ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 5601
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
27. Веймарская республика в Германии
Государственно-правовой механизм фашистских диктатур
Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие
Государство и право США в новейшее время
осударство и право Великобритании в новейшее время
Масштабы и характер Второй мировой войны
|
|
Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие
Восстановление
народного хозяйства. Избранный в 1946 г.
Верховный Совет СССР принял четвертый
пятилетний план восстановления и
развития народного хозяйства (1946–1950
гг.), согласно которому три года отводились
на восстановление довоенного уровня,
а два года – на то, чтобы превзойти его.
В марте 1946 г. Совет народных комиссаров
был преобразован в Совет министров СССР
во главе со Сталиным. За годы 4-й пятилетки
промышленность превзошла довоенный
уровень на 70 %, восстановлено и построено
6200 предприятий, в основном тяжелой
промышленности. Усилился военно-промышленный
комплекс. Легкая и пищевая промышленность
план по восстановлению не выполнили.
В
1947 г. была отменена карточная система,
проведена денежная реформа (деньги
обменивались 10:1). В сельском хозяйстве
не хватало рабочих рук, не было техники,
резко сокращались посевы, ужесточались
меры принуждения, повышались сборы и
налоги. На обеспечении страны
продовольствием тяжело сказалась засуха
1946 г. Диспропорции в развитии промышленности
и сельского хозяйства увеличивались.
При некотором улучшении жизни в городе
деревня голодала, в связи с этим увеличился
отток людей в город.
Идеологические
кампании конца 1940-х гг. В послевоенные
годы шел процесс усиления централизации
государственного управления, численного
увеличения бюрократии, все большей
власти коммунистической партии в стране.
Вернувшиеся из Европы воины ожидали
улучшения жизни, смягчения режима,
расширения демократических основ. Но
вместо расширения демократии Сталин
вернулся к политике террора. Началась
борьба с космополитизмом (космополитизм
рассматривает жителей Земли вне
зависимости от гражданства): считалось,
что некоторые представители интеллигенции
утратили веру в советский строй, выступили
за установление буржуазных порядков.
Поход на «безродных космополитов»
возглавил А. А. Жданов, обвинивший
деятелей культуры в «низкопоклонстве
перед Западом». В 1946 г. принято постановление
«О журналах “Звезда” и “Ленинград”»,
обвинения обрушились на А. А. Ахматову,
М. М. Зощенко и др. За этим последовали
постановления о репертуаре драматических
театров, о кинофильме «Большая жизнь»,
об опере В. И. Мурадели «Великая дружба»
и др. Одновременно начался разгул
национализма.
Идейному разгрому
подверглась и наука. На развитии сельского
хозяйства отрицательно отразилась
«лысенковщина». Единственно верными в
биологии признавались взгляды академика
Т. Д. Лысенко, что нанесло сильный удар
по ключевой науке современного
естествознания генетике. Она была
объявлена «лженаукой». Начались атаки
на квантовую теорию и теорию относительности.
Последняя была названа «реакционным
эйнштейнианством». Реакционной лженаукой
также объявили кибернетику. Советские
официальные философы утверждали, что
она необходима империалистам США для
разжигания третьей мировой войны.
В
конце 1940-х гг. возникло «ленинградское
дело». Было выдвинуто обвинение против
деятелей партии и государства в намерении
превратить Ленинград в опору борьбы со
Сталиным и его окружением. В 1950 г.
расстреляны председатель Госплана Н.
А. Вознесенский, председатель Совмина
РСФСР М. И. Родионов, один из организаторов
обороны Ленинграда во время блокады А.
А. Кузнецов, секретарь Ленинградского
обкома партии П. С. Попков. В целом
репрессиям подверглись около 2 тыс.
человек.
«Дело врачей» было сфабриковано
в начале 1953 г. Была арестована группа
врачей Кремлевской больницы по обвинению
в том, что они якобы повинны в смерти
Жданова в 1948 г. и пытались умертвить
других государственных деятелей.
Началась травля медицинских работников,
усилился антисемитизм. Со смертью
Сталина «дело» было прекращено.
«Холодная
война» и ее влияние на внутреннюю и
внешнюю политику СССР
После
войны значительно укрепился авторитет
СССР. Он стал играть видную роль в
созданной в 1945 г. Организации Объединенных
Наций (ООН), являясь постоянным членом
Совета Безопасности ООН. В 1945–1946 гг.
советские юристы выступали на процессе
над главными военными преступниками в
Нюрнберге. СССР оказывал экономическую
помощь многим странам, особенно вошедшим
в «мировую систему социализма» и бывшим
колониальным государствам.
Рост
влияния СССР в послевоенном мире вызвал
чрезвычайную озабоченность руководства
западных держав. Поэтому они стали
проводить силовую политику по отношению
к СССР и социалистическим государствам.
