ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.12.2019

Просмотров: 892

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Учреждение образования

«Частный институт управления и предпринимательства»



Кафедра экономики







КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине «Бизнес-план предприятия»

на тему «Расширение и модернизация производства хлебобулочных изделии ОАО «Лидский хлебозавод»








Студентка Тарасова Ольга Васильевна

Курс 6, группа 161

Факультет (отделение) экономический з/c

Специальность экономика и управление на

предприятии

Руководитель Старший преподаватель

Венгер Сергей Олегович

















Минск 2016




СОДЕРЖАНИЕ
































1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ



Открытое акционерное общество «Лидский хлебозавод» - один из лидеров по производству печенья на рынке мучных кондитерских изделий в Гродненской области.

Лидский хлебозавод обеспечивает хлебобулочной и кондитерской продукцией 130 тысяч населения города и района. В 2002 году проведена реконструкция и расширение булочного цеха. Введена в действие новая линия по производству булочных изделий, установлены печи РТ-150, ПКЭ-9, тестоделитель и другое оборудование.

В настоящее время предприятие состоит из: хлебного, булочного, кондитерского цеха, участка по производству макарон. Производится 84 наименования хлебобулочных и 31 наименование кондитерских изделий.
Предлагаемая продукция: булочки, драже, изделия для больных сахарным диабетом, изделия кондитерские мучные, лепешки, печенье, пирожные, сухарики, торты, хлеб и хлебобулочные изделия, хлебцы.

Обеспечение производства сырьём производится автомобильным и ж/д транспортом. Склад бестарного хранения вмещает в себя 330 тонн муки. Солевой бассейн рассчитан на 40 тонн соли. Все производственные процессы механизированы.

Хлебозавод обеспечивает продукцией 130 предприятий торговли, имеет свой фирменный магазин.

Коллектив предприятия постоянно стремится совершенствовать своё производство, повышать качество и расширять ассортимент реализуемой продукции, чтобы удовлетворить самые изысканные вкусы своих потребителей. Коллектив завода выпускает в сутки 28-50 тонн хлеба, 10-12 тонн булочных изделий, около 1 тонны кондитерских изделий. В данный период на заводе работает более 270 человек.

Количество и ассортимент выпускаемой хлебозаводом продукции устанавливается ежедневными заказами торговых организаций. Завозятся хлебобулочные и кондитерские изделия по графику в соответствии с площадью и размещением магазинов, их реализационной возможностью.


Для улучшения финансового состояния предприятия и более полного использования производственных мощностей, постоянно проводится работа по расширению и обновлению ассортимента выпускаемой продукции.


Предприятие имеет самостоятельный баланс, счета в т.ч. валютный и расчетный счета в банковских учреждениях, товарный знак, все печати и штампы со своим наименованием. Осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости.

Количество акционеров - 4223, в том числе 2 юридических и 4221 физических лица. По состоянию на 01.01.2014 г. размещено акций:

- Министерство экономики РБ - 69,35%;

- Фонд государственного имущества - 1,1%;

- физические лица - 29,55%.

Основным видом деятельности предприятия в соответствии с Уставом является:

- производство мучных кондитерских изделий;

- розничная торговля;

- оптовая торговля и мелкооптовая торговля;

- общественное питание;

Удельный вес производства мучных кондитерских изделий в общем объеме деятельности составляет 99,3%.

Главной целью предприятия является удовлетворение спроса потребителей и повышение конкурентоспособности продукции. Качество — важнейшее, неизменное средство достижения поставленной цели. Это подтверждается почетными дипломами и медалями, которыми награждено предприятие на выставках.

За успехи в развитии, достижение высоких и устойчивых показателей в выполнении планов, предприятие неоднократно награждалось Почетными грамотами и дипломами, выходило победителем соревнований. Продукция хлебозавода неоднократно занимала призовые места за качество и широкий ассортимент продукции.

Эффективная политика руководства, квалифицированный персонал, современные технологии и широкий ассортимент продукции, отвечающий самым взыскательным вкусам, позволяет предприятию сохранять устойчивое и стабильное положение, а также успешно и динамично развиваться и быть «Лидером» среди конкурентов [1, c.107].

На основании отчета о прибылях и убытках проведем анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Лидский хлебозавод» 2011 -2013 гг. Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Лидский хлебозавод» за 2013 – 2015 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Лидский хлебозавод» за 2013 – 2015 гг.



Показатели

2013г млн. руб.

2014г млн. руб.

2015г млн. руб.

Отклонение

Абсолютное

Темп роста, %

2014 по сравнению с 2013 г.

2015 по сравне-нию с 2014 г.

2014 по сравне-нию с 2013 г.

