ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.12.2019

Просмотров: 5455

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами. В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др. Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы. Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.Государственный строй Древнего Египта

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотре­нию определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась си­стема комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуж­дение наиболее важных или политически острых вопросов

27. Веймарская республика в Германии

Государственно-правовой механизм фашистских диктатур

Тема 5. СССР в 1945–1991 гг. СССР в первое послевоенное десятилетие

Государство и право США в новейшее время

осударство и право Великобритании в новейшее время

Масштабы и характер Второй мировой войны

Послевоенный мир

Немецкое экономическое чудо

Реферат: Развитие Германии после Второй Мировой Войны

Брак в Вавилоне заключался по договору, без которого он считался недействительным.

Уголовное право ВавилонаВ Законах Хаммурапи нет упоминания об обычае кровной мести. Она вынесена в одних случаях наказаниями, налагаемыми государственной властью, в других случаях вознаграждением, которое уплачивает преступник потерпевшему или родственникам.Вместе с тем, закон сохраняет не мало пережитков первобытных отношений:

а) ответственность за преступление всей территориальной общиной в случаях, когда личность преступника неизвестна (ст. ст. 23,24);

б) ответственность детей за преступления, совершенные родителями (ст. ст. 116, 210, 230);

в) изгнание преступника из данной местности или "из дома";

г) сохранение в ряде случаев принципа талиона "Равным за равное" (ст. ст. 196, 197).

За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер.

Законы Хаммурапи знают следующие виды наказаний:

  • смертная казнь (более чем в 30 случаях);

  • членовредительские наказания;

  • телесные наказания (удары плетью);

  • наложение знака бесчестил;

  • изгнание из родной местности или дома;

  • денежные взыскания;

  • увольнение с должности с запрещением занимать ее в будущем.

 Государство и право Древней Индии Общественный строй. Для общественного строя Индии характерно довольно длительное сохранение общинных порядков - следствие медленного развития производительных сил. Другая характерная черта- деление общества на Варны (“Варна” — в буквальном переводе означает "цвет" и "качество").Варны — это 4 сословия (страты, касты), возникшие в период разложения крепостного строя: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варна брахманов занимала самое высокое положение в обществе, была сильна единство, имела монопольное право толковать законы и давать советы представителям других варн. Брахманы принимали активное участие в управлении государства. Брахман мог потребовать от членов других варн все, что он желал. Все были обязаны содействовать брахману, его личность была неприкосновенна.Кшатрии — вторая группа господствующего класса. Варна возникла в результате войн и постепенно превратилась в правящую варну. Законы Ману возлагали на кшатриев обязанность "охранять" подданных, приносить жертвоприношения и изучать веды. Варна кшатриев была менее замкнута, чем первая.Варна вайшьев была наиболее многочисленной. Она состояла из всех свободных общинников, не вошедших впервые две варны. Это была варна земледельцев, ремесленников и торговцев, создающих все необходимое для пропитания себе и другим. Членом варны вайшье преписывалось пасти скот, хорошо разбираться в стоимости товаров, заботится об увеличении своего имущества. Варна вайшьев являлась угнетенным классом, члены которого были обязаны платить государству высокие налоги.Шудры занимали самое низшее положение среди варн. Члены этой варны были представителями покоренных армиями племен. Формально они небыли рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны. Шудры не пользовались политическими правами, хотя лично были свободны, могли иметь семьи и приобретать имущество.На самой низшей ступени среди свободных людей были "неприкасаемые" (чандалы и другие), рожденные от смешенных браков.В памятниках древнеиндийского права - Законах Ману и Артхашастре упоминается о нескольких разрядах рабов. Основным источником рабства в Древней Индии были:


    • а) обращение в рабов военнопленных;

    • б) естественное воспроизводство;

    • в) продажа свободных в рабство;

    • г) долевое рабство;

    • д) рабство вследствие совершения преступления.

Рабов было меньше, чем в Риме, рабский труд не является основой производства.

Государственный строй.В Индии, как и в других странах Древнего Востока, государство приняло форму деспотии, которое характеризовалось всевластием монарха, бесправным положением подданных, наличием централизованного бюрократического аппарата. В Индийском государстве имелось 3 ведомства, выполнявших функции рабовладельческого государства:

  • финансовое ведомство;

  • военное ведомство;

  • ведомство публичных работ.