Сущность этой политики выразил бывший
премьер-министр Великобритании У.
Черчилль в речи, произнесенной в
американском городе Фултоне. Он говорил
о необходимости создания «силового
кольца» вокруг стран, находящихся под
контролем СССР, призвал «показать
русским силу, сплотиться против восточного
коммунизма». США расширили число военных
баз, резко сократили торговые отношения
с СССР и его сторонниками. СССР по
отношению к Западу стал проводить
политику «железного занавеса». Началась
«холодная война» (с 1946 г. до конца 1980-х
гг.) – враждебный политический курс
конфронтации (противоборства) двух
систем, основанный на гонке вооружений,
на отношениях с позиции силы, где главным
фактором сдерживания считалось ядерное
оружие. «Холодная война» характеризовалась
враждебными акциями с обеих сторон. Это
проявилось в 1947 г., когда США предложили
«план Маршалла». Этот план предусматривал
оказание экономической помощи европейским
странам, пострадавшим в войне, в
зависимости от их политической ориентации.
СССР «план Маршалла» не одобрил и
отказался участвовать в конференции
по этому поводу.
Новый внешнеполитический
курс бывших военных союзников руководство
СССР расценило как призыв к войне, что
незамедлительно сказалось как на
внешней, так и на внутренней политике
Советского государства. В 1948 г. произошел
конфликт с Югославией, лидер которой
И. Броз Тито попытался отстоять свою
самостоятельность от сталинского
диктата. СССР и другие социалистические
страны разорвали дипломатические
отношения с Югославией, ее изоляция
перешла к проведению политики
неприсоединения – движению неучастия
стран в военно-политических блоках, за
мир и безопасность народов. После смерти
Сталина в 1953 г. дипломатические отношения
с Югославией были восстановлены.
Символом
раскола мира на две противостоящие
системы – «системы капитализма» и
«системы социализма» – стал раскол
Германии на два государства – ФРГ (1948
г.) и ГДР (1949 г.). В 1949 г. произошел еще ряд
крупных внешнеполитических событий:
–
образовался Североатлантический
военно-политический союз (НАТО) европейских
стран во главе с США;
– создан Совет
экономической взаимопомощи (СЭВ) –
организация, объединившая социалистические
страны;
– под руководством академика
И. В. Курчатова появилось советское
ядерное оружие, монополия США на ядерное
оружие была ликвидирована и наступило
временное военное равновесие.
Каждая
из сверхдержав – США и СССР – включала
в сферу своих стратегических интересов
весь мир. Биполярность мирового сообщества
на долгие годы определила политическое
и экономическое развитие подавляющего
большинства стран и их тяготение
(зачастую невольное) к определенной
общественной системе. Проявлением этого
противостояния стали локальные военные
конфликты. Так, в 1950–1953 гг. в ходе
корейской войны произошло прямое военное
столкновение СССР и США. В результате
Корея оказалась Разделена на проамериканскую
Южную Корею и просоветскую Корейскую
Народно-Демократическую Республику
(КНДР). Позднее эту участь разделил и
Вьетнам.
СССР в середине 1950-х –
середине 1960-х гг.
5 марта 1953 г. умер И.
В. Сталин. Руководство государством
стало носить коллективный характер: Н.
С. Хрущев возглавил партию, Г. М. Маленков
встал во главе правительства, главой
государства был избран К. Е. Ворошилов,
министром обороны – Н. А. Булганин,
министром объединенного Министерства
внутренних дел (куда вошло Министерство
государственной безопасности) – Л. П.
Берия. Лидирующую роль стали играть
Маленков, первым выступивший против
«уродливого культа личности Сталина»,
и Берия, прекративший «дело врачей».
Маленков ратовал за стимулирование
крестьянского труда, вывод сельского
хозяйства из кризиса, также он одним из
первых признал необходимость политической
реабилитации. Берия настаивал на лишении
ЦК партии права руководить экономикой
страны, ограничив его лишь политической
деятельностью. Однако летом 1953 г. члены
высшего партийного руководства при
поддержке военных организовали заговор
и свергли Берию. Он был обвинен в шпионаже
и расстрелян. Борьба за власть на этом
не закончилась.
ХХ съезд КПСС
ХХ
съезд КПСС проходил в феврале 1956 г. В
его повестке дня стояли вопросы внешней
и внутренней политики, подведение итогов
пятой пятилетки, пути строительства
коммунизма. Съезд сделал теоретические
выводы о событиях в мире. Важнейшим
регулятором мира становится мирное
сосуществование стран с различным
общественным строем, выражающееся в
виде соревнования систем социализма и
капитализма. В революционной борьбе не
может быть «экспорта» революции, ее
победа зависит не от наличия мировой
социалистической системы, а от внутренних
условий в каждой стране. Возможны
разнообразные формы перехода стран к
социализму как вооруженным, так и мирным,
парламентским путем. В то же время
недопустим и «экспорт контрреволюции»,
когда капиталистические страны своим
военным вмешательством подавляют
революционное движение в каждой стране.
