Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе

1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников

1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников

2.2. Комплекс коррекционных занятий по формированию межличностных отношений детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» детский сад «Светлячок» шарангского муниципального района Нижегородской области

2.3. Итоговая диагностика на формирование межличностных отношений детей старшей группы «Фантазеры» Шарангского муниципального района Нижегородской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

При выборе возраста детей мы исходили из социально-психологических данных, полученных в работах Я. Л. Коломинского и Т. А. Репиной, свидетельствующих о том, что к старшему дошкольному возрасту (по сравнению с младшим и средним) взаимоотношения детей приобретают относительную устойчивость, дифференцированность и все большую роль в формировании личности ребенка начинает играть эмоциональное благополучие в системе отношений социального окружения. В этом возрасте можно также наблюдать определенную стабильность статусных отношений и объединений детей [18, 302].

В процессе исследования, была поставлена следующая цель: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

Для подтверждения гипотезы было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе МБ ДОУ детский сад «Светлячок» Шарангского муниципального района Нижегородской области в период с сентября по октябрь 2018 года. В нем принимали участие педагоги старшей группы, а также узкие специалисты, работающие с детьми. Мы взяли за основу социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.

а) игра «Секрет» (выбор в действии) Т.А. Репина;

б) игра «Два домика» И.Вандвик, П. Экблад;

в) занятие ИЗО на тему «Варежка» Я.А.Коломинский;

г) занятие по рисованию, на тему: «Что мне нравится в детском саду» Я.А.Коломинский.

Методика «Секрет» Т.А.Репина[39], «Два домика» И.Вандвик, П.Экблад [28]

Цель: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Остановимся на описании социометрических показателях межличностных отношений в данной группе детей.

Социометрический статус ребёнка в системе межличностных отношений.

Статус ребёнка определяется путём подсчёта полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из четырёх статусных категорий:

I – «Звёзды» (5 и более выборов): 1,4,5,7,15.

II – «Предпочитаемые» (3-4 выбора): 6,8,11.

III – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора): 2,9,12,13.

IV – «Изолированные» (0 выборов): 3,10,14.

Рисунок 1 Социометрический статус детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» в системе межличностных отношений до проведения коррекционных занятий

По результатам медодики «Два домика» было выявленно что в данной группе детей 33,3% занимают звезды, 26,7% детей пренебрегаемых, и лишь 20% предпочитаемых и 20% изолированных (см. Рисунок 1).


Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей в данной группе детского сада. Расчетные формулы и вычисления.

Методика «Варежка» Коломинский Я.А. [19]

Цель: исследовать поведение детей пары, с социометрическим статусом «Звезда».

В эксперименте участвовало два «лидера» данного детского коллектива. В ходе наблюдения за детьми, было установлено, что дети между собой контактируют достаточно напряжённо. №1. всегда пытается спровоцировать конфликт с №7. Отсюда, решили установить наблюдение за данной «Звёздной парой». Методика показала, что №7. достаточно дружелюбно настроен по отношению к другой «Звезде» - №1. Но попытки им пойти на уступки, всячески грозили конфликтом.

В ходе диагностики и наблюдения были выявлены негативные моменты между детьми, которые позволяют подобрать нужные коррекционные упражнения для достижения удачного взаимодействия между детьми.

Как выяснилось в ходе эксперимента, высокое статусное положение ребёнка влияет на его положение в иерархии взаимоотношений. Столкновения «Звёзд» весьма очевидно и прогнозируемо, и поддаётся коррекции. Благодаря успешной диагностике планируется составление плана коррекционных упражнений, для достижения оптимального баланса взаимоотношений в данной дошкольной группе.

Для проведения данных игр, мы обратились за помощью к руководителю по физвоспитанию, для закрепления результатов было решено внести их в программу музыкальных занятий, уже под редакцией музыкального руководителя.

Таким образом, социометрическое исследование помогает воспитателю увидеть скрытую от непосредственного наблюдения картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь в психологической адаптации к детскому саду.

Методика «Что мне нравиться в детском саду?» Коломинский Я.А. [19]

Цель: Выявить у детей с чем у них ассоциируеться детский сад.

В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в детском саду?», которая проводилась как занятие с детьми по ИЗО. По результатам исследования было выявлено, что 9 участников эксперимента (60%) на заданный вопрос нарисовали сам детский сад; 3 человека (20%) нарисовали спортивный зал; 2 человека (13,3 %) - себя и друзей; 1 человек (6 %) - себя и группу. Из этого следует, что только 60 % детей с детским садом ассоциируют не только пребывание в нём, но и общение. (см. Рисунок 2) Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20 % у детей.


Рисунок 2 Тематика рисунков детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» выполненные по методике «Что мне нравиться в детском саду?»

Таким образом, в процессе диагностики были выявлены:

- важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»).

- важность общения и межличностных отношений детей детском саду.

В данной группе большой процент детей находятся в статусе «изолированные» - 20%, в статусе «пренебрегаемые» - 26,7% . Это очень большой процент. Так же в группе большой процент «звезд» - 33,3%, «предпочитаемых» - 20%. И это тоже много. Если поделить детей условно на 2 группы: «предпочитаемых» и «пренебрегаемых», то получиться, то получилось бы что «предпочитаемых» 53,3%, а «пренебрегаемых» - 46,7%. Что составляет почти половину детей группы. Хотелось бы, что бы группе детей «Фантазеры! Царила дружба между всеми детьми, что на данном этапе не наблюдается.

