ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 5469

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами. В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др. Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы. Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.Государственный строй Древнего Египта

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотре­нию определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась си­стема комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуж­дение наиболее важных или политически острых вопросов

27. Веймарская республика в Германии

Государственно-правовой механизм фашистских диктатур

Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие

Государство и право США в новейшее время

осударство и право Великобритании в новейшее время

Масштабы и характер Второй мировой войны

Послевоенный мир

Немецкое экономическое чудо

Реферат: Развитие Германии после Второй Мировой Войны

Штурмовики

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды — "служба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отрядов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда.

Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отводилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные моторизованные пропагандистские отряды. К лету 1,933 г. количество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере, усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превращены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять "внутренних врагов".

Служба безопасности

В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, представителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхушку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "специальные отряды", созданные для выполнения особых задач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению противников фашистского режима.

Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фашистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиалов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. человек. В одном только Освенциме, построенном в 1939 г., было истреблено около 4 млн. человек из многих стран. Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие технические средства, дающие им возможность безграничного уничтожения людей. Они использовали геноцид, освященный их оккультной верой в свое расовое и духовное превосходство над людьми, как средство достижения своих политических целей, достижения мирового господства.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная государственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безопасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандармерию, а также со специальной службой порядка (СД) сходились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейхсфюеру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постановление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечительских учреждений, в которых было. умерщвлено 275 тес. немцев. Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий), проведено вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.


Судебная система

Значительным изменениям подверглась и судебная система Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав немецких граждан. Обвинение в государственной измене, следовало за любой вид, оппозиционной режиму деятельности. Кроме обычных судов в каждом, судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с противниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый Народный трибунал по вопросам государственной измены, в котором не требовалось даже обязательного предварительного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжалованию, защитников обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В последние месяцы перед поражением Германии военно-полевые суды были заменены военными трибуналами, в которых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

Государственное регулирование экономики

в фашистской Германии

Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех материальных, ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства фашистского государства в экономику. Интересы господствующих группировок фашистской партии и магнатов немецкой промышленности в осуществлении этих целей полностью совпадали. Б 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Это был первый шаг

к установлению централизованной формы правления в сфере экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середины 40-х гг.

Закон "О подготовке органического построения народного хозяйства" от 27 февраля 1934 г., воплотивший нацистские идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промышленности (как и в других сферах экономики), предписывал образование хозяйственных объединений, которые становились единственными представителями соответствующих отраслей хозяйства. Все отрасли хозяйства были разделены на "имперские группы", число которых сначала было 12, а затем сократилось до 6: промышленности, банков, торговли, страхования, энергетики, ремесленного производства. Параллельно создавалась территориальная структура управления хозяйством — окружные группы промышленности в хозяйственных округах. И отраслевые, и территориальные промышленные группы возглавлялись "фюрерами" — представителями монополистического капитала, которые были наделены широкими полномочиями. Общее руководство промышленностью осуществлялось сначала Министерством имперского хозяйства.

С 1935 года началась массированная милитаризация немецкой экономики, что выражалось не только в росте производства вооружения, но и в подчинении многих промышленных отраслей, прежде всего химической, авиационной, металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку первоочередной задачей в деятельности хозяйственных групп стала подготовка к войне, в их руководство вводились и представители военного министерства. В 1935 г. на основе секретного Закона "Об имперской обороне" был учрежден Совет имперской обороны и особое ведомство— Управление генерального уполномоченного по военной экономике.

В 1936 году было создано ведомство по выполнению четырехлетнего плана перевода всей экономики Германии на военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Централизованное планирование затрагивало распределение ресурсов, ограничивало предпринимательскую свободу и образование новых предприятий, устраняло конкуренцию.

Уже в годы войны было создано имперское Министерство вооружения и боеприпасов, которое формировало применительно к своим целям новые промышленные объединения, существующие параллельно с имперскими. Новое министерство в соответствии с общей линией всеобъемлющей, милитаризации государственного аппарата постепенно поглотило большую часть функций Министерства хозяйства, Министерства труда и др. Расширение военного производства проходило за счет колоссального роста государственного долга, увеличения налогов, сокращения народного потребления.

Милитаризация промышленности, всестороннее вмешательство государства в экономику привели к пересмотру ряда институтов гражданского права и попыткам создания нового, "народного" гражданского кодекса на основе гитлеровского понимания индивидуальной свободы, которая "должна быть ограничена, если она противоречит свободе нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с этим подвергалось понятие "субъективные права", которые они хотели или вообще отменить, или заменить понятием "субъективные права члена НСДАП". Предлагалось убрать из кодекса и понятие "правоспособность", заменив его понятием "партийный статус лица". Основополагающим принципом проекта нового гражданского кодекса, работа над которым была начата в 1938 г, стала формула: "право — это то, что полезно народу и рейху". В соответствии с этим пересматривались понятия: "собственность", "юридическое лицо", отвергалась такая его форма, как "общество с ограниченной ответственностью", непременным условием деятельности акционерного общества становилось его партийное руководство и партийный контроль. В ст. 70 Закона "Об акционерных обществах", принятого в 1937 г., прямо указывалось, что правление акционерного общества "должно руководствоваться сознанием ответственности перед общим благом народа и рейха".

Целям подготовки и ведения войны была подчинена и политика нацистов по отношению к рабочим — политика тотального контроля над ними. Сразу же после захвата власти фашисты разогнали рабочие профсоюзы, создали "Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально объявленной организации рабочих, примыкавшей к Национал-социалистской партии, к которой перешли кассы, газеты, помещения бывших профсоюзов. В нее были включены и предпринимательские союзы; а предприниматели объявлялись "вождями" предприятий, На основании Закона "0 порядке национального труда" 1934 г. и других нормативных актов им предоставлялось право определения условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль "беспристрастного посредника" между предпринимателями и рабочими отводилась фашистскому Министерству труда. Для отдельных экономических районов это министерство назначало из крупных предпринимателей "опекунов труда".

В 1934 году был введен порядок принудительного набора рабочей силы и ее перевод на военные заводы, если этого требовали задачи "особого государственно-политического значения". А в 1938 г. местным органам власти было предоставлено право привлекать в принудительном порядке население к любым видам работ в свободное от основной работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г. по распоряжению генерального уполномоченного по мобилизации рабочей силы принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являвшиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения.

Армия

Нацистская верхушка поставила своей целью создание самой сильной армии в мире. В 1935 г. в Германии была введена всеобщая воинская повинность для мужчин от 18 до 45 лет. Срок службы был определен сначала в 1 год, затем в 2 года. Версальский договор был попран, а вместе с тем сняты все препоны для роста вермахта, солдаты которого воспитывались в духе антикоммунизма, презрения к другим народам, поклонения силе.

Еще в 1934 г. вместе с полномочиями президента к Гитлеру перешли полномочия главнокомандующего Германской империи, которые непосредственно осуществлял военный министр (министр рейхсвера, а с 1935 г. — министр вермахта). Гитлер ввел клятву верности каждого солдата и офицера вермахта в личной верности ему и готовности пожертвовать собой ради безусловного ее соблюдения. В 1934 г. эта клятва была введена для всех государственных служащих. Военно-политическому управлению министерства принадлежали командно-координационные функции в отношении штабов различных войск: сухопутных, воздушных, морских.