В современном мире есть возможность не
допустить новую мировую войну. Следует
укреплять оборону, противостоять
агрессии, расширять борьбу за мир.
В
историю ХХ съезд вошел благодаря докладу
«О культе личности и его последствиях»,
сделанному Хрущевым на последнем
закрытом заседании, которого не было в
повестке дня. В докладе разоблачалась
преступность культа личности Сталина,
показан огромный вред, нанесенный
государству и партии. Но в докладе не
раскрывались объективные причины
происшедшего, все сводилось к субъективным
качествам Сталина. Этот доклад,
засекреченный от народа на 33 года (в
СССР он был опубликован в 1989 г.), положил
начало очищению партии и общества от
идеологии и практики государственного
террора. С другой стороны, он привел к
крупному расколу в международном
коммунистическом движении. Ряд партий
объявил его ревизионистским. Свое
развитие доклад получил в постановлении
ЦК КПСС «О преодолении культа личности
и его последствий» (июнь 1956 г.). В нем не
было страшных фактов, но была попытка
разобраться в причинах возникновения
культа и его последствиях. Начался
процесс реабилитации (снятия обвинений)
репрессированных в 1930-х – начале 1950-х
гг., он затронул миллионы простых граждан
СССР и даже целые народы – калмыков,
чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев,
немцев Поволжья, крымских татар. В конце
1960-х гг. процесс реабилитации был
свернут.
Изменения, произошедшие в
жизни страны после смерти Сталина, по
повести Ильи Эренбурга назвали
«оттепелью».
Общественно-политическая
жизнь страны
После ХХ съезда авторитет
Хрущева значительно вырос. По его
инициативе в 1957 г. на пленуме ЦК КПСС с
руководящих постов были отстранены
Маленков, Каганович и Молотов, позднее
с поста министра обороны снят Жуков. С
1958 г. Хрущев стал совмещать пост первого
секретаря ЦК с должностью председателя
Совмина СССР. Постепенно начал
формироваться режим его личной власти.
В
1956 г. ХХ съезд партии поручил ЦК КПСС
разработать проект новой партийной
программы. В октябре 1961 г. на ХХII съезде
КПСС была принята новая, третья программа
партии. Исходя из того, что социализм в
Советском Союзе победил «полностью и
окончательно» и страна вступила в этап
«развернутого строительства коммунизма»,
съезд рассматривал программу как
философское, экономическое и политическое
обоснование построения коммунизма в
СССР. Провозглашен лозунг: «Догнать и
перегнать Америку!» Исторические рамки
программы были в основном ограничены
двадцатью годами.
Реформы в
социально-экономической сфере
Реформы,
проводившиеся в 1950—1960-х гг., носили
противоречивый характер. Укрепление
народного хозяйства началось с перемен
в аграрном секторе. В 1954 г. был взят курс
на поднятие целинных и залежных земель
с целью решить острую зерновую проблему.
На целину поехали десятки тысяч
энтузиастов. Для укрепления руководящих
кадров колхозов на работу в них было
направлено более 30 тыс. партработников
(«тридцатитысячников»). В 1958 г. началась
реорганизация МТС (машинно-тракторных
станций) в РТС (ремонтно-тракторные
станции). Технику продавали колхозам и
совхозам. Предполагалось, что эта мера
укрепит материальную базу села, но этого
не произошло. Также были повышены
закупочные цены на сельскохозяйственную
продукцию (но они по-прежнему не покрывали
всех затрат производства), списали долги
прошлых лет, в несколько раз увеличили
государственные расходы на нужды
деревни, стали вводит пенсии для
колхозников, начали выдавать колхозникам
паспорта. Однако с конца 1950-х гг.
экономические стимулы как рычаг развития
были вытеснены привычным административным
принуждением, что привело к ухудшению
положения деревни и новому обострению
продовольственной проблемы. После
посещения США в 1959 г. Н. С. Хрущев призвал
заменить традиционные для отечественного
производителя агрокультуры кукурузой,
что вошло в историю под названием
«кукурузная эпопея». Семилетний план
развития народного хозяйства (1959–1965
гг.) в части развития сельскохозяйственного
производства был провален. Вместо
плановых 70 % рост составил лишь 15 %.
В
области промышленности дела обстояли
значительно лучше. Преимущественно
развивались предприятия тяжелой
промышленности (группа «А»), особенно
производство стройматериалов,
машиностроение, металлообработка,
химия, нефтехимия, электроэнергетика.
Строились железные дороги, мощные
комбинаты, каналы, осваивалось блочное
домостроение («хрущевки»). За семилетку
промышленный потенциал СССР вырос почти
вдвое. В производство внедрялись
достижения научно-технического прогресса.