На основе данных результатов был составлен план коррекционных упражнений. Коррекционные занятия проводились в течение месяца (с 10 января – 10 февраля). Данная коррекционная программа была направлена на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.

2.2. Комплекс коррекционных занятий по формированию межличностных отношений детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» детский сад «Светлячок» шарангского муниципального района Нижегородской области

Содержание коррекционных занятий по формированию межличностных отношений в старшей группе «фантазеры» МБ ДОУ детский сад «Светлячок» Шарангского муниципального района Нижегородской области:

Коррекционные занятия строились по программе «Поиграй – Ка», которая была разработана нами. Для составления программы «Поиграй – кА» были использованы материалы Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой [23] (примеры упражнений см. в Таблице 1).


Данная коррекционная программа была направлена на создание благоприятных условий для развития личности дошкольника, на оптимизацию межличностного взаимодействия в группе.

Цель программы: развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.Формировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

2. Воспитывать интереса к окружающим сверстникам, развитие умения чувствовать и понимать другого.

3. Развивать умения эмоционально выражать свои чувства.

4. Воспитывать желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

5. Развивать творческих способностей и воображения, любознательности и наблюдательности.

6. Развивать способности к индивидуальному самовыражению детей.

7. Сплачивать детский коллектив.

Рекомендации по осуществлению программы:

1. Занятия проводятся в кругу, не за столом.

2. Не делать замечаний.

3. Не говорить на занятиях слишком громко.

4. Никто не должен мешать, ходить мимо.

5. Желательно проводить занятия в небольшом помещении.

6. Использовать наглядные средства.

7.Вопросы адаптировать к непосредственному окружению детей.

8.Переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным.

9.Упражнения необходимо закреплять в повседневной жизни

(была проведена беседа с родителями и педагогическим персоналом).

Таблица 1

Коррекционные упражнения для улучшения межличностного взаимодействия в группе дошкольников

№ этапа

Упражнения

Комментарии

1.Общение без слов

1.Добрые эльфы;

2. Птенцы;

3.Ожившие игрушки.

Формирование представлений о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире.

2.Внимание к другому

1. Общий круг;

2.Упрямое зеркало.

Развитие умения чувствовать и понимать другого, проявление интереса к окружающим сверстникам.

3.Согласованность действий

1. Сороконожка;

2.Работаем вместе;

3.Слепой и поводырь;

4.Змейка;

5.Сиамские близнецы.

Дети научаться выражать свои чувства

4.Общие переживания

1. Злой дракон;

2. Шторм;

3. Обнималки.

Выработается стремление помогать, поддерживать, сочувствовать, радоваться за другого.

5. Взаимопомощь в игре

1.Шляпа волшебника;

2.День помошника.

Развитие творческих способностей и воображение, любознательность и наблюдательность.

6. Добрые слова и пожелания

1. Комплименты;

2.Волшебные очки;

3.Праздник вежливости.

Развитие способностей индивидуального самовыражения детей.

7. Помощь в совместной деятельности

1.Рукавички;

2. Угадай – Ка.

Сплочение коллектива.


Всего использовано 22 упражнения, которые проводились ежедневно с 10 сентября по 10 октября 2018 года. В выполнении упражнений участвовали воспитатели данной группы детского сада, а так же учитель - дефектолог, педагог, педагог - психолог, музыкальный руководитель, руководитель по физвоспитанию. Так же план коррекционных упражнений был роздан родителям каждого ребёнка в группе, для ознакомления и закрепления результатов в домашней обстановке. В целом упражнения послужили хорошим подспорьем для проведения других развивающих занятий, что успешно сказалось на их проведении. На каждое упражнение отводилось от 15 до 30 минут, упражнения (см. Таблицу 1) повторялись в различной очередности в течение дня.

2.3. Итоговая диагностика на формирование межличностных отношений детей старшей группы «Фантазеры» Шарангского муниципального района Нижегородской области

В начале эксперимента в данной группе был большой процент « изолированных» детей - 20%, в статусе «пренебрегаемые» - 26,7% . Это очень большой процент. Так же в группе был большой процент «звезд» - 33,3%, «предпочитаемых» - 20%. И это тоже много (см. рисунок 1). На основании этих данных проводились коррекционные упражнения с детьми на сплочение детского коллектива, на формирование межличностных взаимодействий. В начале работы с детьми было их очень трудно организовывать, дети говорили «Я с этим не буду», «Я буду играть только с этим», но постепенная и планомерная работа, интересные упражнения заинтересовали детей. Постепенно дети начали забывать, что они когда – то с кем то не дружили. После проведения коррекционных упражнений была проведена повторная диагностика по методике «Два домика».

И так, в ходе повторного исследования выяснилось что:

I – «Звёзды» (5 и более выборов): 3 человека;

II – «Предпочитаемые» (3-4 выбора): 5 человек;

III – «Пренебрегаемые» (1-2 выбора): 7 человек;

IV – «Изолированные» (0 выборов): 0 человек (см. Рисунок 3).

Детей в статуса «звезд» стало на 10% меньше, чем было до проведения коррекционных занятий, дети из статуса «изолированные» перешли в статус «пренебрегаемые»