В целях дальнейшей концентрации военной власти в своих руках Гитлер ликвидировал в 1938 г. военное министерство как промежуточную инстанцию между ним и армией, превратив его из военно-политического управления в свой личный штаб верховного командования вооруженных сил (ОКВ), центральным органом которого стал штаб оперативного руководства.

Верховному главнокомандующему непосредственно подчинялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил со своими генеральными штабами. Особую роль в системе военных органов играл Генеральный штаб сухопутных войск (ОКХ), численно превосходящий ОКВ, что объяснялось огромным значением именно сухопутных войск во второй мировой войне. После первого крупного поражения гитлеровских войск под Москвой в ноябре 1941 г. Гитлер взял на себя командование сухопутными войсками с их генеральным штабом. С 1939 г. вновь созданный Совет министров по вопросам обороны империи стал назначать во все военные округа "уполномоченных по национальной обороне", которые должны были для успешного решения задач "обороны" координировать работу всех военных и гражданских учреждений.

1 2 3 [4] 5

Гитлер создал также мощный разведывательный аппарат секретной службы рейха, главным объектом деятельности которого сразу же после прихода нацистов к власти стал Советский Союз. Разведывательные центры, работавшие против СССР, были организованы при германском посольстве в Москве, при Кенигсбергском университете, крупных монополиях и др. В.1941 г. был сформирован особый штаб руководства разведывательной и диверсионной работой в СССР. В его ведении находилось 60 школ, в которых проводилась подготовка агентуры для разведывательной и диверсионной деятельности. Общее руководство военной разведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью находилось в руках Управления разведкой (Абвер). Разведывательную и подрывную деятельность против СССР вел и Отдел иностранных армий Востока, созданный при генеральном штабе сухопутных сил.

Гитлеровская армия с момента своего создания стала важным элементом аппарата подавления противников фашизма. Еще в 1936 г. на основании специального приказа Гитлера "0 применении армией оружия" было разрешено использовать ее для подавления "внутренних беспорядков". Войска СС осуществляли политику террора, устанавливали фашистский "новый порядок" путем массовых убийств, казней на оккупированных территориях в тесном взаимодействии с действующей армией.

В марте 1938 г. к Германии было присоединено независимое государство Австрия. Следующей жертвой фашистской агрессии стала Чехословакия. В результате Мюнхенского соглашения, заключенного в сентябре 1938 г. Англией, Францией с фашистской Германией, Чехословакия лишилась значительной части своей территории, присоединенной к рейху. Это был разгром независимого государства без военных действий, за которым последовала в 1939 г. и военная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеровцами была захвачена Польша. В июле 1940 г. немецкие войска заняли Париж, затем последовали новые победы агрессора. К моменту нападения на СССР Германия контролировала обширные территории Центральной и Восточной, большую часть Западной и Северной Европы. В ее руках находилось побережье Балтийского моря, значительная часть Франции. Мощная военно-экономическая база оккупированных государств была поставлена на службу гитлеровской Германии, целью которой была провозглашена "защита цивилизации от угрозы большевизма", а фактически — уничтожение СССР.

Против Советского государства фашистская Германия, вместе со своими союзниками и сателлитами выставила 5-миллионную армию (немецких, итальянских, румынских и других войск), на вооружении которой было 3500 танков, ' 4900 самолетов и пр. В ходе второй мировой войны, в которой участвовало 61 государство, было убито более 50 млн. человек, 11 млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали инвалидами. Главную же тяжесть войны вынес на своих плечах Советский Союз, который в течение 4 лет вел Великую Отечественную войну, стоившую (по неуточненным данным) 30 млн. жизней его граждан. Советскому Союзу принадлежит решающая роль в разгроме фашистской военной машины, а вместе с ней одного из самых реакционных и агрессивных, претендующих на мировое господство государств в человеческой истории.

Заключение

Разгром в 1945 г. фашистской Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при решающем участии СССР нанёс тяжёлый удар по Ф. Однако в некоторых капиталистических странах правящим классам удалось в послевоенные годы продлить существование диктаторских режимов фашистского типа. В странах, возглавлявших фашистский блок, корни Ф. были ликвидированы не полностью. Начавшаяся после 2-й мировой войны «холодная война» привела к оживлению наиболее реакционных, в том числе фашистских, элементов и в тех капиталистических государствах, которые входили в прошлом в состав антигитлеровской коалиции. Не менее важно и то, что социальные и политические процессы, породившие Ф. и превратившие его на определенном историческом этапе в весьма влиятельную силу (развитие государственно-монополистического капитализма и углубление общего кризиса капитализма, экономические и политические потрясения в странах капиталистического мира), продолжают происходить и в современном капиталистическом обществе. В капиталистических странах, правящие круги которых придерживаются традиционных методов правления, сложилась более или менее влиятельная крайне правая оппозиция, в ряде случаев откровенно фашистская или полуфашистская по своему характеру. Сила и влияние этой оппозиции колеблются в зависимости от изменения экономической конъюнктуры и состояния международной обстановки, возрастая нередко при обострении кризисных явлений внутри страны и на международной арене и ослабевая при смягчении напряжённости.

В некоторых случаях фашистские и полуфашистские элементы в союзе с милитаристскими силами предпринимают попытки захватить господствующие позиции путем военных переворотов. В ряде стран была установлена террористическая военно-фашистская диктатура: в 1954 — в Парагвае, в апреле 1967 — в Греции (свергнута в июле 1974), в сентябре 1973 — в Чили, и др. Большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику оказывает реакционная военщина и в ряде других латиноамериканских странах.

В современных условиях фашистские силы принимают новое обличье, стремясь нередко отгородиться от скомпрометировавших себя фашистских движений прошлого. Поэтому, говоря о современном Ф., чаще всего употребляют термин неофашизм. В условиях обострения общего кризиса капитализма неофашистские силы широко применяют т. н. стратегию напряжённости, организуя террористические и др. подрывные акции, чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление о полной неспособности парламентских правительств обеспечить общественный порядок и тем самым толкнуть группы умеренно консервативных избирателей в объятия «легальных» неофашистов (Австрия – 1999 г.). В целом, однако, позиции Ф. после 2-й мировой войны гораздо слабее, чем до неё. Свержение Ф. в Португалии, Греции, а также крах франкизма в Испании и Пиночета в Чили — убедительное свидетельство слабости фашистских режимов в современных условиях. Расстановка классовых сил в промышленно развитых капиталистических странах в ряде случаев ограничивает самовластие монополистической буржуазии. Форсируемой власть имущими тенденции к сдвигу вправо противостоит тенденция к расширению демократии, являющаяся результатом упорной борьбы трудящихся масс и прежде всего рабочего класса. В обстановке распространения антифашистских настроений правящие классы капиталистических стран часто считают опасным переход от буржуазно-демократических форм правления к открыто фашистским методам.