Царь.Как учили брахманы - государственная власть имеет божественное значение! В царской власти получает отражение внешнее единство народа в противоположность внутреннему единству, проявляющему в религии. Цари в Индии обладали верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Но царь не является верховным жрецом. Он должен был, по учению брахманов, подчиняться им. Таким образом, светская и духовная власть не были сосредоточенны в одних руках, поэтому обожествление царя не достигало никогда таких размеров, как в Египте.Центральный аппарат возглавляли семь или восемь министров, назначаемые царем.При царе существовал Совет, в который входили министры. С одним из министров царь совещался по наиболее важным государственным делам и вместе с ним принимал решение.Во главе финансового ведомства стоял главный сборщик налогов с большой командой чиновников.Армия состояла из 4 родов войск (пехоты, кавалерии, боевых слонов и колесниц) и военного флота.Ведомство публичных работ в Индии не получило такого развития, как в Египте или Вавилоне. Наблюдение за множеством каналов, руководство строительством новых домов осуществляло ведомство орошения. Основные работы выполняли вайшьи и рабы. Если земледелец или община своими силами строила водоемы или пруды, то освобождались от налогов на 4-5 лет.Местное управление. Во главе каждого селения стоял Староста, 10 селений - десятский, во главе 20 - староста 20, сотня селений - сотский, 1000 селений - тысяцкий. Они выполняли обязанность:

    • а) сохранение общественного порядка;

    • б) борьба с преступлениями.

Во главе города стоял главный управляющий всеми делами; городской совет, состоящий из 6 коллегий, ведавших:

  • ремесленно-промышленным производством;

  • торговлей иностранцев;

  • учетом населения города;

  • регулированием торговли и порядком на торговых местах;

  • торговлей текстильными изделиями;

  • сбором с доходов от продажи (налог равнялся 1/10 части).

Право в Древней Индии. Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают законы, издаваемые царями. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии. В большинстве случаях судьями являлись слушатели церкви. Древнейшие индийские сборники законов (Законы Ману, Гаутамы, Апастамбы, Нарада) представляли творчество различных школ брахманов и служили учебными руководствами.Наиболее известный из них сборник — Законы Ману (II век до нашей эры - II век нашей эры) - представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Эти нормы - наставление можно разделить на три группы:


  • религиозные предписания брахманов;

  • нормы, регулирующие организацию государственной власти;

  • нормы гражданского и уголовного законодательства.


Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).Законы Ману составлены в период острой борьбы между брахманизмом и буддизмом. При Ашоке (272—232 гг. до нашей эры) буддистская религия стала государственной. Брахманизм уступил союзу буддизма и государства, но продолжал оказывать сопротивление и вел борьбу за существование путем создания сборника, содержащего предписания "прародителя людей Ману".
Право собственности.Формально земля считалась собственностью царя. Судя по источникам права, можно выделить две категории земель:

  • общинная;

  • принадлежащая царскому дому.

Праву Древней Индии были известны следующие 7 правомерных способов приобретения собственности:

  • получение наследства;

  • находка;

  • покупка;

  • добыча;

  • ссуда под проценты;

  • исполнение работы;

  • получение подарка.

    Главным охранителем собственности считался царь.

Обязательственное право. В Законах не сказано о формах заключения сделок. Но Законы Ману предписывают при решении споров привлекать свидетелей, а при их отсутствии, прибегать к клятвам и ордалиям. Следует полагать, что сделки в Индии совершались устно, в присутствии свидетелей. а) Обязательство из договоров. Объектами договора купли-продажи могли быть движимые вещи, надлежащего качества, веса и объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Договор займа имел широкое распространение. Обеспечением займа служила личность должника, его родственников, имущество (в т. ч. скот и земля). В случае не уплаты долга предполагалась отработка. Но низшие касты не могли заставить должника высшей касты отработать долг. б) Поклажа (хранение). На хранение в Древней Индии могли отдавать разнообразные движимые вещи. Договор поклажи был безвозмездным. В случае если поклажеприниматель отказывался возвращать вещь, то он допрашивался судьей, который проверял его честность (Например: ответчику под каким-либо предлогом подкладывали золото. Если он возвращал золото, то дело его прекращалось. Если нет - считался виновным. Он был обязан вернуть золото вещь, подвергался испытаниям и наказывался). Поклажеприниматель не отвечал за сохранность вещи при форс-мажорных обстоятельствах.Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались договора:

  • заключенные пьяным, безумным или рабом;

  • заключенные вопреки обычаю или закону;

  • заключенные путем обмана.

в) Обязательства из причинения вреда. Они возникали из причинения вреда имуществу другого (пастух был обязан потерю животного, если не мог доказать, что старался предупредить потерю. За потраву он отвечал только в случае, если участок был огорожен) и из причинения вреда другому лицу (За вред, причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки тоже).


Семейное право. Правовое положение женщин зависело от формы заключения брака, но в любом случае женщина не имела полной правоспособности. По учению брахманов, женщина всегда нуждалась в опеке. В детстве она должна была подчиняться своему отцу, в молодости - своему мужу, по смерти мужа своим сыновьям. Развод допускался в исключительных случаях:

  • бесплодие супругов;

  • прелюбодеяние;

  • постыдном поведении;

  • безвестном отсутствием;

  • дурное обращение.