В 1954 г. вступила в строй Обнинская АЭС,
в 1959 г. создан атомоход «Ленин». Однако
предприятия группы «Б» (прежде всего
легкая, пищевая, деревообрабатывающая,
целлюлозно-бумажная промышленность)
развивались значительно медленнее.
План семилетки предприятия группы «Б»
не выполнили.
По указанию Н. С. Хрущева
был проведен ряд реформ управления
народным хозяйством. Партийные, советские,
профсоюзные, комсомольские органы
разделялись на промышленные и сельские,
что значительно увеличило численность
бюрократического аппарата. Многие
отраслевые министерства ликвидировались
(что мотивировалось необходимостью
перейти от чрезмерной централизации к
территориальному принципу управления)
и вместо них создавались советы народного
хозяйства (совнархозы) в краях и областях.
Однако эти реформы ударили по единой
технической политике, породили
местничество, нарушили единое плановое
хозяйство страны.
В 1961 г. проведена
денежная реформа. Старые деньги
обменивались на новые в соотношении
10:1. Историки признают эту реформу одной
из самых гуманных денежных реформ в
истории нашей страны.
Внешняя политика
СССР в середине 1950-х – середине 1960-х
гг.
Внешняя политика базировалась
на выводах ХХ съезда КПСС об изменении
расстановки сил в мире в пользу социализма.
Утверждалась возможность как мирной
(через парламент), так и вооруженной
победы социалистической революции, что
зависело от внутренних условий каждой
страны. Единственным путем регулирования
отношений между государствами
провозглашалось мирное сосуществование
двух систем. Временно ослабела «холодная
война». СССР в одностороннем порядке
сократил численность армии, приостановил
ядерные испытания, улучшил отношения
с Китаем, Югославией, Турцией, Ираном,
Японией и другими странами. В 1963 г. был
заключен договор СССР, США и Великобритании
о запрещении испытаний ядерного оружия
в трех сферах: в воде, атмосфере, космосе.
В 1964 г. СССР заявил о мерах по ослаблению
гонки вооружений.
Однако продолжалась
и политика силового давления. В 1955 г.
был создан военно-политический союз
социалистических стран Европы (кроме
Югославии), получивший название –
Организация Варшавского договора (ОВД).
Первой крупной акцией этой организации
было подавление антисоветского и
антисоциалистического восстания в
Венгрии (1956 г.). В 1961 г. по требованию СССР
в Берлине сооружена стена, разделившая
Восточный и Западный Берлин.
В 1959 г.
Хрущев посетил США, а в 1960 г. выступил в
ООН. Во многом политика Хрущева была
непредсказуемой не только во внутренних,
но и во внешних вопросах. В 1962 г. возник
Карибский кризис. Для защиты социалистической
Кубы туда были отправлены советские
ракеты и воинские части. США объявили
военную блокаду Кубы. Путем переговоров
и вывода с Кубы советской техники кризис
был преодолен. Росла помощь СССР
развивающимся странам, что требовало
огромных средств. В начале 1960-х гг.
ухудшились отношения с Китаем, Албанией,
что отрицательно сказалось на мировой
системе социализма и коммунистическом
движении.
СССР в середине 1960-х –
середине 1980-х гг.
В октябре 1964 г. Н. С.
Хрущев был освобожден со всех постов
за «субъективизм» и «волюнтаризм» –
навязывание своей воли, когда желаемое
выдается за действительное без учета
реальных возможностей. К руководству
пришел Л. И. Брежнев, который в период
1960–1964 гг. занимал пост председателя
Президиума Верховного Совета СССР.
После октября 1964 г. Брежнев возглавил
ЦК партии, главой правительства стал
А. Н. Косыгин.
С конца 1964 г. руководство
страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить
материальный интерес как стимул
общественного производства, начав
стабилизацию с села и сельского хозяйства.
Этот курс был одобрен на двух пленумах
ЦК КПСС 1965 г. и получил название
«экономическая реформа 1965 г.», или
«косыгинская реформа». Ликвидировано
деление органов по отраслевому принципу,
отменены совнархозы и восстановлены
министерства, изменена система
планирования при расширении прав
предприятий, отменены многие хрущевские
«нововведения». Экономическая реформа
основывалась на стимулировании труда,
внедрении экономических методах
хозяйствования. Происходил переход на
хозрасчет, учитывалась местная инициатива.
На основе экономической реформы 1965 г.
был подготовлен план 8-й пятилетки
(1966–1970 гг.), за годы существования
советской власти давшей наилучшие
показатели развития страны.
Однако
реформа не затронула политические
структуры, все приходилось согласовывать
с ЦК КПСС. Против реформы выступил
бюрократический аппарат, поддержанный
Брежневым. К середине 1970-х гг. реформа
была свернута. Страна все больше вывозила
нефть, газ, электроэнергию, превращалась
в сырьевой придаток мировой экономики.