Механизм фашистской диктатуры

 

Механизм фашистской диктатуры. С первых дней при­хода к власти Гитлер начал осуществлять свою программу, в соответствии с которой Германия должна была добиться нового величия. Ее осуществление предполагалось провести в два этапа. На первом - ставилась задача сплотить немцев в некую "народную общность", на втором - превра­тить ее в "общность боевую".

Для сплочения немцев в единую общность необходимо было очистить арийскую расу от "чужой крови", преодо­леть классовые, конфессиональные, идеологические проти­воречия, что достигалось путем устранения политических партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных организаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а также путем "унификации государственного аппарата" и пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по плану Гитлера, могла приступить к работе "внешней", важней­шей задачей которой являлось завоевание жизненного про­странства, вытеснение живущих там народов, главным об­разом народов Восточной Европы, путем беспощадной, кровопролитной войны. Решением задач первого этапа фашист­ское государство и НСРПГ занимались в основном до 1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к войне, а затем и сама война.

Смена гитлеровских "этапов" нашла непосредственное отражение в законодательстве и изменениях в механизме фашистской диктатуры. 24 марта 1933 г. рейхстаг принима­ет Закон "Об устранении бедственного положения народа и государства", на основании которого правительство получа­ет законодательные права, в том числе и по вопросам бюд­жета. Допускалось также, что нормы законов, принятых пра­вительством, могут прямо уклоняться от норм Конституции 1919 г., формально продолжавшей действовать (с одной уп­раздненной вскоре оговоркой - "если они не имеют объек­том рейхстаг и рейхсрат"). В законе специально подчерки­валось, что договоры с иностранными государствами и их исполнение не нуждаются в утверждении парламентом. Формально закон был принят как временный до 1 апреля 1937 г., фактически он стал постоянно действующим основ­ным законом фашистского государства. Непосредственное участие в подготовке всех имперских законов отныне при­нимала канцелярия национал-социалистской партии, под­чиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской республики с ее представительными учреждениями.

После смерти президента Гинденбурга 1 августа 1934 г. по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрирована в руках Гитле­ра - "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право не только назначать имперское пра­вительство, всех высших должностных лиц империи, но и своего преемника. С этого времени Гитлер начинает плано­мерное уничтожение всех возможных путей оппозиции, что было прямым воплощением программных установок нацис­тов и основного внедряемого ими требования - фанатично­го, слепого подчинения воле "фюрера германского народа".

Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте 1933 г. в мае того же года были распущены все проф­союзы, в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социал-демократическая партия. Другие действовавшие до прихо­да к власти Гитлера партии "самораспустились". В июле 1933 г. было запрещено законом существование каких бы то ни было политических партий, кроме фашистской и руко­водимых ею организаций. "В Германии, - провозглашал закон, - существует только одна партия, НСРПГ, все дру­гие запрещаются". Попытки "поддержать организационные структуры какой-либо другой политической партии" нака­зывались тюремным заключением до трех лет.

Проводя "интеграционную политику государства и пар­тии", нацисты "унифицировали" не только партии, но и прессу. Органы печати, кроме нацистских, либо ликвидиро­вались, либо включались в систему фашистской пропаган­ды. Законом от 24 марта 1933 г. "О защите правительства национального возрождения от коварных посягательств" уголовной ответственности в виде тюремного заключения до двух лет подлежали все лица, которые допускали "гру­бое искажение действительности, высказывали суждения, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию импе­рии или отдельным германским землям, или авторитету пра­вительства империи или - отдельных земель и правитель­ственных партий". Каторга грозила тому, кто своим деяни­ем наносил "тяжелый ущерб империи".

В декабре 1933 г. издается Закон "Об обеспечении един­ства партии и государства", объявляющий фашистскую пар­тию "носительницей немецкой государственной мысли". В соответствии с этим законом лично Гитлером формиро­вался и фашистский рейхстаг (на основе списков, "одобрен­ных" плебисцитом), а на посты министров и другие должно­сти назначались только лица из нацистской партийной вер­хушки. Более того, впоследствии было предписано, что любое назначение на государственную должность, произведен­ное без согласия соответствующего органа фашистской партии, будет считаться недействительным.

В целях дальнейшей концентрации власти, или "уни­фикации политического режима в империи и областях", Законом от 7 апреля 1933 г. "О слиянии областей с импе­рией" во все земли стали назначаться, как правило, из гауляйтеров нацистской партии, наместники (штатгальте­ры), облеченные всеми властными полномочиями. 30 янва­ря 1935 г. был принят новый Закон "Об имперских наместниках". Имперские наместники, согласно этому закону, являлись на подведомственных им территориях "предста­вителями имперского правительства", в задачу которых входило "наблюдение за выполнением политических ди­ректив фюрера и рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог возложить на имперского наместника руководство земельным правительством, но право назна­чения и увольнения чиновников земель он сохранял за со­бой, так же как и полномочия имперского наместника в Пруссии.

Ландтаги земель сначала были отстранены от форми­рования земельных правительств, а 30 января 1934 г. были законодательным путем ликвидированы. Правительства зе­мель были подчинены имперскому правительству, а наме­стники перешли в ведение министерства внутренних дел. Законом "О ликвидации рейхсрата" от 14 февраля 1934 г. был упразднен и орган представительства земель в имперском парламенте - рейхсрат. Земли были вообще лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением "О гер­манских общинах" были ликвидированы последние остатки местного самоуправления. Все бургомистры городов стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из канди­датов, выдвигаемых местными партийными организациями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора за всеми общинами.

Превращение рейхстага в бесправное, марионеточное учреждение, так как его новый состав формировался ис­ключительно на партийной основе, ликвидация органов ме­стного самоуправления были тесно связаны с общей бюро­кратизацией государственного аппарата. Проводились чи­стки государственного аппарата от "несоответствующих лиц", от всех тех, кто начал работать в аппарате после 1918 г., от лиц "неарийского происхождения", запрещались браки чи­новников с "неарийками" и пр.

Функции партийных и государственных органов тесно переплетались. Это переплетение между тем не означало их полного слияния. Управленческий аппарат фашистской Германии был многочисленным, чрезмерно громоздким, он перестраивался по воле Гитлера, совмещавшего в своем лице функции президента, рейхсканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего. Так, наряду с продолжающим существовать имперским правительством в фашистской Германии были созданы Совет министров по вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех уполномоченных, в которую входили начальник партийной канцелярии, начальник имперской канцелярии, начальник штаба верховного командования вооруженных сил, в зада­чу которого входило проведение тотальной мобилизации и решение с этой целью обширного круга экономических и военных вопросов. Все эти учреждения, подчиняющиеся непосредственно Гитлеру, обладали законодательными пол­номочиями.