В случае если имелось несколько жен, старшинство в доме принадлежало жене из высшей касты. Брачный возраст для мужчины был установлен в 24 года, для женщин с 8 лет.
Наследственное правоИзвестно наследование по закону и по завещанию. По смерти отца его имущество делилось поровну между сыновьями. Старший сын получал добавочную часть в размере 1/20 имущества. Девушки устранялись от участия в разделе наследства, но братья были обязаны выделить им из своего имущества 1/4 часть. Последователь мог завещать часть имущества сыну дочери. При отсутствии детей, к наследованию призывались родственники умершего до 6-го колена.
Преступления и наказания.Право в Индии представляло собой право-привилегию. Это с особой силой проявлялось в нормах уголовного права.В уголовном праве содержались значительные пережитки первобытнообщинного строя, такие, как:

  • ответственность общины за преступления совершенные на ее территории;

  • изгнание преступника.

Праву Древней Индии были известны преступления против государства, личности, имущественные преступления и преступления против чести и другие. За государственные преступления виновные подвергались смертной казне.
Наказания.Законы Ману не содержат упоминания о кровной мести. Она была вытеснена системой наказаний и денежных взысканий, налагаемых органами государства.Основные виды наказаний:

  • тюремные заключения;

  • заковывание в кандалы;

  • разного вида телесные наказания;

  • денежные взыскания.

Эти взыскания дополнялись другими мерами воздействия.Смертная казнь применялась к государственным преступникам и к лицам, виновным в прелюбодеянии, к ворам и причинившим умышленно вред имуществу других. Видами смертной казни могли быть утопление, сажание на кол, сожжение на кровати или на костре, растаптывание слонами и др.К членовредительным наказаниям относились отрезание пальцев, рук, ног, губ. Этот вид применялся к преступникам, совершившим преступление против представителей высшей варны. Тюремное наказание применялось в сочетании с другими видами наказания, например, с конфискацией имущества. Тюрьмы строились на обозреваемом с дороги месте. Денежные взыскания назначались за небольшие проступки и преступления, и были самой распространенной формой.
Процессуальное право. В Древней Индии не было различия между гражданским и уголовным процессом. Суд не был отделен от администрации. Судебную власть осуществляли брахманы.Высшая судебная власть принадлежала царю, который разбирал дела с учеными брахманами.


3Общественный и государственный строй Древних Афин и Спарты.

Происхождение государства в Афинах

Античные государства в отличие от древневосточного достигали большого уровня развития в рамках небольших по территории городов-государств, в которых, как правило, устанавливалась республиканская форма правления.

Типичным античным государством являлись Афины. На рубеже 2-1 тысячелетия до нашей эры Афины переживали период разложения первобытнообщинного строя. Афины представляли из себя не прочный союз 4 племен (фил). В каждой филе существовал строй военной демократии, т.е. выделялось 3 органа управления:

  • Военный вождь (Базилевс), которого избирали на пожизненный срок и постепенно возникал обычай избирать его из 1 и того же знатного рода.

  • Совет старейшин (Була ), в состав которого входили главы родов.

  • Народное собрание (Агора), в котором имели право участвовать только мужчины – воины, т.о. народное собрание совпадало с военным ополчением.

Дальнейшее развитие общества зависело от того, какой центр власти станет преобладающим. Если на Др.Востоке усилилась власть военного вождя – жреца, то в античных государствах отсутствие необходимости в сильной централизации привело к образованию аристократии / демократических республик.

Происхождение государства в Афинах связывается с реформами полулегендарного Тезея.

  1. Синайкизм (объединение) – объединение 4 фил в единое общество.

  2. Создание новых надобщинных органов правления. Была создана коллегия архонтов (правителей), которые сначала избирался на пожизненный срок, потом на 10 лет, потом на 1 год, сохранив некоторые судебные и жреческие функции, вошел в состав коллегии в качестве рядового члена.

Реформы Солона. Их значение

В VII-VI вв. до н.э. в Афинах активно развивались товарно-денежные отношения, в которых втягивались все сословия, в т.ч. и геоморы. Широкое распространение получили договоры займа под залог земли (ипотека). Значительная часть рядовых афинян оказались под угрозой потери земли и долгового рабства. Афины оказались на грани гражданской войны. Для избежания этого в 594 г. до н.э. с согласия и эвпатридов и демоса был избран архонтом чрезвычайных полномочий Солон.

Солон издал следующие законы:

  1. Сисакфия (стряхивание бремени) т.е. Солон отменил все долги, запретил впредь продавать в рабство за долги и выкупил за государственный счет тех афинян, которые уже были проданы в рабство.

  2. Введение имущественного ценза.

К началу VI в. до н.э. в Афинах возникло несоответствие между законностью и богатством. Это необходимо было отразить в политике и военной организации.

Солон разделил всех афинян на 4 имущественных класса:

  • пятисотники (пентакосиомедин) – те, кто имел годовой доход больше 500 мер масла, вина, урожая.

  • Трехсотники (всадники).

  • Двухсотники.

  • Феты – меньше 200 мер.