Начался ввоз зерна, продуктов, товаров
народного потребления, возникла «теневая
экономика». Огромные средства вкладывались
во внешние займы многих стран. Отставание
экономики прикрывалось лозунгами
внедрения достижений НТР, интенсификации
производства, борьбы за качество и
экономию. Единственным сектором
экономики, активно использовавшим
достижения НТР, являлся военно-промышленный
комплекс (ВПК). Страна деградировала, и
только в ВПК вкладывались необходимые
ресурсы.
Все больше отставало сельское
хозяйство, снижалась урожайность. При
уборке, хранении и перевозках
сельхозпродуктов были огромные потери.
В 1982 г. была принята «Продовольственная
программа», рассчитанная до 1990 г. Но все
принимаемые решения оставались на
бумаге, слово расходилось с делом. Резко
снижались уровень и продолжительность
жизни. Складывался, как говорили в конце
1980-х гг., «механизм торможения», страна
шла к стагнации, когда показатели
производства стремятся к нулю и наступает
кризис.
Идеологической основой
деятельности брежневского руководства
была концепция «развитого социализма»,
разработанная в 1960-е гг. и обнародованная
на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось,
что в СССР сложилось общенародное
государство с высоким экономическим
потенциалом и полным господством
государственной собственности, единством
советского народа, возросшей ролью
партии, превратившейся в «партию всего
народа». Все эти установки прикрывали
замораживание роста уровня жизни,
падение нравов, очковтирательство,
политику награждений и восхвалений.
Усиливалась политическая демагогия,
которую проводил идеологический
руководитель партии М. А. Суслов. Со
второй половины 1960-х гг. были приглушены,
а затем запрещены критика культа личности
Сталина и разоблачения практики
государственного террора в сталинский
период («ресталинизация»). Был свернут
процесс реабилитации репрессированных
в прежние десятилетия. Создавались
новые министерства, ведомства. В
результате численность бюрократического
аппарата, поглощавшего около половины
государственного бюджета, постоянно
возрастала. Развивалась коррупция.
Однако внешне жизнь общества становилась
размеренной и спокойной.
В 1977 г.
концепция «развитого социализма» была
юридически закреплена в новой Конституции
СССР. Конституция зафиксировала создание
«общенародного государства», отметила
расширение демократизма. Как и в
Конституции 1936 г., упор делался на
провозглашение социальных прав граждан,
список которых стал шире: право на труд,
бесплатное образование, медицинское
обслуживание, отдых, а также пенсионное
обеспечение и жилище. Реальная политическая
власть оставалась у партии. Статья 6
Конституции закрепляла руководящую
роль партии как ядра политической
системы. Партийные органы подменяли
собой государственные: списки кандидатов
в депутаты корректировались парторганами,
законы, подготовленные «сверху»,
принимались единогласно. Конституция
оказалась фиктивным документом, носила
декларативный характер.
18 лет
руководства Брежнева привели государство
к состоянию развала. Тоталитарное
общество вступило в период глубокого
кризиса. Политическую жизнь страны
первой половины 1980-х гг. лихорадила
частая смена высшего руководства. В
январе 1982 г. умер главный идеолог партии
М. А. Суслов, в ноябре того же года – Л.
И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК
КПСС, а через полгода и председателем
Президиума ВС СССР стал бывший председатель
Комитета государственной безопасности
(КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые
перестановки в партийных структурах,
отстранил от работы руководителей,
замешанных в коррупции. Но в феврале
1984 г. он ушел из жизни. На высших постах
оказался К. У. Черненко, состояние
здоровья которого было не лучше, чем у
предшественников. Общество жило от
похорон до похорон, в ходе которых
общественная жизнь почти замирала. В
марте 1985 г. состоялись новые похороны
и новый передел власти. 20 лет (1964–1984
гг.) стали для СССР периодом упущенных
возможностей, когда страна окончательно
отстала от передовых государств
мира.
Внешняя политика в 1964–1984
гг.
Внешняя политика в этот период
характеризовалась двойственностью: с
одной стороны, – борьба за мир, а с
другой, – стремление подчинить своим
политическим принципам социалистические
страны, военное вмешательство в дела
суверенных государств, продолжение
гонки вооружений. В августе 1968 г.
вооруженные силы государств ОВД во
главе с СССР разгромили в Чехословакии
народное выступление за самостоятельный
путь развития. Концепция дозволенности
вмешательства во внутренние дела
социалистических стран и ограничения
их суверенитета получила название
«доктрина Брежнева». Этот курс предполагал
также контроль над экономикой стран
СЭВ под видом «интеграции труда». В 1980
г. в Польше произошли народные волнения
под руководством профсоюза «Солидарность»,
однако повторного военного вторжения
удалось избежать благодаря действиям
польского главы государства генерала
В. Ярузельского.