Германия была разделена на 32 партийные области во главе с партийными гауляйтерами, но сохранялось и старое административное деление на земли и провинции, админи­страция которых продолжала существовать и играть боль­шую роль в проведении в жизнь нацистских планов.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры ста­ли органы, осуществляющие широкомасштабную идеологи­ческую обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было создано министерство общественного просвещения и про­паганды, руководимое Геббельсом, которому подчинялись пресса, радио, книжные издательства и пр. В ведении ми­нистерства общественного просвещения и пропаганды была "имперская палата культуры", контролирующая музыку, изобразительное искусство, театр. Культурная политика "Третьего рейха" была направлена на создание "идейно од­нородного общества в расовом и мировоззренческом пла­не", на превращение литературы и искусства "в боевое ору­жие партии". При этом специальный надзор устанавливался "за духовным и мировоззренческим обучением и воспи­танием партийных кадров", с этой целью в 1934 г. было соз­дано даже специальное государственное ведомство. Из ака­демии литературы изгонялись либерально и демократически настроенные лучшие представители немецкой культу­ры, а также "расовонедостойные" лица, получившие впо­следствии название "недочеловеков". Одной из первых ак­ций "имперской палаты культуры" была реорганизация не­мецкой академии литературы с повальной проверкой ее членов, когда каждый член академии должен был дать от­вет на вопрос, намерен ли он "участвовать в решении национальных культурных задач". Все члены академии должны были также заполнить специальную анкету, как профес­сиональные чиновники, в которой одно из требований за­ключалось в предоставлении доказательств "арийского происхождения". В мае 1933 г. была проведена публичная ак­ция сожжения книг противников национал-социализма и "расовочуждых" авторов.

Особое внимание уделялось обработке в духе милита­ризма, шовинизма и расизма молодежи, контроль над умо­настроением которой осуществлялся фашистскими молодеж­ными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Ли­дер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером мо­лодежи Германского рейха" и нес персональную ответст­венность перед Гитлером как фюрером и как рейхсканцле­ром. После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных ор­ганизациях стало обязательным. Эти организации включа­лись в разветвленную систему разнообразных нацистских организаций, охватывающих все стороны жизнедеятельно­сти страны.

Нацисты создали мощный террористический аппарат, который начал складываться еще до прихода их к власти. В 1920 г. возникли первые вооруженные отряды - "служ­ба порядка" фашистов, которой отводилась роль охраны фашистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды чаще всего для создания беспорядков на митингах левых сил, для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г. "служба порядка" получила название "штурмовых отря­дов" (СА). В отряды СА привлекались деклассированные элементы, уволенные из армии солдаты и офицеры, разо­рившиеся лавочники, которым импонировала нацистская  пропаганда.

Наряду с погромной деятельностью отрядам СА отво­дилась не последняя роль в распространении фашистской идеологии. В 1932 г. в СА были созданы специальные мото­ризованные пропагандистские отряды. К лету 1933 г. ко­личество штурмовиков превысило 4 млн. человек. По мере усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были превра­щены в армейский резерв, официально провозглашенной задачей которого стала с лета 1940 г. военная подготовка населения. Гитлер пожертвовал своей "партийной армией", чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим предоставил особые полномочия собственной "партийной полиции", усилив ее специальными отрядами СС, которым было поручено истреблять "внутренних врагов".

В состав СС (Службу безопасности) входили "общие отряды", включающие руководство нацистской партии, пред­ставителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхуш­ку фашистской интеллигенции, а также вооруженные "спе­циальные отряды", созданные для выполнения особых за­дач фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гитлера и подразделений "мертвая голова", осуществляющих разнообразную деятельность по подавлению против­ников фашистского режима.

Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фашистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс. их филиа­лов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. человек. В одном только Освенциме, построенном в 1939 г., было ис­треблено около 4 млн. человек из многих стран. Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие технические средства, дающие им возможность безграничного уничтожения лю­дей. Они использовали геноцид, освященный их оккультной верой в свое расовое и духовное превосходство над людьми, как средство достижения своих политических целей, дос­тижения мирового господства.

В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная госу­дарственная полиция (гестапо), которая в 1936 г. была объ­единена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безо­пасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жан­дармерию, а также со специальной службой порядка (СД) находились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.

В 1939 г. было создано Главное управление имперской безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюреру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом планировал осуществление террористических акций, как в своей стране, так и на оккупированных территориях. Так, летом 1940 г. Фликом и Гиммлером было издано постанов­ление об уничтожении "бесполезных для военных целей" душевнобольных, калек, престарелых. Во исполнение его было создано Имперское общество лечебных и попечитель­ских учреждений, в которых было умерщвлено 275 тыс. нем­цев. Перед нападением на СССР войсковые соединения СС были увеличены до 600 тыс. человек (35 дивизий), проведе­но вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, введенным в зону действующей армии, была отведена главная роль в "расово-идеологической войне на уничтожение" СССР.

Значительным изменениям подверглась и судебная сис­тема Германии. В своей деятельности фашистские судьи исходили из принципа полного отрицания личных прав не­мецких граждан. Обвинение в государственной измене сле­довало за любой вид оппозиционной режиму деятельно­сти. Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933 г. были созданы особые суды для расправы с про­тивниками фашистского режима. В 1934 г. сложилась еще одна форма исключительного суда, так называемый На­родный трибунал по вопросам государственной измены, и котором не требовалось даже обязательного предваритель­ного следствия. Приговоры трибунала не подлежали обжа­лованию, защитников обвиняемому назначал сам трибу­нал. В армии действовали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках, например в 1944 г., военно-полевые суды ежемесячно выносили по 10 тыс. приговоров. В по­следние месяцы перед поражением Германии военно-по­левые суды были заменены военными трибуналами, в ко­торых заседали одни офицеры. Расстреливали всех подозреваемых в измене и дезертирстве, суровым репрессиям подвергали и их родственников.

 скачать реферат






Похожие рефераты из раздела "История"





Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие

 
Восстановление народного хозяйства. Избранный в 1946 г. Верховный Совет СССР принял четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства (1946–1950 гг.), согласно которому три года отводились на восстановление довоенного уровня, а два года – на то, чтобы превзойти его. В марте 1946 г. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров СССР во главе со Сталиным. За годы 4-й пятилетки промышленность превзошла довоенный уровень на 70 %, восстановлено и построено 6200 предприятий, в основном тяжелой промышленности. Усилился военно-промышленный комплекс. Легкая и пищевая промышленность план по восстановлению не выполнили.
В 1947 г. была отменена карточная система, проведена денежная реформа (деньги обменивались 10:1). В сельском хозяйстве не хватало рабочих рук, не было техники, резко сокращались посевы, ужесточались меры принуждения, повышались сборы и налоги. На обеспечении страны продовольствием тяжело сказалась засуха 1946 г. Диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства увеличивались. При некотором улучшении жизни в городе деревня голодала, в связи с этим увеличился отток людей в город.
Идеологические кампании конца 1940-х гг. В послевоенные годы шел процесс усиления централизации государственного управления, численного увеличения бюрократии, все большей власти коммунистической партии в стране. Вернувшиеся из Европы воины ожидали улучшения жизни, смягчения режима, расширения демократических основ. Но вместо расширения демократии Сталин вернулся к политике террора. Началась борьба с космополитизмом (космополитизм рассматривает жителей Земли вне зависимости от гражданства): считалось, что некоторые представители интеллигенции утратили веру в советский строй, выступили за установление буржуазных порядков. Поход на «безродных космополитов» возглавил А. А. Жданов, обвинивший деятелей культуры в «низкопоклонстве перед Западом». В 1946 г. принято постановление «О журналах “Звезда” и “Ленинград”», обвинения обрушились на А. А. Ахматову, М. М. Зощенко и др. За этим последовали постановления о репертуаре драматических театров, о кинофильме «Большая жизнь», об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» и др. Одновременно начался разгул национализма.
Идейному разгрому подверглась и наука. На развитии сельского хозяйства отрицательно отразилась «лысенковщина». Единственно верными в биологии признавались взгляды академика Т. Д. Лысенко, что нанесло сильный удар по ключевой науке современного естествознания генетике. Она была объявлена «лженаукой». Начались атаки на квантовую теорию и теорию относительности. Последняя была названа «реакционным эйнштейнианством». Реакционной лженаукой также объявили кибернетику. Советские официальные философы утверждали, что она необходима империалистам США для разжигания третьей мировой войны.
В конце 1940-х гг. возникло «ленинградское дело». Было выдвинуто обвинение против деятелей партии и государства в намерении превратить Ленинград в опору борьбы со Сталиным и его окружением. В 1950 г. расстреляны председатель Госплана Н. А. Вознесенский, председатель Совмина РСФСР М. И. Родионов, один из организаторов обороны Ленинграда во время блокады А. А. Кузнецов, секретарь Ленинградского обкома партии П. С. Попков. В целом репрессиям подверглись около 2 тыс. человек.
«Дело врачей» было сфабриковано в начале 1953 г. Была арестована группа врачей Кремлевской больницы по обвинению в том, что они якобы повинны в смерти Жданова в 1948 г. и пытались умертвить других государственных деятелей. Началась травля медицинских работников, усилился антисемитизм. Со смертью Сталина «дело» было прекращено.
«Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику СССР
 
