Файл: Формирование межличностных отношений в детском коллективе..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретический анализ изучения проблемы межличностных отношений в детском коллективе

1.1 Психолого-педагогические условия формирования межличностных отношений дошкольников

1.2 Готовность педагогов к развитию межличностных отношений дошкольников

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ «ФАНТАЗЕРЫ» МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК» ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Диагностика межличностного взаимодействия в группе дошкольников

2.2. Комплекс коррекционных занятий по формированию межличностных отношений детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» детский сад «Светлячок» шарангского муниципального района Нижегородской области

2.3. Итоговая диагностика на формирование межличностных отношений детей старшей группы «Фантазеры» Шарангского муниципального района Нижегородской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рисунок 3 Социометрический статус детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» в системе межличностных отношений после проведения коррекционных занятий

Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений детей в данной группе детского сада.

Рисунок 4

Социометрический статус детей старшей дошкольной группы «Фантазеры» в системе межличностных отношений до и после проведения коррекционных занятий

В начале эксперимента мы видим, что у нас есть дети которые находились в статусной группе «изолированные» и составляло это 20%, после проведенных коррекционных занятий дети из «изолированных» перешли в статус «пренебрегаемые», что дало большой, значимый результат, число звезд уменьшилось на 10 %, что тоже хорошо. Дети из статуса «звезд» перешли в статус «предпочитаемые» (см. Рисунок 3)

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что данные полученные до и после коррекционных упражнений статистически значимы, т. е гипотеза подтверждается. Своевременная коррекция взаимоотношений в детском коллективе позволяет улучшить психологический климат, а так же взаимоотношения между детьми.

Рекомендации педагогам и родителям:

В процессе исследования нами было разработано ряд рекомендаций педагогам и родителям.

Педагогам:

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:

- обращайтесь по имени;

- занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

- используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь.

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок в ДОУ. Рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?


6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой: как часто вы улыбаетесь детям; способны ли вы смеяться вместе с детьми; как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны: чаще анализируйте собственную деятельность, стремитесь ставить себя на место ребенка, развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение.

9.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки.

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть: непонимание психологической ситуации, настроения детей, недостаточная саморегуляция, несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе, механическое копирование стиля общения коллег.

Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы.

Сейчас мы предложим рекомендации для родителей.

1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", "Я тебя люблю любого", "Какое счастье, что ты у нас есть".

2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется салиться на корточки.


5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

Сказать, ничего не говоря, - это величайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми. Старайтесь выказывать свое отношение к поведению ребенка без лишних объяснений и нравоучений.

6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицанием. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Представляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Найдите время и обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит", " Я вижу, что тебя кто-то огорчил", " Расскажи мне, что с тобой".

11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей: постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий, попытайтесь вникнуть в его переживания, оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил. Например, ребенок разбил чашку и тут же можно услышать: "Ах ты негодяй, опять разбил чашку!" Наиболее уместным было бы такое выражение: "Сынок, ты разбил чашку. Ты не порезался? Принеси мне, пожалуйста, веник и совок, и мы вместе уберем осколки". А чтобы это не повторилось, этот инцидент можно использовать как обучение, сказав ребенку: "Я думаю, чашка разбилась потому, что ты ее неправильно держал", дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно, не сравнивайте ребенка с другими детьми.


13. Старайтесь не употреблять в речи такие фразы, которые надолго остаются в сознании ребенка: "Я сейчас занят (а):", "Сколько раз я тебе говорила!", "Вечно ты во все лезешь", "Что бы ты без меня делал".

14. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения, стремитесь преодолевать:

-барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

-барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);

-барьер "воспитательных традиций" (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребенка, пытаясь продублировать педагогические воздействия своих родителей);

-барьер "дидактизма" (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

15.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей: для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему:

- "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

-если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

-для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты";

-для развития умения общаться без слов предложите им игры "Через стекло", "Иностранец", "Расскажи стихи руками". Попробуйте 15 минут общаться при помощи мимики и жестов;

-для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников. Предложите детям игры "На что похоже настроение?", "Нарисуй свой страх и победи его";

-для развития у детей чувства эмпатии (сопереживания) используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: сказка - это хорошо или плохо? Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями? А что плохого? Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки.

Предложите детям сочинить:

а) сказка по-новому (за основу берется старая сказка, но героев можно наделить противоположными качествами);

б) салат из сказок (соединяются несколько сказок в одну);

в) продолжи сказку или придумай новый конец.

Главное всегда помнить, что воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Формирование толерантности каждый должен начинать с самого себя. В формировании толерантности у дошкольников большое значение имеет развитие умение понимать чувства и состояние других людей, способность сопереживать и сочувствовать, умение общаться со сверстниками. Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов и родителей [44].


После проведения проективных методик в данном детском коллективе, можно сделать вывод, что всё же гипотеза, поставленная в начале эксперимента, подтверждается. На примере конфликта пары «Звёзд», можно заявить о том, что статус ребёнка, в системе межличностных отношений, имеет свою роль. Эти выводы были сделаны на основе проведения проективной методики «Варежка», где исследовалось поведение детей пары, с социометрическим статусом «Звезда».

Выводы по второй главе:

Межличностное взаимодействие включает в себя взаимоотношения – общение – взаимооценивание. Положение ребёнка в системе взаимооценок выделяется с ипсользованием разных вариантов оценочных методик. Важнейшим принципом диагностики межличностного взаимодейтсвия является комплексное исследование всех явлений в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для этого целесообразно социально-психологическое исследование группы строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собсвтенным методическим инструментарием. На первом этапе, когда дети пришли в детский сад, и их «общество» представляет собой диффузную группу, предполагается наблюдение за поведением детей. На втором этапе осуществляется собсвтенно социометрическое исследование. На третьем этапе по результатам полученных диагностических показателей, опредления максимального числа детерминирующих их факторов составляется социально - психологическая характеристика группы.

В процессе нашего исследования, была поставлена следующая цель: своевременная коррекция взаимоотношений улучшает социометрический статус ребёнка в системе межличностных взаимоотношений.

Для подтверждения гипотезы было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе МБ ДОУ детский сад «Светлячок» Шарангского муниципального района Нижегородской области в период с 10 сентября по 10 октября 2018 года года. В нем принимали участие педагоги старшей группы, а также узкие специалисты, работающие с детьми.

Мы взяли за основу социометрический эксперимент, рекомендованный Я.А.Коломинским.

а) игра «Секрет» (выбор в действии) Т.А. Репина;

б) игра «Два домика» И.Вандвик, П. Экблад;

в) занятие ИЗО на тему «Варежка» Я.А.Коломинский;

г) занятие по рисованию, на тему: «Что мне нравится в детском саду» Я.А.Коломинский.

По результатам медодики «Два домика» было выявленно что в данной группе детей 33,3% занимают звезды, 26,7% детей пренебрегаемых, и лишь 20% предпочитаемых и 20% изолированных.