Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе

1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников

1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников

2.2. Комплекс коррекционных занятий по формированию межличностных отношений детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» детский сад «Светлячок» шарангского муниципального района Нижегородской области

2.3. Итоговая диагностика на формирование межличностных отношений детей старшей группы «Фантазеры» Шарангского муниципального района Нижегородской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В ходе диагностики «Варежка» и наблюдения были выявлены негативные моменты между детьми, которые позволяют подобрать нужные коррекционные упражнения для достижения удачного взаимодействия между детьми. Данная коррекционная программа была направлена на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.

Всего использовано 22 упражнения, которые проводились ежедневно с 10 сентября по 10 октября 2018 года. В выполнении упражнений участвовали воспитатели данной группы детского сада, а так же учитель - дефектолог, педагог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физвоспитанию. Так же план коррекционных упражнений был роздан родителям каждого ребёнка в группе, для ознакомления и закрепления результатов в домашней обстановке. В целом упражнения послужили хорошим подспорьем для проведения других развивающих занятий, что успешно сказалось на их проведении. На каждое упражнение отводилось от 15 до 30 минут, упражнения повторялись в различной очередности в течение дня.

В начале эксперимента мы видим, что у нас есть дети которые находились в статусной группе «изолированные» и составляло это 20%, после проведенных коррекционных занятий дети из «изолированных» перешли в статус «пренебрегаемые», что дало большой, значимый результат, число звезд уменьшилось на 10 %, что тоже хорошо. Дети из статуса «звезд» перешли в статус «предпочитаемые».

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что данные полученные до и после коррекционных упражнений статистически значимы, т. е гипотеза подтверждается. Своевременная коррекция взаимоотношений в детском коллективе позволяет улучшить психологический климат, а так же взаимоотношения между детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе изучались проблемы межличностных отношений в детском коллективе: диагностика и коррекция. В результате работы, мы пришли к таким выводам:

1. Мы рассмотрели понятие межличностных отношений детей в группе детского сада в отечественной и зарубежной психологии, и определили, что это - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной и деятельности. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Нами также была рассмотрена проблема развития межличностных отношений в дошкольном возрасте в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе. Дополнительно мы развели понятия общения и отношения. Однако, для того, чтобы понять механизмы этих отношений и факторы, влияющие на их развитие, необходимо определить динамику и условия развития этих отношений на протяжении дошкольного детства.


2.Осуществление психологической поддержки приводит к развитию эмоционально-личностных отношений педагога и ребенка. В поисках эмоционально-личностной поддержки ребенок вступает во взаимодействие с педагогом, в процессе которого он узнает взрослого со стороны того качества, которое было проявлено в ходе общения, и в следующий раз он вступает в контакт ради этого качества, заранее рассчитывая на него. Как следствие у ребенка формируется эмоционально-положительное самоощущение, переживание своей значимости для окружающих (Т.В. Гуськова, М.И. Лисина и др.).

3.Опыт педагогов детских садов по формированию межличностных отношений в детском коллективе позволяет нам судить о том, что своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

4.Взаимоотношения детей в группе детского сада немаловажная часть их жизни. Именно в детском саду дети учатся общаться, дружить, и стараются быть замеченными в своём коллективе, хотят быть значимыми среди своих сверстников. Немаловажную роль в этом играют родители и воспитатели, которые могут дать детям нужное направление, научить их быть дружелюбными, вежливыми, добрыми к окружающим. Именно тут, в детском саду, и формируется правильное представление о взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет знал, как себя нужно вести в коллективе, чтобы понимал какие поступки положительные, а какие наоборот, нельзя совершать. Перед родителями и трудовым коллективом детского сада стоит нелёгкая задача вложить каждому ребёнку знания о правильных взаимоотношениях между людьми.

5.Исходя из этого эксперимента, мы сделали выводы, что в данном коллективе детей диагностика и коррекция межличностных взаимоотношений принесла свои результаты. Дети стали более открыты друг другу, более доброжелательны. Агрессивный настрой сменился на доброжелательный, и в целом ситуация в группе улучшилась. Коррекционные упражнения и работа воспитателей сплотили ребят. Я рада, что всё же гипотеза подтвердилась, и принесла результат. Ведь самое главное – это детское благополучие, и их счастливое детство без разочарований.

6. В начале нашего эксперимента в данной детской группе отмечалось, что в IV и III статусной группе преобладало больше всего процентов детей, но в ходе эксперимента, после коррекционных упражнений, дети из «изолированной» статусной группы перешли в группу «принебрегаемые», что конечно не высокий показатель, но всё же, детей «приняли» в коллектив, и они стали полноценно функционировать, общаться со сверстниками, участвовать в разных коллективных мероприятиях, что до этого не наблюдалось. Да и количество «предпочитаемых» ребят возросло с 20 % до 33%. Таким образом, в данном детском коллективе проблема межличностных взаимоотношений была решена.