После войны значительно укрепился авторитет СССР. Он стал играть видную роль в созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН), являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН. В 1945–1946 гг. советские юристы выступали на процессе над главными военными преступниками в Нюрнберге. СССР оказывал экономическую помощь многим странам, особенно вошедшим в «мировую систему социализма» и бывшим колониальным государствам.
Рост влияния СССР в послевоенном мире вызвал чрезвычайную озабоченность руководства западных держав. Поэтому они стали проводить силовую политику по отношению к СССР и социалистическим государствам. Сущность этой политики выразил бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль в речи, произнесенной в американском городе Фултоне. Он говорил о необходимости создания «силового кольца» вокруг стран, находящихся под контролем СССР, призвал «показать русским силу, сплотиться против восточного коммунизма». США расширили число военных баз, резко сократили торговые отношения с СССР и его сторонниками. СССР по отношению к Западу стал проводить политику «железного занавеса». Началась «холодная война» (с 1946 г. до конца 1980-х гг.) – враждебный политический курс конфронтации (противоборства) двух систем, основанный на гонке вооружений, на отношениях с позиции силы, где главным фактором сдерживания считалось ядерное оружие. «Холодная война» характеризовалась враждебными акциями с обеих сторон. Это проявилось в 1947 г., когда США предложили «план Маршалла». Этот план предусматривал оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в войне, в зависимости от их политической ориентации. СССР «план Маршалла» не одобрил и отказался участвовать в конференции по этому поводу.
Новый внешнеполитический курс бывших военных союзников руководство СССР расценило как призыв к войне, что незамедлительно сказалось как на внешней, так и на внутренней политике Советского государства. В 1948 г. произошел конфликт с Югославией, лидер которой И. Броз Тито попытался отстоять свою самостоятельность от сталинского диктата. СССР и другие социалистические страны разорвали дипломатические отношения с Югославией, ее изоляция перешла к проведению политики неприсоединения – движению неучастия стран в военно-политических блоках, за мир и безопасность народов. После смерти Сталина в 1953 г. дипломатические отношения с Югославией были восстановлены.
Символом раскола мира на две противостоящие системы – «системы капитализма» и «системы социализма» – стал раскол Германии на два государства – ФРГ (1948 г.) и ГДР (1949 г.). В 1949 г. произошел еще ряд крупных внешнеполитических событий:
– образовался Североатлантический военно-политический союз (НАТО) европейских стран во главе с США;
– создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – организация, объединившая социалистические страны;
– под руководством академика И. В. Курчатова появилось советское ядерное оружие, монополия США на ядерное оружие была ликвидирована и наступило временное военное равновесие.
Каждая из сверхдержав – США и СССР – включала в сферу своих стратегических интересов весь мир. Биполярность мирового сообщества на долгие годы определила политическое и экономическое развитие подавляющего большинства стран и их тяготение (зачастую невольное) к определенной общественной системе. Проявлением этого противостояния стали локальные военные конфликты. Так, в 1950–1953 гг. в ходе корейской войны произошло прямое военное столкновение СССР и США. В результате Корея оказалась Разделена на проамериканскую Южную Корею и просоветскую Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Позднее эту участь разделил и Вьетнам.
СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
5 марта 1953 г. умер И. В. Сталин. Руководство государством стало носить коллективный характер: Н. С. Хрущев возглавил партию, Г. М. Маленков встал во главе правительства, главой государства был избран К. Е. Ворошилов, министром обороны – Н. А. Булганин, министром объединенного Министерства внутренних дел (куда вошло Министерство государственной безопасности) – Л. П. Берия. Лидирующую роль стали играть Маленков, первым выступивший против «уродливого культа личности Сталина», и Берия, прекративший «дело врачей». Маленков ратовал за стимулирование крестьянского труда, вывод сельского хозяйства из кризиса, также он одним из первых признал необходимость политической реабилитации. Берия настаивал на лишении ЦК партии права руководить экономикой страны, ограничив его лишь политической деятельностью. Однако летом 1953 г. члены высшего партийного руководства при поддержке военных организовали заговор и свергли Берию. Он был обвинен в шпионаже и расстрелян. Борьба за власть на этом не закончилась.
ХХ съезд КПСС
ХХ съезд КПСС проходил в феврале 1956 г. В его повестке дня стояли вопросы внешней и внутренней политики, подведение итогов пятой пятилетки, пути строительства коммунизма. Съезд сделал теоретические выводы о событиях в мире. Важнейшим регулятором мира становится мирное сосуществование стран с различным общественным строем, выражающееся в виде соревнования систем социализма и капитализма. В революционной борьбе не может быть «экспорта» революции, ее победа зависит не от наличия мировой социалистической системы, а от внутренних условий в каждой стране. Возможны разнообразные формы перехода стран к социализму как вооруженным, так и мирным, парламентским путем. В то же время недопустим и «экспорт контрреволюции», когда капиталистические страны своим военным вмешательством подавляют революционное движение в каждой стране. В современном мире есть возможность не допустить новую мировую войну. Следует укреплять оборону, противостоять агрессии, расширять борьбу за мир.
В историю ХХ съезд вошел благодаря докладу «О культе личности и его последствиях», сделанному Хрущевым на последнем закрытом заседании, которого не было в повестке дня. В докладе разоблачалась преступность культа личности Сталина, показан огромный вред, нанесенный государству и партии. Но в докладе не раскрывались объективные причины происшедшего, все сводилось к субъективным качествам Сталина. Этот доклад, засекреченный от народа на 33 года (в СССР он был опубликован в 1989 г.), положил начало очищению партии и общества от идеологии и практики государственного террора. С другой стороны, он привел к крупному расколу в международном коммунистическом движении. Ряд партий объявил его ревизионистским. Свое развитие доклад получил в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не было страшных фактов, но была попытка разобраться в причинах возникновения культа и его последствиях. Начался процесс реабилитации (снятия обвинений) репрессированных в 1930-х – начале 1950-х гг., он затронул миллионы простых граждан СССР и даже целые народы – калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, немцев Поволжья, крымских татар. В конце 1960-х гг. процесс реабилитации был свернут.
Изменения, произошедшие в жизни страны после смерти Сталина, по повести Ильи Эренбурга назвали «оттепелью».
Общественно-политическая жизнь страны
После ХХ съезда авторитет Хрущева значительно вырос. По его инициативе в 1957 г. на пленуме ЦК КПСС с руководящих постов были отстранены Маленков, Каганович и Молотов, позднее с поста министра обороны снят Жуков. С 1958 г. Хрущев стал совмещать пост первого секретаря ЦК с должностью председателя Совмина СССР. Постепенно начал формироваться режим его личной власти.
В 1956 г. ХХ съезд партии поручил ЦК КПСС разработать проект новой партийной программы. В октябре 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья программа партии. Исходя из того, что социализм в Советском Союзе победил «полностью и окончательно» и страна вступила в этап «развернутого строительства коммунизма», съезд рассматривал программу как философское, экономическое и политическое обоснование построения коммунизма в СССР. Провозглашен лозунг: «Догнать и перегнать Америку!» Исторические рамки программы были в основном ограничены двадцатью годами.
Реформы в социально-экономической сфере
Реформы, проводившиеся в 1950—1960-х гг., носили противоречивый характер. Укрепление народного хозяйства началось с перемен в аграрном секторе. В 1954 г. был взят курс на поднятие целинных и залежных земель с целью решить острую зерновую проблему. На целину поехали десятки тысяч энтузиастов. Для укрепления руководящих кадров колхозов на работу в них было направлено более 30 тыс. партработников («тридцатитысячников»). В 1958 г. началась реорганизация МТС (машинно-тракторных станций) в РТС (ремонтно-тракторные станции). Технику продавали колхозам и совхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит материальную базу села, но этого не произошло. Также были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию (но они по-прежнему не покрывали всех затрат производства), списали долги прошлых лет, в несколько раз увеличили государственные расходы на нужды деревни, стали вводит пенсии для колхозников, начали выдавать колхозникам паспорта. Однако с конца 1950-х гг. экономические стимулы как рычаг развития были вытеснены привычным административным принуждением, что привело к ухудшению положения деревни и новому обострению продовольственной проблемы. После посещения США в 1959 г. Н. С. Хрущев призвал заменить традиционные для отечественного производителя агрокультуры кукурузой, что вошло в историю под названием «кукурузная эпопея». Семилетний план развития народного хозяйства (1959–1965 гг.) в части развития сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70 % рост составил лишь 15 %.
