Файл: Шпоры по микроэк-ке.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1069

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако риск имеет и объективную сторону. Объективное существование риска обусловливает вероятностная сущность многих природных, соц и технологич-х процессов, многовариантность материальных и идеологических отношений, в кот вступают субъекты соц-эк жизни.

Объективность риска проявл-ся в том, что это понятие отражает реально существующие в жизни явления, процессы, стороны д-ти. Причем риск существует независимо от того, осознают ли его наличие или нет, учитывают или игнорируют его.

Субъективно-объективная природа риска опред-ся тем, что он порождается процессами, как субъективного характера, так и такими, существование кот, в конечном счете, не зависит от воли и сознания человека.

Как указывалось, существование риска непоср-но связано с наличием неопред-ти, кот неоднородна по форме проявления и по содерж-ю. В первую очередь это неопред-ть внешней среды. Внешняя среда включ в себя объективные эк, соц и политические условия, в рамках кот осущ-ся предпринимательская д-ть.

Наличие неопределённости и риска может изменить ситуацию на рынке негативным образом, как для продавца, так и для покупателя. Для примера возьмем рынок страхования. Основное его отличие заключ-ся в том, что инф-ция о кач-ве здесь находится в руках у покупателей страховых полисов. Действительно, кто больше заинтересован в страховании жизни: здоровый человек или больной? Очевидно, что огромный риск потерь почти наверняка заставит обратиться к услугам страховых компаний, прежде всего людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставит страховые компании поднять цену страховки, а она отвратит здоровых людей от страхования. Таким образом, спираль «высокая цена – опасные клиенты» усилит неблагоприятный отбор и завершится тем, что страхование станет доступно лишь по ценам максимального риска. Однако страхование таит в себе опасности и др рода.

Моральный риск повед-е индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью или даже с избытком покрыты страховой компанией.

Человек, застраховавший жизнь и имущ-во, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некот действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, кот были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от кот человек застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечестным людям за счет честных и порядочных. Это тем более относится к таким людям, кот в расчете на большую страховку сознательно идут на преступления: поджигают свой старый дом, разбивают надоевшую машину и даже убивают родственников.


Каковы меры борьбы с моральным риском? Страховые компании пытаются минимизировать моральный риск:

  1. Осуществляя более тщательный отбор кандидатов, классифицируя клиентов по группам риска (и дифференцируя страховые взносы);

  2. Не заключая договоров страхования с группами клиентов повышенного риска (наркоманами, водителями, ранее задерживавшимися за управление автомобилем в нетрезвом виде, и т. д.).

  3. Идя на частичное возмещение ущерба (т. е. разделяя с клиентом опасность морального риска).

Очевидно, что полностью устранить риск невозможно, так как нельзя устранить его осн причину возникновения – асимметрию и неполноту инф-ции. Однако риск можно знач снизить. Сущ 4 способа (метода) сниж-я риска: Диверсификацияэто метод, направленный на сниж-е риска путем распред-я его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повыш-е риска от покупки (или продажи) одного товара означ сниж-е риска от покупки (или продажи) другого товара.

Объединение риска это метод, направленный на сниж-е риска путем превращения случайных убытков в относит-но небольшие пост издержки. Он лежит в основе страхования. Болезни, стихийные бедствия, кражи и тому подобные непредвиденные обстоятельства связаны со значительными расходами. Смягчить последствия этих инцидентов помогает страхование. Люди во всем мире страхуют жизнь и имущество от непредвиденных обстоятельств.

Распределение риска это метод, при кот риск вероятного ущерба делится между участниками таким образом, что возможные потери каждого относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода фин-промышл-е группы не боятся идти на риск финансир-я крупных проектов или новых направлений НИОКР.