Усиливались разногласия
между СССР и КНР. На советско-китайской
границе происходили вооруженные
столкновения, самым крупным из которых
был конфликт весной 1969 г. на о. Даманский.
Отношения между двумя странами
нормализовались лишь после смерти Мао
Цзэдуна и Брежнева.
В 1971 г. советским
руководством выдвинута «Программа
мира», в которой предлагалось сократить
военные расходы, обеспечить европейскую
безопасность, заключив договоры о
запрещении ядерного, химического,
бактериологического оружия. В 1975 г. СССР
принял участие в Совещании по безопасности
и сотрудничеству в Европе в Хельсинки.
1 августа этого года 33 страны-участницы,
в том числе и СССР, а также США и Канада
подписали Заключительный акт. Этот
документ стал важным результатом
разрядки международной напряженности
и содержал принципы взаимного уважения
во внешней политике и соблюдения прав
человека. Эти принципы в 1977 г. были
внесены в Конституцию СССР как принципы
мирного сосуществования государств с
различным общественным строем. Последующие
встречи участников хельсинкского
Совещания стали называть Хельсинкским
процессом, или движением ОБСЕ (Организация
по безопасности и сотрудничеству в
Европе).
В 1972 г. СССР и США подписали
договор ОСВ-1 (ограничение систем
противоракетных установок и временное
соглашение об ограничении стратегических
наступательных вооружений). В этом же
году подписан договор по противоракетной
обороне (ПРО). В 1973 г. подписано Парижское
соглашение о прекращении войны во
Вьетнаме, развязанной США. В 1974 и 1976 гг.
подписаны два договора, касающиеся
ядерных испытаний – Договор об ограничении
подземных испытаний ядерного оружия и
Договор о подземных ядерных взрывах в
мирных целях. В 1979 г. подписан договор
ОСВ-2 об ограничении стратегических
наступательных вооружений. Установился
военно-стратегический паритет (равенство)
СССР и США.
В начале 1980-х гг. СССР
выступил с рядом мирных инициатив,
однако предложения расходились с
действиями. В СССР увеличились ассигнования
на оборону, продолжались вмешательства
в дела других стран. В этот период
советские войска находились в Европе,
Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии. В
декабре 1979 г. начался ввод советских
войск в Афганистан под лозунгом
«интернациональной помощи» и защиты
демократических сил. За 10 лет война в
Афганистане унесла 17 тыс. жизней советских
солдат и офицеров. Международный
авторитет СССР был значительно
подорван.
СССР во второй половине
1980-х гг.
В марте 1985 г., после смерти
Черненко, руководителем партии был
избран М. С. Горбачев. Председателем
Президиума Верховного Совета, т. е.
главой государства, стал бывший министр
иностранных дел СССР А. А. Громыко.
Председателем Совета министров СССР с
осени 1985 г. назначен Н. И. Рыжков. В 1988 г.
М. С. Горбачев стал одновременно
руководителем партии и государства.
Период, когда Горбачев находился во
главе государства, получил название
«перестройка».
На пленуме ЦК КПСС в
апреле 1985 г. было объявлено о проведении
в стране масштабных реформ с целью
изменения общества. Реформы намечалось
проводить в ряде сфер, в том числе в
экономике. Этот курс воплотился в плане
12-й пятилетки (1986–1990 гг.) и получил
название «курс на ускорение
социально-экономического развития».
Ускорение понималось как повышение
темпов экономического роста на базе
научно-технического прогресса за счет
повышения производительности труда,
интенсивного развития.
Первыми
перестроечными законами стали
постановление «О мерах по преодолению
пьянства и алкоголизма» и закон «О
госприемке». Но антиалкогольная кампания
провалилась, а введение госприемки
привело к очередному росту бюрократического
аппарата. 26 апреля 1986 г. произошла авария
на Чернобыльской АЭС, что стало мрачным
символом катастрофы, надвигающейся на
общество и государство.
Идея перевода
жесткого централизованного,
планово-государственного хозяйства на
рыночную, товарно-денежную основу (в
рамках социализма) стала стержнем
концепции перестройки. Первым шагом к
рыночной экономике стал Закон «О
государственном предприятии (объединении)»
1987 г., предоставивший значительные права
предприятиям и трудовым коллективам.
Но центральный аппарат управления не
хотел уступать своих прав. В это время
большинство производимой продукции
государство включило в государственный
заказ (госзаказ), вывело из свободной
продажи, лишило предприятия свободы
самофинансирования. В 1988 г. были приняты
еще два закона, направленные на развитие
коллективного и частного предпринимательства:
закон о кооперации и закон об индивидуальной
трудовой деятельности (ИТД). Затем с
конца 1989 г. по 1991 г. было принято более
ста законов, постановлений и т. п. по
экономическим вопросам, но большинство
из них не работало. Принимаемые меры не
могли поднять экономику, так как были
основаны на старых принципах социализма.