В области промышленности дела обстояли значительно лучше. Преимущественно развивались предприятия тяжелой промышленности (группа «А»), особенно производство стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Строились железные дороги, мощные комбинаты, каналы, осваивалось блочное домостроение («хрущевки»). За семилетку промышленный потенциал СССР вырос почти вдвое. В производство внедрялись достижения научно-технического прогресса. В 1954 г. вступила в строй Обнинская АЭС, в 1959 г. создан атомоход «Ленин». Однако предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность) развивались значительно медленнее. План семилетки предприятия группы «Б» не выполнили.
По указанию Н. С. Хрущева был проведен ряд реформ управления народным хозяйством. Партийные, советские, профсоюзные, комсомольские органы разделялись на промышленные и сельские, что значительно увеличило численность бюрократического аппарата. Многие отраслевые министерства ликвидировались (что мотивировалось необходимостью перейти от чрезмерной централизации к территориальному принципу управления) и вместо них создавались советы народного хозяйства (совнархозы) в краях и областях. Однако эти реформы ударили по единой технической политике, породили местничество, нарушили единое плановое хозяйство страны.
В 1961 г. проведена денежная реформа. Старые деньги обменивались на новые в соотношении 10:1. Историки признают эту реформу одной из самых гуманных денежных реформ в истории нашей страны.
Внешняя политика СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.
Внешняя политика базировалась на выводах ХХ съезда КПСС об изменении расстановки сил в мире в пользу социализма. Утверждалась возможность как мирной (через парламент), так и вооруженной победы социалистической революции, что зависело от внутренних условий каждой страны. Единственным путем регулирования отношений между государствами провозглашалось мирное сосуществование двух систем. Временно ослабела «холодная война». СССР в одностороннем порядке сократил численность армии, приостановил ядерные испытания, улучшил отношения с Китаем, Югославией, Турцией, Ираном, Японией и другими странами. В 1963 г. был заключен договор СССР, США и Великобритании о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в воде, атмосфере, космосе. В 1964 г. СССР заявил о мерах по ослаблению гонки вооружений.
Однако продолжалась и политика силового давления. В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии), получивший название – Организация Варшавского договора (ОВД). Первой крупной акцией этой организации было подавление антисоветского и антисоциалистического восстания в Венгрии (1956 г.). В 1961 г. по требованию СССР в Берлине сооружена стена, разделившая Восточный и Западный Берлин.
В 1959 г. Хрущев посетил США, а в 1960 г. выступил в ООН. Во многом политика Хрущева была непредсказуемой не только во внутренних, но и во внешних вопросах. В 1962 г. возник Карибский кризис. Для защиты социалистической Кубы туда были отправлены советские ракеты и воинские части. США объявили военную блокаду Кубы. Путем переговоров и вывода с Кубы советской техники кризис был преодолен. Росла помощь СССР развивающимся странам, что требовало огромных средств. В начале 1960-х гг. ухудшились отношения с Китаем, Албанией, что отрицательно сказалось на мировой системе социализма и коммунистическом движении.
СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.
В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л. И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин.
С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8-й пятилетки (1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие показатели развития страны.
Однако реформа не затронула политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970-х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно-промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.
Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980-х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.
Идеологической основой деятельности брежневского руководства была концепция «развитого социализма», разработанная в 1960-е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил идеологический руководитель партии М. А. Суслов. Со второй половины 1960-х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период («ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства. В результате численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.
В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.
18 лет руководства Брежнева привели государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в период глубокого кризиса. Политическую жизнь страны первой половины 1980-х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог партии М. А. Суслов, в ноябре того же года – Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей, замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. он ушел из жизни. На высших постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых государств мира.
Внешняя политика в 1964–1984 гг.
Внешняя политика в этот период характеризовалась двойственностью: с одной стороны, – борьба за мир, а с другой, – стремление подчинить своим политическим принципам социалистические страны, военное вмешательство в дела суверенных государств, продолжение гонки вооружений. В августе 1968 г. вооруженные силы государств ОВД во главе с СССР разгромили в Чехословакии народное выступление за самостоятельный путь развития. Концепция дозволенности вмешательства во внутренние дела социалистических стран и ограничения их суверенитета получила название «доктрина Брежнева». Этот курс предполагал также контроль над экономикой стран СЭВ под видом «интеграции труда». В 1980 г. в Польше произошли народные волнения под руководством профсоюза «Солидарность», однако повторного военного вторжения удалось избежать благодаря действиям польского главы государства генерала В. Ярузельского.
Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения, самым крупным из которых был конфликт весной 1969 г. на о. Даманский. Отношения между двумя странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Брежнева.
В 1971 г. советским руководством выдвинута «Программа мира», в которой предлагалось сократить военные расходы, обеспечить европейскую безопасность, заключив договоры о запрещении ядерного, химического, бактериологического оружия. В 1975 г. СССР принял участие в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки. 1 августа этого года 33 страны-участницы, в том числе и СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт. Этот документ стал важным результатом разрядки международной напряженности и содержал принципы взаимного уважения во внешней политике и соблюдения прав человека. Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников хельсинкского Совещания стали называть Хельсинкским процессом, или движением ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).
В 1972 г. СССР и США подписали договор ОСВ-1 (ограничение систем противоракетных установок и временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений). В этом же году подписан договор по противоракетной обороне (ПРО). В 1973 г. подписано Парижское соглашение о прекращении войны во Вьетнаме, развязанной США. В 1974 и 1976 гг. подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний – Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор о подземных ядерных взрывах в мирных целях. В 1979 г. подписан договор ОСВ-2 об ограничении стратегических наступательных вооружений. Установился военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США.
В начале 1980-х гг. СССР выступил с рядом мирных инициатив, однако предложения расходились с действиями. В СССР увеличились ассигнования на оборону, продолжались вмешательства в дела других стран. В этот период советские войска находились в Европе, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В декабре 1979 г. начался ввод советских войск в Афганистан под лозунгом «интернациональной помощи» и защиты демократических сил. За 10 лет война в Афганистане унесла 17 тыс. жизней советских солдат и офицеров. Международный авторитет СССР был значительно подорван.
