, в работе с родителями необходимо акцентрировать внимание на создание ими атмосферы спокойствия, безопасности и любви в семье. Исследователи подчеркивают важность формирования активной родительской позиции.

На формирование положительных детско-родительских отношений оказывают влияние стили семейного воспитания (авторитетный, авторитарный, попустительский, гиперопека, гипоопека и др.). Наиболее желательной формой отношений родителей с детьми является эмоционально­положительная. Приемлемым стилем воспитания является стиль, основанный на авторитете родителей.

Таким образом, положительные контакты с близкими взрослыми выступают как важное психологическое условие формирования положительных межличностных отношений с окружающими, социальных навыков, развития положительных личностных качеств детей. Во взаимодействии родителей с детьми важным условием является осторожный подбор форм воздействия на них. Их раздражительность, невнимание приводят к стремлению ребенка избежать отрицательных переживаний, провоцируют появление скрытости, покорности, агрессии, что впоследствии способно привести к закреплению их в структуре личности.

В формировании межличностных отношений дошкольников с окружающими людьми отношение педагога является одним из важных условий. Переход от учебно-дисциплинарной к личностно ориентированной модели воспитания и обучения выводит на первый план задачу пересмотра традиционно применяемых форм и методов работы с детьми. Педагогу необходимо уважать личность ребенка, ориентироваться в его психических состояниях, переживаниях. Ведущими условиями создания положительных взаимоотношений являются понимание педагогом поведения ребенка и принятие его личности.

Исследователи P.P. Калинина, И.М. Марковская, A.A. Шведовская отмечают, что для создания благоприятного психологического климата педагогу необходимо знать закономерности развития личности, возрастные психологические особенности детей, особенности формирования коммуникативных и социальных способностей, овладеть навыками практического использования методов и приемов социализации, умело использовать педагогический инструментарий.


По мнению Т.П. Бабаевой [1], в образовательном процессе необходимо создание условий для реализации социальных потребностей детей, а именно:

  • формирование положительных контактов, доброжелательных взаимоотношений, создающих ощущение у ребенка ценности своей личности;
  • признание взрослыми успехов ребенка значимыми, что обеспечивает адекватную самооценку, проявление активности, инициативности;
  • обеспечение реализации потребностей ребенка в познании, что стимулирует его интеллектуальную активность;
  • реализация потребности в содержательном и разнообразном общении в социальном окружении;
  • организация разнообразной деятельности, способствующей самоутверждению, самореализации, формированию уверенности в себе.

Организация психолого-педагогической работы, направленной на создание оптимальных взаимоотношений дошкольников в ближайшем социальном окружении, целесообразно проводить в направлении развития у них социальных навыков и способностей. Для развития социальных навыков и способностей авторы программы «Двенадцать месяцев» (авт. Л.В. Филиппова, Ю.А. Лебедев и др.) в качестве основной формы работы предлагают специально организованные занятия, направленные на освоение детьми положительного социального опыта в процессе взаимодействия со сверстниками и установление отношений, основанных на чувстве общности, доверия, с учетом собственных интересов и интересов других людей. Подчеркивается, что занятия должны предполагать ведущий характер игровой деятельности, учет возрастных особенностей, преобладание эмоционального компонента в опыте.

С целью формирования оптимальных межличностных отношений ребенка с окружающими людьми авторами программы рекомендованы групповые и подгрупповые формы проведения игровых занятий. Основным условием организации таких занятий является соблюдение принципа опережающей инициативы взрослого, в основе которого лежат включение ребенка в общение и равноправное участие в играх.

Следующим важным принципом, по мнению исследователей, является поддержка и поощрение любой познавательной активности. Важным условием формирования взаимоотношений ребенка с окружающими является оказание взрослыми помощи в осознании ребенком своих действий и поступков. Для этого взрослый высказывает свое отношение к результатам деятельности детей, не подавляя их инициативу.

Для формирования положительных, межличностных отношений в группе детей исследователями рекомендуются формирующие методы, направленные на осознание детьми себя и других, усиление отдельных видов неречевого общения, преодоление барьеров в общении, снятие психического и мышечного напряжения, создание возможностей для самовыражения.