Реальные доходы населения стали падать.
В стране начался острый дефицит всех
товаров. Цены на них стали возрастать.
Благодаря гласности, курс на которую
был провозглашен в 1987 г., население
осознало свою отчужденность от результатов
собственного труда. Трудящиеся вышли
на улицы с лозунгами протеста. По стране
прокатилась волна забастовок, начатая
шахтерами, которые заявили на своем
съезде, что не считают КПСС партией
рабочего класса.
Первоначально же
общество восприняло реформы с энтузиазмом,
большинство населения поддерживало
требование перемен. Происходило
омоложение руководства партии и
государства, выдвинулись Н. И. Рыжков
(председатель Совмина СССР), Э. А.
Шеварднадзе (министр иностранных дел
СССР), А. Н. Яковлев, Б. Н. Ельцин, А. В.
Собчак и др. Комиссия при Политбюро ЦК
КПСС во главе А. Н. Яковлевым возобновила
работу по реабилитации репрессированных.
Все чаще наряду со словом «перестройка»
стали употреблять слово «демократизация».
С началом демократизации общества и
политики «гласности» произошло
переосмысление истории советского
общества. Средства массовой информации
стали играть большую роль, всем без
исключения предоставлялось право
открыто высказывать свои мысли. Итогом
развернувшегося курса на гласность
стало духовное и идейное раскрепощение
общества. Перестала подвергаться
государственным ограничениям деятельность
церкви.
Летом 1988 г. состоялась XIX
партийная конференция. На ней развернулась
острая борьба мнений по поводу перестройки.
В рядах КПСС произошел раскол. По
предложению М. С. Горбачева учреждался
новый орган власти – Съезд народных
депутатов СССР. Из числа его участников
избирался Верховный Совет, превращавшийся
в действующий парламент. В союзных
республиках образовывались такие же
государственные структуры. В мае – июне
1989 г. состоялся первый Съезд народных
депутатов СССР, затем избран Верховный
Совет СССР во главе с М. С. Горбачевым.
Председателем Верховного Совета РСФСР
в мае 1990 г. стал Б. Н. Ельцин.
Весной
1990 г. была определена новая цель реформы
– переход к правовому государству,
поскольку только оно в состоянии
обеспечить переход к рынку и демократическому
обществу. Среди первостепенных задач
реформирования политической системы
были создание президентской системы
власти в СССР и переход к многопартийности.
III съезд народных депутатов СССР (март
1990 г.) избрал М. С. Горбачева Президентом
СССР. Была отменена статья 6 Конституции
СССР о КПСС как руководящей и направляющей
силе общества и ядре политической
системы.
12 июня 1990 г. была принята
Декларация о государственном суверенитете
РСФСР.
Внешняя политика: «новое
политическое мышление»
Новое
руководство СССР во главе с Горбачевым
резко активизировало внешнюю политику
с тем, чтобы вырвать Советский Союз из
международной изоляции. XXVII съезд КПСС
(1986 г.) сформулировал основы всеобщей
системы международной безопасности,
которые базировались на заявлении
Горбачева от 15 января 1986 г. Предлагалось
запретить и ликвидировать оружие
массового уничтожения, снизить уровень
военных потенциалов до разумных пределов,
распустить военные союзы, сократить
военные расходы. Был выдвинут призыв
об уважении прав каждого народа, его
суверенитета, о неиспользовании силы
в спорных вопросах, сотрудничестве
социалистических и капиталистических
стран в развитии экономики, культуры,
оказании взаимной помощи в развитии
государств. Совокупность предложенных
принципов внешней политики получила
название «новое политическое мышление».
«Новое политическое мышление» явилось
попыткой реализации идей перестройки
во внешней политике.
Во второй половине
1980-х гг. СССР предпринял крупные
практические шаги по нормализации
межгосударственных отношений, ослаблению
напряженности в мире, укреплению
международного авторитета Советского
Союза. В августе 1985 г., в сороковую
годовщину ядерной бомбардировки
Хиросимы, СССР ввел мораторий на испытания
ядерного оружия, предложив другим
ядерным державам поддержать его
инициативу. В качестве ответной меры
руководство США лишь пригласило
представителей СССР присутствовать на
своих ядерных испытаниях. В апреле 1987
г. мораторий был отменен.
Однако
отношения с США значительно улучшились,
прошло несколько встреч М. С. Горбачева
с президентами США Р. Рейганом и Дж.
Бушем-старшим. В 1987 г. в Вашингтоне
подписан договор о ликвидации ракет
средней и меньшей дальности (РСМД), летом
1991 г. – о значительном сокращении и
ограничении стратегических наступательных
вооружений (СНВ-1). Налаживались отношения
со многими странами, в том числе с Китаем.