Поиск инф-ции также способствует сниж-ю риска. Мы уже отмечали, что большинство ошибочных решений связано с недостатком инф-ции. Получение ее может значит-но снизить величину риска. Инф-ция – редкое благо, за кот приходится платить. Поэтому, чтобы определить кол-во и цену необх инф-ции, следует сравнить ожидаемые от нее предельную выгоду (MB) и ожидаемые предельные издержки (МС), связанных с ее получением. Если ожидаемая выгода от покупки инф-ции не превышает ожидаемых предельных издержек (MB > МС), то такую инф-цию необх приобрести. Если же наоборот (MB < МС), то от покупки такой дорогой инф-ции лучше отказаться: дешевле будет сделать некот ошибки.

36. теория общественного выбора

Теория общественного выбора – это теория, изучающая разл способы и методы, посредством кот люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Эту теорию называют «новой политической экономией» так как она изучает политический механизм формир-я макроэк решений.

Основной предмет теории общественного выбора – исследование взаимозависимости политических и эк-х явлений.


Дж. Бьюкенен доказал, что принцип рац эк поведения применим не только в эк-ке, но и при исследовании политических процессов.

Это означ, что человек, занявший гос должность, не обязательно будет руководствоваться исключит-но соображениями общественного благополучия и проведением в жизнь решений, отражающих мнение всех избирателей. В реальной жизни нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой.

Так, если обычный рядовой потребитель заинтересован в максимизации полезности, бизнесмен – в максимизации прибыли, то представитель гос органов будет стремиться к максимизации своей частной выгоды. Эта выгода состоит в реализации желания быть переизбранным, получить как можно больше голосов на выборах и т. п.

В такой ситуации не всякое решение, принятое гос органами, например, законодателями, будет оптимальным с эк точки зрения. Ведь законодатели – живые люди, и в процессе принятия полит решений их частные интересы будут непременно ими учитываться.

Особенность подхода теории общественного выбора заключ-ся в том, что частный интерес рассматривается как осн побудительный мотив не только в повседневной жизни и бизнесе, но и в общественной жизни. Любое решение, принимаемое обществом, зависит от эк-х оценок голосующими своих затрат и выгод в связи с его реализацией.

Важнейшие решения, кот должны принимать правительственные организации, связаны с производством общественных благ.

Приведем пример анализа затрат и результатов проекта обеспеч-я граждан товаром коллективного пользования – дорожными знаками. В условиях прямой демократии люди могут высказать свою точку зрения и проголосовать по конкретному вопросу. Результат голосования будет зависеть от соотношения выгод и затрат:

1. Если расходы на общественные блага (в нашем примере дорожные знаки) распределяется поровну между группами людей, а выгоды делятся неравномерно, то в обществе сущ- тенденция тратить на общественные нужды меньше оптимального размера (люди проголосуют за меньшее количество знаков).

2. Если же расходы на общественные блага распред-тся поровну, то сущ- тенденция тратить на эти блага больше оптим-го р-ра (все группы людей проголосуют за большее кол-во знаков).

3. Если затраты распред-ся в той же пропорции, что и выгоды, то голосование приведет к идеальному результату. Все группы граждан будут голосовать за оптим- кол-во знаков, так как их предельные выгоды (MR) будут равны предельным затратам (МС). Но скорее не бывает, поэтому в условиях прямой демократии люди не смогут принять наилучшего решения, с точки зрения общества.

Таким образом, в условиях прямой демократии центральной фигурой при голосовании становится лицо, чьи интересы находятся в середине «шкалы интересов» общества, т. е. усредненный избиратель. Гл- недостаток прямой демократии – отсутствие у меньшинства возможности реализовать свои интересы.


Тенденция следовать интересам среднестатистического избирателя часто сдерживает принимаемые демократические решения от крайностей. Но вместе с тем эта модель не всегда гарантирует целесообразность принятых решений.

В современных странах с развитым рын хоз-вом осущ-ся практика не прямой, а представительной демократии. Все, что имеет право голоса, периодически избирают своих представителей в законодательные органы, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения, в том числе и связанные с финансированием общественных благ, предоставлением субсидий, введением таможенных тарифов и т. п.