СССР во второй половине 1980-х гг.
В марте 1985 г., после смерти Черненко, руководителем партии был избран М. С. Горбачев. Председателем Президиума Верховного Совета, т. е. главой государства, стал бывший министр иностранных дел СССР А. А. Громыко. Председателем Совета министров СССР с осени 1985 г. назначен Н. И. Рыжков. В 1988 г. М. С. Горбачев стал одновременно руководителем партии и государства. Период, когда Горбачев находился во главе государства, получил название «перестройка».
На пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. было объявлено о проведении в стране масштабных реформ с целью изменения общества. Реформы намечалось проводить в ряде сфер, в том числе в экономике. Этот курс воплотился в плане 12-й пятилетки (1986–1990 гг.) и получил название «курс на ускорение социально-экономического развития». Ускорение понималось как повышение темпов экономического роста на базе научно-технического прогресса за счет повышения производительности труда, интенсивного развития.
Первыми перестроечными законами стали постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и закон «О госприемке». Но антиалкогольная кампания провалилась, а введение госприемки привело к очередному росту бюрократического аппарата. 26 апреля 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.
Идея перевода жесткого централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки. Первым шагом к рыночной экономике стал Закон «О государственном предприятии (объединении)» 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Но центральный аппарат управления не хотел уступать своих прав. В это время большинство производимой продукции государство включило в государственный заказ (госзаказ), вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. В 1988 г. были приняты еще два закона, направленные на развитие коллективного и частного предпринимательства: закон о кооперации и закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). Затем с конца 1989 г. по 1991 г. было принято более ста законов, постановлений и т. п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало. Принимаемые меры не могли поднять экономику, так как были основаны на старых принципах социализма. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен в 1987 г., население осознало свою отчужденность от результатов собственного труда. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок, начатая шахтерами, которые заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса.
Первоначально же общество восприняло реформы с энтузиазмом, большинство населения поддерживало требование перемен. Происходило омоложение руководства партии и государства, выдвинулись Н. И. Рыжков (председатель Совмина СССР), Э. А. Шеварднадзе (министр иностранных дел СССР), А. Н. Яковлев, Б. Н. Ельцин, А. В. Собчак и др. Комиссия при Политбюро ЦК КПСС во главе А. Н. Яковлевым возобновила работу по реабилитации репрессированных. Все чаще наряду со словом «перестройка» стали употреблять слово «демократизация». С началом демократизации общества и политики «гласности» произошло переосмысление истории советского общества. Средства массовой информации стали играть большую роль, всем без исключения предоставлялось право открыто высказывать свои мысли. Итогом развернувшегося курса на гласность стало духовное и идейное раскрепощение общества. Перестала подвергаться государственным ограничениям деятельность церкви.
Летом 1988 г. состоялась XIX партийная конференция. На ней развернулась острая борьба мнений по поводу перестройки. В рядах КПСС произошел раскол. По предложению М. С. Горбачева учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР. Из числа его участников избирался Верховный Совет, превращавшийся в действующий парламент. В союзных республиках образовывались такие же государственные структуры. В мае – июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран Верховный Совет СССР во главе с М. С. Горбачевым. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б. Н. Ельцин.
Весной 1990 г. была определена новая цель реформы – переход к правовому государству, поскольку только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М. С. Горбачева Президентом СССР. Была отменена статья 6 Конституции СССР о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.
12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
Внешняя политика: «новое политическое мышление»
Новое руководство СССР во главе с Горбачевым резко активизировало внешнюю политику с тем, чтобы вырвать Советский Союз из международной изоляции. XXVII съезд КПСС (1986 г.) сформулировал основы всеобщей системы международной безопасности, которые базировались на заявлении Горбачева от 15 января 1986 г. Предлагалось запретить и ликвидировать оружие массового уничтожения, снизить уровень военных потенциалов до разумных пределов, распустить военные союзы, сократить военные расходы. Был выдвинут призыв об уважении прав каждого народа, его суверенитета, о неиспользовании силы в спорных вопросах, сотрудничестве социалистических и капиталистических стран в развитии экономики, культуры, оказании взаимной помощи в развитии государств. Совокупность предложенных принципов внешней политики получила название «новое политическое мышление». «Новое политическое мышление» явилось попыткой реализации идей перестройки во внешней политике.
Во второй половине 1980-х гг. СССР предпринял крупные практические шаги по нормализации межгосударственных отношений, ослаблению напряженности в мире, укреплению международного авторитета Советского Союза. В августе 1985 г., в сороковую годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В качестве ответной меры руководство США лишь пригласило представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях. В апреле 1987 г. мораторий был отменен.
Однако отношения с США значительно улучшились, прошло несколько встреч М. С. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем-старшим. В 1987 г. в Вашингтоне подписан договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), летом 1991 г. – о значительном сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Налаживались отношения со многими странами, в том числе с Китаем. Отказ от применения военной силы, вывод войск из Афганистана (февраль 1989 г.) способствовали нормализации международной обстановки.
В мае 1987 г. Политический Консультативный комитет стран Варшавского договора по инициативе советского руководства принял «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО и в первую очередь их военных организаций. После 1989 г. в социалистических странах шло возрастание антисоветских и антисоциалистических настроений, переросшее в серию революций в восточноевропейских государствах. В 1990 г. перестала существовать ГДР, войдя в состав ФРГ. В ходе революций компартии были отстранены от власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы государств Восточной Европы взяли курс на сближение с НАТО и организацией Общего рынка (будущим Евросоюзом), потребовав ускорить вывод советских войск со своих территорий. Весной 1991 г. был официально оформлен роспуск СЭВ и ОВД. Границы стран Восточной Европы оказались открытыми для массированного проникновения западноевропейских товаров и капиталов.
Новые инициативы во внешней политике СССР имели как положительные, так и отрицательные последствия. К началу 1990-х гг. прекратилась «холодная война», в лучшую сторону изменилась обстановка в мире, окончательно рухнул «железный занавес», расширились международные связи. В то же время в обмен на грандиозные односторонние уступки администрация Горбачева рассчитывала на «добрую волю» стран Запада, политическую и финансовую поддержку. Однако серьезной финансовой помощи не последовало. Бывшие союзники СССР по соцлагерю проявляли враждебность к СССР и устремлялись в НАТО.
События 1991 г. Распад СССР
В середине 1980-х гг. административные структуры в союзных республиках начали борьбу за усиление собственной власти. Начались трения между коренными жителями и русскоязычным населением. Рухнул миф о «дружбе народов СССР». В 1986 г. произошли выступления в Казахстане. В 1988 г. начались волнения между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха. В 1989 г. кровавые столкновения произошли в Фергане, в 1990 г. – между киргизами и узбеками в Ошской области. Накалились взаимоотношения Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Для подавления конфликтов использовались войска, что усугубляло обстановку в союзных республиках. Власть все больше переходила от федерального центра в республики, начались «парад суверенитетов» и «война законов», что фактически означало неподчинение центру и стремление к самостоятельности. С целью сохранить в каком-то виде единое государство Горбачев задумал подписание нового союзного договора. В мае 1991 г. в резиденции Ново-Огарево под Москвой был утвержден спец