Отказ от применения военной силы, вывод
войск из Афганистана (февраль 1989 г.)
способствовали нормализации международной
обстановки.
В мае 1987 г. Политический
Консультативный комитет стран Варшавского
договора по инициативе советского
руководства принял «Берлинскую
декларацию» об одновременном роспуске
ОВД и НАТО и в первую очередь их военных
организаций. После 1989 г. в социалистических
странах шло возрастание антисоветских
и антисоциалистических настроений,
переросшее в серию революций в
восточноевропейских государствах. В
1990 г. перестала существовать ГДР, войдя
в состав ФРГ. В ходе революций компартии
были отстранены от власти. Пришедшие к
власти национально-демократические
силы государств Восточной Европы взяли
курс на сближение с НАТО и организацией
Общего рынка (будущим Евросоюзом),
потребовав ускорить вывод советских
войск со своих территорий. Весной 1991 г.
был официально оформлен роспуск СЭВ и
ОВД. Границы стран Восточной Европы
оказались открытыми для массированного
проникновения западноевропейских
товаров и капиталов.
Новые инициативы
во внешней политике СССР имели как
положительные, так и отрицательные
последствия. К началу 1990-х гг. прекратилась
«холодная война», в лучшую сторону
изменилась обстановка в мире, окончательно
рухнул «железный занавес», расширились
международные связи. В то же время в
обмен на грандиозные односторонние
уступки администрация Горбачева
рассчитывала на «добрую волю» стран
Запада, политическую и финансовую
поддержку. Однако серьезной финансовой
помощи не последовало. Бывшие союзники
СССР по соцлагерю проявляли враждебность
к СССР и устремлялись в НАТО.
События
1991 г. Распад СССР
В середине 1980-х гг.
административные структуры в союзных
республиках начали борьбу за усиление
собственной власти. Начались трения
между коренными жителями и русскоязычным
населением. Рухнул миф о «дружбе народов
СССР». В 1986 г. произошли выступления в
Казахстане. В 1988 г. начались волнения
между армянами и азербайджанцами из-за
Нагорного Карабаха. В 1989 г. кровавые
столкновения произошли в Фергане, в
1990 г. – между киргизами и узбеками в
Ошской области. Накалились взаимоотношения
Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Для
подавления конфликтов использовались
войска, что усугубляло обстановку в
союзных республиках. Власть все больше
переходила от федерального центра в
республики, начались «парад суверенитетов»
и «война законов», что фактически
означало неподчинение центру и стремление
к самостоятельности. С целью сохранить
в каком-то виде единое государство
Горбачев задумал подписание нового
союзного договора. В мае 1991 г. в резиденции
Ново-Огарево под Москвой был утвержден
спец
Государство и право США в новейшее время
автор: Maxvel | категория: История государства и права ЗС | Просмотров: 479
Государство и право США в новейшее время
1. основные тенденции государственно-правового регулирования
2. основные тенденции в государственном механизме
3. законодательство «нового курса» Рузвельта
34.gosudarstvo-i-pravo-ssha-v-novejshee-vremya.rar [5,57 Kb] (cкачиваний: 48)
1.Изменения в политической системе:
1) демократизация путем принятия избирательных законов
2) Усиление роли президента в государственном регулировании власти
Методы: государство навязывает условия, регулирует отношения в экономических процессах.
Для политической системы США характерна двухпартийная система. Ее особенности:
1) не обязательно, чтобы большинство членов конгресса принадлежали партии президента
1940г. – закон Смети «о регистрации иностранцев» (применялся в отношении коммунистов).
1950г. – закон Макарелли-Вудда «о внутренней безопасности».
1954г. – закон Хэмбри-Битлери «о контроле над коммунистической деятельностью».
Через 14 лет верховный суд признал эти законы противоречащими законодательству.
Она принадлежит конгрессу, который был двухпалатным: сенат и палата представителей.
С 1913г. выборы в сенат стали прямыми.
В 1920г. женщины уравнены в правах.
1964г. – 24 поправки в конституцию, отмена налогового ценза.
1971г. – избирательное право получили лица с 18 лет.
Тенденция к лоббированию законодательной деятельности (лоббирование – проталкивание законов).
1) чрезмерная регламентация общественной жизни
3) главная роль верховного суда в толковании конституции, орган конституционного надзора.
1) незначительное количество норм
2) подробное нормативное регулирование местного самоуправления.
осударство и право Великобритании в новейшее время
автор: Maxvel | категория: История государства и права ЗС | Просмотров: 433
Государство и право Великобритании в новейшее время
2. система источников права. Развитие права:
1.Англия – парламентская монархия с двухпартийной системой.
1) снижение роли парламента в публично-правовой жизни
С 1911г. законодательный приоритет палаты общин.
2000г. – консолидированный акт о народном представительстве.