2015 по сравне-нию с 2014 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

6091

6807

10861

716

4054

111,8

159,6

Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг

622

637

1021

15

384

102,4

160,3

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за вычетом налогов)

5469

6170

9840

701

3670

112,8

159,5

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

4498

4991

7812

493

2821

111

156,5

Управленческие расходы

-

-

-

-

-

-

-

Расходы на реализацию

615

884

1413

269

529

143,7

159,8

Прибыль (убыток) от реализации

356

295

615

-61

320

81,9

208,5

Затраты на 1 рубль реализованной продукции, работ

0,82

0,81

0,79

-0,01

-0,02

98,8

97,5

Рентабельность

7

5

6,7

-2

1,7

71,4

134

Операционные доходы

73

42

81

-31

39

57,5

192,9

Операционные расходы

68

66

63

-2

-3

97,1

95,5

Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов

5

-24

18

-29

42

-580

175

Внереализационные доходы

3

-

13

-3

13

-

-

Внереализационные расходы

2

2

11

0

9

100

550

Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов

1

-2

2

-3

4

-300

200

Прибыль (убыток)

362

269

635

-93

366

74,3

236,1



Источник: Данные бухгалтерских балансов за 2014 - 2015 гг.


Согласно данным, представленным в таблице 1 в 2014 году по сравнению с 2013 годом, произошло увеличение выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг на 716 млн. руб., темп роста составил 111,8 %, в 2015 году по сравнению с 2014 годом произошло увеличение на 4054 млн. руб. или темп роста составил 159,6 %.

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 493 млн. руб. В 2015 году по сравнению с 2014 годом себестоимость реализованных товаров, работ, услуг увеличилась на 2821 млн. руб. темп роста составил 156,5 %.

Прибыль от реализации товаров, работ, услуг в 2014 году по сравнению с 2013 годом уменьшилась на 61 млн. руб., темп роста снизился на 18,1 %. В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдается увеличение прибыли на 320 млн. руб., что соответствует темпу 108,5 %.

Затраты на 1 рубль реализованных товаров, продукции, работ, услуг в 2013 году составили 0,82 рубля, в 2014 году 0,81 рубля, а в 2015 году 0,79 рубля. Снижение затрат на 1 рубль реализованных товаров, продукции, работ, услуг объясняется тем, что с ростом выручки от реализации продукции, работ, услуг удельный вес постоянных затрат на 1 рубль продукции снижается.

Рост объемов производства произошел за счет расширения рынков сбыта за пределы Лидского района и Гродненской области.

Определенная работа проводилась по производству упакованной и нарезной продукции, удельный вес которой составил 16,9 % к общему объему производимой продукции, произведено в 2014 году 542 тонны, за соответствующий период 2014 года 488 тонн или 16,2 %.

Плановая мощность хлебозавода в 2014 году составила 38,9 тонны в сутки по выпуску хлебобулочных изделий, в 2015 году плановая мощность составила 22,9 тонны в сутки.

Цель: Стать наиболее прибыльным предприятием в своём сегменте.

Так же целью организации нового цеха является хозяйственная деятельность, направленная на извлечения прибыли.

Стратегия: завоевания новых рынков и укрепление своих позиции.






2 ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ



Открытое акционерное общество «Лидский хлебозавод» является лидеров по производству мучных кондитерских изделий в Гродненской области. Предприятие выпускает сдобное, сахарное, затяжное, диабетическое, овсяное, глазированное печенье, а так же крекеры, кексы и вафельный лист.

Ассортиментный перечень производимой продукции:

- сдобные сорта печенья – 25 наименований;

- сахарные сорта печенья – 56 наименований;

- затяжные сорта печенья – 12 наименований;

- крекеры – 12 наименований;

- вафельный лист – 1 наименование;

- кексы – 4 наименования.

Печенье выпускается весовое и фасованное. Сдобные сорта печенья фасуются в художественно оформленные коробки и лотки. Удельный вес весового печенья в общем объеме производства составляет 55,1%, фасованного 44,9%, в т.ч. в коробках – 1,3%.


Продукция хлебозавода пользуется повышенным покупательским спросом у потребителей из-за высокого стабильного качества и доступной цены. Отличительными особенностями печенья ОАО «Лидский хлебозавод» являются: богатство рецептуры, сдобность, рассыпчатость, хрустящая структура, разнообразные натуральные добавки, содержащие витамины и минералы, отсутствие консервантов. При производстве печенья используются только натуральные ингредиенты, все этапы производственного процесса, поступающее сырье и готовая продукция проходят тщательный лабораторный контроль.

Современное оборудование ведущих европейских фирм, грамотное использование передовых технологий и опыт коллектива высококвалифицированных специалистов позволяют постоянно расширять ассортимент, радуя своих покупателей новинками [9, c.107].

Качество кондитерских изделий обеспечивается строгим входным контролем сырья, неукоснительным соблюдением технологии, лабораторным контролем в процессе производства и выходным контролем готовой продукции.

Виды деятельности Общество осуществляет на основании Устава общества и выданных государственными органами лицензий. Вся производимая продукция имеет сертификат соответствия Республики Беларусь. Номер сертификата соответствия Республики Беларусь на печенье ВУ/112 № 03.1.1. ЛЭ 4613, на крекер ВУ/112 № 03.1.1. ЛЭ 6814 . Доля сертифицированной продукции в общем объеме производства составляет 100%.