Государство и право США в новейшее время

автор: Maxvel | категория: История государства и права ЗС | Просмотров: 479

Государство и право США в новейшее время

 

1.  основные тенденции государственно-правового регулирования

2.  основные тенденции в государственном механизме

3.  законодательство «нового курса» Рузвельта

 

34.gosudarstvo-i-pravo-ssha-v-novejshee-vremya.rar [5,57 Kb] (cкачиваний: 48)

 

1.Изменения в политической системе:

1) демократизация путем принятия избирательных законов

2) Усиление роли президента в государственном регулировании власти

Изменения в экономической системе: впервые в 30-е годы государство начинает вмешиваться в экономическую сферу.

Методы: государство навязывает условия, регулирует отношения в экономических процессах.

С 1917 по 1927год - принятие 10 поправок к конституции США (17 в 1913, 27 в 1927году касаются избирательных прав).

 

2.Партии:

1827г. – демократическая

1854г. – республиканская

Для политической системы США характерна двухпартийная система. Ее особенности:

1)  не обязательно, чтобы большинство членов конгресса принадлежали партии президента

2)  двухпартийная система не исключает плюрализма, но исключение составляет антикоммунистическое законодательство, т.е. принятие ряда законов против коммунистов.

1940г. – закон Смети «о регистрации иностранцев» (применялся в отношении коммунистов).

1950г. – закон Макарелли-Вудда «о внутренней безопасности».

1954г. – закон Хэмбри-Битлери «о контроле над коммунистической деятельностью».

Через 14 лет верховный суд признал эти законы противоречащими законодательству.

Президент:

Юридические полномочия президента не изменились, но с середины 19 века происходит усиление власти президента. В 60гг. 19 века А. Линкольн создает доктрину «о президентской форме правления в США», но реальное усиление власти президента связано с именем Рузвельта:

1)  вето на законопроекты из конгресса путем делегированного законодательства. Только 9 раз конгресс мог преодолеть президентское вето. Рузвельт издал 4000 законодательных актов, за это время конгресс – 4600.

2)  Во внешней политике Рузвельт вводит практику исполнительных приказов президента, которые не нуждались в подтверждении их сенатом

3)  Через разрастание аппарата президента в 1939г. – образование исполнительного управления президента (всего 15 департаментов).

К исполнительной власти относится кабинет США, который состоит из 15 глав департаментов, 60 независимых агентств и правительственных корпораций. 6 из них подчиняются президенту (главное – ЦРУ), другие подчиняются департаментам.

Законодательная власть:

Она принадлежит конгрессу, который был двухпалатным: сенат и палата представителей.

С 1913г. выборы в сенат стали прямыми.

В 1920г. женщины уравнены в правах.


1964г. – 24 поправки в конституцию, отмена налогового ценза.

1971г. – избирательное право получили лица с 18 лет.

Общее ослабление законодательной власти конгресса, но при «слабых президентах» конгресс увеличивает свои полномочия за счет подразумеваемых полномочий.

Тенденция к лоббированию законодательной деятельности (лоббирование – проталкивание законов).

1946г. – закон «о вредности регулированного лоббизма: при конгрессе созданы комитеты, самые главные постоянные. В нижней палате 22 комитета, в сенате 6 комитетов.

Судебная система:

В США существовало 50 систем судов штатов и одна федеральная система. Во главе каждого стоит верховный суд, который формирует прецеденты права. Он не имеет права вмешиваться в судебную систему штатов, только выносить решения о конституционности НПА.

Особенности судебной системы:

1)  чрезмерная регламентация общественной жизни

2)  цареподобная власть судьи

3)  главная роль верховного суда в толковании конституции, орган конституционного надзора.

Местное самоуправление:

Функционирование местного самоуправления регулируется только штатами, оно полностью зависит от законодательства штатов. Различают степени урегулированности некоторых аспектов управления:

1)  незначительное количество норм

2)  подробное нормативное регулирование местного самоуправления.

Полицейская система:

Не прописана, обозначены только контуры. В разных штатах отличаются полицейские структуры. Существование отдельно департаментов.      

осударство и право Великобритании в новейшее время

автор: Maxvel | категория: История государства и права ЗС | Просмотров: 433

Государство и право Великобритании в новейшее время

 

1.  эволюция госстроя

2.  система источников права. Развитие права:

 

1.Англия – парламентская монархия с двухпартийной системой.

 

2. 1901г. – 3 партия – лейбористская, которая нарушила традиционную систему. В 1923г. она полностью вытеснила либеральную партию.

Тенденции:

1)  снижение роли парламента в публично-правовой жизни

2)  появление доктрины исполнительной парламентской власти: широкое участие исполнительной власти в делах законодательной (для членов кабинета министров в палате общин предусмотрена квота)

3)  идея разделения в Англии не существует, она гарантирует правовое государство путем слияния исполнительной и законодательной власти в парламенте и реальной властью кабинета министров при принятии решений, повышение роли палаты общин.

3 элемента парламента:

1) палата общин

2) Палата лордов (пэров)

3) король

С 1911г. законодательный приоритет палаты общин.

2000г. – консолидированный акт о народном представительстве.