7.Как было уже сказано, до начала эксперимента в группе были «изолированные» ребята, которых не выбирали дети в ходе проведения методик. Очень важно было поддержать их в этот момент, дать понять, что всё хорошо, это не страшно, что их не выбрали. Главное не дать другим детям, с большинством выборов не дать акцентировать внимание на себе. В этом моменте мне помогли воспитатели, которые помогали поддерживать дисциплину в ходе проведения всего эксперимента. В целом, совместная и сплочённая работа трудового коллектива в детском саду позволила мне провести работу, которая принесла свои результаты. В конце эксперимента в группе уже не было «изолированных» ребят, все ребята контактировали между собой хорошо, стали лучше понимать друг друга, особенно в процессе игровых упражнений. Родители стали замечать, что во время проведения коррекционных упражнений настроение детей с низким социальным статусом было уже более приподнятое, ребята с радостью играли в игры и дома с родителями (план коррекционных упражнений был роздан каждому родителю для закрепления результатов в домашней обстановке). В целом работа дала положительный результат, и имеет место для применения в целях укрепления взаимодействия между детьми в других группах данного учреждения, а так же как игровой материал для развивающих занятий.

8. На примере конфликта пары «Звёзд», можно заявить о том, что статус ребёнка, в системе межличностных отношений, имеет свою роль. Эти выводы были сделаны на основе проведения проективной методики «Варежка», где исследовалось поведение детей пары, с социометрическим статусом «Звезда».

9. Таким образом можно сделать вывод о том, что цель и задачи выполнены, гипотеза исследования доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2008. – 108 с.

2. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? / Е.Е. Алексеева. Учебно-методическое пособие. 2-е издание – СПБ «Речь», 2008 – 283 с.

3. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.infant-school.ru

4. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 8. – С. 96-107.

5. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: сценарии// Дошкольное воспитание. – 1998. - № 11. – С. 70-79.


6. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова/ – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

7. Антончик, Н.М. Некоторые философские аспекты проблемы ценностных ориентаций: Проект Ахей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mmj.ru.

8. Бодалев, А.А. О взаимосвязи общения и отношения// Вопросы психологии. – 2011. - № 1. – С. 122-127.

9. Богданова, Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка / Богданова, Т.Г. Корнилова, Т.В. - М.: Роспедагентство, 1994. - 68 с.

10. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре/ Бондаренко, А.К., Матусин, А.И.- М.: Просвещение.- 1983. -156 c.

11. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук, Л.Ф. Морозов? С.М - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.

12. Введение в психологию // Под ред. А. В. Петровского. - М.:,1996. – 154

13. Волков, Б.С. , Возрастная психология. В 2-х частях / Волков, Б.С. , Волкова, Н.В // Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

14. Веракса, Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е Веракса, А.Н. Веракса: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с

15. Васильева, М.А.Программа воспитания и обучения в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mdou117.cheb.ru

16. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников // Под ред/ Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 2009. – 97 c.

17. История детской психологии / Т.Д Марцинковская. Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 272 с.

18. Коломинский, Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание.- 2008.

19. Коломинский, Я.А., Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой / Коломинский, Я.А., Жизневский, Б. //Дошкольное воспитание.- 1986. – с.8

20. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.

21. Математические методы в психологии. 3-е издание., испр. и доп./ И.П. Мацкевич. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 188 с.

22. Межличностное восприятие в группе // Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.:, 2009. – 164 с.;

23. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова // ил. — Психология для всех.— М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158 с.:

24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 456 с.


25. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320с.

26. Матюхина, М. В. Возрастная и педагогическая психология/ Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.// Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.

27. Методика «Секрет» (Выбор в действии)[Электронный ресурс]. Режим доступа - http://mypsiholog.com/child-psychology/153-sociometricheskiy-metod-vybor-v-deystvii-izuchenie-v-detskoy-psihologii.html

28. Методика «Два домика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.psy-files.ru/mat/metodiki-dlya-detey/388-metodika-dva-doma..html

29. Мухина, В. С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических вузов – М.: Академия, 2011. – 624 с.

30. Общая психология // Под ред. В.В. Богословского. - М.: Просвещение,- 1981. – 188 с.

31. Отношения между сверстниками в группах детского сада // Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика.- 1978. – 254 с.

32. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л. М. Балабанова // под ред. Ю. Л. Неймера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.

33. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т. А. Репина. – М.: Педагогика, 1988. – 148 с.

34. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социолизации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание.- 2010. №2.– с. 34

35. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2008.- 240 с.

36. Сибирская, Н.А. Система работы по формированию межличностных отношений старших дошкольников с использованием сказочного персонажа ( Из опыта работы Сибирской Н.А. г. Тверь д.с.125) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://detsad-kitty.ru/zametky/21911-sistema-raboty-po-formirovaniyu-mezhlichnostnyx.html

37. Сергиева, Т. Совместная трудовая деятельность ребенка и взрослого. //Дошкольное воспитание.- 2009. –№1. с. 17

38. Смирнова, Е.О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О Смирнова., В. М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

39. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх (формирование коммуникативной компетенции дошкольников) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://fusionpiter.ru

40. Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ [Электронный ресурс].-Режим доступа - http://bibliofond.ru/

41. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 512 с.

42. Экспериментальная психология: учеб.- метод. комплекс / С.А. Беляев. – Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 168 с.