По данным официальной статистики, доля мучных кондитерских изделий отечественного производства на внутреннем рынке в период с 2010 по 2013 г. снижалась и упала с 76,9 % до 45,0 %.

В последние годы на рынке мучных кондитерских изделий Республики Беларусь усиливаются позиции иностранных производителей.

Данные об объемах импорта мучных кондитерских изделий и его доле в объеме потребления на внутреннем рынке за период с 2012 по 2015 г. приведены в таблице 2.


Таблица 2 – Данные об объемах импорта мучных кондитерских изделий



Показатель

Ед. изм.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Общий объем импорта

тыс. т

5,6

13,6

18,5

21,6

Рост импорта (к предыдущему году)

%

-

242,9

136,0

116,8

Рост импорта (к 2010 г.)

%

100

242,9

330,4

385,7


Источник: Собственная разработка



На основании таблицы 2 за период с 2012 г. по 2015 г. импорт мучных кондитерских изделий в РБ возрос в 3,8 раза.

Основным конкурентным преимуществом планируемого цеха является использование современных технологий приготовления на основе технологического и энергосберегающего оборудования [8, c.25].

Предприятие будет: обеспечивать высокую оперативность, содержать в исправном состоянии оборудование и инвентарь, создавать условия, соответствующие технике безопасности и противопожарной охране, содержать помещение в надлежащем состоянии [8 , c.29].


Перечень новой продукции, планируемой к выпуску ОАО «Лидский хлебзавод» представлен в Приложении А.




3 СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА



Анализ будущего рынка сбыта - это один из важнейших этапов подготовки бизнес-планов, требующий определённых материальных и временных затрат. Исследования показывает, что неудача большинства неудавшихся со временем коммерческих проектов, была связана именно со слабым изучением рынка и переоценкой его емкости [10, c.63].

Белорусская кондитерская промышленность представлена семью предприятиями, входящими в концерн “Белгоспищепром”, а также предприятиями и цехами коммунальной собственности и частными и иностранными собственниками.

В последние годы для белорусского кондитерского рынка характерно нарастание конкуренции, в первую очередь, со стороны ее ближайшего соседа и союзника – России. Особенностью конкурентной политики в кондитерской отрасли России является определяющая роль крупных структур в процессе концентрации производства.

Кондитерский рынок делится на две части:

- сахаристая (шоколад, конфеты, карамель, зефир, мармелад, пастила);

- мучная (печенье, вафли, вафельные торты (обычные торты, пряники и всякие восточные сладости относят к хлебобулочным изделиям)).

Доля сахаристых кондитерских изделий в последние годы составляет около 58-60%, а мучных – 40%.

На выпуске массовой продукции (овсяное печенье, пряник, соломка, сушки) специализируются хлебозаводы и кондитерские цеха, расположенные на территории РБ.

Уровень потребления всех видов кондитерских изделий в расчете на душу населения в Беларуси составляет около 11 кг. По прогнозу Министерства торговли Республики Беларусь и научно-исследовательского ГП «Потребрынок и маркетинг», спрос на кондитерские изделия будет продолжать расти. Это подтверждается динамикой роста платежеспособного спроса населения.

Наиболее популярным является сахарное/песочное печенье. Любимыми мучными кондитерскими изделиями белорусов можно считать продукцию, содержащую изюм, кокос, мед, мак, миндаль и арахис.

Основные производители кондитерской продукции в РБ и ассортимент их продукции представлены в таблице 3.1.


Таблица 3.1 – Основные производители кондитерской продукции в РБ и ассортимент их продукции



Наименование

Месторасположение

Выпускаемая продукция

предприятия

СП ОАО “Спартак”

г. Гомель

Шоколад, конфеты, карамель, сахарное и затяжное печенье, вафли

ОАО “Коммунарка”

г. Минск

Шоколад, шоколадные конфеты, карамель, ирис, пирожные, вафли

ОАО “Кондитерская фабрика “Слодыч”

г. Минск

Сахарное, сдобное, затяжное, диабетическое печенье, крекер, вафельный лист, кексы

ОАО “Красный мозырянин”

г. Наровля

Глазированные и неглазированные конфеты, зефир, драже, мармелад

ОАО “Красный пищевик”

г. Бобруйск

Драже, зефир, ирис, халва, мармелад

ОАО “Конфа”

г. Молодечно

Пряники, сдобное и овсяное печенье, драже

СП ОАО “Ивкон”

г. Ивенец

Карамель, ирис, молочные и помадные конфеты

УПП “Витьба”

г. Витебск

Сухие завтраки, печенье, вафельная продукция

ИП “Сладушка”

г. Столбцы

Шоколад, кондитерская плитка

СП “Михаэлла”

г. Минск

Экзотические фрукты в шоколаде, зефир

ООО “Белорусская кофейная компания”

г. Брест

Шоколад, торты, конфеты

ООО “Нарта”

г. Минск

Сдобное печенье

ИП “Викос – продукты питания”

г. Витебск

Пасты, глазури, наполнители

ИП “Алвеста-М”

г. Минск

Сдобное печенье

ИП “Вителла”

г. Витебск

Шоколадная глазурь